СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста средствами пластилиновой мультипликации

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект предусматривает развитие изобразительного творчества ребенка методом активной мультипликации – создания мультфильма.

Просмотр содержимого документа
«Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста средствами пластилиновой мультипликации»


Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»















Педагогический проект



«Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста средствами пластилиновой мультипликации»














Автор - составитель:

педагог дополнительного образования,

Меркулова Оксана Александровна















Саратов – 2016

Краткая аннотация проекта.


Данный проект предусматривает развитие изобразительного творчества ребенка методом активной мультипликации – создания мультфильма.

Главная педагогическая ценность проекта заключается, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция различных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют в мультипликации на равных: рисунок, живопись, лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн.

Проект рассчитан на 1учебный год, реализуется в 3 этапа. В рамках реализации первого этапа планируются организационно-технические и мотивационно-просветительские мероприятия по изучению способов создания мультфильма с участниками проекта (дети дошкольного возраста и их родители). На втором этапе (основном) участники проекта изучают техники создания мультфильма и создают его.. Третий этап (итоговый), посвящен анализу результативности проекта, трансляция опыта работы в профессиональной среде.

Обоснование необходимости проекта

В поисках нестандартного подхода к изучению творческих возможностей ребенка в проекте используется инновационный метод - метод пластилиновой мультипликации.

Активизация познавательной деятельности учащихся к изобразительному творчеству через анимацию - это требования современного развития образования. Современные анимационные фильмы, которыми увлечены дети дошкольного возраста, позволяют оживить их фантазию, мысли на бумаге при помощи знаний изобразительного искусства. Образовательная сущность мультипликационного кино состоит в том, что язык мультфильма, освоенный в детстве, способен внести конструктивную составляющую в развитие и совершенствование мировосприятия дошкольника. Занимаясь мультипликацией, ребенок получает неограниченные возможности для воплощения своего неповторимого опыта и первых жизненных открытий и впечатлений. Для педагога это весьма существенно, так как вплотную подводит к педагогической теме.

Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали по данному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых. Особенно это касается педагогов дополнительного образования, людей, заинтересованных не только в конечном результате детского творчества, но и в проявлении и выражении творческих способностей детей.

Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с вышеперечисленным особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Тема педагогического проекта в Год российского кино особенно актуальна и своевременна. Раскрытие комплекса содержательных шагов, направленных на развитие у детей знаний истории анимации, отечественного кинематографа позволит дополнительно усилить в проекте воспитательную составляющую.

Через создание мультфильмов ребенок лучше усвоит социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре, развивая коммуникативные навыки, при работе в команде, высказывая свое мнение.

Компактность, мобильность данного метода, его доступность позволяет использовать его дома родителями, что безусловно нельзя не оценить, так же, как и использование свободных пространств небольших помещений.

Объект проекта: инновационный образовательный процесс в творческом объединении «Волшебная кисть».

Предмет проекта: творческий потенциал учащегося, приобретенный в процессе создания собственного мультфильма.

Цель проекта: развитие творческого потенциала ребёнка в процессе создания собственного мультфильма. 

Задачи:

1.Образовательные: 

-обучить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов;

- расширить знания в живописи, графике и прикладном творчестве.

2Развивающие:

-способствовать развитию творческих, индивидуальных способностей в изобразительной деятельности;

-способствовать формированию устойчивой мотивации дошкольников к художественной деятельности;

-развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение.

3.Воспитательные:

-воспитывать нравственные качества, эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира;

-воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

Сроки реализации: 1 учебный год.  

Участники проекта: 20 детей дошкольного возраста и их родители творческого объединения «Волшебная кисть».

Необходимые материалы:

Оборудование.

1. Цифровой фотоаппарат.

2. Штатив.

3. Стол со стеклами. Изготавливается самостоятельно (на столе закрепляются несколько стекол формата А2 или более, друг над другом, с расстоянием между ними около 15 см (чтобы свободно проходила рука).

4. Компьютер.

5. Программа для монтажа.

6. Диктофон.

7. Осветительные приборы.

8. Расходный материал: краски гуашевые, карандаши цветные, пластилин, цветная и белая бумага, цветной и белый картон, крупы (для сыпучей анимации и др. (по количеству детей, родителей).

Предполагаемый продукт проекта: 20 мини-мультфильмов, созданных при помощи пластилина участниками проекта, открытое занятие творческого объединения «Волшебная кисть» - «Путешествие в страну мультляндию», разработанные методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по ознакомлению детей и родителей с методом мультипликации; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Анимация в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования»; разработанные рекомендации для родителей.

Содержание проекта

Проект реализуется в 3 этапа.

Первый этап- подготовительный (сентябрь - октябрь 2016 года).

-организация мотивационно-просветительских занятий с детьми по реализации проекта;

-просветительская деятельность с родителями по мультипликации с детьми;

-представление наглядного материала для родителей по теме «Мультипликация с детьми»;

-планирование и систематизация теоретического материала для организации работы с детьми;

-оборудование рабочего места;

-создание материально-технических условий для реализации проекта;

-проведение пилотных (пробных) занятий с детьми и родителями.

Второй этап – основной (октябрь - апрель 2016 года).

Работа на данном этапе осуществляется в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями, оснащение развивающей предметно-пространственной среды.

Для создания мультфильмов в проекте используются несколько техник:

1. Перекладка (плоские персонажи передвигаются на анимационном станке).

2.Оживающий фон (рисование красками на мокрой бумаге, рисование карандашами, фломастерами, использование рваной бумаги и т.д.).

3.Сыпучая анимация (использование сыпучих материалов — манка, сахар, гречка, горох, можно использовать песок и др.).

4.Объемная пластилиновая анимация (персонажи делаются объемными, их можно поворачивать на 360 градусов, при учете, что данный вид анимации сложен для дошкольников занятия проводятся совместно с родителями).

Дети непосредственно участвуют в создании сюжета, его инсценировке и озвучивании готового мультфильма. Задача педагога выслушать детей, их предложения по развитию сюжета и составить логический сценарий будущего мультфильма. Можно выделить следующие этапы мультипликации: разработка сюжета, подбор необходимого материала, изготовление декораций, персонажей, создание мини-мультфильмов в различной технике, наложение звука, просмотр готового мультфильма.

Прогнозируемые результаты:

- приобретение теоретических знаний и освоение способов деятельности по созданию анимационных фильмов;

- расширение кругозора в области изобразительного искусства;

- развитие познавательных процессов, личностных качеств учащихся;

- воспитание личности, способной к саморазвитию.

Устойчивость проекта

Перспектива развития данного проекта состоит в дальнейшей активизации всех участников образовательных отношений при создании мультфильмов, их озвучивание детьми и взрослыми, создание шумовых эффектов и музыкальных композиций, доступных дошкольникам.


Список литературы:

1.Дронов В. MacromediaFlashMX — «БХВ — Петербург, 2003.

2.Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. — М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001.

3.Киркпатрик Г., Питии К. Мультипликация во Flash. – М.: НТ Пресс, 2006.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2004.

4.Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильмы руками детей: книга для учителя. – М., 1990.

5.Маэстри Дж. Секреты анимации персонажей. - СПб. Питер, 2002.

6.Сотворение фильма, или Несколько интервью по служебным вопросам. Сост. Н.Я. Венжер. - М.: Союз кинематографистов СССР.

7.Смолянов Г.Г. анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме: Учебное пособие. - М.: ВГИК, 2005.

8.Тверезовский Д.И. MacromediaFlashMX 2004. – М.: Вильямс, 2006.

9.Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере, самоучитель для детей и родителей. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.




ПРИЛОЖЕНИЕ.

Процесс создания пластилинового мультфильма «Сказка о маленьком мышонке» в различных видах детской деятельности.

Восприятие художественной литературы и фольклора

-Чтение сказки С.Я. Маршака «О глупом мышонке».

-Разучивание сказки по ролям.

-Загадывание загадок по тексту сказки.

Изобразительная деятельность

Рисование «Комната мышонка», «Домик мышонка»,«Оживи героя цветом», «Дорисуй сказку».

Лепка «Декорации: лесная лужайка».

Тестопластика «Стряпаем героев».

Цель: развитие мелкой моторики и координации руки в целом, развитию творчества, фантазии и эстетического вкуса.

Задачи:

-стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности детей;

-воспитание интереса к изобразительной деятельности;

-совершенствование умения работать в командах.

Предварительная работа: Рассматриваем героев сказки «Глупый мышонок».

Материал: разрезные картинки с изображение персонажей сказки, солёное тесто, подносы для готовых изделий.

Ход: Дети подходят к столу, берут часть от картинки с изображением героя, составляют картинку (объединение на команды). Каждая команда лепит героя, участники договариваются кто какую деталь лепит.

Музыкальная деятельность

-Прослушивание и исполнение колыбельных.

-Игра «Кошки-мышки» с музыкальным сопровождением (колокольчики).

-Слушание музыкальной версии сказки «О глупом мышонке».

-Музыкальная игра «Эхо».

Цель: развивать умение подражать голосам героев.

Ход: Ребёнок поёт голосом мамы-мышки громко, остальные дети – эхо, тихо повторяют (пою), и наоборот.

Конструирование из разного материала

Конструирование «Лесная опушка», «Кроватка для мышонка» (из дерева).

Конструирование «Домик мышонка и мышки»

Цель: создание картонного домика. Задачи: 1) воспитывать отзывчивость, умение прийти на помощь; 2) развивать фантазию, воображение; 3) совершенствования умения договориться, работа в командах.

Предварительная работа: беседы на тему из чего состоит комната.

Материал: ножницы, коробка, конструктор, деревянные палочки (шпатели медицинские), клей, гуашь.

Ход: Ситуативный разговор: мышонок и мышка грустят из-за того, что у них нет домика, им негде принимать гостей. Чем мы можем помочь? Дети предлагают свою помощь в постройке. Работа в командам, выбор материала по желанию.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра (использование костюмов).

Коммуникативная деятельность

Беседа «О мышонке»

Цель: воспитание нравственных качеств.

Содержание: поступок мышонка, отношение его к своей маме мышке, качества мышонка.

Ситуативный разговор «Кошка и мышонок», «Мама мышка».


Создание анимационного пластилинового фильма предполагает наличие следующих этапов:

1.Определение общей идеи мультфильма. В начале каждой темы проводится вводное занятие, на котором дети обсуждают сценарий будущего фильма. Тема, сюжет могут быть предложены как педагогом, так и детьми. Для создания сюжетов ребенку необходимо приобретать знания о входящих в них предметах и явлениях – это способствует развитию познавательных компетенций.

Все мультфильмы, создаваемые в студии, можно условно разделить на 4 группы:

-экранизация известных произведений;

-ремейк (обновление, новая версия) мультфильмов;

- «Старая сказка на новый лад» – переделки известных сказок;

-фильмы, снятые по сюжетам, придуманными детьми.

2.Разработка сценария мультфильма. Обсуждение сюжета будущего мультфильма, раскадровка. Придумывание сценария – это развитие речевого творчества, связной речи, воплощение задуманного – это развитие планирующей деятельности дошкольников. В ходе совместной работы над мультфильмом дети рассуждают о последовательности действий, характере каждого героя, его образе, придумывают диалоги между персонажами. В процессе выстраивания последовательности событий и необходимых действий развивается логика, целеполагание, планирование. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства.

3.Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма. Данному этапу отводится много времени. Дети распределяют, каких персонажей будет каждый лепить. При изготовлении героев дети осваивают или закрепляют различные способы (скульптурный, конструктивный или комбинированный) и приемы лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, скручивание и т.д.). Изготавливая декорации, дети осваивают новый вид продуктивной деятельности – пластилинографию. В процессе совместной продуктивной деятельности мы проговариваем с детьми сценарий, разучиваем этюды, учимся с помощью голоса показывать настроение и характер героев.

4.Покадровая съёмка мультфильма. Очень кропотливый этап работы. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра, делать множество кадров, не смещая фотоаппарат с установленной точки.

5.Монтаж. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы. Все части мультфильма монтирую я сама с использованием специальных программ. Данный этап проводится без участия детей. Но в дальнейшем, я планирую, что дети будут участвовать в монтаже.

6.Озвучивание фильма. Вместе с детьми подбираем музыку, шумовые эффекты, распределяем роли и озвучиваем мультфильм. При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальной композиции, природе звука, музыкальных инструментах. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывается выразительность речи, темп и тембр голоса. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и настроение героев.

Окончательный монтаж мультфильма в компьютерной программе Adobe After Effects.

Совместный просмотр и презентация другим учащимся объединений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!