СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие зрительных дифференцировок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие зрительной памяти и зрительно-пространственного гнозиса1. Запомните последовательность цветных карандашей (сначала 4, затем добавляя по 1 карандашу).

  1. Игра «Муха».

Просмотр содержимого документа
«Развитие зрительных дифференцировок»

Логопедическая тема: Развитие зрительных дифференцировок на материале букв и — у

Лексическая тема: Русское народное творчество

Грамматическая тема: Непроизносимые согласные в корне слова Цели:

  1. развитие зрительной памяти, зрительно пространственной

ориентировки

  1. закрепления словаря по теме «русское народное творчество»

  2. дифференциация звуков и — у и соответствующих букв

  3. формирование синтагматических связей слов

  4. развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза Оборудование: картинки, дидактический материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

П. Развитие зрительной памяти и зрительно-пространственного гнозиса1. Запомните последовательность цветных карандашей (сначала 4, затем добавляя по 1 карандашу).

  1. Игра «Муха».

Демонстрируется игровое девятиклеточное поле, в центре которого «дрессированная муха». Это поле не убирается, «дрессированная муха» передвигается лишь в воображении игроков. Команды (Верх! Вниз! Вправо! Влево!) подаются по очереди. Играющие следя медленно за перемещением мухи, не должны допустить ее выхода за пределы поля. Допустил ошибку выходишь из игры.

З. Игра «Картина»

Предлагается рассмотреть репродукцию (большого формата) с точки зрения пространственного расположения изображенного. Анализируется расположение с помощью вопросов и заданий: назови, что находится в левом углу, справа от ..., слева от ..., между ... и в правом нижнем углу и т.д.

Ш. Сообщение логопедической темы

- Мы сейчас играли в игры «Муха» и «Картина». А какая общая гласная в этих двух словах? (А). Какие разные гласные, какими гласными звуками отличаются эти слова? (И — У), В слове МУХА между какими согласными находится звук У? В слове КАРТИНА между какими согласными находится звук И?



- Сегодня мы будем дифференцировать звуки и буквы И У, определять их место в словах.

IV. Уточнение связи звука и буквы,

  1. Сравнение по артикуляции звуков И -- У.

  2. Сравнение по звучанию этих звуков.

З. Демонстрация письменных строчных букв и у.

  1. Произнесение и письмо в воздухе карандашом.

  2. Сравнение букв И— У по начертанию:

а) определение элементов каждой буквы: и --

б) определение сходства

в) определение различия

  1. Связь с небуквенным изображением.

  2. Закрепление за буквами:

а) цвета

б) символа

V. Конструктивная и реконструктивная деятельность.

  1. а) Сложить буквы из элементов (из проволоки)

б) сложить буквы из мозаики: И — синего цвета, У — красного цвета.

  1. Отбросить лишние элементы.

а)

1 2 3 4 5 6 7

- Какие элементы нужны для буквы И? - Какие элементы нужны для буквы У?

б) Отгадать: Ш? Ц?

АЛ. Развитие буквенного гнозиса.

  1. На доске даны буквы в различном расположении. Детям дается задание узнать эти буквы:

а) обведите правильно написанные буквы (И — синим мелом, У — красным мелом)

б) допишите мелом определенного цвета недостающие элементы букв

в) сотрите неправильно написанные буквы

  1. Работа по индивидуальным карточкам. У каждого ребенка карточка:

Предлагается задание: обвести соответствующим цветом И и У




VlI. Сообщение лексической темы Расшифровать слово: . О .. О . И . Л из букв слова ПОСЛОВИЦЛ составить новые слова (ЛИЦО, ЛОВИ, ПОЛИВ, ОСЛИЦА, СЛОВА, ПОЛОВИЦА и др.)

  • Назовите слова, в которых есть звук И. Запишите их.

  • Что такое пословица?

Русские пословицы, поговорки, считалки, небылицы, загадки, шарады, сочиненные народом, всякая словесная игра помогает нам лучше узнать свой язык и его законы. Сегодня все упражнения мы проведем на материале народного творчества.

МП. Работа в тетрадях. Расшифруйте символы.

  1. пишите И, пишите У:

  2. Зашифруйте слово слогом, в котором есть буквы И или У.

Речевой материал: игры, поговорки, небылицы, стихотворения, русский, рифма, учить (ИГ-, -КИ и т.д.)

З. Игра «Не перепутай ведра».

- Зачерпните воды из колодца, выбрав ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем, которые написаны на срубе.

4. Игра «Метаграмма»

- Замените в слове одну букву другой, получите новое слово.

Меня найдешь на дереве, Но птицей стать я захотел На клумбе и на грядке, И мне не надо буквы Л.

В журнале и в альбоме, Мне А в начале напиши,

И в книге, и в тетрадке. (ЛИСТ) И как зовут меня — реши. (АИСТ) - Какое место звука И в этих словах? Между какими звуками И в слове ЛИСТ, АИСТ?

5. Анаграммы.

Инструкция: напишите в тетради буквы И, Л, П, А.

- Послушайте, что это?

Легко дышать в моей тени.

Меня ты летом часто хвалишь. Напишите слово — отгадку. (ЛИПА)


Но буквы переставь мои

И целый лес ты мной свалишь. Напишите слово — отгадку. (ПИЛА) - Замените букву И в этих словах на другие буквы. Какие слова получатся?

(ПЕЛА, ЛУПА)

6. Игра «Найди друзей слов».

У каждого из детей карточка со словами, близкими по значению, написанными в 2 столбика.

1) Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Стрелкой соедините слова,

близкие по значению.

РЕЗ НКЛ ПРЕД_ПРЕД_ТЕЛЬНЫЙ

ПР ЯТЕЛЬ пр ЛЕЖНЫЙ

Р С НОК СТАЛ

СПЕХ ДОСТ ЖЕНИЕ СЛ ЧАЙ ПАХ Ч Й чт вый ТОВАР Щ

СЕРДНЫЙ ПРО СШЕСТВ Е д_шистый ЛАСТ К

По ходу выполнения работы логопед задает вопросы:

А) назовите пару слов Б) какие буквы ты вставил В) почему после ... написал ...?

- Прочитайте пары слов.

2) Расшифровка пословиц.

На доске зашифрованы пословицы.

  • Прочитайте пословицу.

  • Назовите слова, близкие по значению.

  • Запишите пословицы по памяти в тетрадь.

  • Объясните смысл этих пословиц.

  • Какая буква спрятана в первую пословицу?

  • Какая буква спрятана во вторую пословицу?

  • Обведите эти буквы (дети обводят буквы в воздухе карандашом; вызванный к доске ученик обводит цветным мелом).

7. На доске запись:

1) - свет, а - тьма.

Не бойся врага , а бойся друга

Какие слова, противоположные по значению, я пропустила? (ученье неученье, умного -- глупого)

Предложения записываются в тетрадях и на доске,


2) Тренировочные упражнения в правописании слов с непроизносимыми

согласными

А) - как вы понимаете пословицу «И дурак праздники знает, да будни не помнит»?

Какие слова в пословице являются противоположными по значению? (БУДНИ -- ПРАЗДНИКИ)

  • Какое из этих слов подходит к схеме, где букв больше, чем звуков?

Почему? (В этом слове есть непроизносимая согласная)

  • Какое правило надо знать, чтобы не допустить ошибку на письме?

Б) —запишите слова, противоположные по значению тем, которые я произнесу. Условие: эти слова должны быть с непроизносимыми

согласными в корне.

БУДИ - ...., ПИСЬМЕННЫЙ - ВЕСЕЛЫЙ- ДО СВИДАНИЯ НЕВЕЗУЧИЙ -

В словах с непроизносимыми согласными букв пишем больше, чем произносим звуков.

Разделите страницу в тетради и доску на две части. С одной стороны запишем слова, в которых букв столько же, сколько звуков, с другой — слова, в которых букв больше, чем звуков.

логопед диктует слова: ВКУСНЫЙ, МЕСТНОСТЬ, ЗВЕЗДНЫЙ, ЧУДЕСНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ, ПРЕЛЕСТНЫЫЙ, ИЗВЕСТНОСТНЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ, НЕНАСТНЫЙ. В) Игра «не подведи».

Ученики получают по две карточки с написанными словами. Они должны их продиктовать тому, кто работает у доски.

- А теперь из записанных слов прочитайте те, в которых есть буква И, буква

8. Расшифровка пословиц и объяснение их смысла.

Игра «Кто быстрее?»

У учеников карты с зашифрованными пословицами. Разгадав пословицу, дети должны записать ее на обратной стороне карты, выделяя буквы И, У.

Варианты карты:

  1. Захудыесловаслетитголова

  2. охуеохулгмаволсмыпулГ Пословицы:

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Не узнавай друга в З дня, а узнай в З года.

Умелые руки не знают скуки.

Рано не встал — потерял день, в детстве не учился - потерял жизнь. Правду погубишь и сам пропадешь.

Молоденький умок старым умом крепится.

Друга за деньги не купишь.

Изжил нужду, забыл и дружбу. 10 Разгадывание ребуса.


  • Разгадай ребус, прочтешь пословицу. (Хорошую речь хорошо слушать).

№'ать

  • Как вы понимаете эту пословицу?

  • Назовите слова в этой пословице со звуком У или И. Запишите пословицу.

Ж. Подведение итога занятия. Анализ участия детей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!