СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие умений работать с информацией. Литературное чтение, 3 класс, 1 часть

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате знакомства с данными произведениями учащиеся приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут:

осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию,

систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее

научатся дополнять готовые информационные объекты (тексты), создавать свои собственные

овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм).

смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие умений работать с информацией. Литературное чтение, 3 класс, 1 часть»

Развитие умений работать с информацией.

Литературное чтение, 3 класс, 1 часть.

В предложенном фрагменте представлены два произведения: "Дом, который построил Джек" в переводе С. Маршака и "Убежало молоко" М. Бородицкой, они объединены одной темой. Для работы с этими произведениями предложены вопросы и задания, помеченные знаками, которые помогают в работе с учебником. Третье произведение, помещённое в предложенном фрагменте – скандинавский миф, который уводит читателя в древние времена и позволяет учащимся приобрести навыки работы с информацией.

Учащимся предстоит работа с разными по жанру текстами. В процессе выполнения заданий ребята смогут воспользоваться разными источниками информации.

Анализ заданий в предложенном фрагменте позволяет сделать следующие выводы:

В результате знакомства с данными произведениями учащиеся приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут:

осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию,

систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее

научатся дополнять готовые информационные объекты (тексты), создавать свои собственные

овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм).

смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

Анализируя задания, хотелось бы рассмотреть следующее:

1. Ориентирование в информации. Знаки. Интерпретация знаков, символов.

В учебнике предложена система знаков. Не читая задания, учащиеся могут определить характер задания: ответить на вопрос, выполнить творческое задание, сформулировать и соотнести вывод, прочитать важную информацию, поработать, обсудить в парах, осуществить поиск информации, организовать групповую работу и исследовательскую деятельность, заглянуть в словарик.

2. Информация, предложенная в разных форматах: рисунки, схемы, иллюстрации.

На страницах фрагмента в предложенном произведении помещены рисунки и стрелки, которые позволяют преобразовать, соотнести и выстроить последовательную цепочку сюжета, таблица контрастных понятий, которая позволяет подобрать и дополнить её собственными примерами.

3. Анализ вопросов и заданий.

вопросы и задания учебника

навыки работы с информацией

1.

Какой из малых жанров фольклора вспоминается, когда учишься выразительно читать эту песенку, похожую на сказку-цепочку? Почему?

-восприятие на слух

-понимание

-осознанное чтение

-использование ранее полученной информации

-


Какие две строчки повторяются чаще всего и сразу запоминаются?

_ Сравни длину цепочки в первом и последнем эпизоде. Перечисли все элементы

получившейся цепочки.

_ Можно ли поменять местами какие-либо

звенья получившейся цепочки? А исключить совсем?

-работа с текстом, вычленение основных событий

-поиск информации, поисковое выборочное чтение

-анализ, сопоставление, выделение общего смысла

-осознание цели перечитывания текста

- определение места, установление последовательности и смысла


Какие элементы сюжета показались тебе неожиданными? Может быть, удивили

некоторые отношения между звеньями цепочки?

-оценка содержания, сюжета

-анализ и обобщение полученной информации

-интеграция

-формулирование своего мнения

-выявление противоречивой информации


Как тебе кажется, эта песенка серьёзная

или смешная? Есть ли в ней элементы

игры? Продолжи игру, додумай цепочку.

-оценка текста, языковых особенностей

-создание собственного текста по аналогии, алгоритму

-обогащение чувственного опыта


Писатели и поэты часто используют приёмы

устного народного творчества, чтобы поиграть

с читателем. С помощью цепочки современный поэт незначительную ситуацию может

изобразить необычно и смешно.

-осознание важной информации

-формулирование вывода

-соотнесение своего мнения с выводом в учебнике

-идентификация и рефлексия с тем, что я знаю, узнал

2.

Сколько элементов в этой цепочке? Какие

эпизоды тебе больше всего понравились?

-нахождение элементов, определение количества

-оценка эпизодов

-выборочное чтение


Можно ли назвать эту цепочку накопительной? Припомните примеры народных и

авторских сказок и стихов, построенных по

принципу накопления. В каких случаях накопление завершается «весёлой катастрофой»?

-определение приёма, соотнесение полученной информации

-обобщение информации, передача важной информации собеседнику

-участие в диалоге

-использование полученного опыта

-прогнозирование ситуации на основе полученной и обобщённой информации


Придумайте примеры накопления предметов, героев, событий из своей повседневной

жизни. Постройте их в цепочку по возрастанию или убыванию.

-выделение и соотнесение информации из окружающей действительности

-применение собственного опыта

-систематизация и фиксация информации

-упорядочивание частей, элементов


Случалось тебе видеть, как убегает молоко?

Привычная в жизни игра слов – «молоко

убегает» – ожила в поэтическом образе.

Оживи образ в сочинении: «Стоит жара...»,

«Температура падает...», «Снег идёт…».

-соотнесение полученной информации с собственным опытом

-интерпретация

-создание своего образа в связном высказывании (сочинении)

3.

Машина времени вновь переносит нас в древние времена.

Одним из самых важных элементов мирового порядка, основой и центром мира

древний человек считал Мировое дерево.

Дерево стоит в центре земли и соединяет три

части мира. Корни дерева уходят в подземное

царство, ствол находится в мире людей, а крона

устремлена в мир небесный. На кроне дерева

живут птицы, у ствола – животные, у корней –

змеи, ящерицы, мыши и прочие обитатели подземного мира. Справа от дерева и наверху расположились хорошие предметы и существа,

а слева и внизу – дурные, злые.

-восприятие и понимание различных видов информации (статьи)

-ориентирование в словаре, уточнение понятия

-составление глоссария

-приобретение читательского опыта

-использование разных видов чтения (ознакомительное)


Вспомните, в каких произведениях вам уже

встречался образ волшебного дерева.

-передача информации собеседнику

-применение


Почему мы говорим «правое дело» в смысле «хорошее, правильное»? Чем «левое дело» хуже правого? Рассмотрите это выражение с точки зрения фольклора.

-интерпретация

-составление собственного высказывания

-объяснение смысловых связей

-ориентация в словаре


Дополните столбики контрастными понятиями: весна – осень, юг – север, запад – восток, враг – друг, счастье – несчастье, чётный – нечётный, цветной – чёрно-белый.

-определение понятий

-понимание принципа построения пар

-применение полученной информации

-составление собственного текста


Рассмотрите в Картинной галерее в конце

учебника изображение Мирового дерева

скандинавской* мифологии – исполинского

Ясеня Иггдрасиля и верховного скандинавского бога грозного Одина.

Прочитай, как в скандинавских мифах описывается устройство мира.

-получение информации при работе с изображением (картиной), рассматривание

-составление словаря понятий, работа над пониманием терминов

-осознанное чтение


Можно ли сказать, что животные, окружающие Мировое дерево, – обычные?

У разных народов были свои священные деревья. Например, древние скандинавы поклонялись ясеню и ольхе, древние славяне – дубу.

-сообщение, обмен мнениями в группе

-интерпретация и обобщение информации

-работа с несколькими источниками информации

-уточнение информации

-проверка информации

Таким образом, сделаем вывод: методическая система, заложенная в учебниках, опирается на концепцию развивающего обучения, разработанную академиком Л.В. Занковым. Она предполагает оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование его готовности к жизни в условиях современного демократического, поликультурного, информационного общества.

УМК системы Л.В. Занкова обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в полном соответствии с требованиями Стандарта. Учащиеся гарантированно приобретут первичные навыки работы с информацией. У них будет возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения на основе полученной информации, принимать ее или подвергать сомнению, перепроверке.

https://docs.google.com/document/d/14RuRgwOH-G058_fyfJc36xbkPrSRxq9GQiRuoPk4fYc/edit?usp=sharing



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!