Развитие умений работать с информацией.
Литературное чтение, 3 класс, 1 часть.
В предложенном фрагменте представлены два произведения: "Дом, который построил Джек" в переводе С. Маршака и "Убежало молоко" М. Бородицкой, они объединены одной темой. Для работы с этими произведениями предложены вопросы и задания, помеченные знаками, которые помогают в работе с учебником. Третье произведение, помещённое в предложенном фрагменте – скандинавский миф, который уводит читателя в древние времена и позволяет учащимся приобрести навыки работы с информацией.
Учащимся предстоит работа с разными по жанру текстами. В процессе выполнения заданий ребята смогут воспользоваться разными источниками информации.
Анализ заданий в предложенном фрагменте позволяет сделать следующие выводы:
В результате знакомства с данными произведениями учащиеся приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут:
осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию,
систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее
научатся дополнять готовые информационные объекты (тексты), создавать свои собственные
овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм).
смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.
Анализируя задания, хотелось бы рассмотреть следующее:
1. Ориентирование в информации. Знаки. Интерпретация знаков, символов.
В учебнике предложена система знаков. Не читая задания, учащиеся могут определить характер задания: ответить на вопрос, выполнить творческое задание, сформулировать и соотнести вывод, прочитать важную информацию, поработать, обсудить в парах, осуществить поиск информации, организовать групповую работу и исследовательскую деятельность, заглянуть в словарик.
2. Информация, предложенная в разных форматах: рисунки, схемы, иллюстрации.
На страницах фрагмента в предложенном произведении помещены рисунки и стрелки, которые позволяют преобразовать, соотнести и выстроить последовательную цепочку сюжета, таблица контрастных понятий, которая позволяет подобрать и дополнить её собственными примерами.
3. Анализ вопросов и заданий.
| вопросы и задания учебника | навыки работы с информацией |
1. | Какой из малых жанров фольклора вспоминается, когда учишься выразительно читать эту песенку, похожую на сказку-цепочку? Почему? | -восприятие на слух -понимание -осознанное чтение -использование ранее полученной информации - |
| Какие две строчки повторяются чаще всего и сразу запоминаются? _ Сравни длину цепочки в первом и последнем эпизоде. Перечисли все элементы получившейся цепочки. _ Можно ли поменять местами какие-либо звенья получившейся цепочки? А исключить совсем? | -работа с текстом, вычленение основных событий -поиск информации, поисковое выборочное чтение -анализ, сопоставление, выделение общего смысла -осознание цели перечитывания текста - определение места, установление последовательности и смысла |
| Какие элементы сюжета показались тебе неожиданными? Может быть, удивили некоторые отношения между звеньями цепочки? | -оценка содержания, сюжета -анализ и обобщение полученной информации -интеграция -формулирование своего мнения -выявление противоречивой информации |
| Как тебе кажется, эта песенка серьёзная или смешная? Есть ли в ней элементы игры? Продолжи игру, додумай цепочку. | -оценка текста, языковых особенностей -создание собственного текста по аналогии, алгоритму -обогащение чувственного опыта |
| Писатели и поэты часто используют приёмы устного народного творчества, чтобы поиграть с читателем. С помощью цепочки современный поэт незначительную ситуацию может изобразить необычно и смешно. | -осознание важной информации -формулирование вывода -соотнесение своего мнения с выводом в учебнике -идентификация и рефлексия с тем, что я знаю, узнал |
2. | Сколько элементов в этой цепочке? Какие эпизоды тебе больше всего понравились? | -нахождение элементов, определение количества -оценка эпизодов -выборочное чтение |
| Можно ли назвать эту цепочку накопительной? Припомните примеры народных и авторских сказок и стихов, построенных по принципу накопления. В каких случаях накопление завершается «весёлой катастрофой»? | -определение приёма, соотнесение полученной информации -обобщение информации, передача важной информации собеседнику -участие в диалоге -использование полученного опыта -прогнозирование ситуации на основе полученной и обобщённой информации |
| Придумайте примеры накопления предметов, героев, событий из своей повседневной жизни. Постройте их в цепочку по возрастанию или убыванию. | -выделение и соотнесение информации из окружающей действительности -применение собственного опыта -систематизация и фиксация информации -упорядочивание частей, элементов |
| Случалось тебе видеть, как убегает молоко? Привычная в жизни игра слов – «молоко убегает» – ожила в поэтическом образе. Оживи образ в сочинении: «Стоит жара...», «Температура падает...», «Снег идёт…». | -соотнесение полученной информации с собственным опытом -интерпретация -создание своего образа в связном высказывании (сочинении) |
3. | Машина времени вновь переносит нас в древние времена. Одним из самых важных элементов мирового порядка, основой и центром мира древний человек считал Мировое дерево. Дерево стоит в центре земли и соединяет три части мира. Корни дерева уходят в подземное царство, ствол находится в мире людей, а крона устремлена в мир небесный. На кроне дерева живут птицы, у ствола – животные, у корней – змеи, ящерицы, мыши и прочие обитатели подземного мира. Справа от дерева и наверху расположились хорошие предметы и существа, а слева и внизу – дурные, злые. | -восприятие и понимание различных видов информации (статьи) -ориентирование в словаре, уточнение понятия -составление глоссария -приобретение читательского опыта -использование разных видов чтения (ознакомительное) |
| Вспомните, в каких произведениях вам уже встречался образ волшебного дерева. | -передача информации собеседнику -применение |
| Почему мы говорим «правое дело» в смысле «хорошее, правильное»? Чем «левое дело» хуже правого? Рассмотрите это выражение с точки зрения фольклора. | -интерпретация -составление собственного высказывания -объяснение смысловых связей -ориентация в словаре |
| Дополните столбики контрастными понятиями: весна – осень, юг – север, запад – восток, враг – друг, счастье – несчастье, чётный – нечётный, цветной – чёрно-белый. | -определение понятий -понимание принципа построения пар -применение полученной информации -составление собственного текста |
| Рассмотрите в Картинной галерее в конце учебника изображение Мирового дерева скандинавской* мифологии – исполинского Ясеня Иггдрасиля и верховного скандинавского бога грозного Одина. Прочитай, как в скандинавских мифах описывается устройство мира. | -получение информации при работе с изображением (картиной), рассматривание -составление словаря понятий, работа над пониманием терминов -осознанное чтение |
| Можно ли сказать, что животные, окружающие Мировое дерево, – обычные? У разных народов были свои священные деревья. Например, древние скандинавы поклонялись ясеню и ольхе, древние славяне – дубу. | -сообщение, обмен мнениями в группе -интерпретация и обобщение информации -работа с несколькими источниками информации -уточнение информации -проверка информации |
Таким образом, сделаем вывод: методическая система, заложенная в учебниках, опирается на концепцию развивающего обучения, разработанную академиком Л.В. Занковым. Она предполагает оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование его готовности к жизни в условиях современного демократического, поликультурного, информационного общества.
УМК системы Л.В. Занкова обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в полном соответствии с требованиями Стандарта. Учащиеся гарантированно приобретут первичные навыки работы с информацией. У них будет возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения на основе полученной информации, принимать ее или подвергать сомнению, перепроверке.
https://docs.google.com/document/d/14RuRgwOH-G058_fyfJc36xbkPrSRxq9GQiRuoPk4fYc/edit?usp=sharing