СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие у младших школьников волевых качеств личности на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие у младших школьников волевых качеств личности на уроках физической культуры»















Статья

РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гутова Оксана Михайловна
учитель физической культуры

МАОУ «СОШ № 8»

г Златоуст





Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема развития у младших школьников волевых качеств личности на уроках физической культуры является актуальной, так как воспитание волевых качеств личности юного поколения является важным во все времена. Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания.

В результате воспитания и обучения, волевые качества личности формируются и развиваются в процессе жизни.

Прогрессивной педагогикой и психологией, было давно доказано, что в структуре личности одним из главных свойств являются волевые качества личности.

Физическая культура и спорт выступают, как мощное средство социального становления личности школьников, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание – важнейшим средством разностороннего развития личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает овладение школьниками, с одной стороны, основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, а с другой – формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер школьника, его эстетических представлений и потребностей. В процессе воспитания волевых качеств на уроках физкультуры основную роль играет преодоление постепенно возрастающих трудностей в тренировочных занятиях и соревнованиях. Это заставляет проявлять настойчивость, упорство, целеустремленность, волю к победе, создает уверенность в своих силах.

Волевые качества проявляются в строгом соблюдении режима, в регулярном выполнении утренней зарядки, аккуратном посещении занятий, самостоятельном выполнении заданий учителя, в преодолении трудностей, возникающих на уроках и соревнованиях.

Значительный вклад в исследование внесли психологи старшего поколения, такие как: Б. Г. Ананьев [2], Л И. Божович [12], А. В. Веденов [13], Н. Ф. Добрынин [20], С. Л. Рубинштейн [49], П. А. Рудик [50], Б. М. Теплов [53] и др., интересовала проблема воли школьника. Позднее исследованием волевых процессов в школьном возрасте, в связи с другими проблемами, занимались такие исследователи как А. Г. Ковалев [25], В. А. Крутецкий [29], В. Н. Гарейда [17], С. С. Александрова [1], С. П. Колосова [27] и др.

В различных видах деятельности учащихся выяснены такие вопросы формирования воли как: психологии воспитания и самовоспитания воли школьников, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью.

В настоящее время и в нашей стране ведутся исследования в области воли школьника. Перед школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся, а психология призвана отвечать на конкретные запросы школы.

Однако проблема непосредственного развития волевых качеств остаётся в психологии малоисследованной. В частности, отсутствуют данные о различиях методах воспитания воли в младшем школьном возрасте в ходе непосредственного учебного процесса.

Исходя, из выше изложенного возникает противоречие: между необходимостью развития волевых качеств личности у младших школьников и умением младших школьников выполнять задания различной сложности с применением своей воли.

Важность и необходимость развития волевых качеств учащихся в практике начального обучения обусловили выбор темы исследования: «Развитие у младших школьников волевых качеств личности на уроках физической культуры».

Проблема исследования: при каких педагогических условиях будет происходить развитие у младших школьников волевых качеств личности на уроках физической культуры?

Цель исследования: выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития у младших школьников волевых качеств на уроках физической культуры.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе

Предмет исследования - волевые качества личности младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие у младших школьников волевых качеств личности на уроках физической культуры будет осуществляться если:

  • младшие школьники получают знания о волевых качествах личности;

  • младшие школьники выполняют задания, направленные на развитие волевых качеств: выносливость, целеустремленность, решительность;

  • младшие школьники интересуются всем, что связано со спортом и проявляют интерес к урокам физической культуры.

Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у младших школьников волевых качеств личности на уроках физической культуры;

2) раскрыть содержание понятия «волевые качества личности младших школьников»;

3) разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития у младших школьников волевых качеств личности на уроках физической культуры;

4) разработать критерии оценки уровня развития у младших школьников волевых качеств личности и подобрать соответствующие диагностические методики.

Методологическую основу исследования составляют следующие положения: на общетеоретическом уровне особенности человеческой личности Г. М. Андреевой [4], А. А. Бодалева [11], А. Н. Леонтьева [34], и др.; о развитии волевых качеств личности Б. Г. Ананьев [2], Л И. Божович [12], А. В. Веденов [13], С. Л. Рубинштейн [40], Б. М. Теплов [53] и др.; о сохранении здоровья и необходимости развития физических характеристик организма школьников А. А. Гужаловский [18], Ю. Ф. Змановский [21], А. В. Кениман [24], М. Т. Матюшонок [38], Д. В. Хухлаева [24], В. А. Толовин [55] и др.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме исследования; констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня развития волевых качеств младших школьников; методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Теоретическая значимость заключается в выявлении и обосновании педагогических условий развития у младших школьников волевых качеств личности на уроках физической культуры.

Практическая значимость состоит в подборе методик диагностики и упражнений для развития у младших школьников волевых качеств личности на уроках физической культуры.

Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной и цитируемой литературы.





 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В первом разделе раскрывается ключевое понятие исследования «волевые качества личности младших школьников», описываются особенности волевых качеств личности младших школьников, дается характеристика уроков физической культуры в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта, а также проанализирован современный педагогический опыт развития волевых качеств личности у младших школьников на уроках физической культуры.

1.1 Общая характеристика волевых качеств личности младших школьников

Прежде чем раскрывать ключевое понятие исследования «волевые качества личности младшего школьника», рассмотрим понятия его составляющие. Так понятие воля трактуется философией, как феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающий создание (формирование) целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение [16]. Уточняя данное определение, та же философия рассматривает волю, как некую деятельность, которую не всегда можно отнести к физической, эмоциональной или сознательной деятельности, но можно определить, как деятельность, всегда отражающую принципы морали и нормы личности и указывающую на ценностные характеристики цели выбранного действия, когда человек, осуществляя волевые действия, противостоит импульсивным желаниям [16].

Очень интересными для нашего исследования стали рассуждения психологов о воле, которые утверждают, что несмотря на многолетние исследования воли, психология не приблизилась к пониманию природы и сущности воли, объясняя это следующими позициями: Во-первых, воля – это чисто субъективное явление, не имеющее, в отличие от других психологических явлений, никаких специфических внешних проявлений или физиологических признаков, по которым можно было бы ее изучать и оценивать. Во-вторых, ученые не располагают какими-либо данными анатомо-физиологического характера, относящимися к воле человека. Совершенно непонятно и неизвестно, какие процессы, происходящие в мозге человека, связаны с волей, какие структуры головного мозга отвечают за волевую регуляцию поведения. В-третьих, воля и в психологии обычно определяется не прямо, а косвенно – через другие известные явления, например, через сознание, мышление, мотивы и потребности человека [42].

В данной ситуации возникает закономерный вопрос, как все-таки выявить наличие или отсутствие воли. Один из возможных путей выхода из этой сложной ситуации ученые-психологи видят в том, чтобы иметь дело не с волей, а с так называемым волевым поведением, сравнивая его с другими видами поведения и выявляя признаки, которыми такое поведение отличается от поведения, в регуляции которого воля не участвует [42]. В контексте выше сказанного предлагаем психологическую трактовку понятия «воля» – это то, что представляет собой высший уровень регуляции поведения человека. Волевое поведение называется произвольным потому, что человек может им управлять по своему желанию [42].

Далее опишем понятие качества личности, которые с психолого-педагогической позиции рассматривается, как сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде [52].

Качества личности присущи каждому человеку, но у каждого превалируют те или иные качества, развитые и воспитанные с детства. Приведем краткий перечень основных качеств личности человека: чувство собственности; честолюбие; эгоцентризм; целеустремленность; великодушие; инстинкт созидания; инстинкт разрушения [22]. Данные качества личности могут быть присущи не только взрослому человеку, но и ребенку, и конкретно, ребенку младшего школьного возраста.

Объединяя два предыдущих понятия, приходим к выводу, что волевые качества личности – это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути [15].

В психологии выделяются основные-базовые волевые качества личности, которые определяют большинство поведенческих актов и к ним относятся: целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность [15].

При анализе перечисленных качеств личности и волевых качеств личности можно заметить, что некоторые из них совпадают, относясь к обеим группам одновременно.

Далее считаем целесообразным рассмотреть психологические особенности младшего школьного возраста и выявить наличие или отсутствие волевых качеств личности у младших школьников.

С. С. Александрова говоря о детях младшего школьного возраста, утверждает, что это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития, так как увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Отличительной чертой развития является функциональное совершенствование мозга – развитие аналитико-систематической функции коры; постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Как отмечает психолог, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка: резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье; основной деятельностью и его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков; накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе [1]. Очень важным замечанием автора является упоминание о том, что учение – это труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений, и если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. Здесь же у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд, отчего младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил. Эта основа является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям [1].

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует развитие психических процессов – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются созерцательной любознательностью и с живым любопытством воспринимает окружающую среду. Характерные черты восприятия: дифференцированность, практическая деятельность с предметом, ярко выраженная эмоциональность.

Внимание учащихся начальных классов, характеризуется слабостью произвольного внимания, так как возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольное внимание младшего школьника требует так называемой близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.). Лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, когда всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения: усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая: они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Воображение в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения, которое связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Такое воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

В младшем школьном возрасте закладывается основа нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам, что обосновано потребностью в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Эмоциональность младших школьников сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления [1].

С. П. Колосова утверждает, что в первом и втором классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, но уже в третьем классе приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, на занятиях физкультурой. Социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Младшие школьники проявляют активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями (А.И. Высоцкий), прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем проявлении. Младший школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет действия по инструкции.

Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что, впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно – ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм: мальчики – спортивным, девочки – подвижным. Затем интересы становятся более дифференцированным: одним нравится гимнастика, другим легкая атлетика, третьим – спортивные игры [27].

Далее считаем необходимым обобщить все сказанное выше и установить взаимосвязь между волевыми качествами личности и психологическими особенностями младшего школьника.

Учение – это труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Учение на уроках физической культуры также является немалым трудом, так как школьники приобретают в данном случае знания о своих особенностях организма, о видах физической деятельности, видах спорта, возможностях спортивных направлений и учатся способам повышения внутренних сил своего организма посредством использования различных спортивных направлений, двигательной активности.

Внимание. Произвольное внимание младшего школьника нацелено на так называемую близкую мотивацию (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.), в связи с чем на уроках физической культуры школьники стараются выполнить то или иное упражнение, чтобы получить вознаграждение в виде внимания и похвалы учителя или одноклассников. При отсутствии таких факторов желание заниматься физической деятельностью и принимать активное участие на уроке у школьников отпадает.

Память. В младшем школьном возрасте усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В данном случае на уроках физической культуры память играет огромную роль при запоминании последовательности действий в разминке, играх и даже при сдаче различных нормативов. Здесь же нужно и упомянуть о памяти, которая присуще телу человека. При выполнении каких-то движений телу не нужно напоминание о том, как действовать, а иногда требуется помощь мозга, чтобы восстановить цепочку действий для более правильного выполнения тех или иных движений.

В младшем школьном возрасте продолжает формироваться нравственное поведение, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. На уроках физической культуры нравственность проявляется в умении школьников поддерживать своих одноклассников и в победе, и в поражении, что связано с проявлением воли, иногда скрывающей истинные чувства школьников, но воспитывающее доброе отношение к своим одноклассникам. В данном случае большая роль в формировании положительного отношения школьников друг к другу принадлежит учителю, который учит детей поддерживать друг друга и сопереживать, помогать преодолевать трудности и совместно решать какие-то задачи. Первостепенная роль учителя состоит в том, чтобы приучить каждого школьника к мысли о том, что он соперничает только с самим собой, растет в сравнении со своим собственным развитием, а не с другими школьниками, так как возможности организма у всех детей разные.

Характер. Младший школьный возраст характеризуется импульсивностью, которая проявляется в незамедлительном действии под влиянием непосредственных импульсов, побуждений. Ребенок действует, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам, что обосновано потребностью в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. На уроках физической культуры характер важен и нужен. Учителю необходимо «подстегнуть» ребенка, затронуть его словами так, чтобы тот проявил свой характер в правильном направлении, например, при сдаче различных нормативов, в играх и т.д.

Воля. Младшие школьники обладают еще недостаточно сильной волей, что проявляется в том, что они могут опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности, капризничают и упрямятся. На уроках физической культуры учителю нужно так ставить перед детьми задачи, чтобы желание преодолевать себя присутствовало у детей постоянно. Это может проявляться в следующем: добежать дистанцию, закончить командные соревнования даже тогда, когда другая команда уже пришла к финишу, перебороть себя и сделать чуть больше в растяжке, в количестве выполненных подходов к упражнению и др.

Обобщая все выше сказанное следует сказать, что волевое поведение, волевые качества воспитываются постоянно и особенно на уроках физической культуры.

1.2 Характеристика системы физического воспитания младших школьников

Во втором параграфе первой главы дана краткая характеристика физиологических особенностей младших школьников; описаны различные формы работы с младшими школьниками в процессе их физического воспитания; представлены современные требования к урокам физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Так, В. Н. Гарейда утверждает, что младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность и овладением различными видами учебных действий. В младшем школьном возрасте продолжается активный рост, развитие и укрепление мышечной ткани, связок, костей скелета, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а главное – центральной нервной системы (далее – ЦНС), которая управляет человеческим организмом. Начинается процесс совершенствования движений, в частности, рабочих движений кисти и пальцев. Позвоночник, хотя уже приобрел свою характерную форму, все еще мягок и подвижен, поэтому легко поддается всевозможным искривлениям под воздействием односторонней нагрузки или неправильного положения тела в течение длительного времени [17, c. 99]. Этот возраст благоприятен для развития координационных способностей, выносливости к умеренным нагрузкам и скоростно-силовых качеств. В связи недостаточности развития ЦНС ребенка его организм не способен работать в длительном мышечном напряжении, поэтому у детей быстро наступает утомление. В этот период нельзя допускать переутомление у детей [17, c. 100]. Упоминание о физических особенностях детей младшего школьного возраста очень важно для нашего исследования, так как при рассмотрении вопроса о физическом воспитании, необходимо учитывать физиологические особенности организма детей 7-10 лет, чтобы «не переборщить» с физическими нагрузками во время различных двигательных мероприятий.

Далее представим определение понятия «физическое воспитание», которое рассматривается как «педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания» [58]. Опираясь на данное определение, представим различные формы физических мероприятий, которые составляют комплекс или систему физического воспитания младших школьников, а также относятся к педагогическим воздействиям на детей младшего школьного возраста.

Уроки физической культуры. Введение в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) [56], принятие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [57] обусловили необходимость обновления параметров образовательного процесса по всем предметам учебного плана начальной школы. В данном контексте И. Н. Венедиктов, И. И. Кипрушина и З. Ю. Ансимова предлагают к рассмотрению предмет «физической культуры», который является инвариантной образовательной дисциплиной базисного учебного плана. Во ФГОС НОО определены основные задачи учебного предмета «физическая культура» в начальной школе: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни [14, с. 74].

Далее авторы предлагают рассмотреть основные результаты освоения курса «Физическая культура». Личностными результатами являются: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: формирование регулятивных универсальных учебных действий (далее – УУД) – целенаправленное и планомерное управление своей деятельностью и поведением; умение осуществлять контроль и коррекцию действий в достижении целевых результатов; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами; формирование познавательных УУД – решение общеучебных и логических задач, постановка и разрешение проблемных ситуаций; умение находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий; умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии; владение приемами построения алгоритма действий; формирование коммуникативных УУД – умение взаимодействовать и осуществлять совместную деятельность; умение планировать общую цель и пути ее достижения в составе класса или спортивной команды; умение распределять функции и роли в совместной деятельности; осуществление контроля действий партнера и качества выполнения упражнений, оказание посильной помощи в случае необходимости; умение находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и его реализовывать; оценивание собственного поведения и поведения партнеров, умение вносить коррективы в совместную деятельность в интересах достижения коллективного позитивного результата. Предметные результаты: Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.) [14, с. 75]. В изменениях ФГОС НОО [48], принятых в декабре 2015 года, включен еще один пункт в планируемые результаты, касающийся введения норм ГТО – «готов к труду и обороне», предполагающий оснащение учащихся знаниями о данных нормах и выполнения этих норм в рамках уроков физической культуры, с целью улучшения здоровья и получения значков «ГТО».

Далее представим точки зрения учителей на конкретные современные уроки физической культуры, которые, на наш взгляд, соответствуют параметрам представленного выше ФГОС НОО.

Так, по мнению Г. Н. Хафизовой и Г. З. Авзаловой на современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Поэтому главной целью преподавания уроков физической культуры в начальных классах является всестороннее развитие личности ученика [59].

В качестве основных задач выступают: формирование интереса к урокам физической культуры; формирование жизненно важных гигиенических умений, навыков и полезных привычек; обучение двигательным умениям и навыкам [59]; укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие, повышение уровня общей физической подготовленности, совершенствование двигательных способностей, формирование правильной осанки, коррекция «отстающих» мышечных групп, функциональных систем организма школьника [32].

Достижение поставленных задач возможно, по мнению педагогов, при выполнении следующих условий: формировании положительной мотивации к двигательной деятельности; готовности учащихся к разным формам сотрудничества и занимательности процесса обучения. Далее педагоги перечисляют требования к уроку физической культуры:

  • урок физической культуры рассматривается как звено продуманной системы работы учителя;

  • урок имеет четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока;

  • задачи урока физической культуры реализуются или всем процессом обучения – серией уроков или выполняются в течение одного урока;

  • урок физической культуры отличается четкостью, последовательностью действий учащихся или отдельных групп на каждом этапе;

  • урок несет воспитывающую нагрузку;

  • на уроке физической культуры создается творческая атмосфера, вызывающая стремление переживать за команду и друг за друга [59, С. 77-79].

Раскрывая особенности проведения своих уроков физической культуры, педагоги поощряют учащихся, способных проявить морально волевые качества при выполнении сложных видов движений, их старание и целеустремленность. Подводя итог, отмечают, достигнуты ли цели урока, довольны ли работой класса, сообщают и аргументируют оценки учащихся за работу на уроке.

И. Латыпов раскрывая современные подходы к урокам физической культуры выделил несколько типов уроков, зависящих от их направленности на достижение тех или иных целей. Так, если главным основанием является здоровье, то первый подход – оздоровительный, где основной ценностью рассматривается здоровье учащихся и соответствующий уровень их физического развития и физической подготовленности. Следовательно, делается акцент на значимый тренировочный эффект и высокий уровень развития физических качеств за счет увеличения объема обязательных занятий физической культурой. В контексте сказанного, педагог классифицирует уроки с оздоровительной направленностью следующим образом:

1) урок, направленный на совершенствование преимущественно одного физического качества (быстроты, силы, гибкости, общей выносливости и т.д.);

2) комбинированный урок, направленный на формирование двух и более физических качеств;

3) корригирующий урок, направленный на решение задач, связанных с коррекцией отстающих физических качеств, отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья.

Следующее основание – тренировка, то подход к урокам физической культуры будет спортивно ориентированный, сочетающий в себе классно-урочную и внеурочную формы занятий для избранных видов спорта. В рамках этого направления могут реализовываться альтернативные формы организации физического воспитания учащихся – внедрение инновационных спортивных технологий в практику физического воспитания, предусматривающих отказ от традиционного урока физической культуры и замену его групповыми учебно-тренировочными занятиями по видам спорта за пределами академического расписания. В данном случае учащиеся имеют полную свободу выбора вида занятий в соответствии с их интересами и уровнем притязаний.

Третье основание, выделяемое И. Латыповым, заключается в знаниях и умениях. В соответствии с этим ориентир идет на усвоение учащимися на уроках определенных знаний, а также на формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Направленность таких уроков характеризуется совокупностью конкретных дидактических задач, связанных с процессом обучения двигательным действиям. Поэтому деление на типы уроков, представленные в данном подходе, в основном связано с этапами формирования двигательных действий: урок разучивания нового материала, урок закрепления и совершенствования освоенного материала, смешанный и контрольный уроки [32].

Далее представим несколько точек зрения учителей на содержание и структуру современного урока физической культуры.

Так, Л. А. Миронова, представляя сюжетно-ролевой урок физкультуры для 3 класса, предлагает наполнить урок следующими структурными компонентами: I. Организационный момент. II. Сообщение задач урока. III. Основная часть. IV. Итог урока [39].

А. В. Андреев в качестве итогового занятия по одному из разделов тематического планирования уроков физической культуры в начальной школе, предлагает провести «Веселые старты», в которых принимают участие смешанные команды I-IV классов.

Целями данного мероприятия выступают: формирование представлений о значении занятий физической культуры для здоровья человека, установки на сохранение и укрепление здоровья; развитие нравственных и волевых качеств личности.

Структура мероприятия: I. Построение команд. II. Представление жюри. III. Представление команд (название, девиз). IV. Объявление условий соревнований. V. Конкурс-разминка «Дриблинг». VI. Конкурс «Огневая подготовка». VII. Интеллектуальная эстафета. VIII. Конкурс «Разведчики». X. Заключительная эстафета «Передал – садись!». X.  Построение команд. XI. Подведение итогов. Награждение [3].

В качестве обобщения сказанного об уроках физической культуры, как одного из мероприятий физического воспитания младших школьников, приведем высказывание профессора В. П. Лукьяненко, который считает, что главным фактором, определяющим урок физической культуры в качестве основной формы физического воспитания, является его дидактическая направленность с приоритетом решения образовательных задач как стратегически важных для достижения общей цели физического воспитания. Без целенаправленного формирования ценностной ориентации на укрепление здоровья, выработку потребностей и мотивов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, творческого отношения к использованию ценностей физической культуры, без создания условий для самосовершенствования невозможно решить задачу приобщения к регулярным занятиям, сделать физическую культуру важной составляющей здорового образа жизни [Цит. по 32].

  • В связи с этим учителю необходимо осуществлять ряд мероприятий, которые поддерживали бы сформированные намерения учащихся самостоятельно заниматься физической культурой, устранять утомление, оптимизировав физическую, умственную и эмоциональную активность, переключаясь на другие виды деятельности.

  • Можно предположить, что этому помогут другие (отличные от уроков физической культуры) оздоровительные мероприятия в учебном процессе: гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, динамические паузы, уроки здоровья, дни здоровья и спорта.

  • Также следует отметить, что комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе, позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, позволяет выполнить примерный объем двигательной активности, что способствует сохранению и укреплению здоровья. Рассмотрим различные мероприятия, направленные на физическое воспитание младших школьников.

Утренняя гимнастика. Важнейшим средством всестороннего развития ребенка является утренняя гимнастика. Она имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Ежедневное выполнение зарядки – обязательная часть режима дня школьника. Это исключительно важно для укрепления нервной системы, предупреждения простудных заболеваний. Учитель должен рекомендовать учащимся регулярно заниматься зарядкой. В помощь учащимся учитель может давать специально подобранные (в зависимости от возраста и общего физического развития) комплексы утренней зарядки [26].

Гимнастика до занятий. Гимнастика до уроков в школе оказывает благоприятное воздействие на организм, а также способствует регулированию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Влияние такой гимнастики на ЦНС очень важно, так как учащиеся часто приходят в школу или чрезмерно возбужденными, или заторможенными вследствие воздействия на них разнообразных раздражителей. Во время занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый ритм, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности [41].

Физкультурные минутки–это кратковременные перерывы на занятиях (на 8-20-й минутах занятия). Занимают 1-3 минуты для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой детей. Целью данных физических мероприятий является предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Существуют различные виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика [41].

Динамические паузы проводятся в середине рабочего дня, на третьем уроке. При хорошей погоде проводятся на свежем воздухе, в плохую погоду – в хорошо проветриваемом помещении. В программу динамических пауз можно вводить общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Следует отметить, что активный отдых и подвижные игры на свежем воздухе приносят больше пользы организму, чем перемены, проводимые в помещении школы, а также оказывают закаливающее, оздоровительное влияние [41].

Ритмическая гимнастика выполняется под музыку с контролем дыхания. Состоит она из разминок, в которую входят гимнастические упражнения и танцевальный комплекс. В комплекс входят упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, туловища. Упражнения и танцевальные движения после разучивания могут показывать сами дети друг для друга, что поможет младшим школьникам стать более организованными и самостоятельными [41].

Закаливание – это последовательное повышение сопротивляемости организма окружающей среде с использованием целебных свойств солнца, воздуха и воды. Правильное употребление этих естественных средств природы позволяет развивать выносливость к физической и умственной работе, сопротивляемость к простудным заболеваниям. Закаленный организм лучше переносит колебания внешней температуры, ветер, дождь, а также различную степень физической нагрузки. Обязательное условие при проведении закаливания – постепенность, систематичность, учет индивидуальных реакций к воздействию солнца, воздуха и воды [41].

Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства. Для содействия физическому развитию формирующегося организма и предупреждения различного рода недомоганий, необходимо доставить детям широкую свободу в движениях, предоставляя им широкое пользование разнообразными подвижными играми. Целым рядом наблюдений доказано, что подвижные игры в действительности способствуют более правильному и быстрому росту формирующегося детского организма. Всем известен тот факт, что под влиянием правильно производимых движений мускулы увеличиваются и растут. Если упражнения производятся часто, то мышцы постепенно увеличиваются в объеме, вся мускулатура гармонически развивается и крепнет, и в этом – огромное преимущество игр перед школьной гимнастикой, которая развивает мускулатуру односторонне, тогда как подвижные игры, заставляя тело принимать самые разнообразные положения, тем самым способствуют полному, всестороннему развитию всех мышц организма, подчиняющихся произвольным сокращениям. Продолжительность различных игр бывает различной, однако играет очень важную роль при выборе их, так как излишняя продолжительность игры часто вызывает у детей довольно сильно выраженное чувство переутомления, чего следует строго избегать, так как при наступлении его, от игры, вместо ожидаемой пользы, получится явный вред. Дети с ослабленным здоровьем или с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) также с пользой могут принимать участие в детских играх с тем условием, чтобы продолжительность их не была очень велика, так как у таких детей переутомление наступает сравнительно быстро, а важнейший результат игры – радость и эмоциональный подъем! [60, 45].

Уроки здоровья. На уроках здоровья можно дать детям больше знаний о важности быть здоровым, уделить внимание релаксации – расслаблению организма через дыхание (особенно при нервных состояниях): 10 глубоких выдохов и вдохов в соотношении (1 – вдох; 1-2-3-4 – задержка дыхания; 1-2 – выдох). Урок должен всегда проходить в хорошем настроении, дети будут много улыбаться, смеяться, а смех – это вечный целитель. Он стимулирует иммунную систему, производит массаж живота и кишечника. В конце каждого урока дети получают совет: умей себе помочь, помог себе – помоги другим! Избавься от отрицательных эмоций: обиды, зависти, злости, страха, грусти, – а тихо звучащая классическая музыка во время выполнения физкультурных минуток, пауз, длительного расслабления приносит дополнительные положительные эмоции [8].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что существует целый ряд мероприятий, способствующий физическому воспитанию младших школьников, к которому помимо уроков физической культуры относятся и различные гимнастики, подвижные игры, а также уроки здоровья.

1.3 Современные подходы к развитию волевых качеств личности у младших школьников на уроках физкультуры

В третьем параграфе первого раздела представлен опыт работы современных учителей физической культуры по развитию у младших школьников волевых качеств личности.

Так, Д. А. Антуфьев, С. Л. Антуфьева описывают свой опыт работы по проведению утренней гимнастики, которая способствует регулированию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, влияет на центральную нервную систему. Учителя советуют проводить гимнастику в хорошо проветриваемом помещении, что, по их мнению, будет способствовать закаливанию. Здесь же педагоги дают определение понятия «закаливание», которое рассматривают как последовательное повышение сопротивляемости организма окружающей среде с использованием целебных свойств солнца, воздуха и воды. Правильное употребление этих естественных средств природы позволяет развивать выносливость к физической и умственной работе, сопротивляемость к простудным заболеваниям. Закаленный организм лучше переносит колебания внешней температуры, ветер, дождь, а также различную степень физической нагрузки. Обязательное условие при проведении закаливания – постепенность, систематичность, учет индивидуальных реакций к воздействию солнца, воздуха и воды [7, с. 80]. В данном случае для нашего исследования важна позиция авторов в том плане, что закаливание развивает выносливость, то есть ребята учатся преодолевать себя, находясь в прохладном помещении. Если же рассматривать процесс закаливая вообще, то в данном случае развивается выносливость и терпение при соприкосновении холодной воды и организма ребенка, а также устанавливается привычка закаляться, так как этим желательно заниматься систематически, так как при одноразовом проведении водных процедур можно заболеть.

Активности учащихся, по мнению Д. А. Антуфьева и С. Л. Антуфьевой достигается там, где используются подвижные игры, игровые задания и упражнения. Во время игры учащиеся выполняют разнообразные движения, в ходе которых значительно улучшается кровоснабжение полушарий мозга, усиливается дыхание, улучшается функциональная деятельность организма в целом, что способствует улучшению подготовки организма к последующей умственной деятельности. Игры требуют сосредоточенности внимания, точности движений, наблюдательности и ориентировки. Игра, в отличие от строго регламентированных движений, является наиболее совершенным средством воздействия на организм [7, с. 81]. Уточним, что участие в игре также требует решимости и целеустремленности, которые необходимы для получения победы в игре, а это в нашем случае те же волевые качества, которые необходимо формировать у учащихся посредством занятий физической деятельностью.

Далее предлагаем опыт работы этих же педагогов по развитию выносливости (Д. А. Антуфьева и С. Л. Антуфьевой) в процессе организации совместного активного отдыха детей и родителей на природе.

Вовлечение пап и мам в такие формы досуга, когда они на глазах у своих детей демонстрируют умение бегать, прыгать, со ревноваться, создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения. Родители с удивлением узнают, что их дети не такие уж и «неумехи», какими кажутся дома: они быстро включаются в общие хлопоты, стараются быть полезными.

Организованный учителем совместный отдых учащихся и родителей обеспечивает освоение взрослыми и детьми на практике семейных «маршрутов здоровья», способствует пропаганде здорового образа жизни, физической культуры, спорта и семейного туризма, повышает активность пап и мам, формирует у них вкус к педагогической работе со своими детьми.

Необходимо распределить физическую нагрузку учащихся так, чтобы она возрастала постепенно на протяжении всего пути. Нужно стараться максимально использовать климатические условия, особенности сезона, природные факторы (бор, парк, берег реки, озера и т.п.).

Пеший поход проводится в два перехода: в течение 40-50 минут осуществляется движение в одну сторону до места большого привала, где организуется активный отдых (игры, упражнения, игры забавы, загорание и т.п.), затем возвращение обратно.

Очень важно научить детей самостоятельно устраивать бивак, строить навес или шалаш для ночевки, ставить палатку, сооружать из сучьев вешалку для одежды и обуви, делать из консервной банки курильницу для отпугивания комаров и мошек. Эти навыки пригодятся им и во взрослой жизни.

«Подъем по склону по «перилам». Цель – отработка навыка прохождения склона по веревке.

«Пройди по бревну». На поваленном дереве, лежащем на грунте и не имеющем острых торчащих сучьев, можно потренироваться в равновесии: пройти вдоль по стволу без груза, с рюкзаком за плечами, с ко телком или кружкой, наполненными водой. Дополнительные задания: в конце бревна повернуться на 180 градусов и пройти в обратную сторону; в середине пути присесть, сесть верхом на ствол, снова встать, не касаясь земли, и т.д.

Участники выполняют задание по очереди, а учитель оценивает качество выполнения задания (скорость прохождения бревна не учитывается).

«Заготовка дров». Папа сначала отпиливает один чурбак (полено) вместе с сыном (или дочкой), затем другой – вместе с мамой. После этого папа раскалывает оба полена на четыре части, а мама с ребенком связывают дрова веревкой. Побеждает команда, которая быстрее выполнила задание [6].

Н. М. Бовина и А. В. Курилов представляют спортивный праздник «Мама, папа, я – олимпийская семья». Целью данного мероприятия является необходимость расширить знания о зимних Олимпийских играх и зимних олимпийских видах спорта; развивать жизненно важные двигательные умения и навыки; поддерживать интерес к Олимпийским играм и желание заниматься спортом; способствовать сплочению семей и установлению дружеских связей между семьями и педагогическим коллективом [10]. Педагоги подробно описывают конкурсы и состязания, которые использовались в данном празднике. Данный материал представляет для нас особый интерес, так как именно здесь в большей степени развиваются волевые качества у школьников, потому что их родители, участвуя в соревнованиях, показывают свою целеустремленность, желание победить, прикладывают к этому максимальные усилия, что в свою очередь является для детей неоспоримым доказательством важности и ценности развития силы воли в отношении к двигательной активности.

О. А. Копылова делится опытом проведения экологических походов, которые способствуют оснащению школьников знаниями без ущерба для здоровья. В данном случае учитель начальных классов совместно с учителем физкультуры и медиком использует здоровьесберегающие технологии, через которые прививается потребность вести здоровый образ жизни и заботиться о собственном здоровье. Учителя создают для школьников такие условия, которые помогают открыть им себя, свои умения, развить творческий потенциал. Далее О. А. Копылова представляет один из таких походов, задачами которого является: «формирование ответственного отношения к окружающей природной среде и своему здоровью, выносливости организма с помощью элементов спортивного ориентирования и подвижных игр; расширение знаний об охране и укреплении здоровья, а также об окружающем мире; пропаганда физкультуры и спорта, здорового образа жизни; воспитание чувства коллективизма во время совместных действий» [28, с. 39]. Для нашего исследования важно то, что педагоги в качестве одной из задач ставят развитие выносливости, в данном случае через ориентирование на местности.

И. П. Товпинец делится впечатлением от урока здоровья, проводимого в школе одного из муниципалитетов г. Москвы. Здесь помимо углубленного изучения иностранных языков утверждается культ ценности здоровья и физического развития. «С большим интересом в начальных классах проходят уроки здоровья. К ним учащиеся готовятся заранее. Перед одним из таких уроков учащиеся принесли статьи из журналов о пользе физической тренировки, закаливания, рассказы о наших выдающихся спортсменах, традициях Олимпийских игр. Некоторые дети решили показать упражнения для формирования хорошей осанки, другие принесли свои фотографии, где показано их участие в различных спортивных кружках, клубах, секциях, оздоровительных занятиях во время отдыха на природе. В начале непосредственно урока здоровья учитель организовал беседу о самоценности здоровья, пользе утренней зарядки, режима, двигательной активности, закаливания. Учащиеся обсуждали, что полезно, что вредно для здоровья, советы по охране здоровья, предупреждению вредных привычек, приводили примеры жизненных ситуаций. Комментировали пословицы о здоровье. Во второй части урока шло активное обсуждение спортивной жизни учащихся класса. К концу урока учитель переключил учащихся на самостоятельную работу. В графах матрицы каждый оценил значение спортивных занятий для разностороннего физического развития [54, с. 49]. В матрице рассматривались различные виды спорта (бег, плавание, футбол, фигурное катание, велосипед, танцы) и те качества, которые могли бы быть сформированы у школьника посредством этих видов спорта. Так одним из качеств была выносливость. Также ребятам была дана возможность дописать еще какие-то качества, которые по мнению учащихся могли бы быть у них сформированы при занятии перечисленными видами спорта.

Г. Н. Хафизова, Г. З. Авзалова раскрывая особенности современного урока физической культуры указывают на то, что на каждом уроке поощряются учащихся, способные проявить морально-волевые качества при выполнении сложных видов движений, старание и целеустремленность [59, с. 79].

На итоговых занятиях по физкультуре, по мнению А. В. Андреева, возможно формирование волевых качеств личности школьника. Педагог предлагает последнее занятие в четверти или в учебном году проводить в виде игры «Веселые старты». В качестве цели данного мероприятия выступает формирование представления о значении занятий физической культурой для здоровья человека, установка на сохранение и укрепление здоровья; развитие нравственных и волевых качеств личности. Далее педагог подробно описывает содержание всех конкурсных заданий эстафеты. Один из конкурсов называется «Огневая подготовка». Здесь каждый участник выполняет три отжимания; кувырок вперед; проползает под барьером; делает кувырок вперед; стреляет из детского (безопасного) лука по воздушному шарику; возвращается назад бегом [3]. На наш взгляд, участвуя в данном конкурсе, школьники развивают такие качества личности, как смелость, решительность, ловкость и быстроту движения, и все это в результате развивает общую выносливость учащегося.

Приведем точку зрения, перекликающуюся с мнением предыдущих педагогов. Так, А. В. Предигер описывает спортивно-развлекательную игру «Мамина радость», в которой в большей степени развиваются волевые качества школьников. Детям нужно преодолеть все препятствия, доводя конкурс до конца: добегая, доделывая упражнения, иногда превозмогая себя и находя внутренние силы для завершения того или иного этапа [46].

Этот же педагог (А. В. Предигер) предлагает проводить в начальной школе физкультурно-досуговое мероприятие, на котором развиваются физические качества младших школьников, а также происходит пропагандирование физической активности и спорта вообще. Данное мероприятие посвящено «цирку и цирковым артистам, которые отличаются силой, ловкостью, гибкостью и другими замечательными качествами» [47, с. 51]. В соответствии с этим названы все конкурсы, в которых проверяется то или иное качество спортсменов. Так, например, в конкурсе «эквилибристы» участникам предлагается продемонстрировать свою способность удерживать равновесие на рейке перевернутой гимнастической скамейки.

Далее проводится эстафета «Дрессированные тигры», где участники показывают свою ловкость и быстроту в преодолении препятствия в виде обруча, поимке мяча и пробежке по дистанции. Следующий конкурс «Силачи» состоит из серии заданий, каждое из которых требует от участников применения силы, выносливости и желания победить. Перечислим данные задания: 1. Сгибание туловища из положения лежа на спине. 2. Подтягивание в висе на перекладине. 3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. 4. Упражнение с гантелями.

После педагог рассказывает о цирковых гимнастах, которые «демонстрируют сложные упражнения на специальных снарядах и аппаратах, укрепленных на манеже – это партерная гимнастика. Цирковые гимнасты работают и над манежем, в воздухе – это воздушная гимнастика. В своих выступлениях гимнасты используют специальные предметы, например, обручи» [47, с. 53]. Здесь же всем участникам предлагается испытать свои гимнастические способности, выполнив прыжки через обруч на месте.

Следующим конкурсом идет эстафета «Волшебные шляпы», где проверяется не только быстрое передвижение по пространству, но и ловкость рук участников, которые должны быстро привязать одну ленточку к другой.

Заканчивается мероприятие знакомством с искусством жонглеров, которые являются также «цирковыми артистами, которые искусно подбрасывают и ловят одновременно несколько предметов [47, с. 54]. Учащиеся в «Эстафете с мячами» показывают свое мастерство обращения с мячиками.

Данное мероприятие является показательным в процессе развития выносливости учащихся, так как в борьбе с собой и другими участниками, ребятам необходимо доводить все конкурсы до конца, независимо от того, выигрывают они или проигрывают.

В третьем параграфе первой главы описывается процесс развития выносливости у младших школьников посредством утренней гимнастики, ориентирования на местности, различных видов спорта, «олимпийских игр», а также в рамках уроков физкультуры.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

В первой главе было рассмотрено основное – ключевое понятие исследования «волевые качества личности младших школьников» и связанные с ним понятия «воля», «качества личности». Так, при рассмотрении понятия «воля» определили, как некую деятельность, которую не всегда можно отнести к физической, эмоциональной или сознательной деятельности, но можно определить, как деятельность, всегда отражающую принципы морали и нормы личности и указывающую на ценностные характеристики цели выбранного действия, когда человек, осуществляя волевые действия, противостоит импульсивным желаниям. С данным понятием тесно связано понятие волевое поведение.

Далее раскрыли содержание понятия «качества личности», которое трактуется как сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде. Позже дали определение понятию «волевые качества личности» и рассмотрели психологические особенности младшего школьного возраста с точки зрения наличия или отсутствия у них волевых качеств личности.

Во втором параграфе представлена общая характеристика уроков физической культуры. Перед непосредственным описанием уроков физической культуры, дана краткая характеристика физиологических особенностей младших школьников, которые необходимо знать всем учителям физической культуры, чтобы правильно дозировать нагрузку детям. Далее раскрыто определение понятия «физическое воспитание» и представлены результаты освоения курса физической культуры в одном из общеобразовательных учреждений нашей страны. Здесь же указаны изменения, внесенные в планируемые результаты ФГОС НОО, касающиеся введения норм ГТО. Позже представлены точки зрения учителей на конкретные современные уроки физической культуры, соответствующие параметрам ФГОС НОО. В заключении раскрыты содержание и структура современного урока физической культуры.

В третьем параграфе описывается опыт работы учителей физкультуры, направленный на развитие волевых качеств личности младших школьников на различных мероприятиях и в том числе на уроках физической культуры. Так описание опыта начинается со знакомством цели и методики проведения утренней гимнастики. Далее представлены виды и формы работы с детьми, где, по мнению педагогов, в большей степени развиваются волевые качества личности у детей – это подвижные игры, игровые задания и упражнения, экологические походы, уроки здоровья, спортивные праздники: «Мама, папа, я – олимпийская семья», спортивно-развлекательная игра «Мамина радость», а также описан процессе организации совместного активного отдыха детей и родителей на природе, где показаны возможности для развития выносливости детей младшего школьного возраста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!