Просмотр содержимого документа
«Развитие речи на уроке литературы 5 класс.»
Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Помню- долгий зимний вечер»
Учитель
русского языка и литературы:
Руденко Лариса Викторовна
МОУ «ООШ» С. Чаусово
Цель: познакомиться с творчеством И.А. Бунина, изучить и проанализировать стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…».
- Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна. «Дорогой мой, — шепчет мама. — Если хочешь задремать, Чтобы бодрым и веселым Завтра утром быть опять, — Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шепот леса И полдневный летний зной; Вспомни, как шумят березы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!» И знакомому совету Я доверчиво внимал И, обвеянный мечтами, Забываться начинал. Вместе с тихим сном сливалось Убаюкиванье грез — Шепот зреющих колосьев И невнятный шум берез...
вопросы
- Поэт обращается…
- Бунин привлекает внимание к картине, изображающей…
- Стихотворение окутано настроением…
- Воспоминание или мечты…
- Драматичным, трагичным, романтичным…
Основные темы произведения.
- Счастье.
- Природа.
- Внутренний мир.
Обратимся к отдельным строкам.
- Как мы назовем подчеркнутые слова?
- Что такое антонимы?
- В данных строках противопоставлены слова, а картины?
- Как в литературе называется этот прием?
Картины:
- Зима, ночь, мрак.
- Тучи
- вечер долгий, зимний
- свет лампады — полумрак-тишина-буря.
Глаголы: помню, льётся, плачет буря. Воспоминания детства свежи.
Что желает мама?
«Дорогой мой, — шепчет мама. — Если хочешь задремать, Чтобы бодрым и веселым Завтра утром быть опять, — Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шепот леса И полдневный летний зной; Вспомни, как шумят березы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!»
Лето
“ шепот ветра» -он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая. Исчезает чувство беспокойства, страха. Глагол- внимал -. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время. Сновидение.
О чём это стихотворение?
Оценим себя .
- «Для меня сегодняшний урок…»
Домашнее задание:
- Подготовите выразительное чтение стихотворения, передавая соответствующие настроение, приятные воспоминания и мечты о встречи с давно прошедшим временем.