СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи на уроке литературы 5 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи на уроке литературы 5 класс.»

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина  «Помню- долгий зимний вечер»   Учитель русского языка и литературы:  Руденко Лариса Викторовна МОУ «ООШ» С. Чаусово

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Помню- долгий зимний вечер»

Учитель

русского языка и литературы:

Руденко Лариса Викторовна

МОУ «ООШ» С. Чаусово

Цель:   познакомиться с творчеством И.А. Бунина, изучить и проанализировать стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…».

Цель:   познакомиться с творчеством И.А. Бунина, изучить и проанализировать стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…».

Помню — долгий зимний вечер,  Полумрак и тишина;  Тускло льется свет лампады,  Буря плачет у окна.  «Дорогой мой, — шепчет мама. —  Если хочешь задремать,  Чтобы бодрым и веселым  Завтра утром быть опять, —  Позабудь, что воет вьюга,  Позабудь, что ты со мной,  Вспомни тихий шепот леса  И полдневный летний зной;  Вспомни, как шумят березы,  А за лесом, у межи,  Ходят медленно и плавно  Золотые волны ржи!»  И знакомому совету  Я доверчиво внимал  И, обвеянный мечтами,  Забываться начинал.  Вместе с тихим сном сливалось  Убаюкиванье грез —  Шепот зреющих колосьев  И невнятный шум берез...
  • Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна. «Дорогой мой, — шепчет мама. — Если хочешь задремать, Чтобы бодрым и веселым Завтра утром быть опять, — Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шепот леса И полдневный летний зной; Вспомни, как шумят березы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!» И знакомому совету Я доверчиво внимал И, обвеянный мечтами, Забываться начинал. Вместе с тихим сном сливалось Убаюкиванье грез — Шепот зреющих колосьев И невнятный шум берез...
вопросы Поэт обращается… Бунин привлекает внимание к картине, изображающей…  Стихотворение окутано настроением… Воспоминание или мечты… Драматичным, трагичным, романтичным…

вопросы

  • Поэт обращается…
  • Бунин привлекает внимание к картине, изображающей…
  • Стихотворение окутано настроением…
  • Воспоминание или мечты…
  • Драматичным, трагичным, романтичным…
Основные темы произведения.   Счастье. Природа. Внутренний мир.

Основные темы произведения.

  • Счастье.
  • Природа.
  • Внутренний мир.
Обратимся к отдельным строкам. Как мы назовем подчеркнутые слова? Что такое антонимы? В данных строках противопоставлены слова, а картины? Как в литературе называется этот прием?

Обратимся к отдельным строкам.

  • Как мы назовем подчеркнутые слова?
  • Что такое антонимы?
  • В данных строках противопоставлены слова, а картины?
  • Как в литературе называется этот прием?
Картины: Зима, ночь, мрак. Тучи  вечер долгий, зимний  свет лампады — полумрак-тишина-буря.  Глаголы: помню, льётся, плачет буря. Воспоминания детства свежи.

Картины:

  • Зима, ночь, мрак.
  • Тучи
  • вечер долгий, зимний
  • свет лампады — полумрак-тишина-буря.

Глаголы: помню, льётся, плачет буря. Воспоминания детства свежи.

 Что желает мама?   «Дорогой мой, — шепчет мама. —  Если хочешь задремать,  Чтобы бодрым и веселым  Завтра утром быть опять, —  Позабудь, что воет вьюга,  Позабудь, что ты со мной,  Вспомни тихий шепот леса  И полдневный летний зной;  Вспомни, как шумят березы,  А за лесом, у межи,  Ходят медленно и плавно  Золотые волны ржи!»

Что желает мама?

«Дорогой мой, — шепчет мама. — Если хочешь задремать, Чтобы бодрым и веселым Завтра утром быть опять, — Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шепот леса И полдневный летний зной; Вспомни, как шумят березы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!»

Лето “ шепот ветра» -он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая. Исчезает чувство беспокойства, страха. Глагол- внимал -. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время. Сновидение.

Лето

“ шепот ветра» -он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая. Исчезает чувство беспокойства, страха. Глагол- внимал -. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время. Сновидение.

О чём это стихотворение?

О чём это стихотворение?

Оценим себя . «Для меня сегодняшний урок…»

Оценим себя .

  • «Для меня сегодняшний урок…»
Домашнее задание: Подготовите выразительное чтение стихотворения, передавая соответствующие настроение, приятные воспоминания и мечты о встречи с давно прошедшим временем.

Домашнее задание:

  • Подготовите выразительное чтение стихотворения, передавая соответствующие настроение, приятные воспоминания и мечты о встречи с давно прошедшим временем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!