Урок развития речи по литературе в 8 классе
Тема: Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
Цель: анализ произведения с целью подготовки к домашнему сочинению; уметь делать выводы; развивать речь учащихся; учиться строить высказывания
Оборудование: учебник, текст рассказа «После бала»
План урока:
Орг.момент – 3 мин.
Проверка домашнего задания – 10 мин.
Работа по теме урока – 30 мин.
Итоги урока – 1 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока:
Учитель: Какова тема прошлого урока и что было задано на дом?
Ученик: Мы знакомились с повестью Л.Н.Толстого «Отрочество». Нужно было написать характеристику Николеньки Иртеньева и в чем заключена идея повести.
Учитель: Пожалуйста, один из вас зачитает характеристику Николеньки, а другой расскажет, в чем заключена идея повести.
Ученик 1: Николенька Иртеньев – человек думающий, анализирующий свое и чужое поведение, отзывчивый и порядочный. Он занимается самовоспитанием, развитием интеллекта, чтением книг.
Ученик 2: Идея повести Л.Н.Толстого «Отрочество» заключена в том, чтобы показать события, которые происходят с подростком в отрочестве, как происходит переоценка моральных и духовных ценностей.
Учитель: Молодцы, ребята. На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о другом не менее известнм произведении Л.Н.Толстого - рассказе «После бала». Один из вас нам сейчас передаст содержание этого рассказа. Почему это произведение по своему содержанию является рассказом?
Ученик: В нем только два эпизода: бал и после бала. А еще в нем только одно важное событие из жизни героя – бал, влюбленность героя и потрясение от жестокости случившегося после бала.
Учитель: Почему рассказ назван «После бала»?
Ученик: Именно после бала происходит событие, изменившее всю жизнь героя.
Учитель: Сейчас мы с вами будем работать с текстом рассказа. Найти и записать в две колонки то, что характерно балу и после бала:
На балу После бала
Бархатные платья, белые плечи, белые Что-то черное, страшное приближалось ко мне,
перчатки, белое платье с розовым пояском, мокрое, красное, неестественное, что я не пове-
атласные башмачки рил, чтобы это было тело человека
Учитель: А теперь выпишем те моменты, которые характеризуют главную героиню рассказа Вареньку и солдата:
Варенька Солдат
Сияющие, ласковые, милые глаза, Спотыкающийся, корчившийся человек,
Зарумянившееся с ямочками лицо, сморщенное от страдания лицо; он не говорил,
радостная улыбка, смеялась, танцевала, а всхлипывал
восхищалась, любовалась
Учитель: Ребята, давайте теперь сравним психологическое состояние рассказчика на балу и после бала:
На балу После бала
Я был не только весел и доволен, я был На сердце была…тоска, и мне казалось, что
счастлив, блажен, я был добр вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который
Вошел в меня от этого зрелища
Учитель: Следующим шагом мы с вами опишем полковника на балу и после бала:
На балу После бала
Красивый, свежий, радостная улыбка, Самоуверенный, гневный голос, безжалостный,
любящий, внимательный отец жестокий
Учитель: Ребята, какой вывод вы можете сделать из этого вида работы?
Ученик: Контрастное изображение – важный прием для постижения идеи рассказа.
Учитель: Что вы можете сказать о главном герое рассказа?
Ученик: Иван Васильевич – человек не равнодушный, с совестью, отказался от военной карьеры.
Смысл его жизни – не личное счастье, а поиск истины и добра.
Учитель: Ребята, из нашего урока вы должны будете сделать выводы и применить их в своем домашнем сочинении. Надеюсь, вы обязательно воспользуетесь теми цитатами, которые мы с вами сегодня нашли. Запишите, пожалуйста, тему вашего домашнего сочинения: «Утро, изменившее жизнь».
В конце урока учитель объявляет оценки ученикам, проявившим активность