СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»

   Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития  Учитель-логопед Стрельникова И.А.

Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития

Учитель-логопед Стрельникова И.А.

Речь-важнейшая функция человека,  обеспечивающая общение между людьми.

Речь-важнейшая функция человека, обеспечивающая общение между людьми.

Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста 21 век - век компьютерных технологий . У детей, казалось бы, есть всё для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но всё больше и больше встречаются дети с речевыми нарушениями. В чём же дело? Опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребёнка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Проблемы в развитии речи детей

дошкольного возраста

21 век - век компьютерных технологий .

У детей, казалось бы, есть всё для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но всё больше и больше встречаются дети с речевыми нарушениями.

В чём же дело?

Опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребёнка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

В речи детей существуют проблемы: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

В речи детей существуют проблемы:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – дошкольный период.      Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – дошкольный период.     

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие  – это потребность общения, коммуникации. В процессе непосредственного общения с ребёнком, в игре, режимных процессах воспитатель, действуя совместно с ребёнком или наблюдая его игру, должен с большим педагогическим тактом стремиться использовать эти моменты для того, чтобы побудить ребёнка говорить.

Первое условие – это потребность общения, коммуникации.

В процессе непосредственного общения с ребёнком, в игре, режимных процессах воспитатель, действуя совместно с ребёнком или наблюдая его игру, должен с большим педагогическим тактом стремиться использовать эти моменты для того, чтобы побудить ребёнка говорить.

Второе условие – создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребёнка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда - это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других специалистов.

Второе условие – создание благоприятной речевой среды.

От того какая речевая среда окружает ребёнка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.

Речевая среда - это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других специалистов.

Третье условие – создание развивающей предметно-пространственной среды. Насыщая групповое пространство, нужно заботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Познавательно-речевой центр: разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, художественная литература, пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр; приспособления для развития правильного речевого выдоха; а также игры для развития мелкой моторики рук. Центр театрализации: различные виды театров (пальчиковый, платочный, перчаточный и др.); необходимые атрибуты, условия для проведения сюжетно-ролевых игр. Музыкальный центр: здесь дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе; у воспитанников происходит развитие не только музыкального слуха, но и фонематического.

Третье условие – создание развивающей предметно-пространственной среды.

Насыщая групповое пространство, нужно заботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.

  • Познавательно-речевой центр: разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, художественная литература, пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр; приспособления для развития правильного речевого выдоха; а также игры для развития мелкой моторики рук.
  • Центр театрализации: различные виды театров (пальчиковый, платочный, перчаточный и др.); необходимые атрибуты, условия для проведения сюжетно-ролевых игр.
  • Музыкальный центр: здесь дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе; у воспитанников происходит развитие не только музыкального слуха, но и фонематического.
Экспериментальный центр : в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся: - составлять предложения по демонстрируемым действиям; - размышлять, рассуждать и доказывать; - объяснять явления природы; - составлять небольшие рассказы. Центр конструирования: обыгрывание построек, обсуждение конструкций и называние деталей помогают ребёнку овладеть речью как средством общения, обогатить активный и пассивный словарь, развивают связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Конструирование оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук, особенно когда дети работают с мелкими деталями конструктора, аппликации или с природным материалом, что в свою очередь способствует развитию речи.
  • Экспериментальный центр : в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся:

- составлять предложения по демонстрируемым действиям;

- размышлять, рассуждать и доказывать;

- объяснять явления природы;

- составлять небольшие рассказы.

  • Центр конструирования: обыгрывание построек, обсуждение конструкций и называние деталей помогают ребёнку овладеть речью как средством общения, обогатить активный и пассивный словарь, развивают связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Конструирование оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук, особенно когда дети работают с мелкими деталями конструктора, аппликации или с природным материалом, что в свою очередь способствует развитию речи.

Работа по развитию речи включает в себя: Воспитание звуковой культуры речи; Формирование грамматически правильной речи; Формирование диалогической речи; Обучение связной монологической речи; Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса; Развитие всех структурных компонентов речи: (   интонация, темп речи, тембр, ритм ); Развитие фонематического слуха

Работа по развитию речи включает в себя:

  • Воспитание звуковой культуры речи;
  • Формирование грамматически правильной речи;
  • Формирование диалогической речи;
  • Обучение связной монологической речи;
  • Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса;
  • Развитие всех структурных компонентов речи: (   интонация, темп речи, тембр, ритм );
  • Развитие фонематического слуха
Что можно использовать для развития речи у дошкольников? Здоровьесберегающие технологии: физминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, артикуляционная и дыхательная гимнастика. Игровые технологии: настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр).

Что можно использовать для развития речи у дошкольников?

  • Здоровьесберегающие технологии: физминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, артикуляционная и дыхательная гимнастика.
  • Игровые технологии: настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр).
Применение мнемотехники

Применение мнемотехники

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы

Мелкая моторика О том, что мелкая моторика и речь связаны знают все. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: пуговицы на одежде, молнии — отличные тренажеры!

Мелкая моторика

О том, что мелкая моторика и речь связаны знают все. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: пуговицы на одежде, молнии — отличные тренажеры!

В логопедии, Су-Джок массажёром , мы воздействуем на активные точки на руках, с целью стимуляции речевых зон в коре головного мозга.

В логопедии, Су-Джок массажёром , мы воздействуем на активные точки на руках, с целью стимуляции речевых зон в коре головного мозга.

Речевое дыхание Под этим понятием подразумевается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Дети не всегда перед началом говорения делают вдох и нередко начинают свою речь с остаточного выдоха, или начинают говорить на вдохе. Поэтому цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе, а также увеличить жизненную ёмкость легких.

Речевое дыхание

Под этим понятием подразумевается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Дети не всегда перед началом говорения делают вдох и нередко начинают свою речь с остаточного выдоха, или начинают говорить на вдохе. Поэтому цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе, а также увеличить жизненную ёмкость легких.

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика, также является неотъемлемой частью работы над развитием речи детей. Эта работа представляет собой упражнения, цель которых укрепить мышцы органов артикуляции, привести мышцы языка, губ, щёк в нормальный тонус, необходимый для правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика, также является неотъемлемой частью работы над развитием речи детей. Эта работа представляет собой упражнения, цель которых укрепить мышцы органов артикуляции, привести мышцы языка, губ, щёк в нормальный тонус, необходимый для правильного звукопроизношения.

Музыка, ритм и речь:   Почему музыка положительно влияет на развитие речи? Музыка и речь ритмичны! Именно овладение законами ритма помогают малышу овладеть слоговой структурой и чувствовать различные грамматические конструкции. Наша жизнь ритмична со всех сторон (сердцебиение, дыхание и много других процессов внутри и вовне) и ритм играет большую роль в развитии речи ребёнка.

Музыка, ритм и речь:

Почему музыка положительно влияет на развитие речи? Музыка и речь ритмичны! Именно овладение законами ритма помогают малышу овладеть слоговой структурой и чувствовать различные грамматические конструкции.

Наша жизнь ритмична со всех сторон (сердцебиение, дыхание и много других процессов внутри и вовне) и ритм играет большую роль в развитии речи ребёнка.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!