СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие психологии как наука

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

       

Просмотр содержимого документа
«Развитие психологии как наука»

Развитие психологии как науки

Развитие психологии как науки

Происхождение слова психология От греческого «душа» (psyche) и «логос» (logos) – учение. В первоначальном значении слово «психология» буквально понималось как «учение о душе». До XVI в. эго учение выступало как часть философии, не было самостоятельным и сохраняло свое древнейшее название. Начиная XVI века, философское учение о душе получило современное название «психология», предложенное ему по аналогии с названиями многих других наук, выделившимися к этому времени из философии и ставшими самостоятельными, например, «филология»,  «биология», «зоология», «геология» и др.

Происхождение слова психология

От греческого «душа» (psyche) и «логос» (logos) – учение.

В первоначальном значении слово «психология» буквально понималось как «учение о душе».

До XVI в. эго учение выступало как часть философии, не было самостоятельным и сохраняло свое древнейшее название. Начиная XVI века, философское учение о душе получило современное название «психология», предложенное ему по аналогии с названиями многих других наук, выделившимися к этому времени из философии и ставшими самостоятельными, например, «филология»,

«биология», «зоология», «геология» и др.

Основные этапы развития взглядов на предмет психологии 1-ый Этап Психология как наука о душе 2-ой Этап Такой взгляд был сформирован более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (Аристотель) Психология как наука о сознании 3-ий Этап Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность чувствовать, думать и желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Психология как наука о поведении 4-ый Этап  Возникает в XXв. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы вызывающие эти поступки не учитывались. Психология как наука изучающая факты, закономерности развития и механизмы функционирования психики Современный взгляд на предмет психологии. Сформировался на базе философии диалектического материализма.

Основные этапы развития взглядов на предмет психологии

1-ый Этап

Психология как наука о душе

2-ой Этап

Такой взгляд был сформирован более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (Аристотель)

Психология как наука о сознании

3-ий Этап

Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность чувствовать, думать и желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Психология как наука о поведении

4-ый Этап

Возникает в XXв. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы вызывающие эти поступки не учитывались.

Психология как наука изучающая факты, закономерности развития и механизмы функционирования психики

Современный взгляд на предмет психологии. Сформировался на базе философии диалектического материализма.

1 Этап. Психология как наука о душе  (период античности) Психология как наука о душе возникла более 2000 тыс. лет назад, развивалась внутри философской науки, как её составная часть. Существовало 2 точки зрения: идеалистическая – душа как проявление божественного разума (например, у Платона) и материалистическая – душа как тончайшая материя пневма (например, у Демокрита, Эпикура и других). Пне́вма  ( греч.  πνεῦμα «дыхание; дуновение; дух») — широко толкуемый термин  древнегреческой медицины  и  философии . Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была первопричиной всех процессов в теле, включая собственные «душевные движения»

1 Этап. Психология как наука о душе (период античности)

Психология как наука о душе возникла более 2000 тыс. лет назад, развивалась внутри философской науки, как её составная часть.

Существовало 2 точки зрения: идеалистическая – душа как проявление божественного разума (например, у Платона) и материалистическая – душа как тончайшая материя пневма (например, у Демокрита, Эпикура и других).

  • Пне́вма  ( греч.  πνεῦμα «дыхание; дуновение; дух») — широко толкуемый термин  древнегреческой медицины  и  философии .

Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была

первопричиной всех процессов в теле,

включая собственные

«душевные движения»

 2 этап . Психология как наука о сознании   Сознанием называли способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явления, которые человек находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». В отличии от души явления сознания суть нечто не предполагаемое, фактически данное. (17 век) – введен психологический метод интроспекции . Интроспекция  (от лат. introspecto – смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

2 этап . Психология как наука о сознании

Сознанием называли способность чувствовать, думать, желать.

Место души заняли явления, которые человек находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». В отличии от души явления сознания суть нечто не предполагаемое, фактически данное.

(17 век) – введен психологический метод интроспекции .

Интроспекция  (от лат. introspecto – смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

3 Этап. Психология как наука о поведении 19 век – создание первой  психологической  лаборатории. 1879 год г. Лейпциг 3 Этап. Психология как наука о поведении В. Вундт (1832–1920) — немецкий врач, физиолог и психолог, основатель современной психологии. В 1879 году основал первую в мире психологическую лабораторию В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название „физиологической“

3 Этап. Психология как наука о поведении

19 век – создание первой

психологической

лаборатории.

1879 год г. Лейпциг

3 Этап. Психология как наука о поведении

В. Вундт (1832–1920) — немецкий врач, физиолог и психолог, основатель современной психологии. В 1879 году основал первую в мире психологическую лабораторию

В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название „физиологической“

БИХЕВИОРИЗМ (наука о поведении).  Бихевиоризм  (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.  На появление этого направления большое влияние оказало учение И.П. Павлова об условных рефлексах.

БИХЕВИОРИЗМ (наука о поведении).

Бихевиоризм  (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.

На появление этого направления большое влияние оказало учение И.П. Павлова об условных рефлексах.

4 этап. Психология как наука о психике   (конец 19 века, начало 20 века)  Психика   (греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в форме психических образов.      Психология   (греч. psyche – душа + logos – учение) — научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Основана на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2–й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно–исторического опыта.

4 этап. Психология как наука о психике  (конец 19 века, начало 20 века)

Психика   (греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в форме психических образов.  

   Психология   (греч. psyche – душа + logos – учение) — научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Основана на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2–й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно–исторического опыта.

Основные этапы становления и развития психологической науки

Основные этапы становления и развития психологической науки

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!