Развитие психологии как науки
Происхождение слова психология
От греческого «душа» (psyche) и «логос» (logos) – учение.
В первоначальном значении слово «психология» буквально понималось как «учение о душе».
До XVI в. эго учение выступало как часть философии, не было самостоятельным и сохраняло свое древнейшее название. Начиная XVI века, философское учение о душе получило современное название «психология», предложенное ему по аналогии с названиями многих других наук, выделившимися к этому времени из философии и ставшими самостоятельными, например, «филология»,
«биология», «зоология», «геология» и др.
Основные этапы развития взглядов на предмет психологии
1-ый Этап
Психология как наука о душе
2-ой Этап
Такой взгляд был сформирован более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (Аристотель)
Психология как наука о сознании
3-ий Этап
Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность чувствовать, думать и желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
Психология как наука о поведении
4-ый Этап
Возникает в XXв. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы вызывающие эти поступки не учитывались.
Психология как наука изучающая факты, закономерности развития и механизмы функционирования психики
Современный взгляд на предмет психологии. Сформировался на базе философии диалектического материализма.
1 Этап. Психология как наука о душе (период античности)
Психология как наука о душе возникла более 2000 тыс. лет назад, развивалась внутри философской науки, как её составная часть.
Существовало 2 точки зрения: идеалистическая – душа как проявление божественного разума (например, у Платона) и материалистическая – душа как тончайшая материя пневма (например, у Демокрита, Эпикура и других).
- Пне́вма ( греч. πνεῦμα «дыхание; дуновение; дух») — широко толкуемый термин древнегреческой медицины и философии .
Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была
первопричиной всех процессов в теле,
включая собственные
«душевные движения»
2 этап . Психология как наука о сознании
Сознанием называли способность чувствовать, думать, желать.
Место души заняли явления, которые человек находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». В отличии от души явления сознания суть нечто не предполагаемое, фактически данное.
(17 век) – введен психологический метод интроспекции .
Интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.
3 Этап. Психология как наука о поведении
19 век – создание первой
психологической
лаборатории.
1879 год г. Лейпциг
3 Этап. Психология как наука о поведении
В. Вундт (1832–1920) — немецкий врач, физиолог и психолог, основатель современной психологии. В 1879 году основал первую в мире психологическую лабораторию
В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название „физиологической“
БИХЕВИОРИЗМ (наука о поведении).
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.
На появление этого направления большое влияние оказало учение И.П. Павлова об условных рефлексах.
4 этап. Психология как наука о психике (конец 19 века, начало 20 века)
Психика (греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в форме психических образов.
Психология (греч. psyche – душа + logos – учение) — научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Основана на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2–й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно–исторического опыта.
Основные этапы становления и развития психологической науки
Спасибо за внимание.