СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная психология «Предмет и методы социальном психологии»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОМ ПСИХОЛОГИИ»

Социальная психология — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

История социальной психологии

Знание истории предмета играет важную роль для понимания сущности науки, ее развития и основных рассматриваемых проблем. Социально-психологические идеи складывались по мере становления общества, совместной деятельности людей. Социально-психологические идеи первоначально зародились в лоне философии. Родоначальником проблем социальной психологии, по мнению Г. Олпорта, является Платон. В своих теориях социально-психологические идеи развивали Аристотель, Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель и многие другие философы. Затем постепенно социально-психологические идеи отпочковались от системы философского знания. Отделение это осуществлялось через обособление двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии - психологии и социологии.

Накопление соцнально-психологнческнх знаний в философских системах (\1 в. до н.э. - сер. XIX в.)

Выделение описательной социальной психологии из философии (социологии) и психологии в самостоятельтто область знания О (50-е гг. XIX в. - 50-е гт. XX в.)

Оформление социальной психологии в экспериментальнхто на^тс\' (20-е гг. XX в.) и ее современное развитие к середине XIX в. наблюдался значительный прогресс в развитии целого ряда наук, имеющих непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни. Формировались «запросы» по решению социальнопсихологических проблем. В связи с бурными процессами миграции населения остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Языкознание не могло своими средствами решить эти проблемы. Были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии и археологии, которые для интерпретации накопленных фактов нуждались в услугах социальной психологии. Развитие капиталистических общественных отношений породило новые формы противоправного поведения, и объяснение его причин криминологии приходилось искать в сфере социальных отношений и в психологических характеристиках поведения. Таким образом, выделяется круг проблем, которые не подведомственны никакой из ранее существовавших дисциплин.

Социально-психологические идеи в первую очередь развивались в рамках социологии. В то время как психология развивалась преимущественно как психология индивида. Почти c самого начала своего существования социология (сер. XIX в.) пыталась объяснить ряд социальных фактов посредством законов, почерпнутых из других областей знания, в частности биологии. Однако вскоре ученые обратились к законам психологии как объяснительной модели для социальных процессов. Сначала это была редукция к индивидуальной психике. По Г. Тарду, элементарный социальный факт заключен не в пределах одного мозга, а в соприкосновении нескольких умов. Общая модель социального представлялась как взаимоотнощение двух индивидов, из которых один подражает другому. Позднее законы социального стали сводить к законам коллективной психики. Окончательно оформляется особое направление в системе социологического знания - психологическое направление в социологии. Родоначальником его в США является Л. Уорд. Особенно ярко идеи этого направления были сформулированы в трудах Ф. Гиддингса. С его точки зрения, первичный социальный факт составляет не сознание индивида, а «сознание рода». Отсюда социальный факт есть не что иное, как социальный разум. Его исследованием должна заниматься «психология общества», или, что то же самое, социология.

Первые исторические формы социальнопсихологического знания сформировались к середине XIX в. Из всего многообразия первых социально-психологических теорий выделяют психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения. Критерий их различения - способ анализа взаимоотнощения личности и общества.

Психология народов сложилась в середине XIX в. в Германии. В 1859 г. создатели теории психологии народов - философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893) в статье «Вводные рассуждения о психологии народов» сформулировали мысль о том, что главная сила истории - народ, или «дух целого» (Allgeist), который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии - «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

В дальнейшем идеи психологии народов развивались В. Вундтом (1832-1920). По его мнению, психология должна состоять из физиологической психологии и психологии народов. Физиологическая психология является   экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов - речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы - анализ продуктов культуры; языка, мифов, обычаев, искусства. В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А.Л. Потебни.

Основная идея концепции психологии народов: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы.

Психология масс родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. Две идеи Тарда - роль иррациональных моментов и роль подражания в социальном поведении - были усвоены непосредственными создателями психологии масс; итальянским юристом С. Сигеле (1868-1913) и французским социологом Г. Лебоном (1841-1931). С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главная черта которой - утрата способности к наблюдению. Типичные черты поведения человека в массе; обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями). Таким образом, масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита».

                Третьей социально-психологической концепцией является теория инстинктов социального поведения английского психолога JB. Макдугалла (1871-1938), переехавшего в 1920 г. в США. Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г., и этот год условно считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология»).

Основной тезис теории Макдугалла: причина социального поведения - врожденные инстинкты. Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Из инстинктов выводятся все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Начало XX в. считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальная веха - программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США. Однако основной акцент в исследованиях был сделан на развитие экспериментальных методик изучения малых групп, что привело к одностороннему развитию социальной психологии: она утратила всякий интерес к теории

                Начиная с 50-х гг. XX в. резко возрос интерес к теоретическому знанию. Развитие теоретических идей было сконцентрировано вокруг четырех направлений; бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма. Три первых направления представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а интеракционизм представляет социологический источник.

Бихевиоризм, позднее необихевиоризм, — поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И.В.Павлов, В.М.Бехтерев, Д.Уотсон, Э.Толмен, Б.Скиннер и др.). Поведение - объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Поведение - это все поступки человека, которые он совершает от рождения до смерти. В основном, поведение изучалось в соответствии с формулой; стимул - реакция. Реакция - ответ на внешний стимул, посредством которого индивид приспосабливается к окружающей среде. Закономерности поведения человека в обществе выводились из закономерностей внешнего стимулирования.

Разработка психоаналитического направления в психологии связана с именем 3.Фрейда. Он исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Бессознательные процессы в жизни человека служат единой цели; не перегружать сознание человека, не доводить до его осознания часть информации о себе и окружаюшем мире, допускать в область восприятия только такую информацию, которая не противоречит социальным нормам. Несмотря на то что большая часть психической жизни индивида проходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие решений и поступки.

Особая роль неосознаваемой сферы связана с источниками социальной активности личности. 3.Фрейд полагал, что центральной, движущей силой человека выступает совокупность влечений, основой которых является половое влечение. Становление психического склада личности происходит в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей природе) вытесняются в подсознание. Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действиях, оговорках и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушения психики и соматики, от невротических нарушений до болезни.

Когнитивизм объясняет социальное поведение человека при помощи описания преимущественно познавательных процессов. Данная психологическая школа делает акцент на процессе познания мира, постижении сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (память, внимание, ощущение и т.д.), развития интеллектуальных функций, изменения системы представлений и ценностей. Образы, понятия, идеи, менталитет и подобные явления играют существенную роль в социальном поведении человека, т.к. на их основе происходит процесс принятия решений.

Теории когнитивного соответствия (теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и

 

П. Танненбаума) полагают, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. Все поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой картины мира в сознании человека.

Интеракционизм имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г. Мида. Интеракционизм исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея интеракционизма - личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широком понимании символ - это слово, жест, знак. Символическая коммуникация - начало человеческой психики. Это то, что выделяет человека из животного мира. Развитие личности рассматривается через усвоение различных знаковых систем. В рамках данного направления изучались также проблемы референтных групп, структура и динамика развития личности, ролевые теории, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности.

В целом, большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире.

Предмет социальной психологии

Возникнув на стыке психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет следующие причины;

1)            объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лищь при помощи объединенных усилий психологии и социологии;

2)            история становления этой дисциплины вызревала в недрах одновременно психологического и социологического знания.

Все это создает трудности в определении предмета социальной психологии. Во второй половине XX века сложилось три подхода к пониманию вопроса о предмете социальпой психологии.

Первый подход, распространенный среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики», включающую изучение психологии классов, коллектива, общественного сознания.

Второй подход, распространенный среди психологов, главным предметом социальной психологии считал личность.

Третий подход представляет собой синтез первых двух предыдущих. Социальная психология - наука, изучающая массовые психические явления и положение личности в группе.

Г.М. Андреева определила предмет социальной психологии следующим образом; социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Б.Д. Парыгин рассматривает социальную психологию как науку, изучающую социальную психологию личности, социальную психологию общностей и общения, социальные отнощения, формы духовной деятельности.

Н.С. Ефимова и А.В. Литвинова предметом изучения социальной психологии считают следующие социальнопсихологические феномены'.

•             психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности;

•             проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей;

•             психологические взаимосвязи, которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия;

•             психологические          процессы           возникновения,

функционирования и развития различных общностей людей и пр. социально-психологические процессы и явления.

Основные объекты изучения социальной психологии, т.е. носители социально-психологических явлений:

•             личность в группе (системе отнощений);

•             взаимодействие в системе «личность - личность» (родитель - ребенок, руководитель - исполнитель, врач - больной, психолог - клиент и др.);

•             малая группа (семья, щкольный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и др.);

•             взаимодействие в системе «личность - группа» (лидер - ведомые, руководитель - трудовой коллектив, командир - взвод, ученик - щкольный класс и пр.);

•             взаимодействие в системе «группа - группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и пр.);

•             больщая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слой и т.д.).

Методы социальной психологии

Г.М. Андреева предлагает разделить все методы социальной психологии на две основные группы. исследовательские методы и методы воздействия (рис.З). Первые характеризуют социальную психологию как фундаментальную науку, вторые представляют практическую социальную психологию.

К методам исследования относятся; методы сбора информации и методы обработки полученной информации.

Методы сбора информации

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучаются социально-психологические явления и процессы без вмешательства в их течение. Наблюдение предполагает систематичность, целенаправленность, фиксацию результатов. Для наблюдения характерна довольно высокая степень субъективности, в частности, на интерпретацию результатов могут влиять ожидания наблюдателя. Для уменьшения субъективности метод наблюдения дополняется использованием других методов.

При помощи метода изучения документов возможен анализ продуктов человеческой деятельности (документов, научной, публицистической и художественной литературы). Основная проблема метода заключается в его высокой субъективности. Интерпретацию документов производит исследователь, человек со своими, только ему присущими психологическими особенностями. Более объективным данный метод становится тогда, когда опирается на методику контент- анализа.

Контент-анализ - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации. Для этого, соответственно целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации, например; психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений. Затем производится замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или других носителей информации.

Анкетирование - опрос, проводимый с целью выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентации, личностных черт опрашиваемого. Анкетный опрос может быть устный (интервью) и письменный, собственно анкетирование. Анкетирование осуществляется с помощью анкет. Анкета представляет собой набор вопросов, логически связанных с основной задачей исследования. Основное требование к анкете - возможность получения с ее помощью именно той информации, которая требуется по гипотезе, а также максимальная надежность информации.

Интервью - способ получения социальнопсихологической информации с помощью устного опроса.

Различают два вида интервью:             свободное, не регламентированное темой и формой беседы, и стандартизированное, по форме близкое к анкете.

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности. В социальной психологии чаще всего используются личностные тесты или групповые. Наиболее широкое распространение среди групповых тестов получил социометрический тест. Данный тест позволяет диагностировать уровень взаимных симпатий и антипатий и статусноролевые отношения в группе.

Причина, по которой использование тестов в социально- психологическом исследовании может быть ограниченным, заключается в специфике предмета социальной психологии - группе. Поведение человека в группе отличается от поведения вне ее. По этой причине результаты тестов, полученные при индивидуальном тестировании, не могут служить сами по себе надежным основанием для прогнозирования поведения человека в группе.

Эксперимент - один из основных методов социальной психологии. Основное достоинство эксперимента - можно специально моделировать ситуацию исследования и влиять на условия ее протекания (проследить зависимость психических процессов, явлений от изменения внешних условий). Основная масса эмпирических фактов получена с помощью эксперимента. По своим разновидностям эксперимент делится на лабораторный и естественный. В случае проведения лабораторного эксперимента действия определяются инструкцией, а условия моделируются. Естественный эксперьшент проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых. При этом они не знают, что участвуют в эксперименте.

Естественный эксперимент является промежуточным между наблюдением и лабораторным экспериментом. Психолог может влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемых. Общим требованием, предъявляемым для естественного и лабораторного эксперимента, является наличие контрольной и экспериментальной групп, чтобы было возможным сравнение полученных данных.

Метод групповой 01|оценки личности (ГОЛ) заключается в получении характеристики человека в определённой группе, основанной на опросе членов этой группы относительно друг друга. Используя этот метод, специалисты оценивают уровень выраженности психологических качеств человека, которые проявляются в его поведении, деятельности и взаимодействии с окружающими.

К методам обработки полученной информации относятся; факторный и корреляционный анализ, методы моделирования, техники компьютерной обработки полученных данных и другие.

В социальной психологии моделирование развивается в двух направлениях. Первое - это техническая имитация процессов, механизмов и результатов психической деятельности, т.е. моделирование психики. Второе - это организация и воспроизведение какой-либо деятельности, посредством искусственного создания среды этой деятельности, т.е. психологическое моделирование. Метод моделирования позволяет получить множество самых разных достоверных социально-психологических сведений о человеке или группе людей.

Примером методов воздействия является социальнопсихологический тренинг. Данный метод основан на активных приемах групповой работы и позволяет решать достаточно широкий круг задач; повышение компетентности в общении, достижение более высокого уровня сплоченности группы, овладение навыками уверенного поведения и др.

Просмотр содержимого документа
«Социальная психология «Предмет и методы социальном психологии»»

«ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОМ ПСИХОЛОГИИ»

Социальная психология — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

История социальной психологии

Знание истории предмета играет важную роль для понимания сущности науки, ее развития и основных рассматриваемых проблем. Социально-психологические идеи складывались по мере становления общества, совместной деятельности людей. Социально-психологические идеи первоначально зародились в лоне философии. Родоначальником проблем социальной психологии, по мнению Г. Олпорта, является Платон. В своих теориях социально-психологические идеи развивали Аристотель, Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель и многие другие философы. Затем постепенно социально-психологические идеи отпочковались от системы философского знания. Отделение это осуществлялось через обособление двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии - психологии и социологии.

Накопление соцнально-психологнческнх знаний в философских системах (\1 в. до н.э. - сер. XIX в.)

Выделение описательной социальной психологии из философии (социологии) и психологии в самостоятельтто область знания О (50-е гг. XIX в. - 50-е гт. XX в.)

Оформление социальной психологии в экспериментальнхто на^тс\' (20-е гг. XX в.) и ее современное развитие к середине XIX в. наблюдался значительный прогресс в развитии целого ряда наук, имеющих непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни. Формировались «запросы» по решению социальнопсихологических проблем. В связи с бурными процессами миграции населения остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Языкознание не могло своими средствами решить эти проблемы. Были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии и археологии, которые для интерпретации накопленных фактов нуждались в услугах социальной психологии. Развитие капиталистических общественных отношений породило новые формы противоправного поведения, и объяснение его причин криминологии приходилось искать в сфере социальных отношений и в психологических характеристиках поведения. Таким образом, выделяется круг проблем, которые не подведомственны никакой из ранее существовавших дисциплин.

Социально-психологические идеи в первую очередь развивались в рамках социологии. В то время как психология развивалась преимущественно как психология индивида. Почти c самого начала своего существования социология (сер. XIX в.) пыталась объяснить ряд социальных фактов посредством законов, почерпнутых из других областей знания, в частности биологии. Однако вскоре ученые обратились к законам психологии как объяснительной модели для социальных процессов. Сначала это была редукция к индивидуальной психике. По Г. Тарду, элементарный социальный факт заключен не в пределах одного мозга, а в соприкосновении нескольких умов. Общая модель социального представлялась как взаимоотнощение двух индивидов, из которых один подражает другому. Позднее законы социального стали сводить к законам коллективной психики. Окончательно оформляется особое направление в системе социологического знания - психологическое направление в социологии. Родоначальником его в США является Л. Уорд. Особенно ярко идеи этого направления были сформулированы в трудах Ф. Гиддингса. С его точки зрения, первичный социальный факт составляет не сознание индивида, а «сознание рода». Отсюда социальный факт есть не что иное, как социальный разум. Его исследованием должна заниматься «психология общества», или, что то же самое, социология.

Первые исторические формы социальнопсихологического знания сформировались к середине XIX в. Из всего многообразия первых социально-психологических теорий выделяют психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения. Критерий их различения - способ анализа взаимоотнощения личности и общества.

Психология народов сложилась в середине XIX в. в Германии. В 1859 г. создатели теории психологии народов - философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893) в статье «Вводные рассуждения о психологии народов» сформулировали мысль о том, что главная сила истории - народ, или «дух целого» (Allgeist), который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии - «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

В дальнейшем идеи психологии народов развивались В. Вундтом (1832-1920). По его мнению, психология должна состоять из физиологической психологии и психологии народов. Физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов - речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы - анализ продуктов культуры; языка, мифов, обычаев, искусства. В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А.Л. Потебни.

Основная идея концепции психологии народов: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы.

Психология масс родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. Две идеи Тарда - роль иррациональных моментов и роль подражания в социальном поведении - были усвоены непосредственными создателями психологии масс; итальянским юристом С. Сигеле (1868-1913) и французским социологом Г. Лебоном (1841-1931). С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главная черта которой - утрата способности к наблюдению. Типичные черты поведения человека в массе; обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями). Таким образом, масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита».

Третьей социально-психологической концепцией является теория инстинктов социального поведения английского психолога JB. Макдугалла (1871-1938), переехавшего в 1920 г. в США. Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г., и этот год условно считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология»).

Основной тезис теории Макдугалла: причина социального поведения - врожденные инстинкты. Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Из инстинктов выводятся все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Начало XX в. считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальная веха - программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США. Однако основной акцент в исследованиях был сделан на развитие экспериментальных методик изучения малых групп, что привело к одностороннему развитию социальной психологии: она утратила всякий интерес к теории

Начиная с 50-х гг. XX в. резко возрос интерес к теоретическому знанию. Развитие теоретических идей было сконцентрировано вокруг четырех направлений; бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма. Три первых направления представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а интеракционизм представляет социологический источник.

Бихевиоризм, позднее необихевиоризм, — поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И.В.Павлов, В.М.Бехтерев, Д.Уотсон, Э.Толмен, Б.Скиннер и др.). Поведение - объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Поведение - это все поступки человека, которые он совершает от рождения до смерти. В основном, поведение изучалось в соответствии с формулой; стимул - реакция. Реакция - ответ на внешний стимул, посредством которого индивид приспосабливается к окружающей среде. Закономерности поведения человека в обществе выводились из закономерностей внешнего стимулирования.

Разработка психоаналитического направления в психологии связана с именем 3.Фрейда. Он исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Бессознательные процессы в жизни человека служат единой цели; не перегружать сознание человека, не доводить до его осознания часть информации о себе и окружаюшем мире, допускать в область восприятия только такую информацию, которая не противоречит социальным нормам. Несмотря на то что большая часть психической жизни индивида проходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие решений и поступки.

Особая роль неосознаваемой сферы связана с источниками социальной активности личности. 3.Фрейд полагал, что центральной, движущей силой человека выступает совокупность влечений, основой которых является половое влечение. Становление психического склада личности происходит в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей природе) вытесняются в подсознание. Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действиях, оговорках и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушения психики и соматики, от невротических нарушений до болезни.

Когнитивизм объясняет социальное поведение человека при помощи описания преимущественно познавательных процессов. Данная психологическая школа делает акцент на процессе познания мира, постижении сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (память, внимание, ощущение и т.д.), развития интеллектуальных функций, изменения системы представлений и ценностей. Образы, понятия, идеи, менталитет и подобные явления играют существенную роль в социальном поведении человека, т.к. на их основе происходит процесс принятия решений.

Теории когнитивного соответствия (теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и

П. Танненбаума) полагают, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. Все поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой картины мира в сознании человека.

Интеракционизм имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г. Мида. Интеракционизм исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея интеракционизма - личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широком понимании символ - это слово, жест, знак. Символическая коммуникация - начало человеческой психики. Это то, что выделяет человека из животного мира. Развитие личности рассматривается через усвоение различных знаковых систем. В рамках данного направления изучались также проблемы референтных групп, структура и динамика развития личности, ролевые теории, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности.

В целом, большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире.

Предмет социальной психологии

Возникнув на стыке психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет следующие причины;

1) объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лищь при помощи объединенных усилий психологии и социологии;

2) история становления этой дисциплины вызревала в недрах одновременно психологического и социологического знания.

Все это создает трудности в определении предмета социальной психологии. Во второй половине XX века сложилось три подхода к пониманию вопроса о предмете социальпой психологии.

Первый подход, распространенный среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики», включающую изучение психологии классов, коллектива, общественного сознания.

Второй подход, распространенный среди психологов, главным предметом социальной психологии считал личность.

Третий подход представляет собой синтез первых двух предыдущих. Социальная психология - наука, изучающая массовые психические явления и положение личности в группе.

Г.М. Андреева определила предмет социальной психологии следующим образом; социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Б.Д. Парыгин рассматривает социальную психологию как науку, изучающую социальную психологию личности, социальную психологию общностей и общения, социальные отнощения, формы духовной деятельности.

Н.С. Ефимова и А.В. Литвинова предметом изучения социальной психологии считают следующие социальнопсихологические феномены'.

• психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности;

• проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей;

• психологические взаимосвязи, которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия;

• психологические процессы возникновения,

функционирования и развития различных общностей людей и пр. социально-психологические процессы и явления.

Основные объекты изучения социальной психологии, т.е. носители социально-психологических явлений:

• личность в группе (системе отнощений);

• взаимодействие в системе «личность - личность» (родитель - ребенок, руководитель - исполнитель, врач - больной, психолог - клиент и др.);

• малая группа (семья, щкольный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и др.);

• взаимодействие в системе «личность - группа» (лидер - ведомые, руководитель - трудовой коллектив, командир - взвод, ученик - щкольный класс и пр.);

• взаимодействие в системе «группа - группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и пр.);

• больщая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слой и т.д.).

Методы социальной психологии

Г.М. Андреева предлагает разделить все методы социальной психологии на две основные группы. исследовательские методы и методы воздействия (рис.З). Первые характеризуют социальную психологию как фундаментальную науку, вторые представляют практическую социальную психологию.

К методам исследования относятся; методы сбора информации и методы обработки полученной информации.

Методы сбора информации

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучаются социально-психологические явления и процессы без вмешательства в их течение. Наблюдение предполагает систематичность, целенаправленность, фиксацию результатов. Для наблюдения характерна довольно высокая степень субъективности, в частности, на интерпретацию результатов могут влиять ожидания наблюдателя. Для уменьшения субъективности метод наблюдения дополняется использованием других методов.

При помощи метода изучения документов возможен анализ продуктов человеческой деятельности (документов, научной, публицистической и художественной литературы). Основная проблема метода заключается в его высокой субъективности. Интерпретацию документов производит исследователь, человек со своими, только ему присущими психологическими особенностями. Более объективным данный метод становится тогда, когда опирается на методику контент- анализа.

Контент-анализ - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации. Для этого, соответственно целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации, например; психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений. Затем производится замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или других носителей информации.

Анкетирование - опрос, проводимый с целью выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентации, личностных черт опрашиваемого. Анкетный опрос может быть устный (интервью) и письменный, собственно анкетирование. Анкетирование осуществляется с помощью анкет. Анкета представляет собой набор вопросов, логически связанных с основной задачей исследования. Основное требование к анкете - возможность получения с ее помощью именно той информации, которая требуется по гипотезе, а также максимальная надежность информации.

Интервью - способ получения социальнопсихологической информации с помощью устного опроса.

Различают два вида интервью: свободное, не регламентированное темой и формой беседы, и стандартизированное, по форме близкое к анкете.

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности. В социальной психологии чаще всего используются личностные тесты или групповые. Наиболее широкое распространение среди групповых тестов получил социометрический тест. Данный тест позволяет диагностировать уровень взаимных симпатий и антипатий и статусноролевые отношения в группе.

Причина, по которой использование тестов в социально- психологическом исследовании может быть ограниченным, заключается в специфике предмета социальной психологии - группе. Поведение человека в группе отличается от поведения вне ее. По этой причине результаты тестов, полученные при индивидуальном тестировании, не могут служить сами по себе надежным основанием для прогнозирования поведения человека в группе.

Эксперимент - один из основных методов социальной психологии. Основное достоинство эксперимента - можно специально моделировать ситуацию исследования и влиять на условия ее протекания (проследить зависимость психических процессов, явлений от изменения внешних условий). Основная масса эмпирических фактов получена с помощью эксперимента. По своим разновидностям эксперимент делится на лабораторный и естественный. В случае проведения лабораторного эксперимента действия определяются инструкцией, а условия моделируются. Естественный эксперьшент проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых. При этом они не знают, что участвуют в эксперименте.

Естественный эксперимент является промежуточным между наблюдением и лабораторным экспериментом. Психолог может влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемых. Общим требованием, предъявляемым для естественного и лабораторного эксперимента, является наличие контрольной и экспериментальной групп, чтобы было возможным сравнение полученных данных.

Метод групповой 01|оценки личности (ГОЛ) заключается в получении характеристики человека в определённой группе, основанной на опросе членов этой группы относительно друг друга. Используя этот метод, специалисты оценивают уровень выраженности психологических качеств человека, которые проявляются в его поведении, деятельности и взаимодействии с окружающими.

К методам обработки полученной информации относятся; факторный и корреляционный анализ, методы моделирования, техники компьютерной обработки полученных данных и другие.

В социальной психологии моделирование развивается в двух направлениях. Первое - это техническая имитация процессов, механизмов и результатов психической деятельности, т.е. моделирование психики. Второе - это организация и воспроизведение какой-либо деятельности, посредством искусственного создания среды этой деятельности, т.е. психологическое моделирование. Метод моделирования позволяет получить множество самых разных достоверных социально-психологических сведений о человеке или группе людей.

Примером методов воздействия является социальнопсихологический тренинг. Данный метод основан на активных приемах групповой работы и позволяет решать достаточно широкий круг задач; повышение компетентности в общении, достижение более высокого уровня сплоченности группы, овладение навыками уверенного поведения и др.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!