Кудасова Евгения Геннадьевна
учитель информатики МБОУ «ЛCОШ» с. Ловозеро
первая квалификационная категория
педагогический стаж – 20 лет
Развитие познавательных УУД на уроках обобщения и систематизации основных понятий темы. Введение.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [1].
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ всех учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся [2].
Развитие универсальных учебных действий может происходить, в том числе, и в рамках обобщающей и систематизирующей деятельности, которая непременно присутствует в образовательном процессе.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться, поэтому я буду говорить о развитии именно познавательных УУД.
Способ развития универсальных учебных действий, о котором я буду говорить, можно использовать в рамках любого учебного курса. Его суть – создание постера, на котором обобщенно и системно представлена вся изученная ранее тема. На занятиях такого типа, выделяя в качестве основной цели развитие познавательных УУД (рис. 1), прослеживается также развитие коммуникативных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий, то есть весь спектр.
Рис. 1 Познавательные УУД
Обобщения и систематизации основных понятий темы через создание постера.
Уроки обобщения и систематизации основных понятий темы могут содержать не только традиционные контрольные работы, но и различные варианты деятельности учащихся, позволяющие не только отследить уровень усвоения темы, но и дополнительно проанализировать изученный материал, развивая универсальные учебные действия. Работая с обширным материалом, учащиеся развивают, прежде всего, логические познавательные УУД, повторяя многократно такие действия как анализ, обобщение, сравнение, классификация, вывод следствий. Не остаются без внимания и общеучебные УУД – структурирование знаний, смысловое чтение, решение проблем, действия со знаково-символическими средствами.
Итак, результатом работы учащихся на уроке должен стать постер, отражающий всю изученную тему: её части, разделы, функции, связи между понятиями и т.п. Основными вопросами, на которые должен в результате отвечать постер, могут быть следующие:
- Что такое …?
- Что входит в состав (в понятие) …?
- Какие функции выполняет…?
- Где, как, кем используется …?
- Какие примеры можно привести?
В начале использования процесса создания постера вышеперечисленные вопросы можно сформулировать для учащихся заранее, впоследствии, имея подобный опыт, ученики сами ставят вопросы и отвечать на них с наибольшей эффективностью в раскрытии содержания темы.
Весь процесс создания постера можно выстроить следующим образом (см. табл. 1).
Этап, задача | Ресурсы, материалы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Постановка цели, решение организационных вопросов | Ватман, маркеры, доска | Выбирают форму своей работы (парная, групповая) | Объявляет тему, цель занятия, осуществляет контроль над деятельностью учащихся. |
2. Планирование формата и структуры постера | - | Обсуждают структуру постера, распределяют роли в группах (парах) | Сопровождает деятельность учащихся, осуществляет контроль и коррекцию. |
3.Структурирование постера | Карточки с понятиями изученной темы | Ставят вопросы, планируют расположение и содержание ответов. | Сопровождает деятельность учащихся, осуществляет контроль. |
4. Заполнение постера материалами | Ватман, маркеры, клей, степлер, скотч. | Оформляют постер (приклеивают, подписывают, рисуют, соединяют дугами и стрелочками понятия и компоненты темы). | Сопровождает деятельность учащихся, осуществляет контроль. |
5. Обсуждение результата. | Доска. | Анализируют и представляют свой постер. | Оценивает полноту представления материалов, выраженность, логичность изложения, красочность. |
Таблица 1.
Подробнее я остановлюсь на 3 и 4 пунктах процесса построения постера, проиллюстрировав их примером.
Изученная тема «Обработка текстовой информации». Учащимся выдаются карточки с понятиями темы (например):
Документ | Текстовый редактор | Текстовый документ | Элементы текстового документа |
Секретарь | Компьютерная технология | Верстальщик | Издательские системы |
Текстовый процессор | Технологии создания документов | Набор (ввод) текста | Бумажная технология |
Компьютерный словарь | Информационный объем текста | SACII, Windows, Unicode, КОИ-8 | Переводчик |
Клавиатурный тренажер | Проверка правописания | Шрифт | Форматирование текста |
Абзац | Поиск | Схемы | Отступ красной строки |
Стиль | Формат текстового документа | Выравнивание | Фрагмент текста |
Компьютерные инструменты создания текстовых документов | Начертание | Редактирование текста | Вставка/замена |
Междустрочный интервал | Визуализация информации | Графические изображения | Размер текста |
Списки | Параметры страницы | Программы распознавания текстов | Таблицы |
| - … - … - … | | |
Несколько карточек не содержат ни текста, ни изображений, возможно, указать на них какие-либо условные обозначения либо оставить их пустыми. Ученики должны использовать все предоставленные им карточки, самостоятельно заполнить пустые, распределить правильно, грамотно и логично имеющиеся у них понятия темы, фрагменты, функции, связи, зависимости, следования, обобщения и прочее (рис. 2).
Возможные вопросы на постере: «Что такое текст?», «Текстовые документы – какие они?», «Откуда берутся текстовые документы?», «Кому они нужны?» и другие.
Так как программа школьного курса информатики построена по принципу спирали с расширением, углублением и усложнением изучаемых разделов с каждым витком (первый виток 3-4 классы – подготовительный уровень, второй виток 5-7 классы – пропедевтический уровень, 8-9 классы – основное образование, 10-11 среднее образование), обобщающие постеры, созданные учащимися 10 – 11 классов по некоторым темам можно использовать в качестве демонстрационного материала в 8 – 9 классах, созданные учащимися 8 – 9 классов в 5 – 7.
Рис. 2. Пример структуры постера.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/fedgosobstndt/formirovanie-uud-v-ramkah-urocnoj-i-vneurocnoj-deatelnosti (дата обращения 02.03.2017).
Формирование универсальных учебных действий (УУД) во внеурочной и урочной деятельности (из опыта работы) [Электронный ресурс]. URL: http://uo-prohladny.narod.ru/seminar/seminar_uvr2/uud.doc (дата обращения 02.03.2017).
3