СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных способностей на уроках математики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема посвящена методам и приёмам организации учебной деятельности на уроках математики, которые ориентированы на развитие мышления, внимания, воображени, памяти.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей на уроках математики в начальной школе»





Развитие познавательных способностей на уроках математики в начальной школе



Современные уроки математики нацелены не только на передачу обучающимся базовых математических знании, но и на развитие и совершенствование познавательных способностей. Это имеет свои особенности. Одна из таких особенностей –усиление роли содержательно-логических заданий для развития мышления обучающихся. Это не означает отсутствие материала для развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их подачи. Методы и приёмы организации учебной деятельности на своих уроках математики с 3-го класса в большей степени, чем в 1-м и 2-м, ориентирую на увеличение объёма самостоятельной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля. Логические задания развивающего характера включаю в каждый урок в течение учебного года, увязываю их содержание с программным материалом.

Остановлюсь подробнее на характере видов заданий, помогающих развивать внимание, восприятие, воображение, память и мышление.

  1. Задания на развитие и совершенствования внимания.

Использую содержательно- логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объём, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности. Это могут быть задания на отыскивание ходов в числовых лабиринтах. .Степень трудности таких лабиринтов достаточно велика, так как в них имеется разветвлённая сеть дорожек, продвигаясь по которым, необходимо выполнить определённые задания вычислительного характера. Пройди путь от вершины пирамиды к её основанию,. переходя из каждой клетки в одну из двух, расположенных под ней, и набери по по дороге сумму 35. Это задание дети выполняют методом проб. Взяв простой карандаш, прокладывают первый путь: из самой верхней клетки «5» можно пройти в одну из клеток «8» или «7». Для определённости , из двух нижних клеток. Расположенных под той верхней, из которой мы идём, будем выбирать самую правую из возможных, тогда получим:5+7 = 12, 12 + 4 =16 16+3 = 19 19+5 = 24 24+8=32 32+3= 35

Сумма найдена. Путь можно прочертить цветным карандашом. Удачный старт вдохновляет, но не даёт гарантии того, что нет других путей. Математическая ёмкость такого задания велика т. к .этот же лабиринт может быть использован с несколько изменённым заданием: набрать сумму 45, 55.

Умножить или разделить? Проведение этой игры преследует две цели:







совершенствовать умение и правильно распределять внимание на разные цвета, числа и арифметические действия и закреплять знания таблицы умножения. У меня в руках круг. С одной стороны он розового цвета, с другой – голубого. На обеих сторонах написано число три. Когда я покажу круг голубой стороной, то число надо умножить на 3, а если розовой – то разделить на 3.По окончании провести самопроверку с доски.

2.Задания на развитие восприятия и воображения.

Эти задания направлены на то, чтобы мысленно увидеть, представить характер того или иного преобразования, например ,вообразить то целое, которое должно быть составлено из предложенных частей, найти недостающую часть среди множества заданных частей для получения целого, на глаз соотнести размеры площадей нескольких заданных фигур.

  1. Задания на развитие памяти.

За период начального обучения школьников работаю над развитием зрительной, слуховой, наглядно= образной памяти. Для этого провожу различные дидактические игры .Одна из них «Запомни изученные слова». Количество математических терминов и слов с каждым разом увеличивается , а их состав пополняется новыми для учащихся терминами. В игру «Цепочка слов» включается не менее восьми троек, объединённых в эти тройки по смыслу и охватывающих новый материал. Например, такие тройки слов: « внетабличное умножение чисел», «деление с остатком», « единицы, десятки, сотни», « остаток меньше делителя», «порядок выполнения действий» и др. В течение одной минуты показываю детям геометрические фигуры, а затем прошу воспроизвести их в тетрадях по памяти.

  1. Задания на развитие мышления.

На развитие мышления включаю систему задания, направленных на развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификации, решение логических задач

  • напиши два числа 100 и 1000. Сравни эти числа, чем схож,. Чем различаются?

  • Вычисли значение выраженияяяяяяяяяя:32:8 и 56:8 . Подчеркни различия(делимое, частные, в первом оно чётное число, а во втором – нечётное)

  • Найди сумму дли сторон квадратов. Покажи сумму длин сторон квадратов с помощью отрезков. « Чем задания и их решения похожи?» Дети: « Измерили длину каждого квадрата, умножили на число сторон, чертим отрезок полученной длины. Сходство: обе фигуры – квадраты, в обеих случаях требуется найти сумму длин сторон, способ нахождения одинаковый.

  • Раздели числа на две группы: 12, 24, 25, 28, 30, 32, 35, 36, 40.

При выполнении этого задания важно обратить внимание на то. что основание для деления не задан и дети должны предложить его спми. При этом надо следить за тем, чтобы одно и тоже число не попало в обе группы.





  • найди закономерность и нарисуй фигуру в пустой клетке таблицы.

  • построение логических рассуждений с последующим выводом, на перебор различных вариантов решения: объясни, как это может быть: 2 матери, 3 дочки, 2 сестры, а всего 4 человека. Или: ученики 2 класса ездили на экскурсии в Минск и ву Москву. В Минске побывало 12 человек, а в Москве 18. Причём, в обоих городах побывали 4 ребёнка .Сколько всего учеников приняли участие в этих экскурсиях? Саша запланировал купить линейку, карандаш, блокнот и тетрадь .Сегодня он купил только две вещи. Назови, что мог купить Саша ( все возможные варианты), если в магазине были все вещи.

Вот некоторые примеры заданий использую на уроках математики. Они способствуют , с одной стороны, развитию познавательных способностей детей, расширению их математического кругозора, привитию любви к предмету, а, с другой стороны, помогают глубже и прочнее овладеть программными знаниями.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!