СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности школьников средствами ИКТ на уроках технологии.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о том ,как использование на уроках технологии ИКТ влияет на активность школьников, на их интересы и самостоятельность.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности школьников средствами ИКТ на уроках технологии.»

МКОУ Новотроицкая СОШ

«Развитие познавательной активности школьников средствами ИКТ на уроках технологии»

Стремительное развитие общества, совершенствование технологий, вызывает необходимость адекватного использования новых возможностей. С увеличением количества компьютеров в школах возрастает их роль как эффективного средства повышения результативности обучения, в том числе и по технологии. Применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень и облегчает решение практических задач. Он может быть использован как информационная система, помогающая решать технологические, конструкторские, экономические, экологические вопросы, представляя материал в более наглядном, доступном для восприятия виде. Служит источником информации для разработки творческих проектов, а также оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений, обеспечивая дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала. Вышеназванные преимущества позволяют эффективно решить проблему мотивации учащихся, т.к. уроки с использованием красочных иллюстраций и различных мультимедийных объектов (звук, видео) и т.д. привлекут внимание даже самого равнодушного ученика. Кроме того, использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач.

У учителя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко запоминающимся.

Сфера применения современных технологий очень разнообразна.

Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения уровня мотивации к предмету «Технология».

Цели использования информационных технологий на уроке:

- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

- помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных , можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствует:

- развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;

- стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;

- формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;

- обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися;

- автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени.
В деятельности современного человека существует немало трудоемких информационно-поисковых, вычислительных и других подобных операций, которые поможет выполнить компьютер при наличии соответствующего программного обеспечения и его умелом использовании. Не освобождая учащихся от необходимости научиться пользоваться обычным справочным материалом, мы в то же время готовим их к будущей трудовой деятельности в условиях современного автоматизированного производства. Опыт показывает также, что использование на занятиях по технологии компьютера не уменьшает, а, наоборот позволяет увеличить опыт работы с конструкционным материалом, так как облегчает выполнение технических рисунков, расчетов, технологической документации.
- доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа.
Использование программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ учащимся к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажной основе) практически не реализуема. Они учатся осваивать ее с помощью компьютера: поиск, запуск программ, навигация по электронным справочникам, выделение требуемых сведений, их печатание. Специализированные базы данных позволяют быстро и легко находить необходимую информацию.

Используя компьютер и средства мультимедиа, можно многократно демонстрировать приемы выполнения технологических операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж и т.д.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

ИКТ имеет следующие преимущества:

- позволяет повысить эффективность визуальной наглядности;

-  расширяются возможности зрительного и слухового восприятия (не только неподвижные изображения, но и анимация, и звук);

-  сеть Интернет позволяет получить доступ к дополнительной информации и, используя ее, разнообразить виды заданий;

 - дает возможность развивать креативные способности учащихся, разнообразить их творческую деятельность (создание презентаций, проектов, рефератов и т.д.);

-  компактность накопления и хранения информации, мобильность;

- демонстрация труднодоступного материала (виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии и т.д.);

- предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы, быстрая обработка результатов;

- способствует повышению познавательной активности и мотивации в усвоении знаний за счет разнообразия форм работы;

- самостоятельная работа учащихся становится контролируемой и управляемой




Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Применение компьютеров эффективно на этапах предьявления учебной информации, усвоения учебного материала, повторения и закрепления усвоенных знаний, промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения .тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями, развивающими играми и т.д. В результате все играющие оказываются, включены в мыследеятельность, готовы к восприятию нового.

7.Заключение

На уроках технологии использование информационно-коммуникативных технологий является наиболее актуальным. Сейчас, в сети Интренет с легкостью можно найти всю необходимую информацию для ученика..
При изучении различных видов декоративно-прикладного творчества возможность использования виртуальных выставок, сайтов, посвященных оригами, макраме, плетению из бисера, вышивке позволяют не только увидеть лучшие образцы, но и быстро подготовить раздаточный материал, распечатав нужные схемы, рисунки, эскизы.
Таким образом, использование ИКТ на уроках технологии делает занятия более интересными,

способствует пониманию более сложного материала, дает возможность использования различных стилей обучения,
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Их использование позволяет повысить интерес учащихся к приобретению знаний,
Анализ занятий с применением информационно-коммуникативных технологий показывает, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Использование ИКТ на уроках технологии повышает интерес к предмету, что полезно при изучении нового материала и способствует развитию креативного мышления школьников. Я считаю, что новые информационные технологии, применяющиеся ме­тодически грамотно, повышают познавательную активность учащихся и эффективность обучения, . 

ИКТ–компетентность — это общешкольное умение и ее формирование должно проходить на всех уроках, в том числе, на уроках технологии. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания технологии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями.

При этом учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания. , создают условия для проявления познавательной активности учащихся.

При 100% успеваемости прослеживается положительная динамика качества обучения за последние четыре года.



1 Е.С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии системе образования». М.: «Академия»,2001г.

2..Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении -М.: Просвещение,1990.

3. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5

4.. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе – М.: АСТ –ПРЕСС КНИГА. Информком.- Пресс .2002

5.. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MSPowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования», № 44



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!