СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках географии через элементы занимательности и игровой деятельности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках географии через элементы занимательности и игровой деятельности»

Обобщение педагогического опыта

учителя географии МБОУ СОШ №11

с.Сергиевское, Гиагинского района

Шестиглазовой Светланы Александровны

на тему

«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках географии через элементы занимательности и игровой деятельности».

География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Однако, результаты образовательной практики свидетельствуют, что более чем у половины школьников подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению.

В результате у ребят не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности. 
С целью разрешения обозначенных проблем я обратилась к исследованию самого понятия «познавательный интерес» и разработке системы работы, направленной на его формирование и развитие. 
Познавательный интерес — это сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. В этом отношении в единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые проявления.


Меня, как учителя географии, всегда интересовала проблема развития познавательной и творческой активности учащихся. Поэтому на протяжении последних десяти лет своей педагогической деятельности работаю над созданием условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, стремлюсь приблизить школьника к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательной и творческой активности, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни.

Цель моей педагогической деятельности: формирование и развитие познавательного интереса школьников на уроках географии познавательного географического мышления, активности, самостоятельности.
Определив цель, я поставила и последовательно решаю следующие задачи:
• Формирование знаний, умений, навыков учащихся, отвечающих обязательному минимуму содержания географического образования в школе.
• Планирование и проведение уроков, построенных на применении приемов формирования познавательного интереса, направленных на развитие творческих способностей развития.
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке.
Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей.
В своей работе , для решения следующих педагогических задач необходимо:

  1. Усвоение базовых знаний по географии;

  2. Систематизация усвоенных знаний;

  3. Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом;

  4. Формирование навыков самоконтроля;

  5. Формирование мотивации к учению в целом и к географии в частности;

  6. Подготовка к государственной (итоговой) аттестации;

  7. Развитие творческих способностей учащихся;

  8. Формирование здоровьесберегающих умений и навыков учащихся; Актуальность опыта

Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Их особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательного интереса к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательный интерес, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность.

Деятельностная парадигма образования предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.

Утверждение развивающей направленности школьного образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.

Традиционные в недавнем прошлом репродуктивные методы обучения, опиравшиеся на принцип авторитарности, уже не способны сформировать у учащихся умения и навыки, которые будут им необходимы в новых общественных отношениях, условиях жизни.

Школы сегодня отошли от информационной модели образования. Упор делается не на пассивное заучивание информации, или получение её из уст учителя, а на активное вхождение в проблему, требующее самостоятельных творческих усилий интеллекта. Роль учителя существенно меняется, но нисколько не уменьшается, а даже возрастает. От учителя требуется искусство организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке, что намного интереснее и в то же время сложнее, чем обычное сообщение знаний и проверка его усвоений.





Поэтому я вижу ведущую идею своего опыта в следующем:

- Формирование самообразовательных умений учащихся на уроках географии как способ организации учебно-познавательной деятельности

- Формирование творческих способностей как способностей создавать новое, оригинальное

- Формирование активной творческой личности, способной преобразовывать окружающий мир

Длительность работы над опытом

Опыт, над которым я работаю, актуален и перспективен. Он в определённой степени разрешает основные противоречия современной школы. Практическую деятельность по проблеме, конечно же, надо сочетать с теоретической. Поэтому свою методическую работу по обобщению опыта я прогнозировала и прошла через определённые этапы.

1-ый этап. Изучение фактического уровня подготовки учащихся через анкетирование.

2-ой этап. Изучение состояния вопроса в науке через курсы повышения квалификации, педсоветы, самообразование, ознакомление с передовым педагогическим опытом, работу МО, знакомство с официальными документами.

3-ий этап. Организация практической деятельности через обобщение опыта.

Исходя из целей модернизации, я ищу такие способы и средства, которые позволили бы создать условия для развития познавательной деятельности учащихся. Приоритетная роль в ней принадлежит внедрению и распространению таких форм обучения, которые позволят изменить сам ход познавательного процесса, а вместе с этим и позицию самого учащегося.



Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы учителя по развитию у учащихся познавательной активности (урок-семинар, урок-викторина, урок-игра, различные виды тестирования).

Теоретическая база опыта

В основе опыта лежат педагогические идеи выдающихся педагогов:

И. Песталоцци, , А. Дистервега и др., общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения и воспитания необходимо развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей.

Интересной и близкой к идее опыта считаю теорию развития познавательных интересов , модель которой такова: разминка-развитие психических механизмов-выполнение частично поисковых задач-решение творческих задач.

В работе находят отклик и предложения, выдвинутые в научных трудах в разделе «Концепция содержания методов и форм

организации обучения в современной образовательной школе», одним из его предложений является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, её творческого потенциала. Также имеет значение технология развивающего обучения , .

Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам сотрудничества, сотворчества.

Данная проблема меня привлекает ещё тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего обучения, технологию дифференцированного обучения и др.

Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у учащихся познавательный интерес на уроке.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы применения активных форм обучения, нацеленных на развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии.

Технология опыта

Из своего многолетнего опыта я поняла, что только тогда учитель испытывает истинное удовольствие, когда он видит глаза детей, полные любопытства и удивления, когда урок заканчивается массой различных вопросов и высказываний. Поэтому учитель всегда должен напряженно работать, это трудно.

Самое страшное, когда промахи учителя, непродуманность уроков гасят познавательную активность учеников, приводят к инерции.

Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательного интереса к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательный интерес, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность.

Ещё не все слова знакомы детям, но мечта рождается – увидеть мир своими глазами. Конечно, за небольшой отрезок времени (45 минут) дать ученикам информацию, проверить знания, развить практические навыки – задача сверхсложная.

От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависят качество обучения, успешность достижения конечных результатов. Нужно выбирать формы и приёмы обучения, позволяющие так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе.

Создание доброжелательной деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель – ученик, ученик – ученик.

За время работы я увидела особенности учащихся нашей школы. В первую очередь это ярко выраженная особенность между двумя категориями учащихся, которые хотят и могут учиться и которые не хотят, или не могут нормально усваивать школьную программу в силу своей недостаточной подготовленности. Поэтому я считаю, что дифференциация в обучении поможет разрешить эту проблему. Давая детям разноуровневые задания, можно надеяться на хороший результат. И у детей не пропадет интерес к обучению.

Для развития познавательной активности учащихся на уроках географии в старших классах (10-11) я использую обучающие задачи. Сначала я использовала задачи, которые публиковались в газете «География» - приложение к «Первому сентября».

Учащиеся заинтересовались. Я разрешала им пользоваться любыми источниками информации (атласами, учебниками географии разных авторов, справочниками и др.). Дети учатся ориентироваться в справочной литературе, самостоятельно добывать знания. Обучающие задачи я могу давать на любом этапе урока, но лучше это делать на обобщении материала.

Работу по решению обучающих задач провожу с учащимися в группах. У каждого из детей есть свой багаж знаний, здесь все свои знания они применяют.

В 11 классе после изучения раздела «Зарубежная Европа» я ограничиваю детей в источниках информации (у них уже имеется достаточный объём знаний) и разрешаю пользоваться только атласами. Даю им задачи по конкретному региону.

В 10 классе обучающие задачи связаны с информацией о населении, ЭГП стран, природных ресурсах и др.

В последнее время обучающие задачи я составляю сама. Мне очень важно, чтобы в задачах заострялось внимание на том, что детям даётся труднее всего. Допустим, учащиеся плохо запоминают материал о национальном составе населения страны, я включаю это в задачу (страна, где в основном проживают два народа: фламандцы и валлоны - это Бельгия). Есть у меня задача про Камбоджу, страну, которая вообще редко упоминается в программном материале, не говоря о том, что в ней сложная политическая обстановка, несколько раз за короткий период менялась форма правления. Учащиеся находят это в справочниках и, конечно же, лучше запоминают. Эта страна уже не кажется им такой далекой. В содержании своих задач я стараюсь охватить все уголки и регионы мира. Особенно выбираю те страны, которые имеют пять и более соседей.

Следующий этап в работе с обучающими задачами – составление задач самими учащимися.

Я разделяю учащихся на группы и каждой группе даю по одной стране, у которой как можно больше соседей. У детей различные источники информации: учебники, справочники, журналы со статистическим материалом, атласы.

Чтобы лучше сориентироваться, даю примерную тематику содержания задач:

1. Особенности ЭГП страны

2. Природные условия

3.Природные ресурсы

4. Особенности населения (религии и др.)

5. Особенности хозяйства страны и т. д.

Например, у одной из групп учащихся страна Австрия.

Учащиеся выписывают всех её соседей, а это Италия, Швейцария, Лихтенштейн, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения.

Берем, например Венгрию. Что мы знаем об особенностях этой страны? Если взять ЭГП, то страна не имеет выхода к морю, или столица стоит на берегу второй по величине реки части света. Если возьмём за основу население, то это страна, где проживает население финно-угорской группы. Только финны ещё относятся к этой языковой группе из стран зарубежной Европы (не считая ближнего зарубежья – Эстонии) или самоназвание населения – мадьяры. Если взять в качестве примера Германию, то здесь много особенностей. Эта страна является лидером по многим показателям (по выпуску автомобилей в этой части света, по числу агломераций и иммигрантов и т. д.)

Важно, чтобы дети видели эти особенности, смогли их выделить.

Учащиеся пользуются картами атласа и обязательно настенными политической и физической мира, потому что, если рассматриваем регион Ближний Восток, то здесь трудно определить пограничные государства, настолько мелкое изображение, особенно небольших стран. Учащиеся уже умеют выбирать карту, которая им наиболее подойдёт. (Приложение )

Постепенно у меня появляется система в работе над обучающими задачами. Результат положительный – дети лучше ориентируются по карте, запоминают особенности стран. У них развивается логическое мышление. Но самое главное - дети делают это с удовольствием.

Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. Нашедшие в настоящее время широкое распространение нестандартные уроки (урок-тестирование, урок-исследование, урок-семинар, урок-игра, урок-КВН, урок - викторина и т. д.) позволяют каждому ученику поучаствовать в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе в роли учителя.

Такие уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.

В 6-7 классах целесообразно проводить урок-игру, или урок-викторину. Для детей данного возраста это приемлемые формы проведения урока, особенно при обобщении материала (Приложения № 3,4), в старших классах (10-11) лучше практиковать урок-семинар или урок-конференцию (Приложение ).Учащиеся готовят выступления или презентации для проведения данного урока. Это повышает интерес, развивает самостоятельность.

Тестирование провожу на любом этапе урока. Чаще всего использую тесты после изучения определённой темы (Приложение ,7) или итоговые тесты в конце учебного года, четверти (Приложение ,9).Это способствует проверке знаний учащихся и, как правило, самооценке. Такая система повышает интерес учащихся к обучению.

В работе с одарёнными учащимися провожу школьные олимпиады, которые развивают интеллект учащихся, способствуют подготовке учащихся к участию в районных и областных олимпиадах, развивают познавательную активность (Приложения № 10,11)

Географии принадлежит видное место в решении задач по формированию научного мировоззрения, высокой нравственности, практической подготовки молодёжи к жизни. Один из способов, призванных решению этих задач-это внедрение в практику активной самостоятельной работы учащихся, так как она создаёт условия для развития умственных способностей и творческого подхода в учебной работе.

Одним из видов самостоятельных работ, активизирующих развитие познавательной деятельности учащихся, является реферат.

Реферат – одна из трудных форм работы, так как это краткое изложение в письменном виде или в форме доклада научного труда по определённой проблеме.

Систему обучения рефератной работе необходимо выстраивать дифференцированно с учётом возраста (постепенно увеличивать объём излагаемого материала). В основном эту работу выполняют сильные учащиеся.

Одной из инновационных технологий является компьютерная технология.

Безусловно, компьютер – это современное средство обучения, позволяющее интенсифицировать учебный труд школьников, развивать их познавательную деятельность. Но для успешного внедрения этого современного средства обучения необходимо несколько обязательных условий. Во-первых, наличие достаточного количества компьютеров в школе. Речь идёт не о специальном кабинете информатики, а о компьютерах во всех предметных кабинетах.

В настоящее время реальное обеспечение школ компьютерами оставляет желать лучшего. Поэтому говорить о широком внедрении компьютерных технологий в процесс обучения не приходится (по крайней мере, в моей школе)



Я регулярно применяю в учебном процессе современные образовательные технологииразвивающего обучения, развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие, с помощью которых делаю акцент на развитие мышления и психических процессов.


Так, на уроке географии в 8 классе по теме «Почва – особый компонент природы» актуализацию опорных знаний провожу в игровой форме (викторина). Усвоение новых знаний на этом уроке начинается рассказом, в ходе которого применяется педагогический прием «Удивляй, увлекай, заинтересуй». Ставится проблемный вопрос: «Почему В.В. Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта»?  Для объяснения почвообразующих факторов применен игровой метод «Мозговой штурм»: ребята анализируют почвенный профиль и делают выводы. На стадии закрепления изученного материала объединяю детей в группы  -  «научно-исследовательские лаборатории». Изучая образцы почв, они на практике повторяют изученный материал.

«Скажите, ребята, от чего же зависит плодородие почвы? (От механического состава, структуры почвы и содержания гумуса).

Давайте рассмотрим образцы почв, которые вы отобрали в нашей станице.

  1. Вам нужно попробовать определить механический состав и структуру этих образцов. (Раздаю образцы почв с номерами, затем учащиеся дают им оценку, затем - вместе проверяем, обсуждаем)

2) Как определить содержание гумуса в этих почвах? Можно по цвету - чем темнее почва, тем больше гумуса. (Находим такой образец)

3) Делаем вывод. Какая почва из этих образцов лучше? Где ее отобрали?

Таким образом, дети убеждаются в том, насколько  разнообразны почвы в нашей местности.

Далее, насколько разнообразны почвы на всей территории нашей огромной страны, мы можем узнать по почвенной карте».

На данном уроке применялись технологии развивающего обучения, в частности,проблемно-исследовательская, на которую был сделан упор.

Для развития познавательной мыслительной деятельности методы прикладной диалектики, такие, как системный анализ, «мозговой штурм»  приводят к пониманию нового материала. Ученики сравнивают, делают выводы, выявляют закономерности. Так, на уроке географии в 6 классе по теме «Что такое атмосфера и как она устроена» учащиеся участвуют в целеполагании, мотивируются на получение знаний в ходе урока (анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха, новизны, познавательная игра).

 «Ребята, послушайте, о какой оболочке идет речь в этом стихотворении?

Есть ли, дети, одеяло, чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватало, да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет. Есть? А вроде бы и нет… (Об атмосфере).

По каким признакам вы определили, что идет речь об атмосфере? (Как одеяло, укрывает Землю, не видно ее, пропускает дождь и свет).

Сообразите! (Учитель показывает фотографии поверхности Земли и других планет). Ребята, кто догадался, почему для нашего урока я выбрала именно эту фотографию? (На ней изображены планеты Солнечной системы, Землю мы узнали по наличию воздушной оболочки, На нашей планете есть жизнь, а на других – нет. У нашей планеты есть оболочки).

 «Мозговой штурм» (работа в парах). Над Антарктидой образовалась озоновая дыра. Необходимо срочно принять меры для спасения планеты. Предложите свое решение.

В итоге урока дети смогли ответить на проблемный вопрос: «Подумайте, что произойдет, если не будет азота или углекислого газа?» (Изменится состав атмосферы, а это опасно для жизни на нашей планете).

С первых уроков географии особое внимание уделяю работе с картами. Уроки понимания карты заставляют размышлять, побуждают к исследовательской деятельности, способствуют хорошему усвоению материала, тренируют географическую зоркость, страноведческую эрудицию.

Например, на уроке географии в 9 классе по теме «Сухопутный, водный и воздушный транспорт»  при знакомстве с морским видом транспорта предлагаю учащимся заполнить таблицу:

порт

специализация

грузооборот

примечание





Работая с учебником и картами атласа, им необходимо:

Указать основные морские порты Северного Ледовитого океана, их специализацию и грузооборот.

Указать основные морские порты Тихого океана, их специализацию.

Указать основные морские порты Атлантического океана, их специализацию.

Указать основные морские порты бассейна внутреннего стока. (Работа с учебником )

У подобного рода работы много плюсов и для учащихся, и для учителя, так как конкретные ее цели перерастают в результаты: продолжать учить анализировать тематические карты; научить получать с карты новую информацию; продолжать учиться переводить картографическую информацию в словесную; учиться оформлению работы в табличной форме.  

В основу данных уроков были положены технологии развивающего обучения: коммуникативная, проблемно – исследовательская.

Для активизации познавательной деятельности учащихся применяю технологию критического мышления через чтение и письмо. Урок географии, организованный с использованием технологии критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком, так как данная технология уделяет особое внимание познавательным педагогическим целям.

Ценность уроков,  проведённых в данной технологии,  я вижу в том, что они позволяют учителю формировать общеучебные умения и навыки, необходимые учащимся и для освоения других школьных предметов, «учат учиться».

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Его формирую, используя синквейны.  Например, (география, 5 класс):

Назовите тему урока одним словом

Глобус

Географическая карта

Масштаб

Назовите два прилагательных, которые ее характеризуют

Круглый, уменьшенный

Плоская, уменьшенная

Линейный, численный

Назовите три действия, которые можно при этом выполнять

Вращать, измерять, рассматривать

Изучать, измерять, находить

Измерять, уменьшать,

изображать

Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока

Глобус похож на Землю.

Уметь пользоваться географической картой.

Масштаб нужен всем картам.

Как одним словом можно обобщить тему урока

Модель

Изображение

Дробь

На уроках географии он не только помогает организовать диалог, но и позволяет отрабатывать навыки анализа текста, способствует индивидуализации обучения, обеспечивает речевое развитие учащихся.

Этот вид работы нравится ученикам. Например, на уроке географии в 9 классе по теме «География и проблемы современного хозяйства Урала» на этапе рефлексии учащиеся составляют синквейн:

Урал

Славный, опорный

Добывает, перерабатывает, производит

Крупная металлургическая база страны

Защитник

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных подходов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

Применение приёмов технологии критического мышления, в данном случае – синквейнов, позволяет увидеть, как меняются мотивация и образовательный настрой учащихся, уровень их развития.

Одна из форм рефлексии, применяемой в технологии критического мышления – «Рефлексивный экран». Использую ее в старших классах. Так, на уроке-семинаре в 10 классе по теме «Актуальные проблемы горнодобывающей промышленности» каждый ученик выбирает свое начало предложения и заканчивает фразу:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

Развитие творческих способностей учащихся является главным аспектом в образовании. Предлагаю школьникам выполнять творческие проекты. Ученики, работая над ними, активно оперируют приобретенными знаниями, совершают поисковую, активную деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности. В начале изучения раздела или темы сообщаю школьникам название творческого проекта, и они на протяжении всей темы работают над ним.

Считаю, что применение технологий развивающего обучения, развития критического мышления на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся.

Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей  жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило вред здоровью. Важную роль отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям

На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.

Некоторые элементы уроков географии:

1) Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут»

Выполняем двигательные упражнения во время закрепления изученного материала:

Руки вниз – южная сторона горизонта;

Руки вверх – север; и т.д.

2) Уроки в 9-10 классах на тему «Население».

Провожу беседу о причинах низкой продолжительности жизни населения в нашей стране. Вырабатываем рекомендации  для улучшения демографической ситуации в России.

3) Урок в 9 классе на тему «Земледелие».

Беседую с учащимися о правильном питании, о полноценных белках и витаминах:

- Какие овощи вы едите чаще других?

В чём их польза для вашего организма?

- Какие продукты нужно обязательно вводить в рацион, чтобы заботиться о своём зрении, особенно в компьютерный век?

- Какой продукт необходим для здоровых и крепких зубов?

Один из видов реализации здоровьесберегающих технологий на уроках географии - физкультминутки.  Одним из самых лучших моментов отдыха я считаю физкультминутку,  имеющую географическую направленность.

Физкультминутки в стихах подойдут для учащихся 6 классов. Некоторые из них связаны с темами “Части Мирового океана”, “Ветер”, “Атмосферные осадки».

При изучении тем интегрированных курсов «География. ОБЖ» знакомлю учащихся со здоровым образом жизни, правилами поведения в природе, правильным поведением при наводнении, землетрясении.  В старших классах даю  темы для поиска «География продовольствия»,  «Проблема здоровья и долголетия человека», которые позволят расширить знания учащихся по проблемам здоровья

Я считаю, что   в учебном процессе изучении географии позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Основным направлением использования мной ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Это и составление календарно-тематического планирования, рабочих программ по географии, элективным курсам. Создание методических копилок: «Методические материалы по географии», «Контрольные, проверочные, самостоятельные работы и тесты» и мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества образования и результативности обучения.

Сюда же я бы отнесла и подготовку дидактического материала: печатного варианта индивидуальных заданий для тренировки навыков, организации самостоятельных и практических работ, а также наглядных средств обучения.

Сеть Интернет в процессе обучения является огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. Сеть предоставляет возможность любому участнику коммуникаций опубликовать любую информацию о себе или своих проектах. Идет активный обмен готовыми мультимедийными продуктами и компьютерными обучающими программами. Имею 30 публикаций на педагогических сайтах: http://infourok.ru/. Интернет несет функцию почты. Дает возможность участия в дистанционных олимпиадах по предмету.

Сейчас в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам. Я пользуюсь сайтами: dnevnik.ru, «Инфоурок», «Про школу.ру», «Продленка.ру», «Электронный педагогический журнал», «Современный учительский портал».

В моей методической копилке собрано много мультимедийных материалов по географии, по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. Их я нахожу в Интернете. Но бывает так, что необходимого нет. Тогда я готовлю материал сама. Разработки данных уроков выставлены в персональном портфолио на сайте http://infourok.ru/. При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ использую сайты: http://www.edu.ru/moodle/,http://www.fipi.ru/.

Главными моим помощниками в поиске необходимой информации являются хранилище единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru) и сайт учителей «Я иду на урок географии» (http://geo.1september.ru/).

При изучении физической географии использую материалы сайта http://www.nat-geo.ru/, во время работы с которыми я и ученики путешествуем по заповедным местам мира, знакомимся с животными и растениями нашей планеты. Данные для составления заданий по теме «Погода» беру с сайта http://www.meteoweb.ru/.  Ребята с удовольствием изображают графически погоду дня,  ведут дневники наблюдения за погодой.

На сайте http://photography.nationalgeographic.com/photography/  находятся коллекции высококачественных разнообразных содержательных фотографий от всемирно известного журнала National Geographic, которые помогают наглядно проиллюстрировать изучаемые объекты и явления.

Рекомендую ребятам сайт Русского географического общества http://www.rgo.ru/. Статьи по экономике и экологии, о природе России, использую и на уроках, и при подготовке к Всероссийской олимпиаде по географии. В рубрике «Олимпиада» размещены тренировочные задания, это помогает моим ученикам добиваться успехов в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах по предмету.

Благодаря мультимедийному сопровождению занятий,  я экономлю до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Как, например, при проведении урока-семинара в 10 классе по теме «Актуальные проблемы горнодобывающей промышленности». Использование программы Power Point помогло мне в нужной последовательности составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернет, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», а также включить в основную презентацию проектные работы каждой группы в виде гиперссылок, вставить видеофрагмент на этапе целеполагания.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания школьников влияет на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования.

Применение методик обучения с использованием вышеперечисленных технологий позволило повысить мотивацию к изучению географии во всех обучаемых классах и добиваться хороших результатов по предмету.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!