Развитие орфографической зоркости учащихся
Подготовила: Федорова А.К. - учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 г.Торжок,Тверская обл.
Грамотный ученик тот, кто читает и пишет без ошибок. Учителя и родители часто задаются вопросом: "Как добиться прочных и глубоких знаний учащихся по русскому языку?"
Одним из эффективных приемов усвоения орфограмм учащимися является использование раздаточного материала.
Уже в 1 классе я использую раздаточный материал на уроках русского языка.
Для сознательного усвоения орфограмм "Парные согласные", "Непроизносимые согласные" большое внимание уделяется звуко-буквенному, слого-звуковому анализу слова. В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы учащиеся формируют навыки грамотного письма способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания я предлагаю учащимся на индивидуальных карточках. Задания дети выполняют в тетради.
Каждая карточка содержит разный материал, объединенный одной орфограммой. Карточки раздаются группе детей одного ряда или варианта(От 5 до 15 карточек). Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка её.
Работа с карточкой дает полную картину усвоения учащимся изученной орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время. Для ребят сильной группы свободное время не пропадёт даром в ожидании, когда другие дети выполнят задание. Работа с карточкой, учащийся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить её при выполнении разноуровнего задания, проявить упорство и аккуратность.
Дети быстро привыкают к требованиям работы с индивидуальной карточкой, совместной деятельности с соседом по одной карточке, когда материал нужно усвоить с помощью более сильного ученика.
Не удивительно, что в тетрадях отдельных детей можно увидеть по 2-3 оценки. Накопляемость оценок за письменные работы очень высока. Во время работы ученик по желанию учителя может выйти к доске и получить помощь учителя для дальнейшего выполнения задания.
Каждый ученик может получить карточку на любом этапе урока: в начале урока, по ходу урока, в конце урока. Учитель проверяет выполненную работу учащегося по данному образцу в начале задания на карточке.
Характерно, что дети не стремятся подсмотреть у соседа, так как карточки по содержанию разные.
Один раз написанная карточка используется и в начале года, и на повторительно-обобщающих занятиях в конце года.
Учащиеся заготавливают перфокарты на уроках трудового обучения, а наполняет их содержанием учитель, использую познавательный и занимательный материал.
Примерное содержание карточек по теме "Предложение".
Карточка 1
1.Распространи предложение.
Девочка чистит.
2. Допиши родственные слова.
Сад, _____, __________.
3. Разбери по составу.
Подкладка, домовой.
Карточка 2
1.Составь предложение по схеме.
На, дует, ветерок, тёплый, улице
|____ _____ _____ _____ _____.
2.Раздели слова на слоги.
Деньки, собака, кусты, играй, пойте, стол
Карточка 3
1. Выпиши пары слов.
Голодные волки рыскали около деревни.
волки (какие?)_____________
рыскали (где?) (у чего?)___________
2. Раздели слова для переноса
Ульяна, пеньки, кормушка, змейка, яблоко, бельё
Карточка 4
1.Выпиши пары слов
Лесные жители укрываются на зиму в тёплые норки.
_________(какие?)________
_________(когда?)________
_________(куда?)_________
_________(какие?)________
2.Приведи примеры слов к схемам
Карточка 5
1. Составь предложения, укажи пары.
На, грязный, лёд, луже, треснул.
На ,интересные ,лепят, уроке, фигуры, ребята.
2. Придумай предложение.
|_____ _____ _____ _____ кормушку.
Карточка 6
Составь предложения, выпиши пары.
|_____ лебеди плавали в лесном озере.
лебеди (?) _________
плавали (?)_________
в озере (?)_______
Карточка 7
Ответь на вопросы, запиши предложения, найди орфограммы.
Куда улетают птицы осенью?
О____ п______ у_______ ____ ю_____.
Куда спешит мальчик утром с ранцем за спиной?
У___ м_____ с_____ с р____ з_ с_____ в ш______.
Что делают ребята перед едой?
Р______ п_____ е______ м_____ р_____.
Карточка 8
1. Доскажи фразу(слово начинается на букву М)
Медведь любит ____ и _____.
Я собираю коллекцию _____ , _____.
Мои новые игрушки ______ и ______.
2.Нужен ли мягкий знак?
Ил...я, доч..., кон...ки, короч...ка, душ...,руч...ка,ноч...ка, молодёж...
Карточка 9
Ответь на вопросы, поставь ударение.
Что теплее, шаль или косынка?
_________________________________
Что шире, калитка или ворота?
__________________________________
Что толще, нитка или паутина?
__________________________________