СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие общей культуры обучающихся во внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В     современных     условиях    одним    из     ведущих направлений деятельности                   учителя     является                 работа     по     развитию     творческих способностей, общей культуры обучающихся. В решении данного вопроса профессиональная деятельность учителя начальных классов особенно значима, так как интенсивное развитие многих качеств личности будущего гражданина страны происходит в младшем школьном возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие общей культуры обучающихся во внеурочной деятельности"»

Осипова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ «Бутовская СОШ №1» Ленинского городского округа Московской области

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы организации внеурочной деятельности по развитию общей культуры младших школьников.

Annotation: the article deals with the problems of organization of extracurricular activities for the development of General culture of younger students.

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация.

Keywords: interaction, cooperation, educational relations, pedagogical situation.



В современных условиях одним из ведущих направлений деятельности учителя является работа по развитию творческих способностей, общей культуры обучающихся. В решении данного вопроса профессиональная деятельность учителя начальных классов особенно значима, так как интенсивное развитие многих качеств личности будущего гражданина страны происходит в младшем школьном возрасте.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основываясь на системно-деятельностный подход, нацеливает на усиление внеурочной работы с обучающимися. Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из ведущих форм организации свободного времени, досуга, охраны и укрепления здоровья и познавательной деятельности школьников. Как показывает практика, внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом в области формирования мотивации к учению, самостоятельному познанию, формированию общей культуры. В процессе внеурочной деятельности обучающиеся получают социальное, духовно-нравственное, интеллектуальное, общекультурное воспитание. Главным условием достижения его результатов является целенаправленная системная деятельность обучающихся под руководством учителя.

И. А. Зимняя, определяя общую культуру как «совокупность ценностей, норм и идеалов, присвоенную и используемую человеком в процессе его активной жизнедеятельности и во взаимодействии с другими людьми» рекомендует включение в содержание культуры следующие аспекты: культуру личности, культуру взаимодействия человека с другими людьми, культуру деятельности, культуру отношения человека с природой.

Во внеурочной деятельности в процессе взаимодействия, сотрудничества учителя и обучающегося складываются воспитательные отношения, педагогическая ситуация, что влияет на формирование личности будущего гражданина. Внеурочная деятельность в корне отличается от урочной формы работы. В процессе внеурочной деятельности может осуществляться поиск себя, определение своего будущего.

Педагогическим условием для достижения планируемых результатов – развития общей культуры и универсальных учебных действий является компетентность учителя. Значительная часть учителей начальных классов недостаточно подготовлена к работе по развитию общей культуры детей с учетом их возрастных особенностей, специфики содержания данного понятия и требований ФГОС второго поколения. Таким образом, совершенствование работы учителя по развитию общей культуры младших школьников приобретает особо острую актуальность.

В своей педагогической практике, организуя урочную и внеурочную деятельность в первом классе МБОУ «Бутовская СОШ №1» Ленинского городского округа Московской области, мы реализуем следующие формы внеурочной деятельности: «Юным умникам и умницам» (Холодова О. А.), «Учусь создавать проект» (Сизова Р.И.),«Школа развития речи» (Соколова Т.Н.). Родители и администрация школы выбрали эти формы, принимая во внимание, что для младшего школьника ведущим типом деятельности становится учебная. Продуктом образовательной деятельности обучающихся в первую очередь является сформированность универсальных учебных действий, мировоззрения, интеллектуальная информация,культура. Ребенок начинает работать над собой самостоятельно, начинает разбираться в самоанализе, самооценке, самообучении, самовоспитании. Результат учебной деятельности ребенка – это, прежде всего, изменения самого ученика, его развитие. Предметом изменений становится сам ребенок как субъект, осуществляющий эту деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки самого себя. Естественно, что в подобной психологической ситуации наиболее адекватными методами воспитания являются методы самоанализа, самооценки, самокритики, самообучения, самовоспитания, самоограничения, самоконтроля и т. п.

Основной задачей изучения курса «Юным умникам и умницам» выступает развитие познавательных способностей, общеучебных умений, навыков самостоятельной работы обучающихся. Содержания занятий данного курса также отличаются от содержания конкретных предметных тем. Они содержат задания неучебного характера, многое носит игровой характер, что способствует развитию мотивации ребенка.

В курсе «Школа развития речи» учитель использует разнообразные формы и способы работы, направленные на становление личности человека, способного и готового думать, общаться, понимать наличие себя и окружающих, принимать самостоятельные решения, развитие речевых умений, обеспечивающих воспринимать, высказывать, передавать содержание и создавать свое собственное.

Изучение курса «Учусь создавать проект» направлено на удовлетворение склонностей, способностей и потребностей обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Использование новых информационных технологий, способствующих вовлечению каждого ребенка в активный познавательный процесс вполне обеспечит развитие интеллекта, творческого потенциала и общей культуры каждого.

В современных условиях в начальной школе в качестве внеурочных занятий широко практикуются занятия по решению проектных задач. Проектная деятельность позволяет младшими школьникам получать знания не в готовом виде, а добывать их самостоятельно. В процессе проектной деятельности школьники научатся измерять, наблюдать, сравнивать, моделировать, предполагать, устанавливать связи, работать с первоисточниками, осуществлять совместную деятельность с учителем, со сверстниками, оценивать и понимать свои слабые и сильные стороны, отвечать за свои последствия и действия. Активное участие обучающихся в проектной деятельности, в решении проектных задач позволяет достижению определенных метапредметных результатов. Решение проектной задачи требует от обучающихся знаний и способов действия по многим дисциплинам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир и другие). На занятиях по проектной деятельности учащиеся могут использовать толковые словари, карты, ноутбуки, телефоны. Такая форма внеурочной деятельности требует от учителя соблюдения или создания определенных условий:

- наличие комфортной, рабочей атмосферы в классе;

- наличие атмосферы заинтересованности и положительного настроя на работу;

-знания учителем возможностей, потенциала каждого ученика;

- перевод шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;

- перевод монолога к диалогу;

- взаимное доверие и уважение друг к другу

Использование разнообразных форм внеурочной деятельности вполне обеспечит как углубление знаний, формирование самостоятельности, так и формирование общей культуры обучающихся.




Литература

1. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – Ростов н / Д: Феникс. – 1998. – 480 с.

2. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. – Москва : ВЛАДОС, 2013. – 439 с.

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк. – М., 2010.

4. Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 15–26.

5. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. – 2005. – № 11. –С. 14–20.

6. Сизова Р. Ф., Селимова Р. Ф. «Учусь создавать проект»: Методические пособия для 1-4 классов. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с.

7. Соколова Т. Н. Школа развития речи : методическое пособие для 1 класса. – М., 2016.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М : Просвещение, 2010. – 48 с.

9. Холодова О. А. «Юным умникам и умницам. – М., 2016.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!