Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков исследовательской деятельности на уроках истории»
Развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках истории.
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
Современное общество предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Помимо этого, образование испытывает влияние, связанное с мощным нарастанием знаний человечества. Да и обществу сегодня нужны способные люди. Каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Как показывает практика, способности могут быть развиты, но могут и преждевременно угаснуть или деформироваться.
Сложная задача у педагога: необходимо не только увидеть в ребенке задатки, но и создать условия и мотивацию для их всестороннего развития. В этих условиях очень важно формировать у подрастающего поколения способность к творческому поведению. Именно поэтому значимой задачей общего образования в таком мире становится его направленность на приобретение каждым обучающимся своего собственного полноценного личностного опыта, а основным путем при этом выступает творческая созидающая деятельность учащихся в разнообразных видах школьной жизни, организуемой педагогом. Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Организация исследовательской деятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности является одним из важных условий развития познавательной активности.
Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое. Учебно-исследовательская работа учащихся на уроках истории организуется по двум направлениям:
1. Урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся:
● проблемные уроки;
● практические и лабораторные занятия;
● урочные проекты (по материалам источников и литературы);
● исторические лаборатории;
● уроки - семинары;
● уроки – конференции.
2. Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности:
● проектная работа по интересам;
● учебно-исследовательские работы;
● интеллектуальные марафоны;
● олимпиады;
● конференции.
Внеурочная деятельность включает в себя самые разнообразные формы:
● индивидуальные творческие (научные) работы;
● коллективные учебно- научно-исследовательские проекты (творческие работы);
● научные работы учитель+ ученик;
● классные конференции;
● школьные конференции.
С одарёнными учащимися ведётся индивидуальная работа (в основном внеурочно, так как необходимо научное руководство).
Большие возможности исследовательской работы открывают курсы по выбору, факультативы, кружки. Особенно интересными для исследования ребят является поисково-исследовательская краеведческая работа школьного музея. Таким образом, освоение учащимися исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской деятельности.
Следует отметить, что развитие у детей общих умений и навыков исследовательской деятельности в рамках только одной предметной области невозможно.