СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие монологической речи учащихся на уроках русского языка и литературы."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Развитие монологической речи учащихся на уроках русского языка и литературы."»

«Организация научно-исследовательской деятельности на уроках русского

языка и литературы.»






Выступление на муниципальном

заседании МО учителей русского

языка и литературы.

Подготовила:учитель

Русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №3 им.А.И.Гаджибекова «

Маммедалиева М.Р.




«Согласовано»



Руководитель ГМО учителей русского


языка и литературы

Б.М.Загидова.



«Утверждаю»


Методист МКОУ»Управление образования»


Административного городского округа г.Каспийск.


С.Б.Цахаева.







2020г












«Совершенствование монологической речи учащихся на уроках русского

языка и литературы»















Учитель

русского языка и литературы

Маммедалиева Малина Рамазановна



 

 

 

 
















Тема моей методической работы: «Совершенствование монологической речи на уроках русского языка и литературы».

 

Умеют ли говорить наши школьники? Нет, это не риторический вопрос. Под умением говорить мы понимаем не только обмен репликами и междометиями и не только пересказ слов учителя и статьи учебника. Умение говорить складывается в результате развития общения и мышления, что составляет основу учебной деятельности. Положительный эффект грамотной, образной, логичной речи проявляется на всех уроках по всем учебным предметам. Богатство речи является показателем такого же свойства мышления.

Процесс овладения речью происходит с помощью системы действий и приемов, которые используются на уроках русского языка и литературы: восприятие учебной задачи, операции анализа, вычленение явлений и фактов, обобщение, доказательство. Это основа. Но основа не есть что-то незыблемое и неизменное. Часто мы можем услышать в учительской слова: «Какие-то заторможенные дети!», «Этому… просто ничего не нужно!», «Они даже не хотят понять, о чём их спрашивают!»


Развитие речи школьника сегодня, на мой взгляд, остается наиболее значимой проблемой в решении образовательных задач. Учить говорить, значит, учить мыслить, рассуждать и выражать свое мнение, возможно, отличное от других. Это помогает выделиться в обществе, не потерять себя, находиться постоянно в окружении людей и общаться с этими людьми и быть полноценным членом цивилизованного общества.      Развивать речь можно по- разному. Я стараюсь использовать на уроке русского языка и литературы методики, признанные традиционными, а также добавлять свои, корректируя традиционные, пользуясь всевозможными источниками.

 

  Основная технология, с помощью которой я решаю эту проблему, остается технология проблемного обучения. Проблема может ставиться не только на уроке литературы при изучении того или иного произведения, где так важно порой доказать свою точку зрения, отличающую, бывает, от авторской, но и на уроке русского языка путем исследования происхождения слова или его словообразовательной структуры.

 

 Моя задача состоит в том, чтобы научить школьника говорить, мотивируя его на активное речевое осмысление текста через проблемное обучение.

         Все условия создания и соблюдения проблемной ситуации стараюсь выполнять, так как это располагает к общению, к разговору.


Реализуя проблемное обучение на уроке литературы, я часто строю занятие на элементах дискуссии, так как это развивает не только познавательную, практическую, творческую деятельность учащихся, но и позволяет использовать усвоенные знания в реальной жизни для решения практических задач, так как наше общество очень нуждается в свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой реализовать и отстоять свою независимость.

 Чтобы решение проблемы на уроке  шло результативнее, использую поэтапное изучение материала наряду с методами и приемами:

постановка проблемы ( цели);  . При выполнении любых упражнений, рассчитанных на самостоятельное употребление учащимися форм слов в речи, мы не должны довольствоваться воспроизведением учащимися своей бытовой разговорной речи. Нужно требовать по возможности приведения литературных примеров или примеров содержательных, отвечающих нормам литературной речи. Повседневное выполнение этого требования будет стимулировать речевое развитие . На уроке школьники должны не только писать, но и говорить, упражняясь в связном монологическом рассказе . Каждое высказывание ученика должно быть оценено учителем с точки зрения правильности речи. типа к обучению  (слово, наглядность, музыкальное сопровождение.


Поэтому нашей задачей остается правильно и грамотно научить говорить ребенка, формулировать свои мысли, выражать их к а к в у с т н ой , т а к и в п и с ь м ен н ой ф о р м е , д л я э т о г о необходимо обогащать словарный запас учащихся и проводить систематическую работу по развитию речи. Общие требования, предъявляемые к методике ведения урока, от выполнения которых зависит успех развития речи школьников. 1. На всех этапах урока учащиеся должны слышать образцовую литературную речь. 




В своей практике для развития речи учащихся я использую разнообразные технологии и методы обучения, формы и приёмы работы, некоторыми из них я хотела бы с вами поделиться. Практически каждая тема уроков русского языка и литературы даёт возможность работать на уроке по схеме: «СЛОВО – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ». Даже работая над словом и словосочетанием, можно развивать связную речь. При знакомстве с новыми словами, данными в разделах учебника «Пиши правильно», «Произноси правильно», «Толковый словарь», стало ясно, что удобнее их объединить в тематические группы, это поможет сэкономить время.

Здесь эффективно сработал частично-поисковый метод. Учащиеся объединяли такие слова по темам. Например, по теме «Спорт»: бассейн, дистанция, кросс, ориентироваться, отразить, по трое, с разбегу, чемпион, марафон, грамота. Данная группа слов может быть использована для составления словосочетаний, предложений, и даже текста; даёт возможность поработать и с правописанием, и с произношением, и со значением слов.

Также для достижения поставленной цели использую различные упражнения и речевые задачи: а) диктанты: по памяти, орфоэпический, слуховой (Цель приёма: формирование умения слушать. Подбирается текст диктанта. Сначала предложения берутся небольшие, потом усложняются (в 5 классе – 6 предложений, в 6 – 7, в 8- 9 и т. д.). Каждое предложение проговаривается учителем только 1 раз. Учащиеся записывают предложения. Проводится анализ),. «Угадай словечко», «Реклама нового слова», лексический, зрительный и др.; б) сочинение-миниатюра по опорным словам; в) игра «Объясни разницу»; г) построй словосочетание или предложение по графической схеме; д) «Собери мозаику» из рассыпанных слов, предложений;

Лингвистическая разминка на каждом уроке (по 2 минуты) поможет не допускать грамматических ошибок

1. Поставьте слово мастер в форму множественного числа именительного падежа. (Мастер?). 2. В эту же форму поставьте слово бухгалтер. (Бухг?лтеры). 3. Как правильно: кулин?рия или кулинарuя? ( Оба варианта являются правильными). 4. Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа. (Чулок). 5. Употребите глагол звонить в форме 1 лица множественного числа настоящего времени.

 

Являясь развлечением, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Еще одной образовательной технологией является в моей работе проблемно- диалоговый метод обучения. По мнению психологов, наиболее оптимальной формой организации учебного процесса, стимулирующей рост познавательной активности, является проблемное обучение. Оно предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую идею. На начальном этапе изучения той или иной темы я знакомлю учащихся  с общей идеей. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся и требует постоянного творческого подхода

 

 

 

 

2.1Этапы развития монологической речи у обучающихся

Традиционное освоение речи проходит в три этапа:

 А) слушание,

 Б) практическое освоение через самостоятельную работу с текстом или с картиной.

 В) осознание – существующая методика делает упор на осознание, игнорируя предыдущие этапы.

Разрабатывая свою методику, я исходила из того, что:

1) необходимо сформировать у детей коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя;

 2) работа по развитию речи носит не ознакомительный, а практический тренинговый характер: овладеть речевыми навыками и умениями – значит, довести их до автоматизма, с возможностью их сознательного контроля;

 3) развитие речи – это главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому работа по развитию речи учащихся – это постоянная работа на каждом уроке;

 4) речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего, выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи;

 5) необходимо развивать навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни;

 6) в процессе выработки нового речевого навыка диалог должен предшествовать монологу, слушание и практическое освоение – осознанию.

 

Поэтому в своей работе мой принцип развития речи у детей  проходит 5 этапов:

А) Мотивация  и актуализация при  изучении произведения или новой темы;

Б) Слушание;

В) Практическое освоение через диалоги, работа с карточками- клише;

Г) Аргументация собственной позиции;

Д) Осознание  текста через собственное восприятие.




«Суд над литературным героем» Очень эффективное средство развития монологической речи. Примеряя на себя роль отдельного персонажа, учащиеся подбирают необходимый материал, аргументируют совершенные героями произведений поступки, отстаивают свою точку зрения. Например «Суд над Раскольниковым», «Суд над Онегиным» … 7)Составление плана. Особенность этого приёма состоит в том, что он одновременно является способом речевой деятельности. Ученики овладеют умением планировать высказывание и собирать к нему материал. 8)Составление композиционной схемы высказывания. Используется при ознакомлении с новым типом текста или новой композиционной формой речевого произведения. Композиционная схема может быть словесной и графической. Например, схема рассуждения: 1) тезис, 2) доказательство, 3) вывод. В процессе работы над конкретным высказыванием ученики сами превращают композиционную схему в план, что является предпосылкой, обеспечивающей самостоятельность высказывания. 

Эти приемы и методы ,на мой взгляд ,позволяют развивать монологическую речь на уроках русского языка и литературы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!