СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие межполушарного взаимодействия мозга, как основа интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие межполушарных связей - важная тема в дошкольном образовании.

Просмотр содержимого документа
«Развитие межполушарного взаимодействия мозга, как основа интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.»



Развитие межполушарного взаимодействия мозга, как основа интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.

В настоящее время система образования испытывает существенные трудности в обучении и воспитании личности детей, в развитии интеллектуальных способностей, в применении дифференцированного подхода, в подготовке к школе. Дети не научены правильно учиться. К семи годам примерно половина гениальных пятилеток теряет свои креативные способности. А к концу начальной школы эти способности сохраняются у небольшого количества школьников.  
Адаптация проходит тяжело и длительно. В итоге с каждым годом растет число заболеваний, начиная с первого класса.

  По данным статистики лишь каждый пятый первоклассник страны (22%), является здоровым. К моменту окончания школы 2,5% выпускников остаются полностью здоровыми, соответственно 97,5% имеют проблемы со здоровьем, а 70% из них имеют хронические заболевания.

Одной из причин данного явления служит психическая неготовность мозга ребенка к освоению школьной программы, увеличение стресса в период адаптации. Большинство родителей, да и педагогов не знают современных прогрессивных методик в системе образования. Привыкли работать по старинке. А жизнь совершенствуется. И нам нужно идти в ногу с современными практиками и результатами научных исследований.

Существует много новых методик воспитания и обучения детей, в основе которых лежит развитие мозга в целом, формирование межполушарных связей, в результате чего наблюдаются прекрасные результаты в усвоении детьми школьных программ любой сложности. При таком обучении мозг ребенка дошкольного возраста готов к школе, его психические процессы развиты на высоком уровне. Самое главное – он здоров, а если у него есть какие-либо отклонения в здоровье, то диагноз просто уходит, т.к. меняется образ жизни. Так всем известен опыт педагогов: Жохова В.И., Щетинина, Васильевой Л.Л., Матюгина И.Ю., А.Самбурской и других.

В дошкольной педагогике существует много программ по развитию психических процессов на основе взаимодействия межполушарных связей, но системы обучения детей, какую создал Жохов В.И. в младшем звене общеобразовательной школы, в детском саду нет.

Известно, что возраст с 5 до 7 лет очень важен для развития мозговых структур. Именно в этот период можно получить прекрасные результаты у детей по интеллектуальному развитию, сохраняя здоровье ребенка. Поэтому мы многое теряем, если не используем современные методики развития, разработанные на основе данных нейрофизиологии, кинезиологии, логоритмики, синэнергетики.

Согласно А. Семенович, формирование межполушарных связей у ребенка проходит в несколько этапов:

1 этап - с начала внутриутробного развития до 2-3 лет. Уже во внутриутробном периоде определяется ход развития его мозговой деятельности. Если мозг ребенка не развит до конца, то в процессе рождения возможна родовая травма. В этом периоде очень важна роль самого ребенка в ходе его рождения. Важно, чтобы малыш был рожден правильно и в соответствии со своим сроком. В младенческом возрасте во время ползания наблюдается процесс формирования связи между полушариями мозга. Если ребенок ползает мало или в данном возрасте сразу встает и начинает ходить, то это явление также заметно в последующем развитии малыша. Он долго может раздумывать над совершением определенных действий.

2 этап- с 3 до 7-8 лет – важнейший период формирования межполушарных связей. В этот период происходит наиболее интенсивное зрительное, слуховое, кинестетическое, зрительно-моторное, слухо-моторное, эмоционально-мотивационное интегрированные виды восприятия. Это очень важный период в жизни ребенка для развития его речи. Если левое полушарие развито недостаточно, а оно отвечает за формирование смыслоразличения звуков, то это значит, что правое полушарие сформировано не на должном уровне. Именно оно отвечает за проявление и формирование тонального звукораличения через развитие познания окружающего мира. Следствием данных явлений является плохое речевое развитие, амбидекстрия, феномен зеркальности, слабые процессы разного вида памяти.
3 этап – с 7 до 12, 15 лет – происходит наиболее интенсивное развитие межполушарных связей на уровне развития лобных долей. В данный период ребенок может прекрасно ставить и добиваться поставленных целей, планировать и контролировать свою деятельность.

По мнению нейропсихологов и нейрофизиологов для успешной психической деятельности очень важно формирование совместной работы полушарий головного мозга. В 19 веке П. Брок сформулировал правило, согласно которому центр речи находится в полушарии, противоположном ведущей руке. В настоящее время доказано, что у 95% праворуких детей центр речи находится в левом полушарии, а у оставшихся 5 % - в обоих. У 70% леворуких центр речи также располагается в левом полушарии, а у 15% - в двух и только у 15% леворуких людей - в правом полушарии. Каждое полушарие формирует свой принцип организации речи:

правое - целостность смыслового содержания, метафорическое мышление, формирует ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое – отвечает за теоретическое мышление, грамматику оформления высказывания, характеристику предметов.

Два типа мышления: абстрактно-логическое и пространственно-образное связаны с функциями левого и правого полушарий. Только лишь симметричное одновременное развитие полушарий мозга вносит гармонию в ходе личностного, интеллектуального развития ребенка, взрослого.

Основными направлениями работы в детском саду, нацеленными на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга ребенка могут стать:

  • Пальчиковая гимнастика;

  • Логоритмика;

  • Кинезиологические тренировки;

  • Самомассаж;

  • Нейробика;

  • Артикуляционная и дыхательная гимнастика;

  • Творческие занятия с использованием классической музыки, особенно музыки моцарта.

  • Дидактические игры и задания;

  • Мнемоника;

  • ТРИЗ;

  • Обучающая деятельность по математике, развитию речи и т.п.



Всем известно, что систематические занятия по кинезиологии убирают явления дислексии, развивают моторику, речь, все виды внимания и памяти, мышление, способствуют стрессоустойчивости организма. Упражнения несут в себе возможность радостного творческого учения, позитивного личностного роста, перспективного формирования учебных навыков и умений.

Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.

Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению)



При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.(4)



Дети с удовольствием выполняют упражнения по кинезиологии перед началом занятия, готовят свой мозг к активной деятельности.



Очень важно использовать в работе «Гимнастику мозга», которая несет за собой знания и навыки, получаемые с помощью комплексов упражнений.

·  Упражнения позволят сформировать детям навыки самостоятельности;

·  Восстановить работоспособность и продуктивность;

·  Реализовать свой внутренний потенциал;

посредством выполнения простых и легких упражнений;

·  Расширять поля видения, умения слушать и слышать, чувствовать свое

тело;

· Улучшить работу долговременной и кратковременной памяти,

концентрации внимания, формирование абстрактного мышления;

·  Гармонизировать работу левого и правого полушарий;

·  Улучшить равновесие и координацию;

  Развивать более ясное и позитивное мышление.


Раннее постепенное ослабление памяти и мыслительных процессов в коре головного мозга – бич современного человека. Чтобы постоянно держать в тонусе наш мозг, специалисты рекомендуют следовать таким правилам интересной науки – нейробики:

  • Периодически менять привычный маршрут на работу, домой, на прогулке.

  • Один час в день передавать главенство левой руке (брать предметы ею, чистить зубе, есть и т.п.)

  • Разгадывайте ребусы, загадки, решайте с ребенком задачки.

  • Старайтесь каждый день выучить 2-3 иностранных слов.

  • Забудьте о калькуляторе и считайте в уме.

  • Намеренно запоминайте разную информацию: список покупок, телефон мамы, друга и т.п.

  • Находите время для новых эмоций и опыта.

  • Тренируйте тело, и мозг получит больше кислорода.

Все эти правила стоит внедрить в свою жизнь, я думаю, если на кону – спасение памяти и способности трезво мыслить до глубокой старости.

Классическая музыка, используемая на занятиях – еще одно наипрекраснейшее средство для активизации головного мозга в целом. Ее звуки приводят к формированию нейронных связей успокоению детей, концентрации внимания, улучшению памяти, пространственного восприятия, развитию речи, моторики, раскрытию внутреннего мира ощущений и, соответственно, к продуктивным результатам всех видов деятельности.

Она помогает в изучении точных наук, приобщает к миру музыкального искусства.

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека.

Без звуков музыки она была бы неполна,

глуха, бедна…любителями и знатоками музыки

не рождаются, а становятся…»

Д.Шостакович.


На своих занятиях по изобразительному искусству, по психологической коррекции я всегда включаю произведения Моцарта.

Всем известно такое явление, как «Эффект Моцарта», исследуемый учеными с 90-х годов нашего века. Сила воздействия этой музыки доказана по двум направлениям: частоте смены ритма и собственно по частоте звука. У нашей нервной системы есть свой ритм - 20-30 сек. Именно музыка Моцарта характерна перетеканием звуков, соответствующих ритму человека. 30-секкундные звуковые волны переливаются так только в его произведениях, ритм «тихо-громко» соответствует биоритмам организма. После прослушивания музыки кора головного мозга просто «светится», приходя в активную фазу своей деятельности. Ритмы и высокие частоты звуки музыки Моцарта стимулируют и загружают все творческие отделы коры головного мозга.

Звук удивительным образом действует на весь организм в целом, так как слуховые нервы соединяются со всеми мышцами через спинной мозг. Звуковые вибрации регулируют и контролируют все основные органы человеческого тела.

В университете Калифорнии был проведен эксперимент, как музыка влияет на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:


1 – сидели в полной тишине;

2 – слушали аудиокнигу;

3 – слушали сонату Моцарта.

Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги

1 – на 14%;

2 – на 11%;

3 – на 62%.

Американские ученые доказали, что если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут, то IQ возрастет почти на 8-10 единиц.

Всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. В его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему… несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим.

Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать прекрасным актером.

Интересным примером для нас может послужить опыт талантливого педагога С.Я. Стандрига, работающий в городе Петрозаводске. Он создал центр музыкальной терапии и логопедии, в котором занимаются как дети с ограниченными возможностями (ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна), так и здоровые, а с ними и взрослые (семейный ансамбль).
В этом центре не нужна специальная подготовка или обучение нотной грамоте.

Дети с серьезными проблемами здоровья избавляются от страхов, комплексов, обретают уверенность в себе, становятся более общительными и контактными.

В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют произведения Моцарта, чтобы снизить количество аварий на дорогах.

В России опыт Щетинина – прекрасный пример раскрытия родовой памяти у детей через пение и танцы, методику «погружения».

У нас есть много талантливых педагогов, приносящих в педагогику прекрасные «зерна» своего опыта для раскрытия потенциала личности ребенка.



Опыт пяти лет в качестве тренера в детском центре развития показал, что можно обучать и развивать детей, очень быстро и легко добиваясь успешности в процессе обучения. Дети с удовольствием воспринимают информацию, весело обучаются навыкам работы двумя руками. Этот принцип природосообразности дети чувствуют изнутри и идут легко на обучение, так как он гармоничен с их внутренними желаниями и целями.

Очень важно в дошкольном образовании внедрить систему работы с детьми, в основу которой входили бы современные методики, направленные на серьезную подготовку по развитию психических процессов, на активизацию мозговой деятельности, формирование межполушарных связей, развитие интеллекта, эмоционально - волевой сферы, сделать работу педагога в детском саду такой, чтобы она была качественной, интересной, с использованием современных компьютерных технологий.


Воздействуя на особые структуры мозга, используя современные методы развития и воспитания, мы можем добиваться прекрасных результатов в развитии личности ребенка и решить проблему не успешности в детском саду и в школе. Готовность детей к школе должна определяться основами зрелости структур головного мозга. Когда ребенок будет легко применять в учебе различные алгоритмы, научится классифицировать, формировать в группы, воспринимать и запоминать информацию на основе своих семантических кодов, он будет успешен в обучении, в социализации, а самое главное - здоровье ребенка будет сохранным.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!