СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие межполушарного взаимодействия мозга, как основа интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы 5 лет в дошкольном образовании по  теме  "Развитие межполушарных связей головного мозга у дошкольников".

Просмотр содержимого документа
«Развитие межполушарного взаимодействия мозга, как основа интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.»

Развитие межполушарного взаимодействия мозга, как основа интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.   МБДОУ «Сеяхинский детский сад «Олененок» Педагог- психолог Седых Ирина Николаевна 2018 г.

Развитие межполушарного взаимодействия мозга, как основа интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.

МБДОУ «Сеяхинский детский сад «Олененок»

Педагог- психолог Седых Ирина Николаевна

2018 г.

Статистика Каждый пятый первоклассник страны (22%),  является здоровым. К моменту окончания школы 2,5% выпускников остаются полностью здоровыми, соответственно 97,5% имеют проблемы со здоровьем, а 70% из них имеют хронические заболевания.

Статистика

Каждый пятый первоклассник страны (22%),

является здоровым.

К моменту окончания школы 2,5% выпускников остаются

полностью здоровыми, соответственно 97,5% имеют

проблемы со здоровьем, а 70% из них имеют

хронические заболевания.

Возраст с 5 до 7 лет очень важен для развития мозговых  структур. Именно в этот период можно получить прекрасные результаты у детей по интеллектуальному развитию, сохраняя здоровье ребенка. Поэтому мы многое теряем, если не используем современные методики развития, разработанные на основе данных  нейрофинейрофизиологии, кинезиологии, логоритмики, синэнергетики.

Возраст с 5 до 7 лет очень важен для развития мозговых

структур. Именно в этот период можно получить прекрасные

результаты у детей по интеллектуальному развитию, сохраняя

здоровье ребенка. Поэтому мы многое теряем, если не используем

современные методики развития, разработанные на основе данных

нейрофинейрофизиологии, кинезиологии, логоритмики,

синэнергетики.

 А. Семенович Этапы, формирования межполушарных связей у ребенка

А. Семенович

Этапы, формирования межполушарных связей у ребенка

1 этап - с начала внутриутробного развития до 2-3 лет. Важно, чтобы малыш был рожден правильно  и в соответствии со своим сроком. Во время ползания наблюдается процесс формирования межполушарного взаимодействия

1 этап - с начала внутриутробного развития до 2-3 лет.

  • Важно, чтобы малыш был рожден правильно

и в соответствии со своим сроком.

  • Во время ползания наблюдается процесс формирования межполушарного взаимодействия

2 этап- с 3 до 7-8 лет – важнейший период формирования межполушарных связей. В этот период происходит наиболее  интенсивное зрительное, слуховое,  кинестетическое, зрительно-моторное, слухо-моторное, эмоционально-мотивационное  интегрированные виды восприятия. Это очень важный период в жизни ребенка для развития его речи.

2 этап- с 3 до 7-8 лет – важнейший период формирования межполушарных связей.

В этот период происходит наиболее

интенсивное зрительное, слуховое,

кинестетическое, зрительно-моторное,

слухо-моторное, эмоционально-мотивационное

интегрированные виды восприятия.

Это очень важный период в жизни ребенка для развития его речи.

3 этап – с 7 до 12, 15 лет – происходит наиболее интенсивное развитие межполушарных связей на уровне развития лобных долей. В данный период ребенок может прекрасно ставить и добиваться поставленных целей,  планировать и контролировать свою деятельность.

3 этап – с 7 до 12, 15 лет – происходит наиболее интенсивное развитие межполушарных связей на уровне развития лобных долей.

В данный период ребенок может прекрасно

ставить и добиваться поставленных целей,

планировать и контролировать свою деятельность.

По мнению нейропсихологов и нейрофизиологов для успешной психической деятельности очень важно формирование совместной работы полушарий головного мозга.

По мнению нейропсихологов и нейрофизиологов для успешной психической деятельности очень важно формирование совместной работы полушарий головного мозга.

В настоящее время доказано, что у 95% праворуких детей центр речи находится в левом полушарии, а у оставшихся 5 % - в обоих. У 70% леворуких центр речи также располагается в левом полушарии, а у 15% - в двух и только у 15% леворуких людей - в правом полушарии.

В настоящее время доказано, что у 95% праворуких детей центр речи находится в левом полушарии, а у оставшихся 5 % - в обоих. У 70% леворуких центр речи также располагается в левом полушарии, а у 15% - в двух и только у 15% леворуких людей - в правом полушарии.

Каждое полушарие формирует свой принцип организации речи: правое - целостность смыслового содержания, метафорическое  мышление, формирует ассоциации на основе  наглядно-чувственных представлений о предмете

Каждое полушарие формирует свой принцип организации речи:

правое - целостность смыслового содержания, метафорическое

мышление, формирует ассоциации на основе

наглядно-чувственных представлений о предмете

Левое полушарие – отвечает за теоретическое мышление, грамматику оформления высказывания, характеристику предметов.

Левое полушарие – отвечает за теоретическое мышление, грамматику оформления высказывания, характеристику предметов.

Два типа мышления: абстрактно-логическое и пространственно-образное связаны с функциями левого и правого полушарий. Только лишь симметричное одновременное развитие полушарий мозга вносит гармонию в ходе личностного, интеллектуального развития ребенка, взрослого.

Два типа мышления: абстрактно-логическое и пространственно-образное связаны с функциями левого и правого полушарий. Только лишь симметричное одновременное развитие полушарий мозга вносит гармонию в ходе личностного, интеллектуального развития ребенка, взрослого.

 Основные направления работы в детском саду, нацеленные на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга

Основные направления работы в детском саду, нацеленные на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Логоритмика

Логоритмика

Кинезиологические тренировки систематические занятия по кинезиологии убирают явления дислексии, развивают моторику, речь, все виды внимания и памяти,  мышление, способствуют стрессоустойчивости организма. Упражнения несут в себе возможность радостного творческого учения,  позитивного личностного роста, перспективного формирования учебных навыков и умений.

Кинезиологические тренировки

систематические занятия по кинезиологии убирают явления

дислексии, развивают моторику, речь, все виды внимания и памяти,

мышление, способствуют стрессоустойчивости организма.

Упражнения несут в себе возможность радостного творческого

учения,

позитивного личностного роста, перспективного

формирования учебных навыков и умений.

Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.

Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.

 Современные кинезиологи рассматривают  причину нарушений функций обучения в неспособности  правого и левого полушария к интеграции  (аналитический мозг постоянно  блокирует творческое начало образного мозга  в его способности к интегративному видению)

Современные кинезиологи рассматривают

причину нарушений функций обучения

в неспособности

правого и левого полушария к интеграции

(аналитический мозг постоянно

блокирует творческое начало образного мозга

в его способности к интегративному видению)

«Гимнастику мозга»  несет за собой знания и навыки,  получаемые с помощью комплексов упражнений. ·  Упражнения позволят сформировать детям навыки самостоятельности; ·  Восстановить работоспособность и продуктивность; ·  Реализовать свой внутренний потенциал; посредством выполнения простых и легких упражнений; ·  Расширять поля видения, умения слушать и  слышать,  чувствовать свое тело;

«Гимнастику мозга» несет за собой знания

и навыки,

получаемые с помощью комплексов упражнений.

·  Упражнения позволят сформировать детям

навыки самостоятельности;

·  Восстановить работоспособность и

продуктивность;

·  Реализовать свой внутренний потенциал;

посредством выполнения простых и легких

упражнений;

·  Расширять поля видения, умения слушать и

слышать,

чувствовать свое

тело;

· Улучшить работу долговременной и кратковременной памяти, концентрации внимания, формирование абстрактного мышления; ·  Гармонизировать работу левого и правого полушарий; ·  Улучшить равновесие и координацию;   Развивать более ясное и позитивное мышление.  

· Улучшить работу долговременной и кратковременной памяти,

концентрации внимания, формирование абстрактного мышления;

·  Гармонизировать работу левого и правого полушарий;

·  Улучшить равновесие и координацию;

  •   Развивать более ясное и позитивное мышление.

 

Периодически менять привычный маршрут  на работу, домой, на прогулке. Один час в день передавать главенство левой руке (брать предметы ею, чистить зубы, есть и т.п.) Каждый день учить 2-3 иностранных слова. Забыть о калькуляторе и считать в уме. Намеренно запоминать разную информацию: список покупок, телефон мамы, друга и т.п. Находить время для новых эмоций и опыта. Тренировать тело, и мозг получит больше кислорода. Разгадывать ребусы, загадки, решать с ребенком задачки. Упражнения из Нейробики для взрослых и детей:
  • Периодически менять привычный маршрут
  • на работу, домой, на прогулке.
  • Один час в день передавать главенство левой руке

(брать предметы ею, чистить зубы, есть и т.п.)

  • Каждый день учить 2-3 иностранных слова.
  • Забыть о калькуляторе и считать в уме.
  • Намеренно запоминать разную информацию: список покупок, телефон мамы, друга и т.п.
  • Находить время для новых эмоций и опыта.
  • Тренировать тело, и мозг получит больше кислорода.
  • Разгадывать ребусы, загадки, решать с ребенком задачки.

Упражнения из Нейробики для взрослых и детей:

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Классическая музыка, используемая на занятиях – еще одно наипрекраснейшее средство для активизации головного мозга в целом.

Классическая музыка, используемая на занятиях – еще одно наипрекраснейшее средство для активизации головного мозга в целом.

Творческие занятия с использованием классической музыки

Творческие занятия с использованием классической музыки

Звуки музыки приводят к  формированию нейронных связей  успокоению детей, концентрации внимания, улучшению памяти, пространственного восприятия, развитию речи, моторики, раскрытию внутреннего мира ощущений и, соответственно, к продуктивным результатам всех видов деятельности.

Звуки музыки приводят к формированию нейронных связей

успокоению детей, концентрации внимания,

улучшению памяти, пространственного восприятия,

развитию речи, моторики, раскрытию внутреннего мира

ощущений и, соответственно, к продуктивным

результатам всех видов деятельности.

«Эффект Моцарта» Сила воздействия этой музыки доказана  по двум направлениям: частоте смены ритма и по частоте звука. У нашей нервной системы есть свой ритм - 20-30 сек. Именно в музыке Моцарта,с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются ЧАЩЕ, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

«Эффект Моцарта»

Сила воздействия этой музыки доказана

по двум направлениям: частоте смены ритма и по частоте звука. У нашей нервной системы есть свой ритм - 20-30 сек. Именно в музыке Моцарта,с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются ЧАЩЕ, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

После прослушивания музыки кора головного мозга просто  «светится», приходя в активную фазу своей деятельности. Ритмы и высокие частоты звуки музыки Моцарта стимулируют и загружают все творческие отделы коры головного мозга.

После прослушивания музыки кора головного мозга просто

«светится», приходя в активную фазу

своей деятельности. Ритмы и высокие частоты

звуки музыки Моцарта

стимулируют и загружают все творческие отделы

коры головного мозга.

В университете Калифорнии был проведен эксперимент, как музыка влияет на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы: 1 – сидели в полной тишине; 2 – слушали аудиокнигу; 3 – слушали сонату Моцарта. Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги 1 – на 14%; 2 – на 11%; 3 – на 62%.

В университете Калифорнии был проведен эксперимент, как музыка влияет на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:

1 сидели в полной тишине;

2 слушали аудиокнигу;

3 слушали сонату Моцарта.

Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги

1 на 14%;

2 на 11%;

3 на 62%.

Американские ученые доказали, что если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут, то IQ возрастет почти на 8-10 единиц.

Американские ученые доказали, что если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут, то IQ возрастет почти на 8-10 единиц.

Всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. В его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему … несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим. Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать прекрасным актером.

Всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. В его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим.

Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать прекрасным актером.

Интересным примером для нас может послужить опыт талантливого педагога С.Я. Стандрига, работающий в городе Петрозаводске. Он создал центр музыкальной терапии и логопедии, в котором занимаются как дети с ограниченными возможностями (ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна), так и здоровые, а с ними и взрослые (семейный ансамбль).  В этом центре не нужна специальная подготовка или обучение нотной грамоте. Дети с серьезными проблемами здоровья избавляются от страхов, комплексов, обретают уверенность в себе, становятся более общительными и контактными.

Интересным примером для нас может послужить опыт талантливого педагога С.Я. Стандрига, работающий в городе Петрозаводске. Он создал центр музыкальной терапии и логопедии, в котором занимаются как дети с ограниченными возможностями (ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна), так и здоровые, а с ними и взрослые (семейный ансамбль). В этом центре не нужна специальная подготовка или обучение нотной грамоте.

Дети с серьезными проблемами здоровья избавляются от страхов, комплексов, обретают уверенность в себе, становятся более общительными и контактными.

В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют произведения Моцарта, чтобы снизить количество аварий на дорогах.

В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют

произведения Моцарта, чтобы снизить количество аварий на дорогах.

В России опыт Щетинина – прекрасный пример раскрытия родовой памяти у детей через пение и танцы, методику «погружения».

В России опыт Щетинина – прекрасный пример раскрытия родовой памяти у детей через пение и танцы, методику «погружения».

Дидактические игры и задания

Дидактические игры и задания

Мнемоника

Мнемоника

ТРИЗ

ТРИЗ

Обучающая деятельность по математике, развитию речи и т.п.

Обучающая деятельность по математике, развитию речи и т.п.

 Воздействуя на особые структуры мозга, используя современные методы развития и воспитания, мы можем добиваться прекрасных результатов в развитии личности ребенка и решить проблему не успешности в детском саду и в школе.

Воздействуя на особые структуры мозга, используя современные методы развития и воспитания, мы можем добиваться прекрасных результатов в развитии личности ребенка и решить проблему не успешности в детском саду и в школе.

 Более семисот лет назад появилась эта притча:   «Некто спросил у трех мужчин, катающих тачки с камнями:  «Что ты делаешь?» «Катаю эту тачку ,  будь она проклята!»- ответил первый. «Зарабатываю!»  -гордо произнес третий.   Одна и та же работа,  но принципиально разное к ней отношение  и мотивация.  Хотелось бы , чтобы педагоги прониклись гордым  и радостным мироощущением третьего строителя,  осознали, что посредством новых методов они гораздо  эффективнее, чем прежде выполняют задачи по обучению  и воспитанию детей.

Более семисот лет назад появилась эта притча:

«Некто спросил у трех мужчин, катающих тачки с камнями:

«Что ты делаешь?» «Катаю эту тачку ,

будь она проклята!»- ответил первый. «Зарабатываю!»

-гордо произнес третий.

Одна и та же работа,

но принципиально разное к ней отношение

и мотивация.

Хотелось бы , чтобы педагоги прониклись гордым

и радостным мироощущением третьего строителя,

осознали, что посредством новых методов они гораздо

эффективнее, чем прежде выполняют задачи по обучению

и воспитанию детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!