СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики рук в онтогенезе.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление о сущности понятия "мелкая моторика", основные этапы онтогенетического развития мелкой моторики и их содержание.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики рук в онтогенезе.»

Развитие мелкой моторики рук в онтогенезе.

Мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Она – необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадают со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. У плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив – вялые, ватные и не делают отдельных движений. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

В процессе онтогенетического развития ребенок овладевает основными движениями и мелкими (тонкими) движениями.

Развитие моторной активности начинается с момента рождения ребенка, продолжается до 15 – 16 лет и проходит следующие фазы в развитии движений:

рефлективные движения - непроизвольное движение, порождаемое реакцией определенного органа чувств и происходящими без участия воли (рефлексы дают ребенку первый опыт);

симметричные движения – это умение ребенка различать одиночные движения и двигать своими руками и ногами одновременно или даже всем телом (обе руки и обе ноги движутся одновременно);

произвольные движения – это, когда ребенок активен и может использовать волю для управления движениями;

автоматические движения – это постоянное, многократное повторение какого-либо движения, что в дальнейшем приводит к его автоматизации (ребенку не нужно думать о том, что он делает в данный момент;

автоматизация определенных движений – это то же самое, что и координация.

В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающее движение. С этого времени происходит включение рецепторов тактильного анализатора коры больших полушарий. Ребенок совершает движения пальцами, царапается, перебирает, хватает свое тело, сжимает волосы, одежду; может удерживать подвешенное кольцо. Кольцо, вложенное в руку, удерживается около минуты, даже если рука раскрывается и сжимается.

До 3,5 – 4 месяцев движение рук носит безусловно-рефлекторный характер. Первая функция рук – схватывание, которое стимулирует тактильные раздражения. Малыш может поднимать предметы с поверхности, без предварительного дотрагивания.

В 4 – 4,5 месяцев появляются простые движения рук при контакте с объектом. Ребенок захватывает предмет всей рукой, держит мелкие объекты в центре ладони, сомкнув пальцы вокруг него. Малыш после захвата удерживает предмет около минуты.

От 4 до 7 месяцев в развитии действий с предметами наступает этап простого «результативного» действия, активное обнаружение скрытых свойств объектов.

С 5 месяцев при схватывании более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании, может брать предмет двумя руками.

В возрасте от 4 до 6 месяцев развивается и произвольная регуляция движения глаз. Это обеспечивает формирование в 5-6 месяцев единой глазодвигательной системы.

В 6 месяцев ребенок крепко удерживает вложенный в руку предмет и может взять его из любого положения.

От 7 до 10 месяцев возникает этап «соотносящего» действия. Ребенок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве, открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один привлекший его внимание предмет с помощью другого.

С 8-9 месяцев ребенок сжимает игрушку, если у него её хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью. У него начинает проявляться преобладание одной руки (правой или левой). Игры у детей до 10 месяцев имеют еще чисто манипуляторный характер: предметы перекладываются из руки в руку, их бросают, ими стучат…

С 10 месяцев до 1 года 3-х месяцев – появляются функциональные действия, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение, происходит совершенствование действий: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно.

В возрасте 12 месяцев – ребенок может брать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между большим и указательным пальцами, засовывать мелкие предметы в щели и розетки, пользоваться во время еды ложкой, пить из чашки.

В 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. Происходит интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев.

В период раннего детства (до 3 лет) продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация.

В 18 месяцев дети могут выстроить башню из двух-трех кубиков, самостоятельно есть, начинают пытаться бегать, частично самостоятельно раздеваются. Начинают подражать взрослым – «читают» книгу, «укладывают спать» кукол, игрушечных животных.

К 2 годам большинство детей умеют забираться по ступенькам, ходить спиной вперед и ударять ногой по мячу.

В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они бегают, подпрыгивают на двух ногах, бросают мяч двумя руками, взбираются по лестнице, переливают воду из одной емкости в другую, рисуют каракули, самостоятельно раздеваются.

Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков, самостоятельно одеваются и раздеваются, обслуживают себя за столом, ловят мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации.

В 5 лет дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.

В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.

В 6 лет моторика у детей развита настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности – заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать…

Между 7 и 10 годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений, и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений.

К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие и тонкие.



(P.s. Уважаемые, педагоги, родители и просто мои читатели. Я надеюсь, прочитав статьи, вам не будет затруднительно оставить свой отзыв…. Спасибо).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!