СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики, как фактор правильного формирования речи ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики, как фактор правильного формирования речи ребёнка»

Развитие мелкой моторики, как фактор правильного формирования речи ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики является важным фактором для правильного формирования речи ребёнка. Развивать моторику нужно с раннего детства. Сразу после рождения малышу необходимо делать массаж пальцев рук и ног, тем самым активизируя работу коры головного мозга. Начиная с 5 лет надо учить ребёнка самостоятельно застёгивать и расстёгивать молнию, пуговицы, шнуровать себе ботинки. В младшем дошкольном возрасте родители должны заучивать вместе с ребёнком стихи, пословицы, поговорки. Кто уделяет большое внимание развитию мелкой и общей моторики, тот решает сразу несколько задач: 1) развивает интеллектуальные способности ребёнка; 2) готовит его к овладению навыками письма, что в дальнейшем позволит избежать многих проблем в школьном обучении, стимулирует развитие правильной речи будущего ученика (при наличии дефектов -их будет проще устранить). Работа по развитию общей и мелкой моторики должна проводиться каждый день, только тогда результат будет достигнут в более быстрые сроки. Задания должны приносить вашему чаду удовольствие и радость (не перегружайте и не утруждайте его).

Чем можно позаниматься с детьми для того, чтобы пальцы их стали более развитыми?

-Работать с глиной, пластилином или тестом (лепить разные сказочные

фигуры); - Выкладывать из камешков орнамент;

-Нанизывать бусинки на леску ( или пуговицы);

  • Строить из крышек башню;

  • Делать из шишек, желудей, каштанов поделки;

  • Играть с кулачками (пальчики гуляют- потом они спрятались (крепко

сжимаются кулачки)); - Показывать пальцами разных насекомых;

  • Играть на воображаемом рояле, барабанить на барабане;

  • Делать из кистей рук цветочки ( сжимать – разжимать кулачки ( закрылсяраскрылся цветочек)); - Хлопать в ладоши, играть в ладушки;

  • Работать со счётными палочками или фломастерами;

  • Завязывать шнурки, узлы на верёвке, застёгивать крючки, замочки;

  • Одевать - раздевать куклу;

  • Заводить механические игрушки;

  • Рисовать в воздухе пальчиками;

  • Закручивать гайки;

  • Конструировать, собирать ЛЕГО, мозаику;

  • Складывать матрёшки;

  • Делать пальчиковые бассейны из песка, крупы ( например насыпать песок в ёмкость и туда же погрузить игрушки из КИНДЕР -сюрприза, дети должны с

закрытыми глазами определить какую игрушку достали);

  • Вязать на спицах, шить;

  • Рисовать, раскрашивать, штриховать;

  • Рисовать мелками, карандашами, красками, акварелью; - Помогать маме на кухне (очищать от скорлупы варёные яйца, чистить лук, чеснок, перебирать крупу, нарезать и натирать овощи под присмотром

взрослого);

  • Вырезать ножницами различные предметы;

Важную роль в развитии умелости рук играют ножницы: аппликации, вырезание из открыток разных фигурок - полезное и интересное занятие для будущих учеников. Не менее важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вязание, шитьё, оно приучает детей к точности и аккуратности. Ребята должны инсценировать сказки, стихи с помощью пальцев. Такие игры развивают творчество детей.

Пальчиковые игры увлекательны, они способствуют концентрации на одном виде деятельности, умению управлять своими движениями.

Пальчиковые гимнастики: «Компот»

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки

«мешают») Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, слив положим и песок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»).

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, листья рябины, листья тополя, листья осины,

Листья дуба соберём, (загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем.

( «шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

Если вы будете заниматься со своим ребёнком, развивать мелкую моторику пальцев-то речь малыша будет правильной и красивой. Проблем с обучением в школе не возникнет. Удачи Вам и терпения!

Существует несколько видов речевых нарушений: дислалия – нарушение произношения отдельных звуков. Фонетико-фонематическое нарушение речи, когда ребёнок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки речи. И, наконец, общее недоразвитие речи, когда нарушены и произношение и грамматика, беден словарный запас и отсутствует связная речь.

p. s. Очень часто дети, которые плохо говорят, для своего возраста, ещё и плохо едят, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе – это говорит о слабости челюстной мышцы, а она, в свою очередь, задерживает развитие артикуляционного аппарата. Поэтому, обязательно заставляйте ребёнка жевать овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы – научите ребёнка полоскать рот, надувать щёки и перекатывать воздух из одной щеки в другую. И не забывайте развивать мелкую моторику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] / А. Е. Белая. – М. : Астрель, 2009. – 143с.

  2. Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С.495- 497.

  3. Ержанова, С. Е. Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей [Текст ] / С. Е. Ержанова, А. А. Жумабекова, Г. С. Дынгырова . – Уфа : Лето,2015. – С.57-59.

  4. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПБ. : Литера, 2005. – 220 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!