СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие математической грамотности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен вариант развития функциональной грамотности младших школьников на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Развитие математической грамотности младших школьников»

Развитие математической грамотности младших школьников


Аннотация: в статье представлен вариант развития функциональной грамотности младших школьников на уроках математики как способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач, общения и социальных отношений.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, методы формирования, компоненты, младшие школьники.

Развитие функциональной грамотности младших школьников определяется как одна из важных целей образования. Одно из направлений функциональной грамотности – математическая грамотность.

Математическая грамотность – это способность личности проводить математические рассуждения и формулировать, применять, использовать математику для решения проблем в разнообразных ситуациях реальной жизни.

Значение математики в развитии функциональной грамотности младшего школьника очень велико. Она влияет на информационную, читательскую функциональную грамотность, развивает умения и навыки для решения разных жизненных задач в деятельности человека, общения и социальных отношений. Знания математики используются на уроках технологии, окружающего мира. Поэтому очень важно помочь ребёнку понять ценность математики в начальной школе в период самой активной любознательности. Обучающийся в итоге должен понять для чего и где может пригодиться полученное знание в повседневной жизни, иметь потребность и умение в различных ситуациях применять эти знания. Например, рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала, уметь действовать по инструкции и т.д.
Методами формирования математической грамотности могут служить:

– технология проблемного обучения, которая развивает у обучающихся находчивость, сообразительность, способность находить нестандартные решения;

– технология проектов, помогающая обучающимся ориентироваться в разнообразных ситуациях;

– игровые технологии, развивающие интерес младших школьников к урокам математики.

Математическая функциональная грамотность формируется при использовании трех компонентов:

- понимание необходимости математических знаний при решении учебных и жизненных задач, умение обучающимися оценивать учебные ситуации, требующих математических знаний;

- способности школьника устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы;

- владение обучающегося математическим языком, применение его для решения математических задач, построения математических суждений, в работе с математическими фактами. 

Задачи на формирование математической грамотности младших школьников мы применяем на разных этапах урока – изучение нового материала, закрепление полученных знаний. Подбирая задания, отталкиваемся от раздела и темы урока.

 Например, изучая раздел «Умножение и деление», мы опираемся на 1-й компонент математической грамотности: используем задачи профориентационной направленности, где предлагается помочь врачу, повару-кондитеру, продавцу, и т.д., оценка разнообразных учебных ситуаций, которые требуют применения математических знаний, умений.

1) У Маши 20 рублей, а у Юли 25 рублей. Сколько карандашей они смогут купить вместе, если один карандаш стоит 9рублей?

2) Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 1 таблетке 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

При решении геометрических задач, связанных с жизнью, используем 2-й компонент математической грамотности.

1) Со стены сняли старый плакат. Оказалось, что от клея на обоях осталось некрасивое пятно. Сторона квадрата – 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно: карта мира -80 см на 45 см; плакат «таблица умножения» - 4 дм на 8 дм; репродукция картины – 30 см на 20 см; цветной календарь – 55 см на 6 дм?

Для отработки навыков понимания и применения математической символики и терминологии можно использовать такие задания:

1) Какие единицы измерения тебе понадобятся для измерения:

а) Расстояния от Чебоксары до Москвы (мм, см, м, км);

б) Высоты монеты (мм, см, м, км);

в) Длины парты (мм, см, м, км).

2) Используя знаки действий и, если необходимо, скобки, запиши число 10 четырьмя тройками.

Нравятся обучающимся задания семейно-практического содержания:

Для ремонта квартиры купили 56 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов?

Задания, направленные на построение математических суждений.

Докажи с помощью примера следующие утверждения:

  1. Существуют четырехугольники, у которых все стороны равны;

  2. Некоторые однозначные числа делятся на 2.

В младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач. 

Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.  Например,

В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в нее, чтобы среди них был, хотя бы один красный карандаш?

Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

Систематическое использование на уроках математики заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность обучающихся, учит уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в реальной жизни.

Цель учителя: научить обучающихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все формы и методы, которые использует учитель в своей работе, должны быть нацелены на развитие познавательной, мыслительной активности, на отработку, обогащение знаний каждого обучающегося, развитие его функциональной грамотности.




Список литературы:

1. Авдейчик, Е.А. Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных класса средствами ОС Л. В. Занкова Электронный ресурс /Е. А. Авдейчик// Социальная сеть работников образования nsportal.ru.— 2014. — 24 декабря. — http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/12/24/formirovanie-funktsionalnoy-matematicheskoy-gramotnosti-na

2. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе Текст: курс лекций / А. В. Белошистая. — М.: Владос, 2007. — 455 с.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!