Просмотр содержимого документа
««Развитие критического мышления через чтение и письмо»»
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Образовательная технология
Цели технологии
- формирование критического стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;
- формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на первом;
- включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых знаний и умений.
Базовая модель РКМЧП:
- Фаза вызова
- Фаза осмысления
- Фаза рефлексии
Фаза вызова
- Актуализация имеющихся знаний
- Выявление затруднений и пробелов в знаниях
- Формулировка вопросов и постановка целей учебной деятельности
Приемы технологии на стадии вызова
- «Верите ли вы…»
- Верные и неверные утверждения
- Прогнозирование
- По времени написания и этапу биографии По названию По ключевым словам По фотографии и иллюстрации
- По времени написания и этапу биографии По названию По ключевым словам По фотографии и иллюстрации
- По времени написания и этапу биографии По названию По ключевым словам По фотографии и иллюстрации
- По времени написания и этапу биографии По названию По ключевым словам По фотографии и иллюстрации
- По времени написания и этапу биографии
- По названию
- По ключевым словам
- По фотографии и иллюстрации
Предсказание по названию «Лесной царь»
Предсказание
Кто?
Как сбылось?
Лесной царь
Где?
Во дворце
Когда?
Днем
С кем?
С лешими, ведьмами, русалками
Что делал?
Пировал, веселился.
«Дубровский»
- Человек
- Мужчина
- Русский
- Дворянин
- 19 век
Предсказание по иллюстрациям
Фаза осмысления
- Знакомство с новой информацией
- Соотнесение новой информации с имеющимися знаниями
- Поиск ответов на поставленные ранее вопросы
Приемы на стадии осмысления
- Чтение с пометками INSERT
- Чтение с остановками
- Составление кластера
- «Древо предсказаний»
- Двойной дневник
- «Ромашка вопросов»
- «Толстые и тонкие вопросы»
- Таблица «Знаю. Хочу знать. Узнал»
Инсерт
V
(осознать новые знания)
+
(исправить неверные предположения)
Я это знал
-
(исправить неверные предположения
Это для меня абсолютно новое
?
(побудить дальнейший интерес к теме)
Это противоречит тому, что я знал
Я хочу знать об этом больше
«Ромашка Блума»
- Шесть типов вопросов :
- Простые – на воспроизведение информации
- Уточняющие - задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся («То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?»)
- Интерпретационные - (объясняющие) вопросы - направлены на установление причинно-следственных связей ( «Почему?»)
- Творческие вопросы - когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза («Что бы изменилось, если?»)
- Оценочные вопросы - направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем одно отличается от другого?»)
- Практические вопросы - направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой («Как бы вы поступили?», «Где вы можете использовать?»)
Кластер
Название
Тема
Род
Жанр
«Древо предсказаний». ТЕМА – это «ствол дерева», «листочки» – это ПРОГНОЗ, «веточки» - это АРГУМЕНТЫ.
Двойной дневник (бортовой журнал)
- Предсказание
- Что привлекло мое внимание?
- Что знал по теме?
- Цитата
- Как сбылось
- Мои комментарии
- Что нового узнал?
- Комментарий
Толстые Тонкие
- Дайте 3 объяснения, почему...?
- Объясните, почему...?
- Почему Вы думаете ...?
- Почему Вы считаете ...?
- В чем различие ...?
- Предположите, что будет, если... ?
- Что, если ... ?
- Кто ?Что ?
- Когда ?
- Может ..?
- Будет ...?
- Мог ли ... ?
- Как звать ...?
- Было ли ...?
- Согласны ли Вы ...?
- Верно ли ...?
Фаза рефлексии
- Суммирование и систематизация новой информации
- Оценка новой информации
- Ответы на поставленные ранее вопросы
- Формулировка новых вопросов, постановка новых целей деятельности
Приемы на стадии рефлексии
- Возврат к предсказаниям, верным/неверным утверждениям, ключевым словам и т.д.
- Написание эссе, сочинения
- «От обратного» (Что было бы, если…)
- Составление телеграммы, инструкции, памятки
- Написание синквейна
- Письмо (или мысли) по кругу
Предсказание
Предсказание
Кто?
Где?
Как сбылось?
Лесной царь
Во дворце
Когда?
Ездок
В лесу
Ночью
С кем?
С лешими, ведьмами, русалками
Поздно вечером
Что делал?
Со своим сыном
Праздновал, веселился.
Лесной царь задушил мальчика.
- Составление словаря по тексту
- Исследования по отдельным вопросам темы
- Медитативное письмо под музыку
Прием составления глоссария
- Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»
- Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов
- При этом никто не знает о выборе другого игрока
- Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга
- После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его
- Можно составить словарь – глоссарий