СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие методические принципы технологии. В презентации показаны приемы работы на уроках литературы в 6-м классе.

Просмотр содержимого документа
««Развитие критического мышления через чтение и письмо»»

 «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  Образовательная технология

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Образовательная технология

Цели технологии формирование критического стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения; формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на первом; включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых знаний и умений.

Цели технологии

  • формирование критического стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;
  • формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на первом;
  • включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых знаний и умений.
Базовая модель РКМЧП:  Фаза вызова  Фаза осмысления  Фаза рефлексии

Базовая модель РКМЧП:

  • Фаза вызова
  • Фаза осмысления
  • Фаза рефлексии
Фаза вызова Актуализация имеющихся знаний Выявление затруднений и пробелов в знаниях Формулировка вопросов и постановка целей учебной деятельности

Фаза вызова

  • Актуализация имеющихся знаний
  • Выявление затруднений и пробелов в знаниях
  • Формулировка вопросов и постановка целей учебной деятельности
Приемы технологии на стадии вызова «Верите ли вы…» Верные и неверные утверждения Прогнозирование По времени написания и этапу биографии По названию По ключевым словам По фотографии и иллюстрации По времени написания и этапу биографии По названию По ключевым словам По фотографии и иллюстрации По времени написания и этапу биографии По названию По ключевым словам По фотографии и иллюстрации По времени написания и этапу биографии По названию По ключевым словам По фотографии и иллюстрации По времени написания и этапу биографии По названию По ключевым словам По фотографии и иллюстрации

Приемы технологии на стадии вызова

  • «Верите ли вы…»
  • Верные и неверные утверждения
  • Прогнозирование
  • По времени написания и этапу биографии По названию По ключевым словам По фотографии и иллюстрации
  • По времени написания и этапу биографии По названию По ключевым словам По фотографии и иллюстрации
  • По времени написания и этапу биографии По названию По ключевым словам По фотографии и иллюстрации
  • По времени написания и этапу биографии По названию По ключевым словам По фотографии и иллюстрации
  • По времени написания и этапу биографии
  • По названию
  • По ключевым словам
  • По фотографии и иллюстрации
        Предсказание по названию  «Лесной царь» Предсказание Кто? Как сбылось? Лесной царь Где? Во дворце Когда? Днем С кем? С лешими, ведьмами, русалками Что делал? Пировал, веселился.

        Предсказание по названию «Лесной царь»

        Предсказание

        Кто?

        Как сбылось?

        Лесной царь

        Где?

        Во дворце

        Когда?

        Днем

        С кем?

        С лешими, ведьмами, русалками

        Что делал?

        Пировал, веселился.

        «Дубровский» Человек Мужчина Русский Дворянин 19 век

        «Дубровский»

        • Человек
        • Мужчина
        • Русский
        • Дворянин
        • 19 век
        Предсказание по иллюстрациям

        Предсказание по иллюстрациям

        Фаза осмысления Знакомство с новой информацией Соотнесение новой информации с имеющимися знаниями Поиск ответов на поставленные ранее вопросы

        Фаза осмысления

        • Знакомство с новой информацией
        • Соотнесение новой информации с имеющимися знаниями
        • Поиск ответов на поставленные ранее вопросы
        Приемы на стадии осмысления Чтение с пометками INSERT  Чтение с остановками Составление кластера «Древо предсказаний»  Двойной дневник «Ромашка вопросов» «Толстые и тонкие вопросы» Таблица «Знаю. Хочу знать. Узнал»

        Приемы на стадии осмысления

        • Чтение с пометками INSERT
        • Чтение с остановками
        • Составление кластера
        • «Древо предсказаний»
        • Двойной дневник
        • «Ромашка вопросов»
        • «Толстые и тонкие вопросы»
        • Таблица «Знаю. Хочу знать. Узнал»
        Инсерт   V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) Я это знал - (исправить неверные предположения Это для меня абсолютно новое  ? (побудить дальнейший интерес к теме) Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше

        Инсерт

        V

        (осознать новые знания)

        +

        (исправить неверные предположения)

        Я это знал

        -

        (исправить неверные предположения

        Это для меня абсолютно новое

        ?

        (побудить дальнейший интерес к теме)

        Это противоречит тому, что я знал

        Я хочу знать об этом больше

        «Ромашка Блума» Шесть типов вопросов : Простые – на воспроизведение информации Уточняющие - задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся («То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?») Интерпретационные - (объясняющие) вопросы - направлены на установление причинно-следственных связей ( «Почему?») Творческие вопросы - когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза («Что бы изменилось, если?») Оценочные вопросы - направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем одно отличается от другого?») Практические вопросы -  направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой («Как бы вы поступили?», «Где вы можете использовать?»)

        «Ромашка Блума»

        • Шесть типов вопросов :
        • Простые – на воспроизведение информации
        • Уточняющие - задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся («То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?»)
        • Интерпретационные - (объясняющие) вопросы - направлены на установление причинно-следственных связей ( «Почему?»)
        • Творческие вопросы - когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза («Что бы изменилось, если?»)
        • Оценочные вопросы - направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем одно отличается от другого?»)
        • Практические вопросы - направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой («Как бы вы поступили?», «Где вы можете использовать?»)
        Кластер Название Тема Род Жанр

        Кластер

        Название

        Тема

        Род

        Жанр

         «Древо предсказаний».    ТЕМА – это «ствол дерева»,  «листочки» – это ПРОГНОЗ, «веточки» - это АРГУМЕНТЫ.

        «Древо предсказаний». ТЕМА – это «ствол дерева», «листочки» – это ПРОГНОЗ, «веточки» - это АРГУМЕНТЫ.

        Двойной дневник (бортовой журнал) Предсказание Что привлекло мое внимание? Что знал по теме? Цитата Как сбылось Мои комментарии Что нового узнал? Комментарий

        Двойной дневник (бортовой журнал)

        • Предсказание
        • Что привлекло мое внимание?
        • Что знал по теме?
        • Цитата
        • Как сбылось
        • Мои комментарии
        • Что нового узнал?
        • Комментарий
        Толстые     Тонкие Дайте 3 объяснения, почему...?  Объясните, почему...?  Почему Вы думаете ...?  Почему Вы считаете ...?  В чем различие ...?  Предположите, что будет, если... ?  Что, если ... ?   Кто ?Что ?  Когда ?  Может ..?  Будет ...?  Мог ли ... ?  Как звать ...?  Было ли ...?  Согласны ли Вы ...?  Верно ли ...?

        Толстые Тонкие

        • Дайте 3 объяснения, почему...?
        • Объясните, почему...?
        • Почему Вы думаете ...?
        • Почему Вы считаете ...?
        • В чем различие ...?
        • Предположите, что будет, если... ?
        • Что, если ... ?
        • Кто ?Что ?
        • Когда ?
        • Может ..?
        • Будет ...?
        • Мог ли ... ?
        • Как звать ...?
        • Было ли ...?
        • Согласны ли Вы ...?
        • Верно ли ...?
        Фаза рефлексии Суммирование и систематизация новой информации Оценка новой информации Ответы на поставленные ранее вопросы Формулировка новых вопросов, постановка новых целей деятельности

        Фаза рефлексии

        • Суммирование и систематизация новой информации
        • Оценка новой информации
        • Ответы на поставленные ранее вопросы
        • Формулировка новых вопросов, постановка новых целей деятельности
        Приемы на стадии рефлексии Возврат к предсказаниям, верным/неверным утверждениям, ключевым словам и т.д. Написание эссе, сочинения «От обратного» (Что было бы, если…) Составление телеграммы, инструкции, памятки Написание синквейна Письмо (или мысли) по кругу

        Приемы на стадии рефлексии

        • Возврат к предсказаниям, верным/неверным утверждениям, ключевым словам и т.д.
        • Написание эссе, сочинения
        • «От обратного» (Что было бы, если…)
        • Составление телеграммы, инструкции, памятки
        • Написание синквейна
        • Письмо (или мысли) по кругу
        Предсказание Предсказание Кто? Где? Как сбылось? Лесной царь Во дворце Когда? Ездок В лесу Ночью С кем? С лешими, ведьмами, русалками Поздно вечером Что делал? Со своим сыном Праздновал, веселился. Лесной царь задушил мальчика.

        Предсказание

        Предсказание

        Кто?

        Где?

        Как сбылось?

        Лесной царь

        Во дворце

        Когда?

        Ездок

        В лесу

        Ночью

        С кем?

        С лешими, ведьмами, русалками

        Поздно вечером

        Что делал?

        Со своим сыном

        Праздновал, веселился.

        Лесной царь задушил мальчика.

        Составление словаря по тексту Исследования по отдельным вопросам темы Медитативное письмо под музыку
        • Составление словаря по тексту
        • Исследования по отдельным вопросам темы
        • Медитативное письмо под музыку
        Прием составления глоссария Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки» Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов При этом никто не знает о выборе другого игрока Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его Можно составить словарь – глоссарий

        Прием составления глоссария

        • Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»
        • Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов
        • При этом никто не знает о выборе другого игрока
        • Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга
        • После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его
        • Можно составить словарь – глоссарий


        Скачать

        Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

        Вебинар для учителей

        Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!