СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология РКМЧП - Технология Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо - это система, формирующая у учащихся навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Просмотр содержимого документа
«Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо»

 РКМЧП  Презентацию подготовила  учитель русского языка и литературы Купина Алла Анатольевна МОУ гимназия г. Фрязино

РКМЧП

Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы

Купина Алла Анатольевна

МОУ гимназия г. Фрязино

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия.  В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основу ее положены идеи и положения теории об этапах умственного развития ребенка; о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; об основах формирования и развития критического мышления. Заслугой разработчиков технологии РКМЧП является то, что они довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
  • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия.
  • В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления».
  • В основу ее положены идеи и положения теории об этапах умственного развития ребенка; о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; об основах формирования и развития критического мышления.
  • Заслугой разработчиков технологии РКМЧП является то, что они довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата.
  • Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
Урок, построенный в ТРКМЧП информирующая (рассказать); контролирующая (заставить выучить); оценивающая (оценить усердие).  направляет усилия учеников в определённое русло сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Урок, построенный в ТРКМЧП

  • информирующая (рассказать);
  • контролирующая (заставить выучить);
  • оценивающая (оценить усердие).
  • направляет усилия учеников в определённое русло
  • сталкивает различные суждения;
  • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
  • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Вызов Осмысление Рефлексия
  • Вызов
  • Осмысление
  • Рефлексия
Пробуждается интерес к теме, создаётся установка на актуальное и творчески-поисковое изучение темы Побуждает к вопросам и фиксирует их Актуализирует имеющиеся знания Структурирует процесс дальнейшего изучения темы
  • Пробуждается интерес к теме, создаётся установка на актуальное и творчески-поисковое изучение темы
  • Побуждает к вопросам и фиксирует их
  • Актуализирует имеющиеся знания
  • Структурирует процесс дальнейшего изучения темы
Получение новой информации активными способами,  структурирование информации Соотнесение новой информации  с собственными знаниями Установление новых смысловых  и логических связей
  • Получение новой информации активными способами, структурирование информации
  • Соотнесение новой информации с собственными знаниями
  • Установление новых смысловых и логических связей
Целостное осмысление и обобщение полученной информации Выработка собственного отношения к изучаемому материалу Переживание и творческая переработка полученного результата
  • Целостное осмысление и обобщение полученной информации
  • Выработка собственного отношения к изучаемому материалу
  • Переживание и творческая переработка полученного результата
Первая стадия – вызов активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала) Приемы: «Мозговой штурм», «Корзина идей», др.  Вторая стадия- осмысление  нового материала Приемы: чтение текста с остановками маркировка текста символами, составление схем и таблиц: ЗУХ, «двухчастный дневник», «бортовой» журнал, кластер, инсерт и др.  Третья стадия – размышление (рефлексия) Приемы: дискуссия, эссе, фиксация рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).

Первая стадия – вызов активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала)

Приемы: «Мозговой штурм», «Корзина идей», др.

Вторая стадия- осмысление нового материала

Приемы: чтение текста с остановками маркировка текста символами, составление схем и таблиц: ЗУХ, «двухчастный дневник», «бортовой» журнал, кластер, инсерт и др.

Третья стадия – размышление (рефлексия)

Приемы: дискуссия, эссе, фиксация рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).

Мозговой штурм Цель использования: 1) выяснение того, что знают дети по теме; 2) набрасывание идей, предположений по теме; 3) активизация имеющихся знаний. Например : “ мысли по аналогии” , т.е. для оценки понимания изучаемого материала можно задавать “вопросы по аналогии” : “На что похоже?” “С чем можно сравнить?” и т.д. Дети, проводя сравнения, “наводят мосты” между тем, что они знали и тем, что узнали.

Мозговой штурм

Цель использования:

1) выяснение того, что знают дети по теме;

2) набрасывание идей, предположений по теме;

3) активизация имеющихся знаний.

Например :

“ мысли по аналогии” , т.е. для оценки понимания изучаемого материала можно задавать “вопросы по аналогии” : “На что похоже?” “С чем можно сравнить?” и т.д. Дети, проводя сравнения, “наводят мосты” между тем, что они знали и тем, что узнали.

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по теме.

2. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев, даже если они ошибочны). В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения будут связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Например : Учитель ставит перед детьми проблему: - Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова? (б- п, д- т, з- с, ж- ш, в- ф, г- к; проверяются способом «один - много») Обмен информацией в группах.  Сбрасывание информации в корзину, запись на доске. - Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный) - Какое слово может быть лишним? Почему? Мороз Снег Снежки Холод -( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова). - Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

Например :

Учитель ставит перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных

согласных по глухости-звонкости на конце слова?

(б- п, д- т, з- с, ж- ш, в- ф, г- к; проверяются способом «один - много»)

  • Обмен информацией в группах.
  • Сбрасывание информации в корзину, запись на доске.

- Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)

- Какое слово может быть лишним? Почему?

Мороз

Снег

Снежки

Холод

-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).

- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.  З Что мы знаем? У Х Что мы узнали? Что мы хотим узнать?
  • Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.
  • Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.

З

Что мы знаем?

У

Х

Что мы узнали?

Что мы хотим узнать?

Что я знаю по теме  Что нового узнал  Что не понял  «двухчастный дневник» Вопросительные слова ЧТО Основные понятия темы КАКОЙ ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПОЧЕМУ

Что я знаю по теме

Что нового узнал

Что не понял

«двухчастный дневник»

Вопросительные слова

ЧТО

Основные понятия темы

КАКОЙ

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ

ПОЧЕМУ

«Тонкие» вопросы  «Толстые» вопросы  Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…?

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Как звали…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Дайте три объяснения, почему…

Объясните, почему…

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Что, если…?

 Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):

Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):

Например : составленный детьми кластер по теме «Разряды местоимений»

Например : составленный детьми кластер по теме «Разряды местоимений»

 Чтение текста с пометками:  + я это знал,  - я этого не знал,  ! это меня удивило  ? хотел бы узнать подробнее.  Составление таблицы (выписываются основные положения из текста): + - ! ?

Чтение текста с пометками:

+ я это знал,

- я этого не знал,

! это меня удивило

? хотел бы узнать подробнее.

Составление таблицы (выписываются основные положения из текста):

+

-

!

?

Правила написания синквейна:  Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.  Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.  Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.  Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.  Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.  В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов.

Правила написания синквейна:

  • Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  • Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  • Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
  • Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
  • Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов.

Солнце. Большое, яркое. Светит, греет, радует. Солнце очень горячее тело. Шар. Солнце. Раскаленное, газообразное. Излучает, нагревает, обжигает. Солнечное излучение несет энергию. Звезда.

Солнце.

Большое, яркое.

Светит, греет, радует.

Солнце очень горячее тело.

Шар.

Солнце.

Раскаленное, газообразное.

Излучает, нагревает, обжигает.

Солнечное излучение несет энергию.

Звезда.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!