СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативной компетенции в рамках проектной деятельности обучаемых средней школы на примере исследовательского проекта «Outstanding British People».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на городском методическом семинаре «Современные технологии и практики организации учебно-исследовательской деятельности, обучающихся при реализации обновленных ФГОС на уроках иностранных языков», тема выступления - "Развитие коммуникативной компетенции в рамках проектной деятельности обучаемых средней школы на примере исследовательского проекта «Outstanding British People»".

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативной компетенции в рамках проектной деятельности обучаемых средней школы на примере исследовательского проекта «Outstanding British People».»

Развитие коммуникативной компетенции в рамках проектной деятельности обучаемых средней школы на примере исследовательского проекта
«
Outstanding British People»

Нестерова Е.Н.,

учитель английского языка

ГУ ЛНР «ЛУВК «Интеллект»

Изменения в Российском образовании, связанные с переходом на обновлённые ФГОС чётко определили приоритеты общего среднего образования, где главными задачами школы являются духовно-нравственное развитие ребенка, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий. Для того чтобы формировать такие умения, необходимо использовать в обучении деятельностные технологии.

Одной из современных технологий, реализующих системно-деятельностный подход в рамках реализации ФГОС, является метод проектов, который создает условия для развития обучающихся, обеспечивающих их самоидентификацию посредством личностно-значимой деятельности. Этот метод стимулирует интерес обучащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем. Самый главный принцип внедрения метода проектов – это применение обучащимися полученных знаний на практике и понимание их значения в своей личной жизни.

Практика использования метода проектов показывает, что, как отмечает Евгения Семёновна Полат, «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причём эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного».

Используя метод проектов в своей практике, мы видим, что, работая в составе группы по созданию проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и осуществляет самостоятельную организацию собственной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ.

Проектная деятельность обучающихся 10-11 классов во многом определяется профильным характером образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования подчеркивается необходимость создания условий для развития и самореализации обучающихся, подготовленных к осознанному выбору профессии, понимающих значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Одним из этих условий является организация профильного обучения в старшей школе.

Поэтому проектная деятельность направлена на дальнейшее развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции использование иностранного языка в целях продолжения образования.

Особенностью проектной деятельности на этапе средней школы является практически полная самостоятельность обучающихся в реализации проектной деятельности. У обучающихся имеются достаточные навыки общения, чтобы работать в группе, самостоятельно распределить обязанности внутри нее; они обладают необходимыми поисковыми и исследовательскими умениями для извлечения и анализа информации. Деятельность учителя на данном этапе может быть сфокусирована на координации и консультативной помощи подготовки рабочего и окончательного варианта работы, в организации презентаций, их обсуждении и аргументированном оценивании. Появляется возможность разнообразить формы презентации результатов проектов, например, круглые столы, ролевые игры, дискуссии, более развернуто использовать технологии кейс-метода, информационно-коммуникационные ресурсы.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка на уроках:

Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе, драматизация пьесы.

Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка».

Сценарные проекты — сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса, например, «Рождество» (Christmas).

Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык.

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Учитывая возможность вариативности типов заданий и их содержательной модификации в рамках проектно-исследовательской деятельности на иностранном языке, становится возможным выделить следующие виды исследовательской деятельности на уроках английского языка:   

1. Практические мини-исследования. 

Данные исследования направлены на изучение и обобщение фактов, содержащихся в разных источниках. Эти исследования не длительны по времени и их можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Приведём примеры некоторых мини исследований: «Рейтинг экстремальных видов спорта», «Моя школа», «Разработка маршрута по странам изучаемого языка», «Здоровый образ жизни». 

2. Исследовательские проекты. 

  Исследовательская деятельность направлена на реализацию личностного подхода в методике обучения. Она отличается особым характером выполнения заданий, являясь творческим и ориентированным на развитие личности обучаемого, поскольку данный вид деятельности создаёт позитивную атмосферу сотрудничества, партнёрства учителей и обучающихся. 

В процессе защиты проекта предусмотрено обсуждение решений, дискуссии. Следовательно, от обучающихся требуется умение отстаивать свою точку зрения, развивать дискуссию, приходить к компромиссному решению, что является одним из важнейших навыков на современном рынке труда.     

3. Кейс-технологии.  

Данная образовательная технология предполагает разрешение обучающимися конкретных проблемных ситуациях в результате активной познавательной деятельности. При работе обучающихся с использованием данного метода организуется дискуссия в группах, выбирается вариант решения, представляются результаты анализа, происходит общее обсуждение. 

 4. Лабораторные работы. 

Данный тип научно-исследовательских проектов предполагает проведение экспериментальной работы в классе в рамках разнообразной тематики (работа с интерактивной доской, тесты, кроссворды и т.д.).  

Проект – средство реализации метапредметных технологий

Почему именно проект? Навыки, получаемые при работе по данной технологии, позволяют реализовать метапредметные УУД (универсальные учебные действия).

При работе над проектом очень важно правильно структурировать проект. По мнению методистов Юрия Вячеславовича Громыко и Татьяны Анатольевны Денежкиной, проект – это шесть «П»: Проблема (подготовительный этап) – Планирование – Путь (поиск решений) – Продукт – Презентация – Портфолио.

Первый этап: проблема. Подготовительный этап

Приведем примеры приёмов, которые могут использоваться на начальном этапе проектирования: «мозговой штурм», «синквейн», «кластер», работа в парах/группах «think-pair-square-share», составление схем «фишбоун».

Метод «мозговой штурм» («мозговая атака», brainstorming) предполагает оперативное решение проблемного вопроса на основе творческой активности участников обсуждения, которым предлагается найти как можно больше путей, идей, способов, в том числе самых неожиданных и непредсказуемых, для его решения. Зафиксировав предложенные идеи на доске или листе бумаги, проводится их анализ и обсуждение.

Интерактивный метод «синквейн» представляет собой составление специфического нерифмованного стихотворения из пяти строк. При этом каждая строка пишется согласно определенному требованию: первая – одно слово (имя существительное), обозначающее тему синквейна; вторая – два слова (обычно имена прилагательные, реже – причастия), описывающие главную тему; третья – три глагола, выражающие действия в рамках данной темы; четвертая – законченная фраза (афоризм, цитата, крылатое выражение, пословица или самостоятельно составленная фраза), раскрывающая отношение автора к теме; пятая – одно слово, являющееся синонимом к теме.

Сущность метода обучения «кластер» («карта понятий», «ассоциограмма», mind map) заключается в выделении смысловых единиц темы и их графическом оформлении в виде созвездия, пучка, грозди. В центре листа записывается ключевое понятие, а вокруг – слова, словосочетания, образы, факты, идеи, ассоциирующиеся с ним и раскрывающие его содержание. В результате происходит систематизация, структурирование материала, установление логических связей между компонентами.

Структура Think-Pair-Square-Share (подумай, обсуди в паре, затем в группе из четырёх человек и поделись с классом своими размышлениями). Данный вид работы интересен учащимся, так как присутствует момент соревнования. Обучающиеся в группе стремятся прийти к единому мнению. Кроме того, этот вид работы способствует сплочению группы.

Приём составление схем («фишбоун») направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Второй этап: планирование

На втором этапе работы над проектом происходит формулирование задач и тем исследования. Работа проводится фронтально. Далее класс делится на подгруппы. Каждая подгруппа выбирает свой объект предмет исследования. Происходит обсуждение плана исследовательской деятельности. В результате участники каждой подгруппы должны получить план своей исследовательской деятельности. Учитель оказывает консультации и помощь группам в распределении обязанностей каждого участника группы.

Третий этап: путь/поиск решения

Выполнение проекта происходит самостоятельно, в основном во внеурочное время. На этом этапе происходит поиск, отбор и обработка необходимой информации.

Четвёртый этап: продукт

На данном этапе происходит выбор формы реализации проекта. Например, рисунки, буклеты, презентации, альбомы.

Пятый этап: презентация проекта

По данном этапе проводится защита проектов. Формы: диспут/дебаты/дискуссия, турнир, игра, пресс-конференция.

Шестой этап: Портфолио. Рефлексия

На данном этапе осуществляется оценивание деятельности обучающихся, а также им предлагается оценить работу, ответив на ряд вопросов:

  • Понравилась ли тебе работа?

  • Понравилось ли тебе оформление?

  • Убедили ли тебя «коллеги» в том, что…?

  • Что бы ты добавил (изменил)?

Необходимо, чтобы все эти этапы были логически взаимосвязаны.

Цель применения данной технологии заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами, что способствует повышению качества знаний и мотивации.

После использования данного проекта возрастает потребность к познанию культуры других народов.


Проект “Outstanding British People.

  1. Make a list of people:

  • a scientist

  • a poet/writer

  • a singer/band

  • a politician

  • a sportsman

  • a celebrity

2. Write a cinquain about each person.

3. Gather information about every person.

4. Find a quote of this person or about this person that describes him/her/them in the best way.

5. Make a presentation using the information and quotes.

6. Present your ideas. Discuss them with your groupmates.

7. Write a cinquain about each person again. Has anything changed? How do you think why?

Метод проектов предполагает опору на творчество обучающихся, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы обучающихся, организовать обучение в сотрудничестве.


Использованные источники


  1. https://urok.1sept.ru/articles/679791

  2. https://urok.1sept.ru/articles/685620

  3. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2020/02/24/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokah

  4. https://uchitelya.com/angliyskiy-yazyk/168161-proektnaya-deyatelnost-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-ramkah.html

  5. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2018/11/01/ispolzovanie-proektnoy-metodiki-v





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!