СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальнрой школе 

Просмотр содержимого документа
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе.»

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках

в начальной школе.



Расскажи – и я забуду,

Покажи –и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Конфуций

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные нестандартные решения в различных видах деятельности. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке является игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. Игра служит активному обучению, нейтрализует перегрузки, способствует разрядке напряжённости, создаёт благоприятную атмосферу учебной деятельности, повышает эффективность процесса обучения.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, к активной деятельности. Возрастной потребностью младшего школьника является исследовательское поведение – склонность к любопытству, исследованиям. Учителю начальных классов важно не упустить этот сензетивный период, поддержать интерес и зажечь увлечённость детей, так как сохранение и развитие навыков исследовательского поведения учащихся – основное средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебно деятельности.

Исследовательская деятельность является средством развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности.

Каждый из нас по своей природе – исследователь. Но не каждый выработал у себя исследовательскую позицию по отношению к миру, другим, самому себе.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы, все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.

На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. На уроках желательно использовать дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараться преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

- постановку проблемы,

- изучение теории, связанной с выбранной темой,

-выдвижение гипотезы исследования,

-сбор собственного материала, его анализ и обобщение

- собственные выводы.

Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого, человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но и испытывает потребность искать новое. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность выступает как условие развития личности, ее духовности. Именно исследовательская позиция помогает становлению уникального в нас.

С первых дней занятий в школе рассматриваются методы исследования. Например, в ходе беседы выясняем, что получить информацию можно разными способами:

- спросить у взрослого человека,

-посмотреть в книгах,

-понаблюдать,

-провести эксперимент,

- посмотреть в интернете,

- просмотреть познавательную телепередачу и т. д.

Уже с первого класса рекомендуется включать задания, направленные на решение логических задач, на обобщение и сравнение, давать общее представление об исследовательской деятельности.

Начиная со второго класса, необходимо работать над развитием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др. В ходе исследовательского обучения, дети приобретают уникальный опыт работы с информацией, направленный на её поиск, преобразование и представление в ином виде. Поэтому если учащиеся не освоят это направление деятельности на самом раннем этапе школьного обучения вместе с навыками чтения, письма и счета, говорить об успешности дальнейшей учебы нельзя.

Например, детям в начальной школе можно предложить провести исследовательскую работу на тему: «Баба-Яга - положительный или отрицательный персонаж?» Рассмотреть образ Бабы-Яги на примере русских народных сказок и сделать вывод. Такая работа заканчивается уроком – презентацией работ учащихся.

После выступления обязательно провести его обсуждение. Необходимо дать слушателям возможность задать вопросы.

Можно выделить пять групп исследовательских умений школьников:

Процесс обучения необходимо понимать как продуктивное взаимодействие учителя и ученика, как «совместное исследование, проводимое учителем и учеником» (С.Л. Рубинштейн).

Высший уровень исследовательской деятельности – самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего ещё не был. при такой работе включаются практически все виды универсальных учебных действий.

Только те знания, добытые исследовательским путём, становятся прочно усвоенными и осознанными. Знания не даются ученику в готовом виде, новое знание ученики открывают самостоятельно через создание коллизий, сталкивание мнений, различных точек зрения учеников. Только в ходе поисковой деятельности ребенок может достигнуть своего оптимального общего развития наиболее естественным путем.

Выделяют следующие педагогические условия, способствующие развитию исследовательских умений младших школьников:

-Учёт возрастных особенностей.

-Обучение должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне.

-Понятия, связанные с исследовательской деятельностью должны быть адаптированы.

- Формы и методы проводимых исследований должны быть доступными, соответствовать тематике исследования, возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников.

- Исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития.

- Необходимо учитывать способности, возможности, темп работы каждого учащегося.

-Регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.

Элберт Грин Хаббард считал, что «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Таким образом, исследовательская деятельность – это обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у

школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках– самое рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. Основными результатами применения исследовательской деятельности являются осознание учениками ценности совместного труда, овладение умениями организовать, планировать и осуществлять решение возникших задач, умение работать с информацией. Исследования помогают заинтересовать ребят, вдохновить на поиск, творческие решения.

Список литературы

  1. Зеленская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. - Журнал Начальная школа, 2005 год, № 9

  2. Савенков А.И. Виды исследований школьников. - Одаренный ребенок, 2005 год, № 2.

  3. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. - Журнал Начальная школа, 2007 год, №2

  4. Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/

http://allforchildren.ru/

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!