СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проектная деятельность  обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:

?  самостоятельно конструировать свои знания;

?  самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;

?  самостоятельно планировать свою деятельность;

?  самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

? способствует практической реализации деятельности ребёнка;

? развивает его индивидуальные интересы.

 

Проектную деятельность можно  организовать  в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время.»

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время.


Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.

Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. В учебном проекте ученики работают самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей:

- самостоятельно мыслить;

- находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний;

- способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;

-сформировать умения устанавливать причинно - следственные связи.


Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проектная деятельность  обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:

  самостоятельно конструировать свои знания;

  самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;

  самостоятельно планировать свою деятельность;

  самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

 способствует практической реализации деятельности ребёнка;

 развивает его индивидуальные интересы.


Проектную деятельность можно  организовать  в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.


В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

-по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.


У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.


Последовательность работы над проектом:

1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.

2. Выбор проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)

3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.

4. Определение цели и задач проекта.

5. Составление плана работы над проектом.

6. Сбор информации: анализ предметной и дополнительной литературы, опрос, использование коммуникативных источников, посещение музеев, выставок, библиотек.

7.     Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.

8.     Подведение итогов, составление  портфолио (папка документов).

9.     Защита проекта.


Рассмотрим проектную деятельность по классам.


1 класс:

Подготовительный этап (творческие работы рисунки, устные рассказы.

Сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Темы близкие и значимые («Моё имя», «Моя семья», «Моё любимое животное», «Я умею», «Я и моё имя», «Осенние листья».


2 класс.

Цель: развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.


Формы и способы в урочной деятельности:

-учебная дискуссия

-наблюдения по плану

-рассказы детей и учителя

-упражнения на развитие способов мыслительной деятельности

-мини-исследования

Во внеурочной деятельности:

-экскурсии,

-индивидуальное составление моделей и схем,

-мини-доклады,

-ролевые игры,

-эксперименты.


3 и 4 классы:

Дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, средства и способы, осознание логики исследования, развитие исследовательских умений.

 

Цели: увеличении сложности учебно-исследовательских задач, постановка и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов.


Формы и способы:

-мини-исследования,

-уроки-исследования,

-групповая работа,

-ролевые игры,

-самостоятельная работа,

-коллективное выполнение и защита исследовательских работ («Чистота воздуха в нашем городе», «Что я люблю»),

-составление энциклопедий,

-наблюдение,

-анкетирование,

-эксперимент.


В начальной школе закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности, развиваются способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми. Задача учителя – организовать учебный процесс так, чтобы общие учебные умения и навыки стали основой для получения знаний. Для решения этой задачи необходимо использовать проектно - исследовательский во внеурочное время.

Для учителя начальных классов эта работа является дополнительной нагрузкой. Но работая с учащимися, мы видим, как они самостоятельно формулируют тему, цели, подбирают нужную информацию к своему проекту, раскованно выступают перед аудиторией. Работая над проектом, учащиеся посещают школьную и сельскую библиотеку, дети научились в интернете находить и выдирать нужную информацию, составлять презентации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!