Муниципальное общеобразовательное учреждение
города Джанкоя Республики Крым
«Средняя школа № 8»
«Развитие инновационного педагогического потенциала»
Разработала:
Ипанова Оксана Александровна
учитель начальных классов,
специалист
Цель проекта
Выявить и обосновать педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в профессиональном образовании .
Задачи проекта
* Изучить научно – педагогическую литературу.
*Определить наличие в школе условий, способствующих развитию учителей начальных классов.
* Разработать программу развития инновационного потенциала среди учителей начальных классов, как систему отслеживания процесса развития.
*Предложить собственные варианты развития инновационного потенциала учителей начальных классов.
Объектом проектирования является педагогический коллектив учителей начальных классов МОУ «Средняя школа № 8» .
Предмет проекта
- Педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в процессе профессионального образования.
Понятие
Инновационный потенциал педагога – это совокупность профессиональных, социокультурных и творческих характеристик личности, выражающая готовность педагога совершенствовать профессиональную деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. Это - желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании, реализовывать инновационные идеи, проекты и технологии, проявлять себя как исследователь и разработчик.
Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Система показателей инновационного потенциала включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитость их коммуникативных связей.
Готовность педагога к инновационной деятельности определяют по следующим показателям:
*осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике;
*информированность о новейших педагогических технологиях, знания новаторских методик работы;
*ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность;
*готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности;
*владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых.
Педагог, подготовленный к инновационной деятельности:
- понимает место и роль инновационной деятельности в ОУ, ее связь с образовательной деятельностью;
- умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;
- умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
- умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств; умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;
- умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;
- умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности ОУ;
- умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности .
Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала
I . Подготовительный этап
II. Организационно-просветительский этап
III. Практический этап
IV. Контрольно-оценочный этап
I . Подготовительный этап
Цель : изучение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению и реализации новшеств.
Содержание деятельности:
1. Диагностика уровня инновационного потенциала педагогов и педагогического коллектива в целом (тестирование, анкетирование, собеседование и др.).
2. По итогам анализа – выявление основных проблем и принятие решений по их устранению (личностные особенности педагогов, отношение к инновационной деятельности и др.).
3. Выявление потребностей в инновациях, актуальных для учителей начальных классов (если направление инновационной деятельности не определено извне).
4.Прогнозирование возможных отклонений от цели, нежелательных препятствий и последствий.
II.Организационно-просветительский этап
Цель : обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению и новшеств.
Содержание деятельности:
1. Создание информационного поля:
проведение научно-методических семинаров по актуальным проблемам;
посещение психолого-педагогических семинаров и др. мероприятий с целью просвещения и пополнения педагогами базовых научных и методических знаний;
установление связей с институтами развития образования, привлечение научных работников в качестве консультантов.
2. Внесение изменений в структуру научно-методической деятельности:
создание временных творческих коллективов, творческих лабораторий;
создание рабочей группы, курирующей внедрение и реализацию инноваций.
3. Повышение профессиональной компетентности – организованное обучение по инновационной проблематике.
4. Создание мотивации на достижение успеха. Разработка положения о стимулировании труда педагогических работников ОУ.
III. Практический этап
Цель: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к внедрению и реализации инноваций.
Содержание деятельности:
1. Мониторинг уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
2. Совершенствование системы научно-методической работы, организация ее на двух уровнях:
внешний – участие в деятельности региональных методических объединений, проблемных семинаров, научно-практических конференций и др. по вопросам инновационной деятельности (выступления, публикации);
внутренний – работа в рамках цикловых методических комиссий, созданных творческих коллективах.
3. Определение методических проблем в рамках инновационной деятельности и плана работы над ними (групповые, индивидуальные).
4. Развитие исследовательских/творческих умений педагогов (организация постоянно действующего семинара, индивидуальных и групповых консультаций).
5. Изменение характера нововведений: от локальных до комплексных, касающихся всех сторон деятельности системы образования: содержания образования, технологий обучения, воспитания и развития обучающихся, создания новых образовательных продуктов (авторских программ, методических материалов и др.), организации образовательной деятельности.
5. Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие управленческих решений.
6. Демонстрация достижений (творческие отчеты, круглые столы, открытые уроки.
- IV. Контрольно-оценочный этап
Цель : определение соответствия между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива. Содержание деятельности:
1. Мониторинг уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, диагностика отдельных показателей. Оценка в системе показателей:
восприимчивость и отношение педагогов к новшествам;
мотивационная готовность педагогов, подготовленность их к освоению и реализации инноваций (диагностика, просветительская деятельность);
способность генерировать инновационные идеи, создавать новые образовательные продукты и др. (диагностика);
профессиональная компетентность, включающая в себя практическую и теоретическую подготовленность к реализации инноваций.
2. Экспертиза и анализ проделанной работы (созданных инновационных образовательных продуктов, полученных образовательных результатов, изменившихся условий реализации образовательной деятельности и др.)
3. Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов (если имеются).
4. Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала и реализации инновационной деятельности.
Результаты диагностики уровня инновационного потенциала педагогического коллектива учителей начальных классов МОУ «Средняя школа № 8». 1. Мотивационная готовность
2.Восприимчивость к инновациям, новшествам, передовым идеям педагогического коллектива учителей начальных классов МОУ «Средняя школа № 8».
Оптимальный уровень-22 %
Допустимый уровень-56 %
Низкий уровень-22 %
Критический уровень -0 %
Заключение
Обобщая всё вышесказанное, можно выделить основные этапы внедрения инноваций в работу педагогов:
1. Изучение потенциала педагогов
2. Мотивирование педагогов на труд и творчество
3. Непосредственное внедрение инноваций
4. Контроль за результатом
- В процессе работы была сформирована программа, позволяющая внедрять инновации и развивать потенциал педагогов, учитывая максимальное количество факторов, воздействующих на коллектив школы. Работа позволяет сделать вывод о том, то главное в развитии инновационного потенциала педагогов – научить их максимально использовать имеющиеся ресурсы и быть открытыми переменам.
Спасибо за внимание!