СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие инновационного педагогического потенциала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Система показателей инновационного потенциала включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитость их коммуникативных связей.  

Просмотр содержимого документа
«Развитие инновационного педагогического потенциала»

  Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа № 8»   «Развитие инновационного педагогического потенциала»   Разработала: Ипанова Оксана Александровна учитель начальных классов, специалист

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Джанкоя Республики Крым

«Средняя школа № 8»

«Развитие инновационного педагогического потенциала»

Разработала:

Ипанова Оксана Александровна

учитель начальных классов,

специалист

Цель проекта    Выявить и обосновать педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в профессиональном образовании .

Цель проекта

Выявить и обосновать педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в профессиональном образовании .

Задачи проекта   * Изучить научно – педагогическую литературу. *Определить наличие в школе условий, способствующих развитию учителей начальных классов. * Разработать программу развития инновационного потенциала среди учителей начальных классов, как систему отслеживания процесса развития. *Предложить собственные варианты развития инновационного потенциала учителей начальных классов.

Задачи проекта

* Изучить научно – педагогическую литературу.

*Определить наличие в школе условий, способствующих развитию учителей начальных классов.

* Разработать программу развития инновационного потенциала среди учителей начальных классов, как систему отслеживания процесса развития.

*Предложить собственные варианты развития инновационного потенциала учителей начальных классов.

Объектом проектирования является педагогический коллектив учителей начальных классов  МОУ «Средняя школа № 8» .

Объектом проектирования является педагогический коллектив учителей начальных классов МОУ «Средняя школа № 8» .

Предмет проекта    Педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в процессе профессионального образования.  

Предмет проекта

  • Педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в процессе профессионального образования.  
Понятие  Инновационный потенциал педагога  – это совокупность профессиональных, социокультурных и творческих характеристик личности, выражающая готовность педагога совершенствовать профессиональную деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. Это -  желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании, реализовывать инновационные идеи, проекты и технологии, проявлять себя как исследователь и  разработчик. 

Понятие

Инновационный потенциал педагога – это совокупность профессиональных, социокультурных и творческих характеристик личности, выражающая готовность педагога совершенствовать профессиональную деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. Это -  желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании, реализовывать инновационные идеи, проекты и технологии, проявлять себя как исследователь и  разработчик. 

Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Система показателей инновационного потенциала включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитость их коммуникативных связей.

Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Система показателей инновационного потенциала включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитость их коммуникативных связей.

Готовность педагога к инновационной деятельности определяют по следующим показателям: *осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике; *информированность о новейших педагогических технологиях, знания новаторских методик работы; *ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность; *готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности; *владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых.

Готовность педагога к инновационной деятельности определяют по следующим показателям:

*осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике;

*информированность о новейших педагогических технологиях, знания новаторских методик работы;

*ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность;

*готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности;

*владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых.

Педагог, подготовленный к инновационной деятельности: понимает место и роль инновационной деятельности в ОУ, ее связь с образовательной деятельностью; умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения; умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса; умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;  умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее; умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов; умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности ОУ; умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности .

Педагог, подготовленный к инновационной деятельности:

  • понимает место и роль инновационной деятельности в ОУ, ее связь с образовательной деятельностью;
  • умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;
  • умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
  • умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;  умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;
  • умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;
  • умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности ОУ;
  • умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности .
   Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала      I . Подготовительный этап  II. Организационно-просветительский этап  III. Практический этап  IV. Контрольно-оценочный этап

Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала

I . Подготовительный этап

II. Организационно-просветительский этап

III. Практический этап

IV. Контрольно-оценочный этап

 I . Подготовительный этап Цель : изучение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению и реализации новшеств. Содержание деятельности: 1. Диагностика уровня инновационного потенциала педагогов и педагогического коллектива в целом (тестирование, анкетирование, собеседование и др.). 2. По итогам анализа – выявление основных проблем и принятие решений по их устранению (личностные особенности педагогов, отношение к инновационной деятельности и др.). 3. Выявление потребностей в инновациях, актуальных для учителей начальных классов (если направление инновационной деятельности не определено извне). 4.Прогнозирование возможных отклонений от цели, нежелательных препятствий и последствий.

I . Подготовительный этап

Цель : изучение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению и реализации новшеств.

Содержание деятельности:

1. Диагностика уровня инновационного потенциала педагогов и педагогического коллектива в целом (тестирование, анкетирование, собеседование и др.).

2. По итогам анализа – выявление основных проблем и принятие решений по их устранению (личностные особенности педагогов, отношение к инновационной деятельности и др.).

3. Выявление потребностей в инновациях, актуальных для учителей начальных классов (если направление инновационной деятельности не определено извне).

4.Прогнозирование возможных отклонений от цели, нежелательных препятствий и последствий.

II.Организационно-просветительский этап Цель : обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению и новшеств. Содержание деятельности: 1. Создание информационного поля:   проведение научно-методических семинаров по актуальным проблемам;   посещение психолого-педагогических семинаров и др. мероприятий с целью просвещения и пополнения педагогами базовых научных и методических знаний;   установление связей с институтами развития образования, привлечение научных работников в качестве консультантов. 2. Внесение изменений в структуру научно-методической деятельности:   создание временных творческих коллективов, творческих лабораторий;   создание рабочей группы, курирующей внедрение и реализацию инноваций. 3. Повышение профессиональной компетентности – организованное обучение по инновационной проблематике.  4. Создание мотивации на достижение успеха. Разработка положения о стимулировании труда педагогических работников ОУ.

II.Организационно-просветительский этап

Цель : обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению и новшеств.

Содержание деятельности:

1. Создание информационного поля:

 проведение научно-методических семинаров по актуальным проблемам;

 посещение психолого-педагогических семинаров и др. мероприятий с целью просвещения и пополнения педагогами базовых научных и методических знаний;

 установление связей с институтами развития образования, привлечение научных работников в качестве консультантов.

2. Внесение изменений в структуру научно-методической деятельности:

 создание временных творческих коллективов, творческих лабораторий;

 создание рабочей группы, курирующей внедрение и реализацию инноваций.

3. Повышение профессиональной компетентности – организованное обучение по инновационной проблематике.

4. Создание мотивации на достижение успеха. Разработка положения о стимулировании труда педагогических работников ОУ.

III. Практический этап

Цель: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к внедрению и реализации инноваций.

Содержание деятельности:

1. Мониторинг уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

2. Совершенствование системы научно-методической работы, организация ее на двух уровнях:

 внешний – участие в деятельности региональных методических объединений, проблемных семинаров, научно-практических конференций и др. по вопросам инновационной деятельности (выступления, публикации);

 внутренний – работа в рамках цикловых методических комиссий, созданных творческих коллективах.

3. Определение методических проблем в рамках инновационной деятельности и плана работы над ними (групповые, индивидуальные).

4. Развитие исследовательских/творческих умений педагогов (организация постоянно действующего семинара, индивидуальных и групповых консультаций).

5. Изменение характера нововведений: от локальных до комплексных, касающихся всех сторон деятельности системы образования: содержания образования, технологий обучения, воспитания и развития обучающихся, создания новых образовательных продуктов (авторских программ, методических материалов и др.), организации образовательной деятельности.

5. Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие управленческих решений.

6. Демонстрация достижений (творческие отчеты, круглые столы, открытые уроки.

  • IV. Контрольно-оценочный этап

Цель : определение соответствия между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива. Содержание деятельности:

1. Мониторинг уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, диагностика отдельных показателей. Оценка в системе показателей:

 восприимчивость и отношение педагогов к новшествам;

 мотивационная готовность педагогов, подготовленность их к освоению и реализации инноваций (диагностика, просветительская деятельность);

 способность генерировать инновационные идеи, создавать новые образовательные продукты и др. (диагностика);

 профессиональная компетентность, включающая в себя практическую и теоретическую подготовленность к реализации инноваций.

2. Экспертиза и анализ проделанной работы (созданных инновационных образовательных продуктов, полученных образовательных результатов, изменившихся условий реализации образовательной деятельности и др.)

3. Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов (если имеются).

4. Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала и реализации инновационной деятельности.

 

Результаты диагностики уровня инновационного потенциала педагогического коллектива учителей начальных классов МОУ «Средняя школа № 8».  1. Мотивационная готовность

Результаты диагностики уровня инновационного потенциала педагогического коллектива учителей начальных классов МОУ «Средняя школа № 8». 1. Мотивационная готовность

2.Восприимчивость к инновациям, новшествам, передовым идеям педагогического коллектива учителей начальных классов МОУ «Средняя школа № 8».    Оптимальный уровень-22 %  Допустимый уровень-56 %  Низкий уровень-22 %   Критический уровень -0 %

2.Восприимчивость к инновациям, новшествам, передовым идеям педагогического коллектива учителей начальных классов МОУ «Средняя школа № 8».

Оптимальный уровень-22 %

Допустимый уровень-56 %

Низкий уровень-22 %

Критический уровень -0 %

Заключение    Обобщая всё вышесказанное, можно выделить основные этапы внедрения инноваций в работу педагогов:  1. Изучение потенциала педагогов  2. Мотивирование педагогов на труд и творчество  3. Непосредственное внедрение инноваций  4. Контроль за результатом

Заключение

Обобщая всё вышесказанное, можно выделить основные этапы внедрения инноваций в работу педагогов:

1. Изучение потенциала педагогов

2. Мотивирование педагогов на труд и творчество

3. Непосредственное внедрение инноваций

4. Контроль за результатом

В процессе работы была сформирована программа, позволяющая внедрять инновации и развивать потенциал педагогов, учитывая максимальное количество факторов, воздействующих на коллектив школы. Работа позволяет сделать вывод о том, то главное в развитии инновационного потенциала педагогов – научить их максимально использовать имеющиеся ресурсы и быть открытыми переменам.
  • В процессе работы была сформирована программа, позволяющая внедрять инновации и развивать потенциал педагогов, учитывая максимальное количество факторов, воздействующих на коллектив школы. Работа позволяет сделать вывод о том, то главное в развитии инновационного потенциала педагогов – научить их максимально использовать имеющиеся ресурсы и быть открытыми переменам.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!