СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие информационных компетенций на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются компетенции 

Просмотр содержимого документа
«Развитие информационных компетенций на уроках информатики»

Развитие информационных компетенций на уроках информатики

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Знаний, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Ключевые компетенции – это компетенции, которые используются в повседневной жизни.


Наиболее распространенной является классификация Хуторского А.В. Он выделяет следующие типы компетенций:

  • ценностно-смысловые компетенции (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков, уметь принимать решения);

  • общекультурные компетенции (быть осведомленным в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества);

  • учебно-познавательные компетенции (уметь планировать, анализировать, оценивать свою деятельность, уметь работать со справочной литературой, уметь добывать непосредственно из окружающей действительности, уметь отличать факты от домыслов и т.д);

  • информационные компетенции (иметь навыки деятельности по отношении к информации в учебных предметах, а также окружающем мире, владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, принтер, модем, компьютер, факс и т.д) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, Интернет);

  • коммуникативные компетенции (владение устной речью (диалог, монолог, приводить доводы при защите проектов), владеть приемами оформления текста при электронной переписке, уметь работать в группе, искать и находить компромиссы);

  • социально-трудовые компетенции (владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, видеть достоинства и недостатки в своей работе, предъявлять требования к продукту своей деятельности);

  • компетенции личностного самосовершенствования (умение организовать свое рабочее время, создавать условия для самопознания и самореализации).


Ключевые компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Среди образовательных компетенций одной из главных является информационная. А, следовательно, формирование информационной компетенции на уроке, без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Таким образом, выбранная тема является актуальной в современной педагогической науке.

Информационная компетенция включает две группы базовых компетенций: 1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания.

2) компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.

Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики в основном отводится роль для развития информационной компетенции. Но верно ли это?

Итак рассмотрим, чем же урок информатики отличается от других учебных предметов?
Во-первых, наличием специальных технических средств задействованных в учебном процессе.
    Во-вторых, компьютерный класс организован особенным образом каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам. Ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках.
    В-третьих, именно на уроках информатики самостоятельная деятельность направлена на создание собственного, личностно-значимого продукта.

И в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут.


При формировании информационной компетенции использую следующие приемы: Формулирую вопросы, задачи таким образом, чтобы у учащегося возникала потребность в поиске необходимой информации.

На каждом уроке я вновь и вновь убеждаюсь: как важно и необходимо использовать цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе. Создание и применение электронных работ позволяет мне существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. На протяжении последних лет на компьютере мне удается создавать авторские модели уроков.

Основная цель - использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании - заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования:

  1. формирование целостной естественнонаучной картины мира;

  2. способствование творческому развитию личности.

Разумное применение информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе повышает не только эффективность и качество процесса обучения, но и развивает различные виды мышления, умение моделировать задачу или ситуацию, принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает коммуникативные способности.

Эффективность использования ИКТ на уроках свидетельствует о том, что мыслительная деятельность детей возрастает в несколько раз.

Но ни одна технология не может считаться нейтральной. Информационные технологии неизбежно вносят в нашу жизнь изменения, которые нельзя недооценивать или бояться, недопустимо и безоговорочно принимать их. Наиболее важно - определить их истинную роль и то место, которое им должно быть отведено в учебном процессе. Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий, т.е. не от взаимодействия обучаемого и компьютера, а от взаимодействия обучаемого и педагога, обучаемых между собой.


Полноценная познавательная деятельность выступает главным условием развития у школьников инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации из различных источников, включая Интернет.

Достичь этих целей можно, создавая творческую атмосферу на учебных занятиях, формируя личную заинтересованность учащихся на уроках.

На уроке информатики в 8 классе ребята выполняют работы в форме проектной деятельности, где каждый из которых получает свое задание.

В ходе своей работы учащиеся: 1. выполняют поиск информации в Интернет; 2. осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.4. работают над созданием презентации; 5. демонстрация работ классу; 5. защита своих работ учащимися.

Учитель комментирует ошибки и недочеты учащихся, выделяет особенно удачные работы, оценивает работу как всего класса в целом, так и работу отдельных учащихся.

Данная работа, с точки зрения ИКТ-компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием представленного механизма поиска, выбрать ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям.


Таким образом, занятия по информатике могут быть реализованы с применением компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебников можно изменив в первую очередь цели занятий, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося. И конечно же средствами информатики можно развить все группы ключевых компетентностей.

Компьютерные технологии позволяют: Выиграть время для более интенсивного обучения. Сделать урок интересным, разнообразным и наглядным. Вовлечь всех детей в учебный процесс. Вводить новое через компьютерные технологии. Развивать творчество учащихся. Увеличивать самостоятельность школьников.

Больше внимания уделяется потребности личности в саморазвитии. Нет ситуации неуспешности. Каждый учащийся чётко планирует программу действия. Активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках. Максимально учитываются не только фактические знания, но и всесторонне оцениваются способности, умение работать в коллективе, индивидуальность мышления

Информационная компетентность позволяет учащимся обучаться на высшем уровне, и ученик сам добывает знания, а учитель как дирижер только направляет его в нужное русло и помогает развивать интеллектуально.

Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость





Литература

  1. Босова Л.Л. «Цели и содержание пропедевтической подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в аспекте компетентностного подхода» // Педагогическая информатика, 2005, №2

  2. Филюк Е.В. «Компетентностный подход к организации работы учащихся на уроках информатики и ИКТ»

  3. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» Народное образование – 2003.

  4. Горячев А.В. «Формирование информационной грамотности в образовательной системе»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!