СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Поделиться опытом применения приемов развития функциональной грамотности на уроках географии и во внеурочной деятельности  

Функциональная грамотность - это способность использовать все приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

Просмотр содержимого документа
««Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности».»

Головатая Ирина Алексеевна,

учитель географии,

МКОУ Нижнегридинская средняя

общеобразоввательная школа


«Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности».


«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Аристипп.

Цель: Поделиться опытом применения приемов развития функциональной грамотности на уроках географии и во внеурочной деятельности 

Задачи: 

1. Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по технологии развития функциональной грамотности.

2. Вызвать интерес к рассматриваемой теме. 

 Функциональная грамотность - это способность использовать все приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности.

В географии функциональная грамотность формируется прежде всего достижением предметных результатов через: работу с текстом, с географической картой, при работе со статистическими данными.

Главным средством обучения является учебник. Поэтому задача учителя – организовать работу обучающихся на уроке с текстом учебника. При этом формируется не только читательская грамотность, но и другие компетенции. При разборе текста развивается память, логика, формируется креативное мышление. В дальнейшем это помогает при сдаче ОГЭ. Ведь от того, как ученик прочитал и понял содержание текста, во многом зависит решение задания КИМ.

Обучающиеся всегда с интересом выполняют задания, в которых требуется отыскать в тексте географический объект, определить природную зону, описать погоду, найти и объяснить то или иное природное явление.

На основе текста учебника можно составить целый ряд разнообразных заданий как для работы на уроке, так и для внеурочной деятельности, либо обучающиеся сами могут их разработать, при этом также формируется креативное мышление. Примером таких заданий может быть составление таблицы по теме «Виды горных пород» - 6 класс, «Природные зоны материка» - 7 класс и др.

По-моему мнению, география как никакой другой предмет, даёт ребёнку возможность к самовыражению, к размышлению и поиску нестандартных путей решения различных проблем.

При работе с географической картой также формируется функциональная грамотность. География, это прежде всего знание карты. Карта является её языком, источником информации, который в свете информационных технологий, можно было бы представить как определенный информационно-образовательный продукт. Если научить ребёнка читать карту, то можно быть уверенным, что он свободно будет ориентироваться в современном мире. Современный человек должен уметь пользоваться географическими картами столь же привычно и свободно, как книгами или компьютером.

Сегодня одной из целей географического образования является формирование картографической грамотности современного школьника. Работу с картой на уроке и во внеурочной деятельности можно разнообразить различными интересными и поучительными приёмами.

Например, начальный курс география 6 класс:

1. укажите  материки  западного и восточного полушария. 

2. назовите, какой из объектов будет западнее, восточнее, севернее или южнее (записывается ряд объектов, ученик должен определить)

3. расположите горы мира  с севера на юг: Гималаи, Кавказ, Анды, Атлас и др. Этот прием помогает формировать пространственное представление, определение сторон горизонта, лучше запомнить карту.

Можно предложить огромное разнообразие различных заданий: «Узнай объект по описанию» (даю краткие характеристики географическим объектам, а обучающиеся их определяют), «Путешествие по карте» (предлагаю рассказ с географическими вопросами, ответить на них можно только это при помощи географической карты), «Найди лишнее», «Да. Нет», «Географический диктант» и др.

Для закрепления знаний географической номенклатуры иногда используем сайт Seterra - это увлекательная образовательная географическая игра. Можно изучать страны, столицы, флаги, океаны, реки и многое другое при помощи упражнений с контурными картами!

Благодаря формирования функциональной грамотности, ученик получает возможность самостоятельно успешно подготовиться к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР  по географии.

Ещё одним методом формирования функциональной грамотности является работа со статистическими материалами. Конечно, этот вид деятельности использую меньше в своей работе, так как он более сложный и требует больше времени.

К статистическим материалам, относятся графики, схемы, таблицы, диаграммы и т.п. Но успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

Приведу примеры типовых заданий, которые встречаются в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Например:

- работа с климатограммами;

- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм;

- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы и др.

Универсальные учебные действия, лежат в основе формирования функциональной грамотности, что помогает в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, готовности к решению практических задач.

Совсем недавно в своей практике попробовали использование одного из инновационных средств обучения -веб-квест. Работа в рамках веб-квеста позволяет развивать целый ряд компетенций и умений:

· умение использовать информационные технологии (в том числе для оформления каких-либо результатов работы в виде презентаций, для поиска необходимой информации и так далее);

· умение работать в команде (взаимоконтроль, взаимопомощь, распределение функций, планирование);

· умение находить решения какой-либо проблемной ситуации, выбирать наиболее подходящий вариант, объяснять свой выбор;

· умение публично представлять и защищать результаты исследовательской деятельности (авторы публично защищают проект, а другие ребята задают им вопросы по теме);

· самоорганизация и самообучение.

Веб-квест –метод электронного обучения, который позволяет в форме игры привлечь учащихся к поиску новых знаний и умений. Технология веб-квест предполагает задания с элементами ролевой и дидактической игры, для выполнения которого используются ресурсы Интернета.

Цель работы состоит в создании веб – квеста по географии, привлечение учащихся к изучению и пополнению учебного материала по физической географии родного края, раскрытие возможности использования технологий веб-квестов в образовательном процессе.

Теоретическая и практическая ценность. Стандарты третьего поколения побуждают к развитию самостоятельного критического и творческого мышления. Чтобы развивать и формировать функциональную грамотность обучающихся, педагоги используют в работе информационные технологии, которые помогают создать новую обучающую окружающую обстановку. Информационный потенциал Интернета неисчерпаем, но нужно научиться добывать только нужную информацию. Учителями уже накоплен определённый опыт использования ресурсов Интернета в организации самостоятельной работы учащихся. Прежде всего, это использование Интернета при выполнении индивидуальных или групповых исследовательских работ.

Приведём пример практического применения веб- квест – технологии на уроке географии в 8-9 классе Возьмём для примера урок по экологии Курского края. Так как география Курской области не изучается на уроке, можно использовать во внеурочной деятельности. Курская область - один из красивейших уголков России. Ее географическое положение, особенности климатических условий и степень развития инфраструктуры, промышленности отразились на экологии. Тема урока: Экологические проблемы Курской области Цель урока: Выявить основные экологические проблемы региона, предложить пути их разрешения.

Задачи: Формирование культуры экологического мышления как части воспитания любви к родному краю.

Результаты деятельности учащихся:

Предметные: изучение экологических проблем Курской области;

выявление причин экологических проблем;

формирование представлений о возможных путях решения экологических проблем.

Метапредметные: развитие логического мышления на основе аналитико-синтетической деятельности в конкретных ситуациях;

развитие умения учащихся определять экологическую ситуацию;

продолжение формирования умения работать с картой, атласом;

развитие умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению, использованию новых сведений для своего развития.

Личностные: воспитание гражданской позиции в отношении окружающей природы;

формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими;

воспитание экологической культуры, любви к Отечеству, к земле своих предков и ответственности за нее.

Веб-квест на тему «Экологические проблемы Курской области»

поможет закрепить знания и расширить кругозор. Выполненные  творческие работы детей можно высылать на электронную почту учителя, либо разместить на созданную классную доску «padlet» или веб – сайт, итогом работы может быть проект, презентация, можно оформить географическую карту «Экологические проблемы Курской области», на которой можно разместить проблемные ареалы. Можно сделать ряд фотографий и оформить в виде фотоколлажа (для его создания использовать следующие сайты: http://www.fotokomok.ru

, http://createcollage.ru)

Для выполнения веб – квеста предлагаю выбрать роль: зоологи, ботаники, краеведы, экологи (роли можно добавить или убрать, на усмотрение учителя). Каждая группа должна ознакомиться с предложенной информацией путем сканирования QR - кода, затем ответить на вопросы и предложить своё решение на поставленную проблему. Оформить задание в любой форме (презентация, проект, плакат, настенная карта и т.д.)


«Зоологи»

  1. Что такое «Красная книга»?

  2. Когда была издана Красная книга Курской области?

  3. Назовите причины сокращения численности животных.

  4. Каковы возможные меры сохранения биоразнообразия?

  5. Почему в охране нуждаются не только виды организмов, но и биогеоценозы?

  6. Почему наиболее эффективной формой сохранения разнообразия видов растений и животных являются особо охраняемые природные территории?

  7.  Предложите меры по восстановлению численности популяций животных, находящихся на грани исчезновения.



«Ботаники»

  1. Запишите редкие и исчезающие растения нашего края

  2. Дайте определение: Заповедники

  3. В чём заключается роль Красной книги

  4. Назовите причины сокращения численности растений.

5. Почему наиболее эффективной формой сохранения разнообразия видов растений и животных являются особо охраняемые природные территории?

6.  Предложите меры по восстановлению численности популяций растений, находящихся на грани исчезновения.



«Краеведы»

1. Какой заповедник расположен на территории Курской области.

2. Когда и кем был образован Центрально-Чернозёмный заповедник

3. Когда ЦЧЗ стал биосферным?

4.Что дало право профессору В.В.Алёхину назвать степи заповедника «Курской ботанической аномалией».

5. Какие реликтовые растения есть на территории ЦЧЗ?

6. Насколько разнообразен животный мир заповедника?



«Экологи»

1. Назовите основные экологические проблемы Курской области,

2. В чём заключается проблема сохранения Курских чернозёмов.

3. Каково состояние поверхностных вод?

4. Каково экологическое состояние атмосферного воздуха?

5. Чем обусловлено снижение подземных вод и образование депрессионных воронок на территории области.

В заключение некоторые рекомендации для учителей, которые захотят провести подобную работу со своими учениками.

В процессе работы учащиеся должны использовать список предварительно экранированных веб-сайтов для изучения вопросов.

В итоге они могут создать презентацию Power Point, которая приблизит их к пониманию значимости вопросов,  об их прямом и косвенном воздействии на каждого человека и, в первую очередь, на них самих.

Для реализации данного проекта ученикам будет необходим доступ                   в Интернет, а также в Power Point для некоторых периодов занятий.

На реализацию проекта отводится 2,3 занятия, так как объем работы достаточно велик. 

Список использованной литературы

1.  Будилова А.С. Использование веб-квестов при обучении компьютерной графике [Электронный ресурс] // Наука и перспективы. 2017. N 1

2.  Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». URL: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html, (дата обращения: 23.01.2018)

3.  Медведева Я. С. Применение Веб-квест технологии как современной модели обучения // Молодой ученый. 2016 . N 17. С. 136–138

4.  Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. [Электронный ресурс]. URL:   http://festival.1september.ru/articles/513088/, (дата обращения: 23.01.2018)

5.  С. Н. Спиридонова С.Н. Образовательный веб-квест как метод интерактивного обучения // Научные форумы. 2014. N 2. C. 88–89

6.  Чурикова М.А. Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности учащихся. [Электронный ресурс] // Фестиваль «Открытый урок». URL:  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/553714/, (дата обра­щения: 23.01.2018)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!