СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

  О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»

Развитие функциональной грамотности обучающихся
на уроках в начальной школе
в условиях реализации ФГОС НОО

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (прочитать инструкцию, заполнить анкету и т.д.). Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а на формирование способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Существуют разные виды грамотности людей:

  • Общая (считать без калькулятора, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов, написать сочинение);

  • Коммуникативная (работать в группе, умение договариваться и согласовывать действия, способность располагать к себе других людей);

  • Информационная (находить и отбирать необходимую информацию из книг, энциклопедий, использовать информацию из СМИ, читать чертежи, графики);

  • Компьютерная (находить информацию в Интернете, пользоваться электронной почтой, печатать и распечатывать тексты);

  • Бытовые ситуации (выбирать продукты, товары и услуги, использовать технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями, ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь картой).

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способами мыслительной деятельности. Таким образом, начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности, в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим уровень элементарной грамотности включает сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия (навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т. д.).

Показатели функциональной грамотности младших школьников:

  • готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

  • возможность решать учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

  • способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами сотрудничества;

  • совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность. Задачами школы на начальном этапе обучения традиционно считается обучение школьников умениям считать, писать, читать. Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели, если в учебном процессе востребована личность школьника. Учебный процесс должен позволять ученику проживать ситуации выбора, постановки целей задания, урока; возможности сформулировать свой вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации задачи, которые ему важно или интересно решить; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока. Это можно развивать на уроках.

При изучении учебного предмета «Русский язык» происходит овладение учащимися функциональной грамотностью. Ребята овладевают навыком организации своего рабочего места; навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища и самопроверки; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

На учебном предмете “Литературное чтение” происходит овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина; умение подобрать произведение на заданную тему; умение оценить выразительное чтение одноклассника; умение высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному. Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу для успешности на уроках и является основой развития ключевых компетентностей.

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство». Это:

  • Пробно-поисковые ситуации;

  • Беседы-дискуссии;

  • Сам задай вопрос;

  • Личный пример учителя;

  • Приём устного словесного рисования;

  • Словарно-стилистическая работа;

  • Элементы драматизации.

На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности учителя применяют различные методы и приемы. Рассмотрим некоторых из них:

  1. «Чтение с остановками». В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и возможного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2. «Работа с вопросником». Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов.

3. «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

4. «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста и жизненным опытом. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

5. Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.

6. «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу произведения.

7. «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковыми средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать грамотно обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять собственные потребности, присущие заинтересованному и мыслящему гражданину

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление. Рассмотрим задания, способствующие развитию логики: ребусы, «Продолжи ряд чисел», составление схемы задачи, решение обратных задач, решение задач несколькими способами, представление ситуации, описанной в задаче, самостоятельное составление задач, решение логических задач.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроках отрабатывается навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. Естественнонаучная грамотность – это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Рассмотрим задания на уроках окружающего мира, способствующие всестороннему развитию ребёнка:

1. Задания, формирующие базу знаний естественнонаучной грамотности. Приём «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, схем, диаграмм или словесного описания. При изучении темы «Вода в природе» детям можно предложить игру – «Где спряталась вода?» Дети отвечают на вопрос по картинкам и делают вывод, что вода в природе бывает в разном состоянии.

2. Задания, направленные на применение знаний на практике. Приём «Как узнать» можно использовать для установления фактов, проверки гипотез, наметить план исследования предлагаемой проблемы. Например, при изучении темы «Откуда в снежках грязь?» учитель совместно с детьми проводит опыты фильтрации воды различными способами.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. Приём «Попробуй объяснить» формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов. Например. При рассмотрении картинок, на которых изображены растения с острыми шипами учитель задаёт вопрос «Для чего шипы нужны растениям?» И постепенно наводит детей на вывод, как могут защищаться животные.

Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитие индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

Младший школьник должен не только зубрить правила и решать задачи, но и творчески мыслить, уметь выбирать профессиональный путь и быть готовым обучаться в течение всей жизни. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Учитель начальных классов должен развивать речь учащихся, аналитико-синтетические способности, память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие, развивать мелкую моторику, которая, в свою очередь, способствует к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Важно развить коммуникативные способности, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог как в пазлах - собирает картинку, получает в результате функционально развитую личность.

Существуют логические приёмы формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе

1. Уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.

2. Уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.

3. Уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить.

4. Уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. Уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план.

6. Уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

Я думаю, что развитие личности ребёнка в образовательном процессе они пройдёт успешно, если соблюдены следующие условия:

  • обучение носит деятельностный характер:

  • учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности:

  • представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели;

  • правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса:

  • используются личностно-ориентированные технологии.

На уроках должны использоваться различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, игровая, творческие задания, тестовые задания, практическая работа, ролевые и деловые игры, исследовательская деятельность.

Учитель должен использовать следующие технологии:

  • Технология проектной деятельности;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Технологии развивающего обучения (написание четверостиший, ролевая игра);

  • Технология критического мышления на основе построения проблемной ситуации (работа над деформированным текстом способствует на развитие сообразительности, творчества ребёнка);

  • Уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиле взаимодействия с учеником (раздаточный и тестовый материал должен составляться по уровням способностей и развития детей);

  • Информационные и коммуникативные технологии (Интернет, средства мультимедия, библиотека);

  • Технология оценивания учебных достижений учащихся

Начальная школа – это только начало большой и кропотливой работы над навыками функциональной грамотности. В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию

В современном мире функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с человеческой деятельностью. Эта особенность функциональной грамотности просматривается в ее определении как умении решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в постоянно развивающемся обществе. В условиях общеобразовательной школы она служит основой подготовки к социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также самообразованию на протяжении всей жизни.

Каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!