СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Система методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях муниципальной системы образования



КРАТКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим, приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (математическая, естественнонаучная, читательская и др.).

Однако, проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности (далее — ФГ), так как, во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не работают на решение задач формирования ФГ. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью работать над формированием ФГ и недостаточностью у педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических материалов. Следовательно, возникает необходимость в создании системы методического

сопровождения деятельности педагогов по формированию ФГ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сентябрь 2021 —декабрь 2025

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

№ п/п

Наименование задачи

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ожидаемый конечный результат реализации проекта

ЭТАП 1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ (сентябрь — декабрь 2021)

1.

Выявить профессиональные

дефициты педагогов в сфере формирования функциональной грамотности

Разработка

диагностической анкеты для педагогов Организация

диагностики

педагогов, с целью выявления у них дефицитов при

работе по формированию ФГ обучающихся.

Октябрь 2021

Ноябрь 2021

Разработана диагностическая анкета.

Выявлены дефициты

педагогов по формированию ФГ

2.

Разработать Программу по основам формирования функциональной грамотности обучающихся начальной и основной школы

Разработка Программы по направлениям формирования ФГ обучающихся: математическая, естественнонаучная, финансовая и читательская грамотность.

Сентябрь 2021

Программа по основам формирования функциональной грамотности обучающихся начальной и основной школы.

Организовано проведение занятий в 4-6-х классах по основам ФГ обучающихся.

3.

Создать проектную группу с цель совместного проектирования методической работы в школах в сфере формирования ФГ

Разработка Приказа о создании проектной группы

Заседания проектной группы (ПГ)

Ноябрь 2021

Приказ о создании и работе проектной группы

4.

Разработать Программу методического сопровождения развития профессиональной компетентности

педагогов при формировании математической, естественнонаучной, финансовой и читательской грамотности

обучающихся

Разработка Программы с учётом выявленных дефицитов в результате диагностики

педагогов

Сентябрь – ноябрь 2021

Программа методического сопровождения развития профессиональной компетентности

педагогов при формировании МГ, ЕНГ, ФИНГ и ЧГ обучающихся

5.

Разработать дорожную карту организации методической работы по направлению

«Формирование функциональной грамотности обучающихся»

Разработка дорожной карты организации методической работы по направлению

«Формирование функциональной грамотности обучающихся»

Октябрь 2021

Дорожная карта организации методической работы по направлению

«Формирование функциональной грамотности обучающихся»


6.

Организовать диагностику

сформированности математической, естественнонаучной, финансовой, читательской грамотности обучающихся 4-6-х классов.

Диагностика

сформированности математической, естественнонаучно, финансовой и читательской грамотности обучающихся 4-6-х классов.

Ноябрь 2021

Выявлены те умения школьников, развитие которых требует особого внимания при организации процесса те умения школьников, развитие которых требует особого внимания при организации процесса формирования МГ, ЕНГ, ФИНГ и ЧГ на уровне ОО.

Определены задания, вызывающие наибольшие

затруднения

ЭТАП 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сентябрь 2021 —август 2022)

1.

Организация занятий по формированию функциональной грамотности в 4-6-х классах.

Организация занятий по формированию функциональной: грамотности обучающихся 4-6-х классов


С января 2022


Повышение уровня сформированности ФГ обучающихся


2.

Реализовать Программу методического

Сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов при формировании ФГ обучающихся

КПК, семинары, тьюторское сопровождение,

работа ШМО, конкурсы профессионального педагогического мастерства,

конференции, фестивали

Ноябрь 2021-декабрь 2025

Выбраны и

внедрены в педагогическую практику технологии, способы и приёмы работы по

формированию ФГ. Произведён отбор и разработка необходимого содержания,

определены его формы и место в образовательном процессе.

Произошло повышение профессиональной компетентности

педагогов при формировании ФГ обучающихся

3.

Организовать

деятельность проектной группы с целью совместного проектирования методической работы в школах в сфере формирования ФГ

Заседания проектной группы

Ноябрь 2021-декабрь

2023

4.

Выявить и описать лучшие практики формирования функциональной грамотности педагогов школы

В ходе мероприятий при реализации Программы методического сопровождения и планов методической

работы

Ноябрь 2021-декабрь

2023

Создана методическая разработка лучших практик по формированию функциональной грамотности обучающихся

5.

Внести изменения в нормативную базу ОО в связи с реализацией задач формирования ФГ обучающихся

Разработка необходимых локальных актов. Внесение изменений в ООП

НОО и ООП ООО

Сентябрь 2021- август 2022

Описание внесённых изменений, локальные акты ОО

6.

Способствовать повышению теоретической компетентности педагогов при формировании ФГ

Проведение педагогического совета «Технологические основы формирования ФГ школьников».

С ноября 2021

Учителя понимают характерные особенности заданий на формирование ФГ, которые необходимо включать в урок по своему предмету.

7.

Подготовка педагогов к практической деятельности по освоению педагогических технологий, способов и приёмов работы, позволяющих формировать ФГ

Проведение серии школьных практико-ориентированных семинаров для педагогов

Сентябрь 2021- август 2025

Достигнуто понимание особенностей заданий на формирование ФГ и их отличий от традиционных заданий в учебниках.

Рассмотрены возможности технологии проектных задач для формирования МГ, ЧГ, ФИНГ и ЕНГ в начальной и основной школе.





ЭТАП 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ (сентябрь 2022 —декабрь 2023)


1.

Реализовать план методической работы по направлению

формирования ФГ

Семинары, конкурсы, конференции, мастер-классы,

открытые уроки и др. формы

внутрифирменного обучения (конкретные мероприятия будут указаны в плане методической работы)

Создание и организация работы творческих групп педагогов с целью определения и

внедрения в практику педагогов наиболее

эффективных педагогических

технологии и приёмов работы по формированию ФГ обучающихся.

Сентябрь 2022- декабрь

2025

Выбраны и внедрены в педагогическую практику педагогов ОО технологии, способы и приёмы работы по формированию ФГ. Произведён отбор и разработка необходимого содержания, определены его формы и место в образовательном процессе.

Произошло повышение профессиональной компетентности

педагогов при формировании ФГ обучающихся


2.

Разработать и реализовать комплекс мер по организации внутриорганизационного обучения и обмена опытом педагогов по вопросам формирования ФГ

обучающихся


3.

Разработать и реализовать формы организации образовательного процесса, в ходе которых будет вестись работа по формированию ФГ, определить их место и время


4.

Организация занятий по формированию функциональной грамотности в 4-7-х классах.

Организация занятий по формированию функциональной: грамотности обучающихся 4-7-х классов


С января 2022


Повышение уровня сформированности ФГ обучающихся



5.

Осуществить мониторинг профессионального роста педагогов при работе над

формированием ФГ

Диагностика

педагогов. Анализ результатов

диагностики

Октябрь 2022

Ноябрь 2025

Наблюдается положительная динамика

профессионального роста педагогов при формировании ФГ


6.

Организовать мониторинг профессионального роста педагогов при работ над

формированием ФГ

Диагностика

педагогов. Анализ результатов

диагностики по МР

Октябрь 2022

Ноябрь2025

Наблюдается положительная динамика

профессионального роста педагогов МР при формировании ФГ


7.

Провести диагностику функциональной грамотности обучающихся ОО

Диагностика

сформированности математической, естественнонаучной, финансовой и читательской грамотности обучающихся классов

Март 2022

Март 2024


Наблюдается положительная

динамика уровня сформированности математической, естественнонаучной, финансовой и читательской грамотности обучающихся


8.

Организовать

диагностику МГ, ЕНГ, ФИНГ и ЧГ обучающихся

Диагностика

сформированности математической, естественнонаучной, финансовой ичитательской грамотности обучающихся 5-7-х классов.

Анализ результатов.

Ноябрь 2022

Ноябрь 2024

Наблюдается положительная

динамика уровня сформированности математической, естественнонаучной ичитательской грамотности обучающихся МР


9.

Организовать мониторинг профессионального роста педагогов МР при работе по формированию ФГ

Диагностика

педагогов. Анализ результатов

диагностики по МР

Декабрь 2022

Декабрь 2024

Наблюдается положительная динамика

профессионального роста педагогов МР при формировании ФГ


10.

Обобщить опыт образовательных организаций и педагогов школы по формированию функциональной грамотности обучающихся

«Упаковка» продуктов реализации проекта.

Тиражирование материалов

Сентябрь-декабрь 2024

Обобщён опыт ОО и педагогов посредством

создания следующих продуктов:

- Сборник проектных задач для начальной школы

- Сборник учебных заданий практико-ориентированного характера для основной школы


11.

Разработать методические

рекомендации «Создание системы методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности обучающихся»

Разработка методических рекомендаций

Сентябь-декабрь 2024

Разработанные методические рекомендации


ЭТАП 4. АНАЛИТИКО-ОБОБЩАЮЩИЙ (январь 2025 - декабрь 2025)


1.

Обобщен и распространен на муниципальном уровне опыт ИД по реализации данной Программы

Семинары, конференции, мастер-классы,

открытые уроки, тиражирование материалов проекта и др.

Январь 2025 – декабрь 2025

Ознакомление педагогов с результатами работы над проектом на муниципальном уровне


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ПРОДУКТЫ



Самым главным результатом проекта видим реализацию системы методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности обучающихся, которая будет способствовать как повышению компетентности педагогов, так и формированию умений ФГ у обучающихся.

На каждом уровне функционирования системы будут достигнуты свои конкретные результаты и получены продукты инновационной деятельности.



На уровне проектной группы ОО

Результаты:

  • Спроектирован и реализован план методической работы в ОО с учётом необходимости решения проблемы формирования ФГ у обучающихся и профессиональных дефицитов педагогов, выявленных в результате диагностики

  • Разработана Программа методического сопровождения процесса формирования математической, естественнонаучной, финансовой и читательской грамотности обучающихся.

  • Создана школьная проектная группа, с целью совместного проектирования и осуществления методической работы в школе по направлению формирования ФГ, организована её работа (проведено не менее 6 заседаний ПГ).

  • Обобщены материалы работы образовательной организации по теме проекта

  • Выявлены лучшие практики формирования ФГ обучающихся

  • Организовано проведение диагностики математической, естественнонаучной, финансовой и читательской грамотности обучающихся 4-7-х классов.

  • Организован мониторинг профессионального роста педагогов.

  • Разработаны методические рекомендации «Создание системы методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности обучающихся»

Продукты:

  • Программа методического сопровождения процесса формирования математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся.

  • Материалы семинаров и иных методических мероприятий, направленных на работу по повышению профессиональной компетентности педагогов при формировании ФГ.

  • Сборник проектных задач для начальной школы (не менее 9 задач)

  • Сборник учебных заданий практико-ориентированного характера по формированию МГ, ЕНГ, ФИНГ и ЧГ обучающихся (не менее 3 задач по каждому направлению)

  • Диагностические анкеты для мониторинга профессионального роста педагогов при формировании ФГ.

  • Методические рекомендации «Создание системы методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности обучающихся»

На уровне администрации ОО

Результаты:

  • Внесены изменения в нормативную базу ОО в связи с реализацией задач формирования ФГ обучающихся

  • Определены формы организации образовательного процесса, в ходе которых будет вестись работа по формированию ФГ, их место и время.

  • Разработан и внедрен комплекс мер по организации внутриорганизационного обучения и обмена опытом педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся

  • Осуществлён мониторинг профессионального роста педагогов ОО.

  • Разработаны программы внеурочной деятельности по формированию ФГ обучающихся начальной и основной школы.

  • Распространен опыт ИД по формированию ФГ на муниципальном уровне.

Продукты:

  • Разработки и материалы внутриорганизационного обучения педагогов, направленных на работу по повышению профессиональной компетентности педагогов при формировании ФГ

  • Описание изменений, внесённых в нормативную базу школы, в связи с организацией работы по формированию ФГ.

  • Программы внеурочной деятельности, описание практик проведения мероприятий, направленных на формирование ФГ (межпредметных недель, образовательных сессий, конференций школьников и др.)


ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА


Административные работники и педагоги начального и основного уровней образования при организации работы по формированию естественнонаучной, математической и читательской грамотности обучающихся



«Функциональная грамотность сегодня —

это базовое образование личности»

Виноградова Н.Ф.

(член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук)


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. Обоснование темы и актуальность проекта

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. В связи с этим, приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (математическая, естественнонаучная, читательская, финансовая и др.).

Однако, проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности (далее — ФГ), так как, во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не работают на решение задач формирования ФГ. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью работать над формированием ФГ и недостаточностью у педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических материалов.

Однако, проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию ФГ1 .

Следовательно, вопрос методического сопровождения деятельности педагогов по формированию ФГ обучающихся приобретает особую актуальность и требует решения комплекса задач: организационно-управленческих, учебно-методических, информационных, дидактических. Этим обоснована необходимость разработки и реализации Программы методического сопровождения деятельности педагогов по формированию математической, естественнонаучной, читательской и финансовой грамотности обучающихся (далее — Программа).

1.2. Цель и задачи реализации Программы

Цель Программы: создание условий для повышения компетентности педагогов при формировании функциональной грамотности школьников.

Задачи на уровне администрации ОО:

  • Выявить профессиональные дефициты педагогов в сфере формирования функциональной грамотности (далее — ФГ) обучающихся

  • Спроектировать и реализовать план методической работы с учётом необходимости решения проблемы формирования ФГ у обучающихся и профессиональных дефицитов педагогов, выявленных в результате диагностики

  • Внести изменения в нормативную базу ОО в связи с реализацией задач формирования ФГ обучающихся

  • Разработать и реализовать формы организации образовательного процесса, в ходе которых будет вестись работа по формированию ФГ (курсы внеурочной деятельности, межпредметные недели, образовательные сессии и др.), определить их место и время

  • Разработать и реализовать комплекс мер по организации внутриорганизационного обучения и обмена опытом педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся

  • Провести диагностику функциональной грамотности обучающихся ООО

  • Организовать и координировать деятельность проектной группы с целью совместного проектирования и осуществления методической работы в школах в сфере формирования ФГ

  • Разработать методические рекомендации «Создание системы методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях модернизации школьного образования»

  • Организовать обучение педагогов по проблемам формирования ФГ посредством КПК, семинаров, конференций, вебинаров.

  • Организовать работу ШМО по изучению, обсуждению вопросов формирования ФГ, по отбору и внедрению в образовательную практику наиболее эффективных педагогических технологий, способов и приѐмов работы, позволяющих формировать ФГ и обмену опытом по данной проблеме.

  • Разработать и провести цикл школьных мероприятий по теме формирования ФГ с целью выявления и распространения лучших практик формирования ФГ и с учѐтом тех форм их проведения, которые указали педагоги при анкетировании, как самые эффективные.

  • Создать картотеку учебных заданий практико-ориентированного характера, направленных на формирование функциональной грамотности.

  • В процессе реализации программы осуществлять мониторинг профессионального роста педагогов.
    Задачи на уровне педагогов ОО:

  • Разработать и реализовать индивидуальную программу профессионального развития в сфере формирования функциональной грамотности обучающихся (в рамках своего предмета, сферы деятельности и т. д.)

  • Отобрать и адаптировать наиболее эффективные педагогические технологии и приёмы работы, позволяющие формировать ФГ

  • Внедрить в образовательную практику новую систему педагогических технологий, способов, приемов, учебных заданий практикоориентированного характера, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся

1.3. Планируемые результаты реализации Программы:

 100% педагогов руководствуются общим пониманием того, что такое «функциональная грамотность», и того, какие компетенции и умения входят в эти понятия.

 Не менее 80% педагогов прошли обучение по проблемам формирования ФГ посредством КПК, семинаров, конференций, вебинаров, повысив свою компетентность.

 В ходе работы ШМО педагоги изучили и обсудили вопросы формирования ФГ, отобрали и апробировали наиболее эффективные педагогические технологии, способы и приѐмы работы, позволяющие формировать ФГ, обменялись опытом их использования.

 Проведѐн цикл школьных и муниципальных мероприятий: фестивали, конкурсы, педагогические мастерские и др., в ходе которых выявлены лучшие практики формирования ФГ.

 Не менее 70% педагогов удовлетворены качеством организованных мероприятий и осознают их пользу для повышения своей теоретической и методической компетентности при формировании ФГ

 Отобраны и разработаны учебные задания практико-ориентированного характера, направленные на формирование ФГ. Созданы сборники заданий по формированию ЧГ, ЕНГ ,МГ, ФНГ и сборник проектных задач для начальной школы.

 По результатам мониторинга профессионального роста педагогов произошло сокращение количества затруднений и дефицитов педагогов при работе по формированию ФГ не менее, чем у 60% учителей.

 Наблюдается положительная динамика уровня сформированности компетенций и умений МГ, ЕНГ, ЧГ, ФНГ не менее, чем у 50% обучающихся (по сравнению с данными стартовой диагностики).

1.4. Результаты инновационной деятельности:

Самым главным результатом проекта мы видим реализацию системы методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности обучающихся, которая будет способствовать как повышению компетентности педагогов, так и формированию умений ФГ у обучающихся.

На каждом уровне функционирования системы будут достигнуты свои конкретные результаты и получены продукты инновационной деятельности:

 Программа методического сопровождения процесса формирования математической, естественнонаучной, читательской и функциональной грамотности обучающихся.

 Диагностические анкеты для мониторинга профессионального роста педагогов при формировании ФГ.

 Методические рекомендации «Создание системы методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях модернизации школьного образования».

 План методической работы школы по направлению формирования ФГ.

 Разработки и материалы внутриорганизационного обучения педагогов, направленных на работу по повышению профессиональной компетентности педагогов при формировании ФГ

 Описание изменений, внесённых в нормативную базу школы, в связи с организацией работы по формированию ФГ.

 Программы внеурочной деятельности, описание практик проведения мероприятий, направленных на формирование ФГ (межпредметных недель, образовательных сессий, конференций школьников и др.)

 Разработанные и апробированные проектные задачи для начальной школы (не менее 3).

 Разработанные и апробированные учебные задания практико-ориентированного характера по формированию МГ, ЕНГ, ЧГ, ФИНГ обучающихся основного уровня образования (не менее 5 по каждому виду ФГ).

 Описание опыта применения педагогических технологий, способов и приёмов работы по формированию ФГ (не менее 3 статей с описанием опыта).

 Технологические карты уроков, на которых ведётся работа по формированию ФГ (не менее 4)






  1. Организационный раздел


2.1. Участники реализации Программы

Работа по реализации Программы будет осуществляться методической службой в сотрудничестве с заместителями директора и руководителями школьных методических объединений.

2.2. Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет реализована с сентября 2021 по декабрь 2025 года.

Этапы реализации Программы

I этап — Диагностический (выявление затруднений педагогов при формировании ФГ, диагностика уровня сформированности математической, естественнонаучной, читательской, финансовой грамотности обучающихся 4, 5, 6 классов) сентябрь — декабрь 2021

II этап — Подготовительный (проведение семинаров, заседаний ШМО с целью изучения вопросов формирования ФГ и подготовки педагогов к освоению педагогических технологий, способов и приѐмов работы, позволяющих формировать ФГ, а также к отбору и разработке учебных заданий практико-ориентированного характера, организация занятий по формированию функциональной грамотности обучающихся 4-6 классов) сентябрь 2021 —август 2022

III этап — Практический (включение учителей в активную деятельность по определению и внедрению в практику работы наиболее эффективных педагогических технологий и приѐмов обучения, позволяющих формировать ФГ, а также по отбору, разработке и внедрению в образовательную практику учебных заданий практико-ориентированного характера, направленных на формирование ФГ; выявление лучших педагогических практик, организация занятий по формированию функциональной грамотности обучающихся 7-9 классов) сентябрь 2022 —декабрь 2023г.

IV этап — Аналитико-обобщающий (итоговое анкетирование педагогов в рамках мониторинга профессионального роста педагогов, анализ достигнутых результатов, обобщение и распространение положительного опыта педагогов по формированию ФГ) январь 2025 - декабрь 2025г.

2.3. Принципы реализации Программы

Принцип актуальности (соответствие актуальным направлениям развития системы образования).

Принцип научности (опора на научные разработки, методики, концепции).

Принцип согласованности позиций (выработка общего понимания и подходов к организации работы по формированию ФГ).

2.4. Описание особенностей и форм научно-методического сопровождения

В рамках реализации данной программы будут использоваться такие формы научно-методического сопровождения, как КПК, семинары, конференции, вебинары по проблемам формирования ФГ, проблемные группы, профессиональные сообщества. Планируется проведение школьных и муниципальных фестивалей, педагогических мастерских и конкурсов профессионального мастерства по теме формирования ФГ, например, Фестиваля открытых уроков и конкурса методических разработок. В рамках проведения данных мероприятий предполагается индивидуальное консультирование учителей, тьюторское сопровождение. Данные формы методической работы были определены, исходя из предпочтений педагогов, выявленных в процессе диагностики профессиональных затруднений.

Работа педагогов-участников проекта также будет направлена на изучение, обсуждение вопросов формирования ФГ и обмен опытом по данной проблеме. С целью определения уровня сформированности ЧГ, МГ, ЕНГ, ФИНГ и выявления наиболее западающих умений у обучающихся 4-6 классов проводится диагностика с РЭШ и ФИОКО. Работа над проектом будет строиться с учѐтом результатов данной диагностики.

Планируется отобрать и внедрить в образовательную практику наиболее эффективные педагогические технологии, способы и приѐмы работы, позволяющие формировать ФГ. Так педагоги начальной школы будут осваивать технологию проектных задач, которая может весьма эффективно работать на формирование математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, при условии использования определѐнного содержания этих задач.

Ещѐ одним направлением работы педагогов станет отбор, разработка и апробация учебных заданий практико-ориентированного характера, направленных на формирование функциональной грамотности.

Одним из ресурсов для отбора таких заданий является сайт ФИОКО, где размещены задания формата PISA для формирования ЕНГ и ЧГ. Для определения их места в образовательном процессе планируется создать картотеку таких заданий, указав, на каком предмете, в каком классе, при изучении какой темы можно их применять, и какие умения формируются в процессе выполнения. Тексты ВПР и варианты ОГЭ и ЕГЭ также могут стать ресурсами для отбора подобных заданий.

Однако, того количества качественных заданий, которые имеются в свободном доступе, явно недостаточно, поэтому педагоги будут вовлечены в деятельность по их разработке. Условиями качества этой деятельности являются следующие положения:

 Задания будут носить не оценивающий, а формирующий характер

 Есть эталоны, образцы таких заданий, рекомендованные Министерством просвещения РФ (Письмо от 12 сентября 2019 года № ТС2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»)

 Определены требования к структуре и содержанию таких заданий.

Кроме того, для обеспечения качества разработанных материалов планируется большая подготовительная работа и организация их экспертизы. Экспертизу материалов предполагается проводить в ходе школьного конкурса методических разработок, в рамках работы ШМО, а также с привлечением внешних экспертов.

Положительным эффектом от процесса отбора и разработки заданий станет понимание педагогами их особенностей и требований, предъявляемых к ним, что послужит в дальнейшем условием грамотного подхода при выборе и включении подобных заданий в образовательный процесс.

Для совместного определения стратегии и тактики методического сопровождения педагогов в образовательных организациях создана школьная проблемная группа из административных и педагогических работников школы. В процессе работы проблемной группы будет происходить взаимообмен и взаимообогащение способами, идеями, формами методической работы по сопровождению процесса формирования ФГ школьников. Таким образом, совместные заседания будут являться своеобразной школой для молодых педагогов.

Положительным эффектом от работы проблемной группы будет являться и повышение мотивации администрации школы к освоению нового содержания деятельности, что будет способствовать более эффективной организации методической работы.

Необходимым условием любой методической работы является мониторинг профессионального роста педагогов. Его планируется осуществлять и в ходе реализации данной программы. Первичная диагностика по выявлению дефицитов учителей при формировании ФГ была проведена с использованием специально разработанных диагностических анкет для мониторинга профессионального роста. В ходе реализации программы планируется осуществлять и диагностику уровня сформированности ЧГ, МГ, ЕНГ, ФИНГ обучающихся. Методическое сопровождение педагогов будет строиться с учѐтом результатов этих диагностик.

Вышеперечисленные формы методической работы позволят выявить лучшие практики педагогов по формированию функциональной грамотности и обеспечить обмен опытом их применения для педагогов.

2.5. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляют заместители руководителя. С целью оценки эффективности Программы предполагается использование следующих методов:

 анкетирование педагогов по итогам проведѐнных семинаров;

 мониторинг профессионального роста педагогов;

 диагностика математической, естественнонаучной, читательской и финансовой грамотности обучающихся 4-8 классов.

2.6. Содержательные компоненты Программы

В целях совершенствования механизмов формирования функциональной грамотности школьников и повышения качества образования в условиях реализации ФГОС общего образования в Программу включены 4 модуля:

Модуль «Диагностика»

Представляет собой комплект диагностических материалов, составленных на основе международных исследований функциональной грамотности школьников (PISA), а также диагностических материалов, подготовленных специалистами и экспертами, педагогами ОО.

  • Модуль «Пирамида технологий»

Представляет собой комплект предлагаемых к использованию педагогических технологий. Фундаментальную технологическую основу формирования функциональной грамотности обучающихся составляют технологии смыслового чтения (по Н. Н. Сметанниковой), технологии развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, позволяющие эффективно формировать и развивать функциональную грамотность, формировать гибкие навыки.

  • Модуль «Школа функциональной грамотности».

Представляет собой содержательный и деятельностный компоненты образовательных программ по уровням образования в соотнесении с программами урочной и внеурочной деятельности. Модуль состоит из комплексных программ по отдельным направлениям функциональной грамотности:

- «В мире функциональной грамотности»(4 классы);

- «Читательская студия» (формирование читательской грамотности, 5-9 классы);

- «Математическая вертикаль» (формирование математической грамотности, 5-9 классы);

- «Объединение естественнонаучной грамотности» (формирование естественнонаучной грамотности, 5-9 классы);

- «Школа финансов» (формирование финансовой грамотности, 5-9 классы);

- «Я - гражданин» (формирование глобальных компетнций). Включает программу волонтерского движения и социального проектирования, программу «Юнармеец».

Модуль «Метапредметные погружения»

Представляет собой ключевые для образовательной организации метапредметные погружения: школьные метапредметные недели, Неделя космонавтики и т.д.






























  1. Содержательный раздел


План мероприятий по реализации Программы



Этап реализации

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Ресурсное обеспечение

Ожидаемый результат

I. Диагностический

1. Диагностика профессиональных затруднений педагогов при

формировании ФГ и анализ еѐ результатов

Октябрь 2021

Ноябрь 2021

зам. директора

Разработанные диагностическая

анкета и форма для анализа анкет

Выявлены основные дефициты педагогов при формировании ФГ, а также наиболее

предпочтительные для них формы организации методического

сопровождения.

Выявлен ряд педагогов, имеющих опыт работы по формированию ФГ и

готовых его транслировать

2. Заседание проблемной группы

«Анализ результатов диагностики профессиональных затруднений педагогов при формировании ФГ»

Ноябрь 2021

зам. директора

Данные сводного анализа результатов диагностики

Организовано обсуждение результатов диагностики и форм организации методического

сопровождения, указанных педагогами, как наиболее предпочтительных для них. Методическая работа будет строиться с

учѐтом результатов диагностики.

3. Диагностика уровня сформированности математической,

Ноябрь 2021

зам. директора

Руководители кружков ФГ

Диагностические работы,

разработанные

Выявлены наиболее

западающие умения МГ, ЧГ, ЕНГ, ФИНГ у обучающихся 4-6-х классов.




естественнонаучной, читательской и финансовой грамотности обучающихся 4-6 классов. Анализ результатов диагностики



Институтом стратегии развития образования для формирования и оценки ФГ.

Формы для анализа результатов

диагностических работ.

Аналитические справки (выводы) по результатам

диагностики

Определены приоритетные направления деятельности педагогов при формировании ФГ с учѐтом результатов

диагностики

4. Заседание проблемной группы

«Анализ результатов диагностики уровня сформированности математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся 4-6-х классов.

Знакомство с содержанием Программы методического сопровождения.

Декабрь 2021

зам. директора

Руководители ШМО

Данные сводного анализа результатов диагностики по каждому виду ФГ (МГ, ЧГ, ЕНГ, ФИНГ)

Организовано обсуждение результатов диагностики. Планирование работы и методической работы в школе будет строиться с учѐтом

выявленных проблем.


II.Подготовительный

1.Организация занятий по формированию функциональной грамотности обучающихся 4-6-х классов.

С января 2022

зам. директора


Программа «Школа функциональной грамотности»

Руководители кружков ФГ проводят занятия по формированию функциональной грамотности в 4-9-х классах.


2.Проведение серии школьных практико-ориентированных семинаров для педагогов по темам:

    • «Функциональная грамотность школьников в свете реализации ФГОС: способы формирования»

  • «Особенности заданий на формирование ФГ»

  • «Технология проектных задач как один из способов формирования ФГ обучающихся»

Январь 2021-апрель 2022


Ноябрь 2022


Февраль 2023


Апрель 2023

зам. директора


Программы семинаров и мультимедийные презентации к ним. Раздаточные материалы для практических работ

Достигнуто понимание особенностей заданий на формирование ФГ и их отличий от традиционных заданий в учебниках.

Рассмотрены возможности технологии проектных задач для формирования МГ, ЧГ, ФИНГ и ЕНГ в начальной и основной школе.

3.Обеспечение участия педагогов школы в семинарах, конференциях, вебинарах и др. мероприятиях по теме формирования ФГ

Ноябрь 2021 — до

конца срока реализации программы

зам. директора


Информационные письма о

мероприятиях различных уровней

Повышение теоретической и методической компетентности педагогов при формировании ФГ

4.Парад методических идей (в рамках работы проблемной группы)

Ноябрь 2022

зам. директора


Планы методической работы по направлению

формирования ФГ

Осуществлѐн взаимообмен и взаимообогащение педагогов школы способами, идеями, формами методической работы по сопровождению процесса формирования ФГ

5.Проведение педагогического совета «Технологические основы формирования функциональной грамотности школьников». Тематика выступлений:

    • «Возможности предмета (история, география и т.д.) для формирования МГ, ЧГ, ЕНГ, ФИНГ»

    • «Требования к заданиям на формирование МГ, ЧГ,ЕНГ, ФИНГ в основной школе»

    • «Возможности технологии проектных задач для формирования МГ, ЧГ, ЕНГ, ФИНГ в начальной школе»

С ноября 2021

зам. директора

Руководители ШМО

Руководители кружков ФГ

Перечень компетенций и умений, входящих в понятия ЧГ, МГ, ЕНГ, ФИНГ.

Образцы проектных задач для начальной школы

Учителя понимают характерные особенности заданий на формирование ФГ, которые необходимо включать в урок по своему предмету.

Рассмотрены возможности технологии проектных задач для формирования МГ, ЧГ, ФИНГ и ЕНГ в начальной школы.

6. Заседания проблемной группы по вопросам формирования ФГ

Ноябрь 2021-декабрь

2023

зам. директора


Заседания ПГ будут проводиться по мере необходимости с целью обсуждения возникающих вопросов и проблем в ходе реализации данной Программы. В результате педагоги школы получат необходимую помощь при осуществлении методической работы по направлению формирования ФГ


7.Педагогические мастерские

«Функциональная грамотность школьников: первый опыт и удачные практики»

Сентябрь 2021- август 2025

зам. директора

Руководители ШМО

Руководители кружков ФГ

Программа

Педагогических мастерских

Выявленные в результате мониторинга профессионального роста педагоги, не имеющие профессиональных

затруднений при формировании ФГ и готовые транслировать свой опыт работы, проведут мастер-классы, на которых продемонстрируют способы и приѐмы формирования ЧГ, ЕНГ,ФИНГ,МГ или отдельных умений, входящих в это понятие

8. Создание пакета информационно-методических материалов по проблеме формирования ФГ обучающихся

Сентябрь 2021-август 2022

зам. директора


Методические пособия по проблеме формирования ФГ, статьи в

авторитетных периодических

изданиях, ресурсы сети Интернет, материалы семинаров,

конференций различных уровней

Подобраны, разработаны и размещены в школьном методическом интернет- банке информационно- методические материалы по проблеме формирования ФГ обучающихся

9. Обеспечение обучения педагогов на КПК по проблеме формирования ФГ

Октябрь 2021-август 2022

зам. директора


Заявка на прохождение КПК педагогов по проблеме формирования ФГ

Произойдѐт повышение методической компетентности педагогов при формировании ФГ

III. Практический

1. Организация занятий по формированию функциональной: грамотности обучающихся:

-7-8-х классов;

-9-х классов.


С января 2022

зам. директора


Программа «Школа функциональной грамотности»

Руководители кружков ФГ проводят занятия по формированию функциональной грамотности в 4-9-х классах.

  1. Организация и проведение метапредметных недель в начальной и основной школе.

Ноябрь, февраль-

ежегодно до

конца срока реализации программы

зам. директора

Руководители ШМО


Планирование метапредметных недель

Подобраны, разработаны, проведены мероприятия в рамках реализации плана проведения метапредметных недель с целью формирования ФГ обучающихся

3. Педагогические мастерские

«Функциональная грамотность школьников: способы и приѐмы формирования»

Ноябрь 2022,

ноябрь 2023

зам. директора

Руководители ШМО

Руководители кружков ФГ.


Программа

Педагогических мастерских

Педагоги школы в режиме мастер-классов и выступлений продемонстрируют способы и приѐмы формирования ФГ школьников.

Произойдѐт повышение методической компетентности педагогов при формировании ФГ за счѐт ознакомления с положительным опытом коллег.

Выявлены лучшие практики формирования ФГ

  1. Организация работы ШМО по следующим направлениям:

- Отбор и внедрение в практику педагогов наиболее эффективных педагогических технологий, способов и приѐмов работы по формированию компетенций и умений ЧГ, МГ, ЕНГ, ФИНГ.

- Обмен опытом по применению технологий, способов и приѐмов работы, позволяющих формировать ФГ.

- Отбор проектных задач и учебных заданий практико- ориентированного характера по формированию МГ, ЕНГ, ФИНГ и ЧГ обучающихся. Создание картотеки таких заданий.

Сентябрь 2023

— декабрь 2023

зам. директора

Руководители ШМО


Сайт ФИОКО, тексты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ,

имеющиеся в сети Интернет сборники проектных задач

При совместном обсуждении и обмене опытом применения приѐмов и способов развития компетенций и умений ФГ выявлены наиболее эффективные из них.

Создана картотека заданий по формированию ЧГ, ЕНГ, ФИНГ и МГ с указанием того, на каком предмете, в каком классе, при изучении какой темы можно их применять, и какие умения формируются в процессе выполнения.


5. Организация работы проблемной группы

Сентябрь 2021 — декабрь 2024

зам. директора


Заседания ПГ будут проводиться по мере необходимости с целью обсуждения возникающих вопросов и проблем в ходе реализации данной Программы. В результате педагоги школы получат необходимую помощь при осуществлении методической работы по направлению формирования ФГ.

6. Панорама успешных практик формирования ФГ

Сентябрь 2021 — декабрь 2024


зам. директора

Руководители ШМО


Расписание семинаров различных уровней

Произойдѐт взаимное обогащение педагогов

школы способами формирования ФГ обучающихся и формами организации этого процесса.

Выявлены лучшие практики формирования ФГ

7.Пополнение копилки

информационно-методических материалов по проблеме

формирования ФГ обучающихся

Сентябрь 2021 — декабрь 2024

зам. директора

Руководители ШМО


Методические пособия по проблеме формирования ФГ, статьи в

авторитетных периодических

изданиях, ресурсы сети Интернет, материалы семинаров,

конференций муниципального,

регионального и всероссийского

уровней

Методический интернет-банк постоянно пополняется

информационно- методическими материалами по проблеме формирования ФГ обучающихся.

Данные материалы используются педагогами для самообразования




IV. Аналитико- обобщающий

1. Итоговая диагностика в рамках мониторинга профессионального роста педагогов

Январь 2025

зам. директора


Разработанные диагностическая

анкета и форма для анализа анкет

В ходе анализа результатов итоговой диагностики

выявлено сокращение количества затруднений и дефицитов педагогов при работе по формированию ФГ не менее, чем у 60%

учителей

2.Выпуск электронного сборника статей педагогов с обобщением опыта использования технологий и приѐмов работы по формированию ФГ

Февраль-март 2025

зам. директора



Реализуемые проекты и программы мероприятий по распространению опыта школы по формированию ФГ


Обобщѐн и распространѐн положительный опыт МОУ «Красноармейская ООШ» по

формированию МГ, ЕНГ, ФИНГ и ЧГ обучающихся.


Обобщѐн и распространѐн на муниципальном уровне опыт ИД по реализации данной Программы

3. Создание и размещение на сайте школы лучших практик формирования ФГ обучающихся

Январь — май 2025

зам. директора


4. Распространение на муниципальном уровне положительного опыта по формированию ФГ обучающихся в формате семинаров, конференций, мастер-классов

Январь— декабрь 2025

зам. директора

Руководители ШМО


5. Обобщение и распространение на уровне опыта школы по реализации Программы

Январь—

декабрь 2025

зам. директора

Руководители ШМО







  1. Оценочный раздел Программы

С целью оценки эффективности (неэффективности) данной Программы для повышения компетентности педагогов при формировании функциональной грамотности обучающихся в ходе еѐ реализации будут осуществляться следующие оценочные процедуры:

  1. Мониторинг профессионального роста педагогов

Цель: формирование целостного представления о динамике развития профессиональной компетентности педагогов при формировании функциональной грамотности обучающихся

  1. Мониторинг эффективности выбранных форм методического сопровождения

Цель: оценка эффективности мероприятий, проводимых в рамках реализации Программы для повышения профессиональной компетентности педагогов

  1. Диагностика уровня сформированности ЧГ, МГ, ФИНГ и ЕНГ обучающихся

Цель: определение динамики развития уровня сформированности ЧГ, МГ, ФИНГ и ЕНГ обучающихся, как показателя компетентности педагогов при формировании этих видов ФГ


План и содержание оценочных процедур



Оценочное мероприятие

Цель

Сроки

Методы оценки

Инструментарий, форма фиксации результатов

Ответственный

Ожидаемый результат

1. Мониторинг профессионального роста педагогов

  • Входная диагностика профессиональных затруднений педагогов при формировании ФГ и анализ еѐ результатов

Выявление основных дефицитов педагогов при формировании ФГ

Ноябрь 2021

Анкетирование педагогов

Диагностическая анкета Аналитические справки (выводы) по результатам

диагностики от

администрации школы.

зам. директора


Не менее 50 % педагогов испытывают

затруднения при

формировании ФГ. Выявлен характер этих затруднений.






Форма для

сводного анализа анкет.



  • Промежуточная диагностика уровня профессиональной компетентности

педагогов при формировании ФГ

Определение

динамики развития профессиональной компетентности педагогов при

формировании функциональной грамотности обучающихся

Октябрь 2022

Анкетирование педагогов

Диагностическая анкета Аналитические справки (выводы) по результатам

диагностики от администрации школы.

Форма для сводного анализа анкет

зам. директора


Произошло сокращение количества затруднений и дефицитов педагогов при работе по

формированию ФГ не менее, чем у 30% учителей

  • Итоговая диагностика уровня профессиональной компетентности

педагогов при формировании ФГ

Оценка соответствия цели Программы

фактическим результатам, полученным при еѐ реализации


Октябрь 2023

Анкетирование педагогов

Диагностическая анкета Аналитические справки (выводы) по результатам

диагностики от

администрации школы.

Форма для сводного анализа анкет

зам. директора


Произошло повышение теоретической и методической компетентности при формировании ФГ не менее, чем у 60% учителей, что

свидетельствует о достижении цели Программы

2. Мониторинг эффективности выбранных форм методического сопровождения

  • Выявление наиболее эффективных с точки зрения педагогов форм организации методического сопровождения

Определение наиболее

эффективных форм методического сопровождения

Сентябрь 2021

Анкетирование педагогов

Вопрос в

диагностической анкете по

выявлению профессиональны х затруднений

зам. директора


Отобраны формы методического сопровождения по восполнению

дефицитов при

формировании ФГ,






педагогов


которые являются наиболее

предпочтительными для педагогов

  • Оценка степени удовлетворѐнности

педагогов качеством организованных мероприятий

Определение эффективности

применяемых форм методического сопровождения

Февраль — декабрь 2022

Изучение мнения участников методических мероприятий (семинаров, фестивалей,

конференций и др.) о их качестве и пользе для профессиональ ного развития педагогов

Разнообразные опросники, оценочные и рефлексивные техники («Мишень»,

«Билет на выход»,

«Одно слово» и др.)

зам. директора


В среднем не менее 70% педагогов удовлетворены качеством организованных мероприятий и осознают их пользу для повышения своей теоретической и методической компетентности при формировании ФГ.

3. Диагностика уровня сформированности ЧГ, МГ и ЕНГ обучающихся

  • Стартовая диагностика уровня

сформированности математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся классов

Определение стартового уровня сформированности компетенций и умений МГ, ЕНГ, ЧГ, ФИНГ обучающихся

Сентябрь-октябрь 2021 г., 2022 г., 2023 г.

Проведение

диагностических работ

Диагностические работы,

разработанные Институтом стратегии развития образования для формирования и оценки ФГ.

Формы для анализа результатов

диагностических работ.

Аналитические справки (выводы)

зам. директора


Выявлены слабо сформированные компетенции и

умения МГ, ЧГ, ЕНГ, ФИНГ у обучающихся.

Определены приоритетные направления деятельности педагогов при

формировании ФГ с учѐтом результатов диагностики






по результатам диагностики



  • Итоговая диагностика уровня

сформированности математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся.

Определение

динамики развития компетенций и умений МГ, ЕНГ, ЧГ, ФИНГ обучающихся

Апрель — май 2022 г., 2023 г., 2024 г, 2025г..

Проведение

диагностических работ

Диагностические работы,

разработанные Институтом стратегии развития образования для формирования и оценки ФГ.

Формы для анализа результатов

диагностических работ.

Аналитические справки (выводы) по результатам

диагностики

зам. директора


Наблюдается положительная

динамика уровня сформированности компетенций и умений МГ, ЕНГ, ЧГ, ФИНГ не менее, чем у 50% обучающихся,

что свидетельствует об эффективности работы педагогов и достаточном уровне их компетентности при формировании ФГ


В случае получения в ходе оценочных процедур низких результатов, таких, как:

    • отсутствие динамики развития профессиональной компетентности педагогов;

    • массовая неудовлетворѐнность педагогов выбранными формами методического сопровождения;

    • отрицательная динамика уровня сформированности компетенций и умений МГ, ЕНГ, ЧГ, ФИНГ обучающихся будет скорректирован содержательный раздел Программы, либо увеличен срок еѐ реализации.








Дорожная карта организации методической работы по направлению

«Формирование функциональной грамотности обучающихся»

  1. этап — Диагностический (сентябрь — декабрь 2021)

Цели:

    • Выявление затруднений педагогов при формировании ФГ

    • Диагностика уровня сформированности математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся 4-6-х классов для выявления слабо

сформированных умений

Мероприятия

Планируемый результат/сроки

1. Разработка материалов для стартовой диагностики уровня профессиональной

компетентности педагогов при формировании ФГ.

Созданы диагностические материалы (сентябрь-ноябрь2021)


2. Организация стартовой диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов при формировании ФГ.

Анализ результатов диагностики (сентябрь-ноябрь2021)

3.Организация диагностики уровня сформированности МГ, ЧГ, ЕНГ, ФИНГ у обучающихся 4-6-х классов.

Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности на образовательной платформе  «Российская электронная школа» https://fg.resh.edu.ru

Сбор и анализ результатов диагностики уровня сформированности математической, естественнонаучной, читательской, финансовой грамотности обучающихся 4-6-х классов (сентябрь-ноябрь 2021)


  1. этап — Подготовительный (сентябрь 2021 —август 2022)

Цели:

  • Повышение теоретической компетентности педагогов по вопросам формирования ФГ.

  • Подготовка педагогов к практической деятельности по освоению педагогических технологий, способов и приёмов работы, позволяющих формировать ФГ, а также к отбору и разработке учебных заданий практико-ориентированного характера

Планируемые результаты:

Педагоги должны понимать:

  • Что такое «функциональная грамотность», и конкретно «читательская, математическая и естественно-научная грамотность»

  • Какие компетенции и умения входят в эти виды ФГ

  • Как соотносятся эти умения с метапредметными умениями

  • Возможности своего предмета для формирования умений МГ, ЧГ, ЕНГ, ФИНГ.

  • Особенности заданий для формирования ФГ.

Мероприятия

Планируемый результат/сроки

1. Обеспечение обучения педагогов на КПК по проблеме формирования ФГ

Повышение методической компетентности педагогов при формировании ФГ (сентябрь 2021-август 2022)

  1. Проведение серии школьных практико - ориентированных семинаров, педагогического совета для педагогов по темам:

- «Функциональная грамотность школьников в свете реализации ФГОС:

Рассмотрены возможности технологии проектных задач для формирования МГ, ЧГ, ФИНГ и ЕНГ как в начальной и основной школе (ноябрь 2021-апрель 2022)



Особое внимание уделить изучению компетенций и умений ФГ!

способы формирования»

- «Особенности заданий на формирование ФГ»

- «Технология проектных задач как один из способов формирования ФГ обучающихся»

Важно, чтобы учителя истории, обществознания, технологии и других

предметов, напрямую несвязанных с ЕНГ, МГ, ФИНГ и ЧГ понимали возможности и своих предметов для формирования отдельных умений этих видов ФГ

3. Организация участия педагогов в семинарах, конференциях, вебинарах и др. мероприятиях по теме формирования ФГ

Повышение теоретической и методической компетентности педагогов по вопросам формировании ФГ обучающихся (сентябрь 2021 – до конца срока реализации программы)

4. Проведение педагогического совета «Технологические основы формирования функциональной грамотности школьников». Тематика выступлений:

- «Возможности предмета (история, география и т.д.) для формирования МГ, ЧГ, ЕНГ, ФИНГ»

- «Требования к заданиям на формирование МГ, ЧГ,ЕНГ, ФИНГ в основной школе»

«Возможности технологии проектных задач для формирования МГ, ЧГ, ЕНГ, ФИНГ в начальной школе»


Определены методические темы для работы педагогов по проблемам ФГ (ноябрь 2021)

Методические темы могут быть связаны с формированием отдельной компетенции или отдельного умения какого-либо вида ФГ

Желательно, чтобы были выбраны методические темы, связанные с

компетенциями и умениями, которые плохо сформированы у обучающихся школы (они были выявлены в ходе диагностики)


5. Создание пакета информационно-методических материалов по проблеме формирования ФГ обучающихся

Ознакомление педагогов с методическими материалами по проблеме формирования ФГ обучающихся (сентябрь 2021-август 2022)

6. Педагогические мастерские

«Функциональная грамотность школьников: первый опыт и удачные практики»

Выявленные в результате мониторинга профессионального роста педагоги, не имеющие профессиональных затруднений при формировании ФГ (ноябрь 2022)

Педагоги готовые транслировать свой опыт работы, проведут мастер-классы, на которых продемонстрируют способы приёмы формирования ЧГ, ЕНГ, ФИНГ,МГ или отдельных умений, входящих в это понятие


  1. этап — Практический (сентябрь 2022 —декабрь 2023г)

Цели:

    • Включение учителей в активную деятельность по определению и внедрению в практику работы наиболее эффективных педагогических технологий и приёмов обучения, позволяющих формировать ФГ

    • Организация практической деятельности по отбору, разработке и внедрению в образовательную практику учебных заданий практико-ориентированного характера, направленных на формирование ФГ

    • Выявление лучших педагогических практик





Мероприятия

Планируемый результат/сроки

1.Организация работы ШМО по следующим направлениям:

- Отбор и внедрение в практику педагогов наиболее эффективных педагогических технологий, способов и приѐмов работы по формированию компетенций и умений ЧГ, МГ, ЕНГ, ФИНГ.

- Обмен опытом по применению технологий, способов и приѐмов работы, позволяющих формировать ФГ.

- Отбор проектных задач и учебных заданий практико- ориентированного характера по формированию МГ, ЕНГ, ФИНГ и ЧГ обучающихся.

Создание картотеки заданий практико-ориентированного характера (сентябрь 2023- декабрь 2023)

Необходимо усилить контроль за посещаемостью заседаний ШМО

2.Педагогические мастерские

«Функциональная грамотность школьников: способы и приёмы формирования»

Повышение теоретической и методической компетентности педагогов в вопросах внедрения в практику работы технологий, способов и приёмов работы по формированию ФГ в результате обмена опытом (ноябрь 2022,

ноябрь 2023)

Рассмотреть возможности имеющихся в арсенале педагогов способов, приёмов

и технологий для формирования ФГ

(исследовательское обучение и т.д.)

Важно опираться на имеющийся опыт творческих и инициативных педагогов,

активно транслировать его и в педагогическом коллективе, и на муниципальном уровне

5. Организация образовательного процесса на заседаниях проблемной группы по вопросам формирования ФГ.

Педагоги школы получат необходимую помощь при осуществлении методической работы по направлению формирования ФГ (сентябрь 2022— декабрь 2023)

6. Панорама успешных практик формирования ФГ

Методическое сопровождение на уровне школы (сентябрь 2021 — декабрь 2023)

Проведение семинара «Панорама успешных практик формирования ФГ»

7.Пополнение копилки

информационно-методических материалов по проблеме формирования ФГ обучающихся

Создание методического банк постоянно

информационно- методических материалов по проблеме формирования ФГ обучающихся (сентябрь 2022 — декабрь 2023)

Данные материалы используются педагогами для самообразования

В ходе данных мероприятий необходимо выявлять лучшие практики педагогов по формированию ФГ и активно транслировать их на мероприятиях разного уровня

8. Разработка материалов для промежуточной диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов при формировании ФГ.

Сбор и анализ результатов диагностики (сентябрь — ноябрь 2022)

9.Организация промежуточной диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов при формировании ФГ.

Анализ результатов диагностики (октябрь 2022)

  1. этап — Аналитико-обобщающий (январь 2025 – декабрь 2025 г)

Цели:

  • Определение динамики развития профессиональной компетентности педагогов при формировании функциональной грамотности обучающихся

  • Обобщение и распространение положительного опыта педагогов по формированию ФГ

Мероприятия

Планируемый результат/сроки

1. Разработка материалов для итоговой диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов при формировании ФГ.

Сбор и анализ результатов диагностики

(январь 2025)


2. Организация итоговой диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов при формировании ФГ.

Анализ результатов

диагностики (январь 2025)

  1. Подготовка и выпуск электронного сборника статей педагогов с обобщением опыта использования технологий и приѐмов работы по формированию ФГ


Выпуск электронного сборника статей с описанием опыта применения учителями педагогических технологий, способов и приёмов работы по формированию ФГ (февраль-март 2025)

Проектные задачи для начальной школы (не менее 3) (февраль2025)

Разработанные и апробированные учебные задания практико-ориентированного характера по формированию МГ, ЕНГ и ЧГ обучающихся основного уровня образования (не менее 3 по каждому виду ФГ)

(март 2025)

3. Создание и размещение на сайте школы лучших практик формирования ФГ обучающихся

4. Распространение на муниципальном уровне положительного опыта по формированию ФГ обучающихся в формате семинаров, конференций, мастер-классов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!