СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие детского творчества через говорящие движения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей. Природа щедро   наградила человека. Она дала ему    все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.   Она позволила ему слышать   все многообразие существующих вокруг звуковых   красок. Прислушиваясь к собственному завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность --природой данное человеку свойство.

Просмотр содержимого документа
«Развитие детского творчества через говорящие движения»


ПРО ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ И

«ГОВОРЯЩИЕ» ДВИЖЕНИЯ.

Чудесный возраст — детство, особенно период, когда ребенок еще не ходит в школу. И чудесен он не потому, что это беззаботное время, как кажется взрослым. Нет. Это возраст, когда малыш живет в мире чудес и воспринимает их как радостное, удивительное и совершенно естественное явление. Именно в детстве ребенок легко, как никогда, позволяет своей фантазии творить небывалые «чудеса». Психологи установили, что дошкольный возраст чрезвычайно благоприятный период для формирования такого необходимого в творчестве психического процесса, как продуктивное воображение (или, проще говоря, «придумывание нового»). И если в этот период жизни упущены возможности для развития воображения, то позже восполнить их очень трудно. Поэтому так важно, чтобы окружающие дошкольника взрослые помогали ему пробовать себя в творчестве и побуждали его к этому как можно раньше, лишь только у ребенка появятся первые, пусть даже самые элементарные, умения и навыки. Ведь известно, что раннее развитие детского творчества — это условие дальнейшего активного прогресса творческих качеств личности.

Как же развивать детское творчество? И на какой вид творчества следует обратить большее внимание, чтобы с его помощью развивать воображение ребенка? Для ответа на эти вопросы стоит упомянуть о возрастных особенностях детского воображения.

Известный отечественный психолог Л. С. Выготский, говоря об особенностях этого психического процесса у детей, подчеркивал его двигательную природу, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Становится понятным, сколь значимую роль может играть движение, а точнее — образное движение в развитии продуктивного воображения и творчества. Вот почему наше внимание обращается на тот вид детского творчества, где образные движения используются как главное средство создания творческого продукта — пластических образов. Такой вид творчества называется образно-пластическим.

Образно-пластическое творчество — это придумывание «изобретение») пластического образа и его выразительное исполнение. В силу импровизационного характера детского творчества эти два процесса неотделимы друг от друга, хотя по сути своей они различны.

Творчество - «изо6ретение» — это придумывание новых способов построения того или иного пластического образа путем своеобразного по композиции соединения знакомых ребенку движений. Чем оригинальнее их сочетание (при обязательном условии соответствия заданному образу), тем больше оснований называть работу творческой.

Творческим исполнением пластического образа является перевоплощение, «вживание» в заданный образ. Безошибочный признак исполнительского творчества — яркая индивидуальная «манера» такого перевоплощения.

Творчество - «изо6ретение» можно сравнить с сочинением текста, а творческое исполнение — с его выразительным прочтением. И то, и другое невозможно без знания языка: чтобы сочинять, нужно не только знать отдельные слова, но и уметь связывать их в осмысленные речевые построения. Чтобы выразительно произносить текст, необходимо понимать содержание и уметь доносить его до слушателя. Следовательно, возвращаясь к теме нашего разговора, есть все основания утверждать, что образно - пластическое творчество невозможно без умения произвольно пользоваться языком выразительных движений.

Что же такое «язык выразительных движений»? Это система невербальных (несловесных) сигналов, которые используются людьми в повседневном общении. Выразительные движения неотъемлемый компонент эмоций. Нет такой эмоции, которая бы не выражалась во внешних движениях тела. По мимике, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по напряжению (или расслаблению) его мускулатуры, характеру и темпу дыхания можно «прочитать», что чувствует относится к окружающим и т.д.

Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. Еще не владея словесной речью, малыш успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, переживаниях, используя для этого движения, жесты, звуки, интонации голоса. Иными словами, первым языком, на котором начинает говорить ребенок, является именно язык движений. К трехлетнему возрасту дети уже достаточно выразительны в своих невербальных проявлениях как в общении, так и в играх.

Может показаться, что все необходимое для образно-пластического творчества уже есть, остается только побуждать к этому. Однако выполняя творческие задания, дети как будто совершенно теряют свою способность «говорить» движениями и оказываются беспомощными, «косноязычными», маловыразительными. В чем же дело?

Оказывается, что в повседневном общении дети (как в большинстве случаев и взрослые) пользуются языком движений непроизвольно, бессознательно. А для решения творческих задач необходимо уметь применять его осмысленно, произвольно. Научиться этому ребенок может только в результате специально организованного, целенаправленного обучения языку выразительных движений.

В процессе обучения взрослый помогает детям увидеть, что каждое движение — это средство выражения того или иного образно-эмоционального смысла. Причем лучше, если взрослый не только показывает детям готовые движения, но и предлагает им самим искать средства для данного образа путем изменения, варьирования известных элементов и конструирования из них новых пластических форм. Освоение ребенком языка движений как живой системы (подобно тому, как он экспериментирует со словом в своем словотворчестве). Благодаря этому, с одной стороны, дошкольник учится действиям, с помощью которых осуществляется творчество (изменение, варьирование, комбинирование). С другой стороны, значительно обогащается его репертуар выразительных движений, эмоционально-пластический опыт, т. е. создается «материальная база» для творчества. На основании сказанного можно утверждать, что обучение языку выразительных движений является необходимым средством развития у дошкольников образно-пластического творчества.

Опыт показал, что такое обучение развивает у детей и общительность. В результате знакомства с языком движений ребенок учится более точно понимать эмоциональные состояния, настроения других людей. Он учится приемам невербального общения с детьми и взрослыми, овладевает социально-приемлемыми способами выражения своих настроений, желаний, это помогает ему быть понятным для окружающих и для самого себя. Эффективность такого обучения особенно заметна на примере замкнутых, застенчивых, малоэмоциональных детей. То, как они постепенно «раскрываются», становятся все более естественными в своем поведении, эмоционально и пластически свободными, общительными, убеждает лучше всяких словесных доводов в важности обучения языку выразительных движений. Как же проводить обучение?

В условиях детского сада лучше делать это на специальных занятиях по выразительному движению (примерно один раз в неделю). Важно закреплять и использовать освоенный материал в повседневной жизни детей: в играх, общении с окружающими. Эту работу выполняет воспитатель.

Дети осваивают язык движений, решая задачи на образное перевоплощение и взаимодействие. Это значит, что ребенку предлагается показывать (изображать в движениях) некоторые сюжетные сценки, в которых он, исполняя роль какого-либо персонажа, взаимодействует с другими персонажами. Создается своеобразная игровая ситуация; это помогает малышу более или менее самостоятельно искать и находить (с опорой на свой опыт) выразительные средства (пластика, мимика, жесты) для передачи характера персонажа, его настроения, взаимоотношений с другими действующими лицами. Важно, чтобы найденные движения не были «единственным решением». Пусть ребенок пытается придумывать варианты. Обучение, организованное как поиск, делает освоение языка движений более активным, более осмысленным и, следовательно, более эффективным.

Когда ребенок понимает эмоционально-образный смысл движений, он исполняет их более выразительно (пластично, раскованно). Стремление достоверно воплотить образ помогает малышу произвольно управлять своим телом, подчиняя его определенной двигательной задаче. Многократное повторение движений с некоторыми изменениями развивает гибкие двигательные навыки. Игровая форма упражнений поддерживает устойчивый интерес к их выполнению. Постоянный эмоционально-положительный фон обучения тоже способствует более прочному усвоению изучаемого материала.

В процессе обучения используются, во взаимодействии друг с другом, три выразительных языка.

Движение — основной предмет изучения, главное средство воплощения образов и развития пластического творчества.

Слово — вспомогательное средство обучения. С его помощью делаются необходимые пояснения относительно смысла движений и приемов их выполнения; объясняются задания; задаются вопросы, направляющие поиск выразительных средств, движений; описываются воображаемые (игровые) ситуации; регулируется весь процесс обучения и т.д.

Музыка также является вспомогательным средством обучения. Музыка на занятиях по выразительному движению необходима для создания определенной атмосферы, настроения. Она помогает детям в образном перевоплощении, в поиске выразительных движений. Развитие музыкальности движений не является задачей обучения на занятиях по выразительному движению. Важно лишь соответствие пластического образа музыкальному.

Методика обучения языку движений строится по принципу поэтапного освоения того или иного выразительного движения, жеста. Сначала взрослый объясняет игровую ситуацию и спрашивает, какими движениями можно ее передать. Ребенок сам или с помощью взрослого пытается найти возможное выразительное средство. В игровом упражнении отрабатывается выразительность исполнения этого движения. Ребенок выполняет жест (движение) вместе со взрослым, проговаривая определенные слова, раскрывающие значение этого жеста, или сопровождает его подражанием голосу изображаемого персонажа, причем интонация должна быть выразительной. Это помогает лучше усвоить значение жеста. Интонация голоса, воспроизводимая ребенком, как бы «изнутри» сообщает ему пластику, которая соответствует заданному характеру. Можно предложить детям выполнить упражнение под музыку.

Далее взрослый, придумывая разные игровые ситуации, предлагает
ребенку выполнить варианты изучаемого жеста (движения) в соответствии с тем или иным образным содержанием. .

При помощи жестов, движений дети учатся вести своеобразный «диалог». Сначала партнером ребенка в таком упражнении может выступать взрослый (или кукла в его руках). Позже дети учатся общаться друг с другом при помощи жестов. При этом важно, чтобы партнеры смотрели друг на друга, а их мимика и пластика передавали заданный характер.

Наконец, ребенку предлагается импровизировать на заданную тему. Он придумывает и исполняет небольшой этюд, и здесь изучаемые движения могут быть изменены, усложнены. Если подобрана музыкальная запись, можно дать ребенку послушать ее, а затем предложить воплотить заданный образ в движениях под музыку.

В обучении языку движений дошкольников разных возрастов есть своя специфика. В силу возрастных особенностей малыш не в состоянии представить себя в образе какого-нибудь персонажа. Выразительность его движений поверхностна, поэтому установка на выразительность движения, голосовых интонаций задается взрослым. Но не стоит добиваться от ребенка качества исполнения.

У средних дошкольников появляется способность к образному перевоплощению. С ними уже можно начинать целенаправленную работу над развитием выразительности движений и качества исполнения. Дети учатся передавать характерные особенности пластики разных персонажей. Здесь, наряду с выразительным показом движений, начинает использоваться их простейший словесный анализ и объяснение приемов пластического воплощения образа.

В отличие от четырехлетних детей, старшие дошкольники могут лучше управлять своим вниманием, контролировать движение. Это позволяет более детально работать над развитием выразительности образного взаимодействия и перевоплощения. С детьми шести-семи лет можно ставить развернутые сюжеты, сказки.

Несколько слов об организации и проведении занятий. Следует заранее определить место, где будет проходить занятие. Необходимо освободить достаточно места, чтобы детям не было тесно во время движения и не возникало опасности травматизма.

Очень важно, чтобы занятия проходили в доброжелательной атмосфере, и взрослый был искренне заинтересован тем, чему он учит детей, во что с ними играет. Эффект обучения зависит и от того, насколько сам педагог выразителен в движении. Но его артистизм и умение «заразить» детей игровым настроением в процессе обучения обязательно должны дополняться умением видеть и поощрять их малейшие самостоятельные находки. Следует помнить, что количество заданий не гарантирует быстрого успеха. Стройте занятия, исходя из индивидуальных возможностей ребенка, а если ему требуется помощь, оказывайте ее как бы исподволь. Это укрепит уверенность ребенка в себе, будет способствовать его творческому развитию.

Может показаться, что все необходимое для образно-пластического творчества уже есть, остается только побуждать к этому. Однако выполняя творческие задания, дети как будто совершенно теряют свою способность «говорить» движениями и оказываются беспомощными, «косноязычными», маловыразительными. В чем же дело?

Оказывается, что в повседневном общении дети (как в большинстве случаев и взрослые) пользуются языком движений непроизвольно, бессознательно. А для решения творческих задач необходимо уметь применять его осмысленно, произвольно. Научиться этому ребенок может только в результате специально организованного, целенаправленного обучения языку выразительных движений.

В процессе обучения взрослый помогает детям увидеть, что каждое движение — это средство выражения того или иного образно-эмоционального смысла. Причем лучше, если взрослый не только показывает детям готовые движения, но и предлагает им самим искать средства для данного образа путем изменения, варьирования известных элементов и конструирования из них новых пластических форм. Освоение ребенком языка движений как живой системы (подобно тому, как он экспериментирует со словом в своем словотворчестве). Благодаря этому, с одной стороны, дошкольник учится действиям, с помощью которых осуществляется творчество (изменение, варьирование, комбинирование). С другой стороны, значительно обогащается его репертуар выразительных движений, эмоционально-пластический опыт, т. е. создается «материальная база» для творчества. На основании сказанного можно утверждать, что обучение языку выразительных движений является необходимым средством развития у дошкольников образно-пластического творчества.

Опыт показал, что такое обучение развивает у детей и общительность. В результате знакомства с языком движений ребенок учится более точно понимать эмоциональные состояния, настроения других людей. Он учится приемам невербального общения с детьми и взрослыми, овладевает социально-приемлемыми способами выражения своих настроений, желаний, это помогает ему быть понятным для окружающих и для самого себя. Эффективность такого обучения особенно заметна на примере замкнутых, застенчивых, малоэмоциональных детей. То, как они постепенно «раскрываются», становятся все более естественными в своем поведении, эмоционально и пластически свободными, общительными, убеждает лучше всяких словесных доводов в важности обучения языку выразительных движений. Как же проводить обучение?

В условиях детского сада лучше делать это на специальных занятиях по выразительному движению (примерно один раз в неделю). Важно закреплять и использовать освоенный материал в повседневной жизни детей: в играх, общении с окружающими. Эту работу выполняет воспитатель.

Дети осваивают язык движений, решая задачи на образное перевоплощение и взаимодействие. Это значит, что ребенку предлагается показывать (изображать в движениях) некоторые сюжетные сценки, в которых он, исполняя роль какого-либо персонажа, взаимодействует с другими персонажами. Создается своеобразная игровая ситуация; это помогает малышу более или менее самостоятельно искать и находить (с опорой на свой опыт) выразительные средства (пластика, мимика, жесты) для передачи характера персонажа, его настроения, взаимоотношений с другими действующими лицами. Важно, чтобы найденные движения не были «единственным решением». Пусть ребенок пытается придумывать варианты. Обучение, организованное как поиск, делает освоение языка движений более активным, более осмысленным и, следовательно, более эффективным.

Когда ребенок понимает эмоционально-образный смысл движений, он исполняет их более выразительно (пластично, раскованно). Стремление достоверно воплотить образ помогает малышу произвольно управлять своим телом, подчиняя его определенной двигательной задаче. Многократное повторение движений с некоторыми изменениями развивает гибкие двигательные навыки. Игровая форма упражнений поддерживает устойчивый интерес к их выполнению. Постоянный эмоционально-положительный фон обучения тоже способствует более прочному усвоению изучаемого материала.

В процессе обучения используются, во взаимодействии друг с другом, три выразительных языка.

Движение — основной предмет изучения, главное средство воплощения образов и развития пластического творчества.

Слово — вспомогательное средство обучения. С его помощью делаются необходимые пояснения относительно смысла движений и приемов их выполнения; объясняются задания; задаются вопросы, направляющие поиск выразительных средств, движений; описываются воображаемые (игровые) ситуации; регулируется весь процесс обучения и т.д.

Музыка также является вспомогательным средством обучения. Музыка на занятиях по выразительному движению необходима для создания определенной атмосферы, настроения. Она помогает детям в образном перевоплощении, в поиске выразительных движений. Развитие музыкальности движений не является задачей обучения на занятиях по выразительному движению. Важно лишь соответствие пластического образа музыкальному.

Методика обучения языку движений строится по принципу поэтапного освоения того или иного выразительного движения, жеста. Сначала взрослый объясняет игровую ситуацию и спрашивает, какими движениями можно ее передать. Ребенок сам или с помощью взрослого пытается найти возможное выразительное средство. В игровом упражнении отрабатывается выразительность исполнения этого движения. Ребенок выполняет жест (движение) вместе со взрослым, проговаривая определенные слова, раскрывающие значение этого жеста, или сопровождает его подражанием голосу изображаемого персонажа, причем интонация должна быть выразительной. Это помогает лучше усвоить значение жеста. Интонация голоса, воспроизводимая ребенком, как бы «изнутри» сообщает ему пластику, которая соответствует заданному характеру. Можно предложить детям выполнить упражнение под музыку.

Далее взрослый, придумывая разные игровые ситуации, предлагает
ребенку выполнить варианты изучаемого жеста (движения) в соответствии с тем или иным образным содержанием. .

При помощи жестов, движений дети учатся вести своеобразный «диалог». Сначала партнером ребенка в таком упражнении может выступать взрослый (или кукла в его руках). Позже дети учатся общаться друг с другом при помощи жестов. При этом важно, чтобы партнеры смотрели друг на друга, а их мимика и пластика передавали заданный характер.

Наконец, ребенку предлагается импровизировать на заданную тему. Он придумывает и исполняет небольшой этюд, и здесь изучаемые движения могут быть изменены, усложнены. Если подобрана музыкальная запись, можно дать ребенку послушать ее, а затем предложить воплотить заданный образ в движениях под музыку.

В обучении языку движений дошкольников разных возрастов есть своя специфика. В силу возрастных особенностей малыш не в состоянии представить себя в образе какого-нибудь персонажа. Выразительность его движений поверхностна, поэтому установка на выразительность движения, голосовых интонаций задается взрослым. Но не стоит добиваться от ребенка качества исполнения.

У средних дошкольников появляется способность к образному перевоплощению. С ними уже можно начинать целенаправленную работу над развитием выразительности движений и качества исполнения. Дети учатся передавать характерные особенности пластики разных персонажей. Здесь, наряду с выразительным показом движений, начинает использоваться их простейший словесный анализ и объяснение приемов пластического воплощения образа.

В отличие от четырехлетних детей, старшие дошкольники могут лучше управлять своим вниманием, контролировать движение. Это позволяет более детально работать над развитием выразительности образного взаимодействия и перевоплощения. С детьми шести-семи лет можно ставить развернутые сюжеты, сказки.

Несколько слов об организации и проведении занятий. Следует заранее определить место, где будет проходить занятие. Необходимо освободить достаточно места, чтобы детям не было тесно во время движения и не возникало опасности травматизма.

Очень важно, чтобы занятия проходили в доброжелательной атмосфере, и взрослый был искренне заинтересован тем, чему он учит детей, во что с ними играет. Эффект обучения зависит и от того, насколько сам педагог выразителен в движении. Но его артистизм и умение «заразить» детей игровым настроением в процессе обучения обязательно должны дополняться умением видеть и поощрять их малейшие самостоятельные находки. Следует помнить, что количество заданий не гарантирует быстрого успеха. Стройте занятия, исходя из индивидуальных возможностей ребенка, а если ему требуется помощь, оказывайте ее как бы исподволь. Это укрепит уверенность ребенка в себе, будет способствовать его творческому развитию.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!