СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разряды наречий по значению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разряды наречий по значению»

Урок № 57. Разряды наречий по значению

Цели урока: формирование умения находить в тексте наречия и определять их значение, определение роли наречий как средства более точного и образного выражения мысли, знать слова категории состояния.

Класс: 7

Учитель: Цымбалюк Т.А.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

Давайте поприветствуем, друг друга и подарим свои улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало.

Мотивация. СЛАЙД 1

  • На уроке работай…

  • Упражнения выполняй…

  • Читай…

  • Объяснения учителя слушай…

  • Пиши всегда…

  • Домашнее задание готовь…


II. Актуализация знаний

1) Проблемный вопрос. СЛАЙД 2

Мне было весело. Мы весело играли.

- Чем отличаются выделенные слова?

- О какой части речи будем сегодня говорить? Какая цель урока?


2) Проверка домашнего задания

Упражнение 202


3) ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ

  • К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие? (к самостоятельным)

  • Что наречие обозначает? (признак действия, признак другого признака)

  • Вопросы? (Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? И др.)

  • Главный морфологический признак? (неизменяемость)

  • Каким словам чаще всего примыкает наречие? (к глаголу)

  • Синтаксическая роль? (обстоятельство)


4) Работа с предложениями. СЛАЙД 3

- Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?

В дали голубой замелькал парус.

Вдали послышался шум.


В начале лета было жарко.

Вначале разговор не клеился.


С начала весны установилась солнечная  погода.

Сначала надо выучить правило.


Я шел на встречу с писателем.

Я шел навстречу ветру.

- Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов?

- Как называются слова одинаково звучащие, но разные по значению? (омонимы)   


5) Послушайте стихотворение и подсчитайте, сколько наречий употреблено в тексте (13 наречий)

Не заслуга быть белым,

Не достоинство – русым,

Очень трудно быть смелым,

Очень просто быть трусом.

Кто не предал России

Ради собственной славы,

Знает: трудно быть смелым,

Знает: просто быть слабым.

Знает: трудно жить крупно,

Проще – жить осторожно.

Добрым – сложно и трудно,

А недобрым – несложно.


III. Введение в тему. Целеполагание


IV. Работа над темой урока

1) Исследовательская работа. Актуализация нового материала

- По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.

(Учащиеся работают с таблицей. Они самостоятельно формулируют вопросы к наречиям, представленным в третьем столбике, записывают их и пробуют догадаться, к какому разряду могут относиться эти наречия).

Разряд

Вопросы

Примеры

Наречия места

Где? Куда? Откуда?

Внизу, направо, издалека

Наречия времени

Когда? Как долго?

Утром, допоздна, завтра

Наречия причины

Почему? По какой причине? Отчего?

Сгоряча, впопыхах, сослепу

Наречия цели

Зачем? С какой целью? Для чего?

Назло, нарочно, специально

Наречия образа действия

Как? Каким образом?

Громко, быстро, шёпотом

Наречия меры и степени

Насколько? В какой степени? Сколько?

Очень, слишком, чересчур


2) Чтение правила на стр. 110

Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак. Ученые лингвисты отмечают, что наречий образа действия и меры  и степени примерно 6 тысяч и их количество активно пополняется. А остальные группы включают чуть более 260 слов и их число почти не растет.

А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.


3) Упражнение 204 (устно)


4) «Это интересно» на стр. 110


5) Физкультминутка. Игра  “Волшебный мячик”. 

- От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и  отвечает на вопрос (ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.

  • Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.

  • Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.

  • Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.

  • Бежать (откуда?) издалека.

  • Бежать (как?) быстро, медленно.

  • Бежать (зачем?) специально.

  • Бежать (почему?) с перепугу, со страха.


6) Упражнение 205 (письменно)

Назло – зачем – цели

Сгоряча – почему – причины

Слишком – в какой мере – меры и степени

Всегда – когда – времени

Издалека – откуда – места

Сейчас – когда – времени

Вполголоса – как – образа действия

Накануне – когда – времени

Нарочно – зачем – цели

Слегка – в какой мере – степени

Сослепу – почему, отчего – причины


7) Работа с пословицами. СЛАЙД 4

Ещё одно творческое задание поможет вам лучше запомнить разряды наречий. У вас на столах есть карточки с русскими пословицами, но в них не хватает слов. Заполните, пожалуйста, карточки в соответствии с заданными вопросами. (проверка результатов индивидуальная и совместная)

  1. На одного сердит, а на другого (как?) косо глядит.

  2. Радости (как долго?) быстро забываются, а печали никогда.

  3. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (когда?) сегодня.

  4.  (где?) Дома и стены помогают.

  5. Едет не скоро, да (как?) споро.

  6. Все (с какой целью?) назло да наперекор, да людям в укор.

  7. На одном полозе (куда?) далеко не уедешь.


8) А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.

Работа в парах.

Фразеологизм

Наречие

Разряд

Положа руку на сердце

честно

Образа действия

У чёрта на куличках

далеко

наречие места

Битый час

долго

наречие времени

Бок о бок

рядом

наречие места

Душа в душу

дружно

наречие образа действия

Кот наплакал

мало

наречие меры и степени

Ни свет ни заря

рано

наречие времени

Рукой подать

близко

наречие места

Черепашьим шагом

медленно

наречие образа действия


Как мы видим, в русском языке возможна замена одного слова другим или целым словосочетанием, что и говорит о богатстве и красоте нашего языка.

Недаром И.С. Тургенев писал: «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»


V. Подведение итогов

Рефлексия. СЛАЙД 5


VI. Домашнее задание

Упражнение 206

По желанию: составить сказку с наречиями


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!