Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. | Формируемые УУД |
I этап. Организационный момент. | Подготовка учащихся к работе, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения цели и темы урока. | Мотивация Слайд 1 Учитель русского языка.- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок – путешествия. Учитель географии- А вот, куда нам с вами предстоит отправиться , мы сейчас и узнаем. Слайд 2 Учитель русского языка.- У вас на столе карточки розового цвета. Выполните задание и вы узнаете, в какой точке Земли мы сегодня окажемся. Учитель географии- Молодцы ребята, сегодня мы с вами на самом деле посетим Африку. Целеполагание Слайд 3 Учитель русского языка.- Запишите тему урока. Обратите внимание на слова Константина Паустовского, которые я взяла в качестве эпиграфа. Кто сможет изменить это высказывание так, чтобы в нём появилась прямая речь? Учитель географии.- Ребята , как вы понимаете эти слова писателя? Учитель русского языка.- Кто сможет сформулировать цель сегодняшнего урока? | Дети настраиваются на работу. Выполняют задание, разгадывают слово АФРИКА( щелчок) -Константин Паустовский говорил : «Познания и странствия неотделимы друг от друга». -«Познания и странствия неотделимы друг от друга»,- считал Константин Паустовский - Когда мы путешествуем , мы узнаем много нового и интересного. Одновременно посетить Африку и познакомиться с разрядами наречий. щелчок | Личностные: осознание необходимости процесса обучения Регулятивные: освоение способов построения и моделирования при решении проблемных учебных ситуаций. Познавательные: осмысление значимости понятия орфограмм для грамотного письма. Коммуникативные: выполнение осознанных речевых действий с использованием предметных терминов |
2 этап. Актуализация знаний | уточнить знания детей о наречии, их отличие от других частей речи; | Учитель русского языка.-Итак, давайте же вспомним, что нам уже известно о наречии. Щелчок. Посмотрите на слайд, с опорой на кластер расскажите в парах друг другу о наречии как части речи ( буквально пол минуты даёшь) Учитель русского языка.- А кто расскажет мне , что ему известно?( спрашиваешь 1 человека) Учитель русского языка.- Щелчок. А теперь синтаксическая пятиминутка. Перед вами поговорка африканского народа. Как вы её понимаете? Учитель русского языка- Да, верно. А кто вспомнит аналогичную русскую пословицу? Учитель русского языка- Перепишите пословицу со слайда, и произведите её синтаксический разбор. А на доске эту работу произведет Петя. Учитель географии.-Что вы знаете о наречии, мы выяснили, а что вам известно об Африке ? Слайд 4 Посмотрите на изображения и составьте письменно предложение об этом материке, не забудьте , что в вашем предложении должно быть наречие. (Эту работу заранее дай детям) Учитель географии.-Кто хочет прочитать своё предложение. Докажите, что в нем есть наречие ( задать вопрос) Бегемота часто почитали как богиню-мать. Баобаб- дерево , растущее корнями вверх Египетские пирамиды отлично сохранились Я повесил африканскую маску наперекор повериям Животный мир саванны очень разнообразен В Сахаре осадки не выпадают иногда по нескольку лет Женщины специально надевают на себя много украшений Кожу на африканский барабан натягивают достаточно сильно. Растительность Сахары очень скудная Черепаха в Сахаре может долго обходиться без воды В Африке немало памятников культурного наследия | дети поворачиваются друг к другу в парах и проверяют друг друга. Не важно как долго ты добираешься к цели, главное, чтобы ты её достиг. Тише едешь, дальше будешь. с опорой на слайд и личный опыт конструируют предложения с наречие зачитывают свои предложения, задают вопросы к наречиям. | Личностные: осознание необходимости процесса обучения Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его Регулятивные: самоопределение к деятельности Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв. |
3Этап. Усвоение новых знаний и способов действий | Знакомство с разрядами наречий по значению | Учитель географии – Ребята, а вы заметили ещё что-то необычное на нашем уроке? Учитель географии- Конечно, кактус- не африканское растение, чаще его встретишь в Америке и Мексике, Щелчок. но всё же в некоторых странах Африки кактусы используются весьма необычным способом. Учитель русского языка- Тем не менее именно кактусы помогут вам сегодня разобраться в новой теме урока. Кто мне напомнит, что мы сегодня должны узнать? Учитель русского языка- Да, верно. Кто из вас внимательный и догадался, сколько существует групп наречий Учитель русского языка- Почему? Учитель русского языка- Слайд 5 Чтобы определить разряд наречий , надо знать их смысл, т.е. понимать, что эти наречия означают. Посмотрите на необычные кактусы на моём слайде. Сейчас мы с вами проведём мини- исследовательскую работу. У вас на столах лежит карта Африки, которую вы уже успели рассмотреть. Переверните карточку другой стороной- перед вами таблица . Изучите эту таблицу- какие группы наречий бывают, на какие вопросы отвечают, что означают. Догадайтесь, какую смысловую группу наречий вы представляете и подберите пример для каждого члена вашей группы. Итак, 1 группа – КОГДАТУСЫ ( вешаешь название на кактус) 2 группа- ГДЕТУСЫ ( вешаешь название на кактус) 3 группа- КАКТУСЫ ( вешаешь название на кактус) 4 группа- ЗАЧЕМТУСЫ ( вешаешь название на кактус) 5 группа- ПОЧЕМУТУСЫ ( вешаешь название на кактус) 6 группа- НАСКОЛЬКОТУСЫ ( вешаешь название на кактус) 4, 5,6- ГРУППЫ – ДЕТИ ПОСИЛЬНЕЕ!!!!!( ОСОБЕННО 6) ФИЗМИНУТКА Учитель географии- Молодцы, ребята, хорошо справились . А теперь давайте передохнём . Вставайте со своих мест. Слайд 6 Под музыку показываем горы- вот такой высоты , реки вот такой ширины- 2 раза Громко говорит- а теперь ускоряемся и добавляем ритм ногами- показываем горы- вот такой высоты , реки вот такой ширины- 2 раза Щелчок. | Да, кактусы у нас на столах. мы должны узнать , какие бывают группы наречий по значению 6 потому что мы поделены на 6 групп. дети изучают таблицу , определяют какую смысловую группу наречий они представляют и подбирают примеры выступления групп ( очень кратко- наша группа – наречия места, потому что эти наречия обозначают место, где происходит действие, примеры-…..) повторяют движения за учителем | Регулятивные: освоение способов построения и моделирования при решении проблемных учебных ситуаций. Познавательные: осмысление значимости употребления глаголов в тексте Коммуникативные: выполнение осознанных речевых действий с использованием предметных Личностные: Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв. Регулятивные: смена видов деятельности |
4 этап. Первичная проверка понимания изученного | Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Учитель географии– а сейчас проверим , насколько вы разобрались в сегодняшней теме урока и заодно расширим наши сведения об Африке. Слайд 7 Учитель русского языка- Изучите сведения об Африке и выпишите все встреченные наречия в тетрадь. Определите разряды наречий. гр.1.- изначально( время), недалеко (место), обычно (время), позднее ( время), потом ( время), поневоле ( причина) гр.2 –ТОЛЬКО И СРЕДИ – НЕ НАРЕЧИЯ!!!но скажи, что позже вы научитесь отличать наречия от других частей речи почти ( мера), слабо ( мера), неглубоко ( образ действия ЭТОЙ ГРУППЕ ПОМОГИ, У НИХ МНОГО ПРЕДЛОГОВ И ТОГО, ЧТО МОЖНО СПУТАТЬ С НАРЕЧИЯМИ гр. 3 – вечно ( время), ныне ( время),постоянно (время), всегда (время), здесь ( место), прекрасно (образ действия), поэтому (причина) гр. 4 - - издавна ( время), хорошо (мера), частично ( мера) вдоль ( место) НАКОНЕЦ _ В ДАННОМ СЛУЧАЕ НЕ НАРЕЧИЕ!!!!! гр. 5- выгодно ( образ действия), очень ( мера),, чрезвычайно ( мера), позднее (время) гр. 6- в тексте нет ни одного наречия ( ПОДСКАЖИ ИМ , ТОЛЬКО НЕ СРАЗУ!!!!) | работают в группах с ЭУ и рабочими материалами, выписывают наречия, определяют их разряд | Познавательные: Ориентироваться в тексте произведения Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; Коммуникативные: Организовывать работу в паре, Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально |
5 этап. Обобщение и систематизация | Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей | Учитель русского языка- Слайд 8 Ребята , наш урок заканчивается, давайте проверим насколько наши знания во время путешествия окрепли. У вас у каждого есть карточка с небольшим текстом. Поработайте с орфограммами и пунктограммами прямо в карточке. Учитель географии- а теперь отдайте свою карточку соседу справа ( первый отдаёт четвертому) и проверьте работу по слайду Щелчок. Учитель русского языка А теперь в той работе, которая у вас оказалась подчеркните наречия и укажите разряд Учитель географии- а теперь отдайте свою карточку соседу справа ( первый отдаёт четвертому) и проверьте работу по слайду Щелчок. Учитель русского языка – Молодцы ребята . Дома вы еще раз потренируетесь в определении разрядов наречий, но думаю , что трудности у вас не возникнут. Запишите домашнее задание. Щелчок. | вставляют пропущенные буквы и знаки препинания проверяют друг друга находят наречия, определяют разряд проверяют друг друга записывают задание | Познавательные: Ориентироваться в тексте произведения Анализировать произведение с целью определения эмоционального характера произведения Коммуникативные: Организовывать работу в паре, Регулятивные: Принимать и выполнять поставленную учебную задачу |
6 этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Рефлексия эмоционального состояния | Учитель географии Вот и закончилась наше путешествие. Обогатились ли вы знаниями? Учитель русского языка Как вы считаете, где вы сегодня побывали? Слайд 9Может сегодняшний урок стал для вас островом воодушевления, а может быть бермудским треугольником. Возьмите кораблики , которые лежат на вашем столе , и прикрепите их на тот остров , где вы , сейчас находитесь в зависимости от вашего эмоционального состояния ( не все , а то будет столпотворение, включаешь музыку Щелчок., а потом , как все сядут опять Щелчок.) Учителя . Урок окончен. Спасибо за внимание | Да | коммуникативные: рефлексия деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. |