СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка заданий на естественнонаучную грамотность

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка заданий на естественнонаучную грамотность»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательное средняя школа









Задания по биологии

направленные на формирование

естественнонаучной грамотности















Учитель биологии и географии

Хасанова А.А.























АБЗАНОВО -2021




I. Задания на формирование компетенции: научное объяснение явлений

Задание 1. научно объяснять явления

В зоологии часто встречается термин «гермафродитизм». Он обычен не только у беспозвоночных (червей, моллюсков), но и у многих рыб. Укажите преимущества гермафродитизма и условия, в которых это свойство особенно выгодно.

Задание 2. научно объяснять явления

Изучите рисунок отражающий цикл развития печеночного сосальщика.

Объясните, почему нельзя есть щавель, дикий лук, растущий вблизи водоема.


Задание 3 научно объяснять явления

В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?

Задание 4. интерпретировать научную информацию

Задание на исключение не правильных утверждений.

(Укажите правильные утверждения знаком “+”:

1. Плоским червям присуща радиальная симметрия.
2. Паренхима в теле плоских червей служит для запаса питательных веществ.
3. Для плоских червей характерна дыхательная система.
4. Органы чувств характерны для паразитических плоских червей.
5. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.
6. У паразитических плоских червей не развита пищеварительная система.
7. Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям.
8. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой.






Задание 5. интерпретировать научную информацию

  Задание на сопоставление

Установите соответствие между характеристиками и типами беспозвоночных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ

А) полость тела выстлана клетками

Б) имеется сквозная пищеварительная система 1)Плоские черви

В) кишечник разветвлённый 2)Кольчатые черви

Г) имеется три группы мышц

Д) пространство между органами заполнено паренхимой

Е) все особи являются гермафродитами


Задание 6. интерпретировать научную информацию

Задание на множественный выбор

Выберите три верных ответа из шести. Для паразитических червей характерно

1.Слабое развитие органов чувств

2.Членистость тела

3.Раздельнополость

4.Сложные циклы развития со сменой хозяев

5.Нервная система лестничного типа

6.Высокая плодовитость


Задание 7 интерпретировать научную информацию


Паразитические черви

 

Плоские черви — древняя группа животных. Среди них встречаются как свободноживущие, так и паразитические формы. К свободноживущим относится планария, а к паразитическим — сосальщики и цепни. У свободно-живущих червей есть органы чувств — светочувствительные глазки, органы равновесия и осязания. У паразитических специализированные органы чувств отсутствуют. Однако они имеют характерные приспособления для своего образа жизни — крючки, присоски, развитие со сменой хозяев.

Среди паразитических червей наиболее распространены печёночный сосальщик и бычий цепень. Печёночный сосальщик относится к классу Сосальщики. В своём развитии он проходит несколько стадий. Из яйца, попавшего в воду, развивается личинка с ресничками. Она попадает в организм улитки — малого прудовика, которая является промежуточным хозяином червя. Там происходит её превращение в хвостатую личинку. Хвостатые личинки прикрепляются к растениям и превращаются в цисты. Овцы, козы, коровы проглатывают цисты сосальщика и становятся окончательными хозяевами паразита, в организме которых развиваются и размножаются взрослые черви.

Бычий цепень относится к классу Ленточные черви. Паразитирует цепень в кишечнике человека, который является его окончательным хозяином. Червь состоит из множества члеников, заполненных яйцами, с развивающимися зародышами. Яйца попадают во внешнюю среду, а оттуда в организмы коров, пасущихся на лугах. Корова — промежуточный хозяин бычьего цепня. В её организме из яиц развиваются шестикрючные личинки, которые с током крови проникают в мышцы, где превращаются в финны. Употребляя в пищу плохо прожаренное мясо, человек заражается бычьим цепнем. В его кишечнике из финны развивается червь, через некоторое время вырастающий в длину до нескольких метров и способный к размножению.

Используя содержание текста «Паразитические черви», ответьте на следующие вопросы.

 

1) К какому классу животных относят печёночного сосальщика?

2) Кто является окончательным хозяином бычьего цепня?

3) Какие ещё, кроме указанных в тексте, особенности строения, связанные с паразитическим образом жизни, существуют у плоских червей?

Задание 8 Проводить учебное исследование

1. Провести опыт, проверяющий необходимость наличия воды и воздуха для прорастания семян гороха. Взять три одинаковых стакана и в каждый из них насыпать по 15 семян гороха. Во второй стакан под семена положить влажную тряпочку, а в третьем — залить семена водой. Все стаканы поставить в одно и то же тёплое место. Через некоторое время, проверить в каком стакане семена гороха проросли.

На основании проведенного опыта выберите правильные утверждения.

А) Для прорастания семян свет не является обязательным условием;

Б) Необходимую энергию для прорастания семя получает из воды.

В) Для прорастания семян необходимы только вода.

Г) Семена, полностью покрытые водой, не прорастают, они не получают кислород.

Д) Для прорастания семян необходимы только воздух.

Е) Для прорастания семян обязательным условием является вода и воздух.

Задание 9.  Известно, что вода играет важнейшую роль в жизни растений. Необходимо, проверить одно из значений воды, проведя следующий опыт. Взять растение в горшке, поставить его на штатив, к которому прикрепить колбу, поместив в неё лист растения. Горлышко колбы прикрыть ватой. Штатив с растением поставить на подоконник и несколько дней наблюдать.

Какова цель данного исследования? Испарение воды растением способствует

1) передвижению воды и минеральных веществ

2) образованию органических веществ

3) передвижению органических веществ

4) сохранению растением тепла

5)при испарении воды происходит охлаждение растения;

6) испарение поддерживает непрерывное движение воды по растению.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!