муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А. Лосика
Внеклассное занятие
по русскому языку и окружающему миру
«Почему их так называют?»
4 класс
Учитель: Боровикова Е.В.
Тема: «Почему их так называют?»
Цели:
познакомить с происхождением названий некоторых птиц;
расширять кругозор учащихся;
развивать познавательные способности ребят;
развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом;
развивать коммуникативные способности.
Оборудование для мультимедийной презентации.
Учитель:Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица).
Значит, наше занятие будет посвящено птицам. Каких птиц вы знаете и можете назвать?
А задумывались ли вы над тем, почему у птиц такие названия, откуда они взялись?
Вот и тема занятия: (Слайд 1) «Почему их так называют?». Сегодня вы узнаете о происхождении названий птиц. Мы с вами поговорим об их пользе и охране.
На Земле обитает более восьми тысяч видов птиц, а на территории нашей страны более семисот видов. Они встречаются в любом уголке природы и всегда обращают на себя внимание и громким мелодичным пением, и яркой окраской оперения, и интересным поведением, и своим питанием, и многими другими признаками.
Отгадайте загадку:
Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
Да, это кукушка. Как, по-вашему, за что она получила своё название? (Ответы детей)
Своё название кукушка получила за то, что она кукует. Она сама подсказала людям, как её называть. И это услышали не только русские. (Слайд 2) Во многих странах название этой птицы звучит похоже. У болгар она зовётся «куковица», у чехов – «кукачка», у немцев – «кукук», у французов – «куку», у румын – «кук», в Италии её называют «кукуло», а в Испании – «куко».
Ученик (1): Все эти народы обратили внимание на один и тот же признак – крик кукушки, поэтому и появились такие названия.
(Слайд 3/1)
Оперение кукушек серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конце лета.
Ученик (2): Кукушки единственные из всех птиц, которые подкладывают свои яйца в чужие гнёзда и никогда сами не выкармливают своих птенцов. (Слайд 3/2,3/3)
Кукушки – полезные птицы. Они питаются только насекомыми. Но главная их заслуга в том, что они поедают таких гусениц, которых не едят другие птицы, в том числе майских жуков и мохнатых гусениц. Этим они спасают большие участки леса от опасных вредителей.
Учитель: Если вам приходилось шагать лугом, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: «Чьи вы? Чьи вы?» Как называется эта птица? (Слайд 4 с фонограммой)
Это чибис. Он тоже получил своё название по издаваемым звукам.
Ученик (3): Вот как описывает чибиса писатель-натуралист Александр Сергеевич Барков: « На голове чёрный хохолок. Чибис то поднимает его, то складывает будто веер. Спина у него тёмная. На белых щеках чёрные усы. Грудь белоснежная, а на шее, словно чёрная салфетка подвязана.»
Чибисы прилетают в наши края в конце марта – начале апреля, а улетают в тёплые края в августе, когда на деревьях загорятся первые жёлтые листья.
Чибисы очищают поля от вредителей: жуков, улиток, слизняков. За это их зовут ещё луговиками-санитарами.
Учитель: Внешний вид птицы – цвет оперения, необычный клюв, хвост – тоже может стать признаком, важным при выборе названия. Так были названы некоторые из них.
Снежинка растаяла, капелькой стала. Капля за каплей – ручеёк побежал. Ручеёк к ручейку – и вся зима скатилась в реки, пруды, озёра. И на деревьях не осталось снега. Но что это? Среди голых веток вдруг зелёный листик появился. Да не обычный. С ветки на ветку прыгает. С дерева на дерево перелетает. И во весь голос поёт. Конечно, это не листик, а птица. А зовут эту птичку зеленушка. (Слайд 5) Послушайте, почему.
Ученик (4): Зеленушка – маленькая птичка, ростом с воробья. Пёрышки у неё зеленоватые – как первые листики на дереве. За это и назвали её зеленушкой.
Зеленушка поёт у всех на виду. Песня её чем-то похожа на звон колокольчиков. А гнёздышко строит в густой кроне дерева, поближе к стволу. Это, наверное, для того, чтобы никто не видел и не трогал его, когда появятся птенцы.
(Слайд 6)
Учитель: А это что за птичка с пёстрым, ярким оперением? (Щегол)
Ученик (5): Да, поглядишь на щегла и невольно удивишься6 до чего же красиво нарядила его природа! Пёрышки на щеках белые, на лбу красные, на затылке чёрные. Спинка у птицы коричневая, крылья чёрно-жёлто-белые. Даже когти и клюв разноцветные. Словом, щеголеватый, то есть пёстрый, яркий, нарядный. Отсюда и название – щегол.
Учитель: Ребята, смотрите, смотрите! Что это такое? Кругом светлым-светло, а на зелёном дереве огонёк вспыхнул. (Слайд 7)
Ученик (6): Да нет, это не огонёк. Это ярко-красный хвостик птички горихвостки мелькнул. Она и названа так за свой интересный хвост. Он у неё красного цвета, всё время подрагивает, поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.
Ученик (7): Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом.
Это птичка-невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
(Е. Ильин)
Учитель: Ребята, а это что за птица? (Слайд 8) (Это рябчик) Почему его так назвали?
Рябчик значит рябой. Такая рябая окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. Послушайте, что пишет о рябчике писатель-натуралист Виталий Валентинович Бианки.
Ученик (8): «У него перо-невидимка, самого защитного в лесу цвета – пёстрого. Всё в серых, да чёрных, да рыжих рябинках. В лесу-то ведь кругом в глазах так и пестреет. Рябчик умеет так спрятаться и затаиться в лесу, что в двух шагах пройдёшь – не заметишь. Отсюда и пошло его название – рябчик, рябой.»
Кормятся рябчики семенами деревьев, ягодами на болоте. Живут они по берегам рек, вблизи лесных родников. Птицы любят места, где они родились, и не покидают их.
Учитель: Ребята, послушайте стихотворение Елены Трутневой и скажите, о какой птичке оно написано.
В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.
(Слайд 9)
Ученик (9): У этой птички два имени – зарянка и малиновка. Малиновкой её прозвали за яркую малиновую грудку. Зарянкой потому, что именно на утренней и вечерней зорьках, когда солнце ещё не встало или уже село, особенно громко слышится её звонкая щебечущая трель, как серебряные колокольчики.
Гнездится она на земле, под корнями деревьев, или в кустах. Питаются зарянки насекомыми, которых собирают на земле, поэтому они хорошо бегают.
Учитель: Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
«Клё! Клё! Клё!» – поёт со свистом?
Да, это клёст. Почему его так назвали? (Слайд 10)
Ученик (10): Название птицы «клёст» произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест накрест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и назвали клестом.
Учитель: Самая примечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми были прибиты руки и ноги Христа. Но это оказалось им не под силу, и кончик клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут «христовыми птицами».
Ученик (11): Птенцы у клестов чаще бывают зимой. Это связано с едой. Клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой их много. Малыши клесты не замёрзнут: родители их прокормят и обогреют в гнёздах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев.
За то, что клюв у них крестообразный, а птенцы выводятся зимой, в народе их называют «святыми птицами».
Учитель: Некоторые птицы получили своё название в соответствии с тем, чем они питаются.
Вот на ветке дерева или крыше сарая сидит маленькая птичка, слегка подрагивая крылышками. Вдруг сорвалась с места, ринулась вперёд, повисла на мгновение в воздухе и снова уселась на место. Прошло немного времени, всё повторилось сначала. И так весь день. (Слайд 11)
Ученик (12): А какая она нарядная! Головка, спинка и хвост у неё чёрные. На грудке белый фартучек. На крыльях белоснежные крапины. А главное, она так здорово ловит бабочек, комаров, жуков, но больше всего мух. Поэтому учёные её так и величают – мухоловка-пеструшка.
Мухоловка птичка небольшая, но аппетит у неё отличный. Да ещё птенцы. Их у мухоловки бывает от 6 до 10 штук, поэтому во время выкармливания птички-родители прилетают к гнезду до 500 раз в день.
Учитель: Как вы думаете, может послужить основой для названия птицы место, где она живёт? (Ответы детей)
Камышовка всю свою жизнь проводит в камышах, и прилетает только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. (Слайд 12)
Имя птицы может зависеть и от её характера. Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай, – будто кошке на хвост наступили. И так интересно посмотреть на этого музыканта.
Ученик (13): Однако сделать это нелегко: «музыкант» всегда прячется в густой листве. Даже с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже во всю шумит листва, и улетают всегда раньше, пока не опали листья.
Но когда познакомишься с певцом, поймёшь, почему ему нужна густая листва. Уж очень у него яркое и заметное оперение: жёлто-золотистые грудь, головка и спинка, а крылья и хвост – бархатно-чёрные. Это иволга. (Слайд 13 с фонограммой)
Ученик (14): Слово «иволга» в переводе на русский язык означает «неясный характер». Из-за своего «неясного характера» она может издавать и красивые, и неприятные звуки. Недаром иволгу зовут «лесной флейтой» и «лесной кошкой».
Иволга одна из самых красивых птиц и лучших певуний наших лесов. Поедая множество вредных насекомых, иволга приносит природе большую пользу.
Учитель: Важным для выбора птичьего имени может оказаться и время года. (Слайд 14) Посмотрите на эту птичку. Это зяблик.
Ученик (15): Странное у этой птицы имя – зяблик. По названию, похоже, что птица боится холода, всё время зябнет. А на самом деле наоборот.
Прилетает зяблик ранней весной, когда на полях ещё лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время. За это и назвали её зябликом.
Ученик (16): Окраска у зяблика яркая: грудка красноватая, клюв и шапочка голубые, спинка коричневая, а к хвосту зеленоватая, на крыльях белые пятна. Кормится зяблик на земле разными семенами, а гнездо строит на дереве.
Зяблик, прилетев на свою родину, будит своей песенкой ранней весной леса. И с этого момента голосок птицы звучит почти без перерыва до конца лета.
Учитель: Ребята, подведём итог. Названия птиц появились не случайно. Давайте вспомним те признаки, которые послужили основой для названия птиц, о которых мы сегодня говорили.
Для кукушки и чибиса?
Для зеленушки, щегла, горихвостки, рябчика, малиновки?
Для клеста?
Для мухоловки?
Для камышовки?
Для иволги?
Для зяблика?
Итак, названия птиц произошли от какого-то определённого признака, присущего только этой птице.
Загадки
Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик.
Он деревья лечит,
Постучит – и легче. (Дятел) (Слайд 15/1)
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит.
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. (Жаворонок) (Слайд 15/2)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей) (Слайд 15/3)
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь) (Слайд 15/4)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет
И всё же голос свой имеет. (Скворец) (Слайд 15/5)
Ученик (17): Птичьи песни
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов,
Я знаю всё, о чём поют
Щегол и реполов.
Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!
Ты в наши гнёзда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек тёплых не бери,
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат».
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят –
Они и там, и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет.
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!»
И мы не будем разорять! –
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.
(Зоя Александрова)
Список литературы:
Н. Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах»
А. Барков «На ранней зорьке»
Энциклопедия для детей «Я познаю мир»
Н. Леденцов «Ласточкин дом»
Ю. Дмитриев и др. «Книга природы»
Энциклопедия для детей. Том 2 «Биология»
Ю. Дмитриев «Соседи по планете»
Б. Запартович и др. «С любовью к природе»
К. Шпястный «Певчие птицы»