СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия по истории "Я- гражданин России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия по истории "Я-гражданин России"

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия по истории "Я- гражданин России"»

Внеклассное мероприятие «Я – гражданин России»


Автор: Нугаев М.М ,учитель истории и обществознания

Возраст детей:13 лет (7 класс)

Цели и задачи:

-ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России;

  1. -воспитывать чувство гордости за свою страну.

  2. -определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”;

  3. -затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”;

  4. -формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;

  5. -воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности;

  6. -раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия;

Форма:

Коллективное творческое дело, работа в группах.

Технологии:

-личностно-ориентированная технология,

-информационно-коммуникативные технологии.

Оформление:

  1. Школьная доска с темой урока;

  2. Презентация к уроку;

  3. Раздаточный материал;

  4. Приложения.

.

Ход занятия


На экране проектора расположен слайд- эпиграф к уроку:

«А что такое гражданин?

Отечества достойный сын»


Н.А.Некрасов.


Вступительное слово учителя:


Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!


Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное


Учитель: Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.

Ученики: Я - гражданин…

Учитель: Что интересного заметили?

Ученики: Пропущенное слово.

Учитель: Попробуйте догадаться, какое слово пропущено.

Ученики:…России.

Учитель: Тема нашего классного часа « Я- гражданин России»

Учитель: Дети, а с чего для вас начинается Родина?

( Ответы детей ). Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

 

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

 

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

 

Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина? (ответы учащихся).

- Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина.

 

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это, то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Как называется то место, где вы родились и выросли?

(ответы учащихся).

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.

 Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

 Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

 

Все мы с вами живем в большой стране – Россия (это наша Родина).

Учитель: Россия - самая большая в мире страна. В России много самого-самого. Среди более чем тысячи городов есть города - миллионники. Какие?

Ученики: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург.

Учитель: Есть реки – большие, многоводные?

Ученики: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга.

Учитель: Это 5 из 22 главных рек земного шара. Если говорить об озерах, самое большое?

Ученики: Каспийское.

Учитель: А самое глубокое?

Ученики: Байкал.

В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо.

Родина-это очень много. Со словом «родина» тесно связано слово «отчизна», «отечество». Это самое святое, что есть в жизни каждого человека. Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья - это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства.


Игра «Учитель: Ребята, вы являетесь юными гражданами России. На уроках обществознания мы уже с вами познакомились с понятиями «Гражданин, общество, государство». Я вам предлагаю сыграть в игру «Что я знаю о гражданине, обществе, государстве» Для этого вам надо разделиться на две команды, выбрать капитана команды, придумать название команды. Оценивать выступление команд будет жюри (представляются члены жюри)

Команды занимают свои места. Итак, мы начинаем!

 1.Конкурс «Символы государства»

«Государственный флаг» : командам выдаётся набор полосок цветной бумаги. Необходимо сложить из них государственный флаг России и Республики Татарстан. Время на выполнение - 2 минуты. За правильный ответ 2 балла

«Государственный гимн»: командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по одной строчке первого куплета и припева Государственного гимна РФ и РТ. Необходимо сложить эти строчки, чтобы получился куплет и припев гимна РФ и РТ. Время выполнения задания – 3 минуты. За правильный ответ -3 балла. (включается фонограмма и команды исполняют по одному куплету Государственного гимна РФ и РТ.)

«Государственный герб»: команды получают изображение Государственного герба России и Республики Татарстан. Необходимо найти на каждом из них по три ошибки. На работу отводится пять минут. За правильное выполнение задания команды получают 3 балла.


Подумайте и напишите на листках кто такой гражданин.


Сегодня мы выясним, что значит быть гражданином.

- Ребёнок родился! И теперь малышу необходимо не только тепло,

забота. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны.

Для этого нужен документ, подтверждающий, что родился гражданин.

-Может вы знаете, как он называется?( Свидетельство о рождении) (демонстрация на слайде)

-Какой документ получат позже? (Паспорт) (демонстрация на слайде)

-Граждане, достигшие 14 –летнего возраста и проживающие на территории Российского государства обязаны его получить.

-Могу ли я к вам обратиться: Граждане России?

-Какие ассоциации у вас со словом Россия? Давайте их назовём на каждую букву этого слова.

Послушайте легенду:

-Давным – давно, было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: воровать, убивать, оскорблять. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было грабить, убивать, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! Государство Можно пришло в упадок. Тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, и все были счастливы.

Почему?- Как называется документ, где записаны законы государства? Вам необходимо собрать рассыпанные буквы. (ЯЦИУТИОКСТН) - конститу


Учитель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам отразить на листах ваши представления о гражданине, о тех качествах, которыми он должен обладать.


( Работа учащихся в группах. На подготовленных листах они пишут качества, которыми должен обладать гражданин. Затем, представитель каждой группы зачитывает, что получилось и обсуждают вместе с учителем).

: Командам предстоит выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Время на выполнение – 15 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл. Итак, внимательно слушаем и быстро отвечаем.

1. Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)

2. Когда была принята Конституция РТ? (6 ноября 1992 г.)

3. Как называется парламент РФ (Федеральное собрание)

4. Как называется парламент РТ (Государственный Совет)

5. Назовите палаты Федерального Собрания РФ (Государственная Дума и Совет Федерации)

Учитель: - Конституция - в переводе с латинского языка обозначает «установление». Конституция – Это основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, прав и обязанности граждан

- Как вы думаете, какие права имеют граждане нашей страны?

-Давайте с некоторыми познакомимся, и вы их попытаетесь объяснить:

Демонстрация на слайде

1. Право на жизнь.

2. Право на свободу.

3. Право на личную неприкосновенность.

4. Право на труд.

5. Право на отдых.

6. Право на свободу слова.

7. Право на образование.

8. Право на медицинское обслуживание.

Учитель: В 18 лет у вас появится ещё одно гражданское право, Вы сможете голосовать и избираться в органы государственной власти. Может кто-нибудь из вас станет депутатом или мэром.

-Почему у граждан нашей страны есть не только права, но и обязанности?

-Какие обязанности на ваш взгляд должен выполнять гражданин?

-Давайте с некоторыми из них познакомимся:

1.Соблюдать Конституцию и законы России.

2.Уважать права и свободу других людей.

3. Защищать Отечество.

4. Платить налоги.

5.Заботиться о детях, их воспитании.

6.Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Учитель: Посмотрите на слайд (демонстрация на слайде портрета президента РФ В.В.Путина)

Сингапурская структура « SEE-THINK- WONDER»

Инструктаж структуры:

1)Посмотрите на слайд, что вы видите? Обсудите в своей группе.

2)Обсуди в группе, что ты думаешь об этом, какие чувства возникают у тебя?

3)Что бы ты хотел узнать? Обсудите в группе.

Опрос групп. Обсуждение.

Учитель: Как называется человек, который правит страной?

(президент). На какой срок он избирается?

- Им может быть гражданин Р. Ф. не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Р. Ф. не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более 2-х сроков подряд.

- Кто является президентом нашей страны?(В.В.Путин )

Конкурс « Обращение к президенту»

-В нескольких предложения выразите президенту свои просьбы и предложения. Перед вами лежит микрофон.

Учитель: Ребята, вот и закончилась наша игра. Я надеюсь, что она для вас была полезной и познавательной. Я благодарю вас за активное участие. (Жюри подводит итоги)



Учитель: Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности.


Беседа о ценностях человека


Учитель: Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

Ответы детей.

(Учитель прикрепляет на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)




Учитель:У каждой страны есть свои символы. Что относится к государственным символам любой страны?( К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн.)


ЯНСТИЦУТИО (конституция) (Слайд на экране).



Учитель: В Конституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право?

Ученики: Здоровье, свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование.

Учитель: А сейчас чуть отдохнем - я предлагаю разобрать конституцию в сказках:

1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?

(Лягушка-путешественница, Старик-Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).

2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).

3. у какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш.Перро).

Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?

(Ответы детей)

-А какова ваша главная обязанность?

Ученики: Хорошо учиться.

Учитель: А для чего вам нужна учеба на данный момент?

Ученики: Для того, чтобы получить в будущем среднее специальное и высшее образование. А потом работать на той работе, которая приносит пользу нам и нашему государству.

Учитель: А мы продолжаем наш разговор о государственных символах .Поговорим о гербах. История гербов уходит своими корнями в глубь столетий. Издревле наследники княжеских династий получали вместе с престолом свой родовой знак, который был запечатлен на перстне, зеркальце или даже на домашней утвари. Эти нехитрые родовые знаки и стали основоположниками геральдики-науки об изучении гербов. А вот вместо флага много веков назад люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это СТЯГОМ. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, деревни.

-Наш класс это тоже наше маленькое государство. Я вам предлагаю придумать герб и флаг своего класса


Работа в группах. Одна группа придумывает герб класса, другая - флаг


Защита работ групп

Учитель: Теперь поговорим о гимне.

Учитель: Слово «ГИМН» образовано от греческого «ГИМНОС», что означает «вдохновение, торжественная песня». А в каких случаях используется гимн?

Ученики: Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, при вручении наград, при официальных встречах.

Учитель: Музыкальной основой гимна РФ стал государственный гимн СССР, созданный муз. А.Александровым на слова Михалкова в 1943г., новый утвержден Указом Президента 30 декабря 2000 года.


Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный классный час. Вы все помните сказку В.Катаева о девочке Жене, которой старушка подарила цветик - семицветик, исполняющий желания. Давайте представим, что такой цветочек есть у вас. Я предлагаю распределить ваши желания на 3 группы: для себя, для близких людей, для страны.

Ученики записывают свои желания, затем сдают.


- Пока все ваши желания мы зачитывать не станем, а поместим их в капсулу на хранение и прочтем их только через 5 лет, в 11 классе, надеюсь будет интересно.



Подведение итогов


Учитель: Молодцы! Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатство. Будьте достойны нашей великой страны.





8





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!