СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Творческий проект"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по технологии в 8 классе по теме "Творческий проект"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Творческий проект"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Преображенка






Разработка урока технологии в 8 классе


Творческий проект










Составила:

Маркова С.Н., учитель технологии

















2021-2022 учебный год

Цель урока: Ознакомление учащихся с проектной деятельностью

Задачи урока:

Образовательные:

  1. ознакомить учащихся с творческим проектом, последовательностью выполнения творческого проекта;

  2. способствовать пониманию учащимися последовательности работы над выбором темы проекта (усвоить ее алгоритм);

  3. научить учащихся выбирать объект для проектирования.


Дидактическая:

  1. уметь применять теоретический материал при выполнении практической работы.

Развивающая:

  1. развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус, развивать потребность пополнять свои знания.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес, ответственность за свой выбор;

  2. воспитывать умение отстаивать свое мнение.

Диагностическая:

  1. оценивать свои возможности;

  2. уметь выбирать объект для работы.


Планируемые результаты

У обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение к проектной деятельности и к обучению

- Эстетические чувства

Регулятивные. Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу

- действовать по плану и планировать свои действия

- адекватно оценивать свои достижения

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы

Познавательные:

- осознавать познавательную информацию

- структурировать информацию


Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

- осуществлять совместную деятельность.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, словари, энциклопедии, ноутбуки для учащихся для прохождения онлайн-теста, кружочки из цветной бумаги, карандаши, фломастеры, раздаточный материал (алгоритм этапов проекта), проекты учащихся, помпоны разных цветов и размеров, листы с силуэтами девушек,


ХОД УРОКА

  1. Орг.момент

Здравствуйте! Не садитесь пока, пожалуйста. Давайте попробуем с вами обернуться и обернуться так, чтобы зафиксировать самую дальнюю точку, до которой вы можете дотянуться взглядом. Попробуйте. Какая самая-самая дальняя точка - запомнили эту точку. Повернитесь обратно.

Молодцы, получилось очень хорошо. А сейчас попробуйте еще сильнее повернуться, посмотрите, получиться ли у вас дальше взгляд свой повернуть. Попробуйте!

Поднимите руку у кого получилось. Получилось!

Так вот, дорогие мои, вы видите, что человек всегда может расширять свои возможности. У вас была одна точка, сейчас вы добились еще большего. И я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы добились гораздо большего, расширили свои возможности и свои знания. Спасибо, садитесь.


  1. Определение темы урока.

Перед вами лежат словари, энциклопедии, у вас есть телефон с интернетом. Найдите, пожалуйста, что такое проект и что такое творчество.

Ответы учащихся.

А теперь давайте определим тему нашего урока, соединив в одно целое эти понятия.

Слайд 1.

Тема урока – Творческий проект

Молодцы! Дело в том, что у нас возникает проблема, вам к концу учебного года необходимо выполнить творческий проект по технологии. Здесь вы можете объединить свои знания, которые получили на уроках технологии за все годы обучения. Если вы чего-то не знаете, вы можете самостоятельно добывать информацию и добавлять в творческий проект.

Скажите на данном этапе, это для вас проблема? Если я сейчас скажу: выполняйте творческий проект. Вы можете это сделать?

С чем мы столкнулись сейчас. Столкнулись с затруднениями. Итак, у нас возникла проблема, которую нам необходимо с вами решить. А что мы за сегодня ее решим и сразу все сделаем? (ответы учащихся)


Итак, какова же цель нашего урока?

Разобраться, как выполнить творческий проект.


На столах у вас лежать кружочки и фломастеры. Напишите на кружочках, какие ассоциации у вас связаны с творческим проектом и прикрепите к доске.

Что для вас творческий проект?


На доске «звездочка», а вокруг будут планеты, которые обозначают что такое творческий проект. Составление кластера.


Зачитывают: (Замысел, идея, формоописание, работа, план, творчество, изделии, оригинальность)

Достаточно много понятий написали. Сможем ли мы только с помощью этих понятий выполнить творческий проект?

Может быть, сможем, а может быть, и нет.


Давайте сформулируем задачи урока.

Что мы должны с вами будем делать?

Мы уже что-то знаем о творческом проекте?

Итак, 1 задача: расширить знания о творческом проекте.


Чтобы понять метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:

Слайд 2.

Я превращу любое ваше число в 8

- Задумайте число

- Умножьте его на 2

- Прибавьте 4

- Умножьте на 4

- Отнимите 16

- Разделите на задуманное число

У вас получилось число 8

А как я это сделала?

Есть какой-то алгоритм. Если бы я какое-то действие переставила в другом порядке, получился бы алгоритм? (Нет)


Точно также происходит и в проектной деятельности. Если мы с вами будем четко следовать строгому алгоритму, мы составим с вами и выполним к концу года творческий проект, то есть решим нашу проблему.


Итак, следующая задача: составить алгоритм выполнения проекта.

Проект можно выполнять коллективно, а можно выполнять индивидуально. А вот что мы будем выполнять, какую тему выбрать, какая идея нас посетит?


Вот эти поставленные задачи мы сможем считать планом урока?


Значит, если мы будем строго следовать нашему плану, то мы придем к цели урока, мы ее с вами достигнем?

А будем мы сегодня с вами что-то воспитывать в себе, как вы считаете (какие-то личностные качества)

(терпение, усидчивость, понимание)


  1. Приступаем к основной части

Дело в том, что творческий проект на уроках технологии выполняется в 3 этапа.




Слайд 3.

Организационно-подготовительный, который в свою очередь подразделяется на два этапа: поисковый и конструкторский

Технологический

Заключительный


У вас на столе лежит алгоритм этапов. Наша цель: сложить алгоритм проекта.


Этапы выполнения творческого проекта.

Выполняемая деятельность

Этапы выполнения

учебного проекта


1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта,актуальность и необходимость проекта), еёобсуждение и анализ.

2. Требования, ограничения, условия, необходимые длявыполнения проекта. Конкретизация задачи.

3. Сбор информации, подбор специальной литературы по теме проекта.

4. Поиск оптимального решения задачи (рассмотрение различных идей и вариантов).

Организационно-подготовительный:

1. Поисковый


5. Выбор лучшего варианта на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и др.

2. Конструкторский


6. Составление плана практической реализации проекта(технология изготовления изделия), подбор необходимых материалов, инструментов, оборудования.

7. Изготовление изделия с текущим контролем качества (по необходимости внесение в конструкцию и технологию).

Технологический


8. Оценка качества выполнения проекта.

9. Анализ результатов выполненного проекта

(достоинства и недостатки проекта).

10. Оформление проекта (подготовка документации: чертежи, рисунки, технологические карты; расчет

себестоимости изделия, экологическая экспертиза).

11. Защита проекта (доклад и демонстрация, ответы навопросы).

Заключительный

Учащиеся на доске выстраивают алгоритм проекта.


Последовательность мы с вами понимаем. Но, проект это не только само изделие, но еще и технологическая документация, собранная в одну папку – портфолио.

Вот сама работа, а вот то, что ей предшествовало (показ проектов учащихся)


Слайд 4.

Физминутка

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).


Хочу обратить внимание на то, что ваше проектное изделие должно обладать новизной, оно не должно быть слепым копированием какого-либо образца из журналов, книг или альбомов. Мы называем проект творческим, потому что каждая из вас должна воплотить в проектном изделии свое умение, фантазию и выдумку.

Как видите, работа предстоит сложная и кропотливая. Многие из вас в растерянности: с чего начать работу над проектом?


Начнем с первого этапа – «Постановка проблемы. Определение потребностей. Определение сферы деятельности».

Например, если у вас возникла проблема - оторвалась пуговица, вы начинаете действовать, т.е. пришиваете ее. Точно так же и в проектной деятельности. Возникшая проблема определит сферу вашей работы.

 Подумайте и запишите в столбик хотя бы 3-4 своих проблемы, которые являются самыми насущными, связанными с технологией, рукоделием.    

Далее переходим к следующему: выбираем из списка проблем одну, самую актуальную.

Выбор проекта рекомендуется начинать задолго до его реального выполнения. Нужна конкретная идея!


Сейчас я хочу предложить вам сыграть в универсальную игру "Да – Нет-ку". Я загадаю нечто, а вы попытаетесь найти ответ, задавая мне вопросы. На ваши вопросы я могу ответить только словами "да" или "нет. Внимание! Здесь лежит предмет, имеющий некоторое отношение к технологии, косвенно к геометрии, у детей этот предмет встречается чаще, чем у взрослых, любимый детьми и не только. Ваши вопросы.


(это помпон, оно имеет форму шара)


А теперь обменяемся помпонами - и у каждого из нас останется по помпону;

А если мы обменяемся идеями - у каждого из нас будет по две идеи, так сказал Томас Алва Эдисон.


Сейчас я предлагаю вам, используя помпоны, выдвинуть различные идеи применения его в моделях одежды.


Представьте свои идеи. (представление моделей с помпонами учащимися)


Ребята, оглянитесь вокруг, посмотрите, что вас не устраивает, например, в оформлении дома, квартиры или школы? Может быть, вы хотите сделать подарок родителям, другу? Выбранное изделие для проекта должно быть полезным. Не надо изготавливать ненужные изделия. Изделие должно приносить и практическую пользу.


Определив проблему, легко сформулировать потребность, ответив на вопрос: что же конкретно требуется? Исходя из потребности, мы определяем конкретную задачу для предполагаемой деятельности.

- Откуда берутся изделия, предметы окружающие нас?

Ответ: Их придумывают и создают инженеры, конструкторы, дизайнеры.

- Дайте определение понятий «дизайнер», «дизайн».

«Дизайн» – это придумывание и создание человеком красивых и удобных вещей.

«Дизайнер» - это человек, который придумывает и создает красивую и удобную одежду, машины, жилье…

- Вещи должны быть красивыми, удобными, полезными?

Ответ: Да. Красивые и удобные вещи наилучшим образом удовлетворяют потребности людей.

Потребность – это то, в чем мы нуждаемся; осознанная необходимость иметь что–либо. Потребности могут различные. Сначала удовлетворяются низшие потребности, а затем высшие. Если одна нужда удовлетворяется, то появляется другая.


Для учеников создается проблемная ситуация:

Как решить проблему – сохранение баланса между температурой помещения и тела?

Ответ: поставить обогреватель, надеть теплую одежду, утеплить окна и двери.

Потребность – это путь решения возникшей проблемы.


Когда первый этап работы над проектом будет выполнен. Можно переходить ко второму этапу. На этом этапе мы должны определиться с темой своего проекта.

Самостоятельно определиться с темой будущего проекта довольно сложно. Для этого вам необходимо заняться исследованием, заимствованием и анализом различных идей: просмотреть множество журналов, книг по рукоделию и шитью, посидеть в Интернете, походить по магазинам, чтобы изучить ассортимент уже имеющихся аналогов нужных изделий.


Слайд 5.

Фронтально проводится «Мозговая атака». На доске рисуется его схема

Обсуждение носит фронтальный характер. Все вопросы на доске заменяются словами, определяющими основные направления проекта.

1) Что? - вписываются названия изделия.

2) Для кого? - члены семьи, подростки и другие (потребитель со своими запросами).

3) Из чего? - основные, дополнительные, отделочные материалы (ассортимент, свойства).

4) Какое? - виды, формы, фасоны, отделки.

5) Где? - место использования (интерьер кухни), цвет, размер.

6) Чем? - какое оборудование и какие инструменты будете использовать для изготовления.

7) Как? - способы изготовления, организация безопасного труда.

8) Сколько? - возможные денежные, трудовые и временные затраты (стоимость изготовления).


Слайд 6.

Д/з: Составить звездочку обдумывания


Перечислите, что вы сделали на подготовительном этапе проекта?

Определили проблему.

Проблема, которую мы поставили на уроке – необходимо выполнить творческий проект по технологии – разрешима?


Слайд 7.

Предлагаю вам проверить свои знания с помощью интерактивного теста. Вкладка с тестом уже открыта на ноутбуке. Прочитайте внимательно текст и ответьте на 5 вопросов по теме урока. https://onlinetestpad.com/ru/testview/630286-tvorcheskaya-proektnaya-deyatelnost


(Вопросы:

  1. Что называется проектной деятельностью?

- метод решения жизненных проблем

- способы решения различных проблем

- опыт проведения, решения различных проблем

  1. Назовите основные этапы творческого проекта

- организационно-подготовительный

- экономический

- творческий

- технологический

- заключительный

  1. Организационно-подготовительный этап включает следующую деятельность

- подбор материала и инструмента

- выбор и обоснование проекта

- исследование проекта

- расчет себестоимости

  1. Технологический этап включает следующую деятельность

- эскиз изделия

- реклама проекта

- расчет себестоимости проекта

- изготовление изделия

- сбор информации

  1. В заключительный этап входят:

- анализ результатов выполнения проекта

- контроль качества выполненных операций

- испытание и оценка качества выполненного объекта

- защита и презентация проекта)


Самооценивание и взаимооценивание. 
Учитель раздает карточки для самоконтроля, инструктирует: девочки, оцените свою работу и работу соседки по парте на уроке по карточкам самооценки. Затем работу учениц оценивает учитель, записывает оценки в журнал и озвучивает их. 







Итоги урока. Слайд 8.


Рефлексия. Слайд 9.

  1. Опишите глаголами, что вы делали сегодня на уроке?

  2. Опишите прилагательными, какие вы были сегодня на уроке?

  3. Опишите существительными, кем вы были на уроке?

Сейчас вы знаете то, что не знали 45 минут назад?

Спасибо вам за урок!

Я, надеюсь, что сегодня вы достигли новой точки, расширили свои возможности и свои знания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!