СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Промыслы и ремёсла на Кубани"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Промыслы и ремёсла на Кубани"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Промыслы и ремёсла на Кубани"»

Тема урока: «Промыслы и ремёсла на Кубани».

Тип урока: итоговый.

Цели урока:

познакомить учащихся с промыслами и ремёслами на Кубани; - развивать представление о мирных тружениках, умножающих богатство родной земли на примере промыслов и ремёсел;

- воспитывать любовь к труду.


Учебное оборудование: учебное пособие для 2 класса «Кубановедение. Практикум» Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыкина, Г. В. Шевченко ОИПЦ «Перспективы образования» 2010г., изделия кубанских мастеров.

ТСО: мультимедийный комплекс.

Ход урока.


  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы расскажем вам об одном из праздников,

проводимых на Кубани – Кубанская ярмарка и посетим город мастеров.

Любите родную Кубань, свою маленькую Родину, бережно относитесь к

окружающему миру, чтите традиции своего народа!

1-й ученик: Добрый день, гости званные и желанные!

2-й ученик: Люди старые и молодые, замужние и холостые, милости просим на ярмарку!

3-й ученик: Приглашаем заглянуть,

Потрудиться, отдохнуть.

Ярмарка ждет гостей,

Заходите поскорей!

4-й ученик: Рады гостям, как добрым новостям!

Гостей из Хмурграда нам не надо!

5-й ученик: Посмотрите вокруг: зачарует краса,

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

6 -й ученик: А какие сады на Кубани у нас!

А какие девчата – красавицы!

Кубань, это житница нашей страны,

Стихами и песнями славится!

  1. Целеполагание и построение проекта урока.

Учитель: Не только песнями, стихами и плясками славится наш казачий край, славится он и своими мастерами – ремесленниками. Чего только не умеют кубанские мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резка по дереву, роспись и гончарное дело, кузнечное дело, художественная ковка и ткацкое производство…

Знать народные ремёсла – это значит лучше понимать свой народ. В средние века ремесленники селились в городах по цехам -ремёслам: гончары, кузнецы, сапожники, перчаточники. У каждого цеха было своё знамя, а на домах висели вывески с изображением тех изделий, которые изготавливались в цехах и мастерских : на доме сапожника висел сделанный из металла сапог, перчаточника – перчатка. Улицы тоже называли по роду ремёсел – Гончарная, Кузнечная, Поварская… Не только улицы, а даже станицы отличались друг от друга особым ремеслом.

Так что же такое ремесло? Кто такие ремесленники?

И сейчас мы приглашаем вас, ребята, в город Мастеров. Давайте заглянем в ремесленные цеха. А чтобы открылись городские ворота, выполните задание. Я прочитаю пословицы, а вы отгадайте, о каком ремесле идёт речь в каждой из них.


Не боги горшки обжигают. Гончар

Куй железо, пока горячо. Кузнец.

Не игла шьёт, а руки. Портной, швея.

Не бравшись за топор, избы не срубишь. Плотник.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. Пахарь, хлебороб.

- Молодцы, ребята! Ворота открыты, и мы отправляемся в путешествие в город Мастеров.

-Как вы думаете, что находится за этой дверью? Правильно, здесь расположен гончарный цех. Давайте заглянем…Гончарное производство – типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: миски, горшки, макитры, кувшины. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовалось умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудрёную посуду. Тому, кто видел, как работает мастер за гончарным кругом, надолго запомнится чудесное превращение комка глины в красивый сосуд. И сегодня на ярмарке вы видели изделия гончаров.

- Ну что ж, мы побывали в первом цехе. Продолжаем гулять по ярмарке. А что за ярмарка без задиристых частушек!

Мы лабинские ребята

Мы танцуем и поём.

Про народные ремёсла

Вам частушки пропоём.


Дайте лён, дайте лён,

Дайте сорок веретён.

Стану прясть – попрядывать

На дружка поглядывать.


Не рубает мой рубанок,

Не пилит моя пила.

Ко мне подружка не приходит,

И работа не мила.


Шила милому кисет,

Вышла рукавица.

Посмотри, мой дорогой,

Какая мастерица!


Сидит заяц на осине,

Плетёт лапти косяком.

Чтобы наши все ребята

Не ходили босяком.


Моя прялка не прядёт,

Колесо не вертится.

Что – то милый не идёт.

Видно долго сердится.


Шила – шила сарафан,

Исколола пальчики.

А надела сарафан –

За мной гурьбою мальчик

Мы частушек знаем много,

Мы танцем и поём.

Приходите к нам , ребята,

Мы другие вам споём!

Учитель - Как вы думаете, о каком ремесле мы прослушали частушки?

- Итак, идем дальше. Мы попали в …ткацкий цех.

Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству и прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы – ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки – бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих, но и специально для продажи. Славилось ткацкое полотно станиц Некрасовской, Старощербиновской, Успенской, Казанской и др. Постепенно домашний холст вытеснялся фабричными хлопчатобумажными и шерстяными тканями. Но и до сих пор многие женщины, станичные и городские, умеют ткать холст, вязать на спицах носки, чулки, варежки.

Учитель - Итак, мы отправляемся дальше. Кто из ремесленников здесь работает?

­-Это цех кузнечного ремесла.

Кузнец.

- Эй, кузнец , молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

-Отчего не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова, -

Раз, два- и готово!

-Ребята, а вы знаете, что каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Умение ковать своих коней, оружие и прежде всего всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась – «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решёток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей.

-А какой мастер работает в этом цехе ?

(Ученик читает стихотворение)

Стол.

Стол стоял среди двора.

Попросил он столяра:

-У тебя столярный клей, Эй, заплатку мне пришей!

Снова стол стоит в столовой

Старый стол теперь как новый.

Промысел по обработке дерева является одним из самых распространенных. Жилища, хозяйственные постройки, мебель, домашняя утварь, земледельческий инвентарь по традиции изготавливались из дерева. Особенно перспективным оказался бондарный промысел- изготовление деревянных бочек.

Деревянными ложками казаки раньше не только ели, но и умели на них играть.

Ученик: Эй, люди добрые, заходите и к нам! Посмотрите и на наших мастеров плетения!

1-й ученик идет с корзинкой и рассказывает: Из лозы мастер изготовляет корзины. Каких только нет! И круглые, и продолговатые, и большие, и совсем крошечные. Для вареников и пельменей сплетали специальную лопаточку, которая называлась «чалба».

2-й ученик выходит с плетеным изделием и рассказывает: Из листьев початков кукурузы плели кошельки, корзинки, из соломы - большие шляпы.Мастера плетения живут и работают в станицах Полтавс-кой, Старонижестеблиевской. Старокорсунской, посёлке Пашкове ком.

3-й ученик выходит с панно и рассказывает: А как прекрасны панно из соломки - настоящее золотое чудо! И как интересно наблюдать за работой настоящего мастера - народного умельца, а ещё интереснее - научиться что-то делать самому!

Ученик: наши умельцы не только замечательно плетут, но и танцуют!

Каменщик строит жилище, Пекарь сапожнику к сроку

Платье – работа портного. Сшить сапоги поручает.

Но ведь портному работать Ну, а сапожник без хлеба

Негде без тёплого крова. Много ль нашьёт, натачает?


Каменщик был бы раздетым, Стало быть , так и выходит:

Если б умелые руки Всё, что мы делаем – нужно.

Вовремя не смастерили Значит, давайте трудиться

Фартук, и куртку, и брюки. Честно, усердно и дружно!

  1. Итог урока.

Ученик: Мы пропели, что сумели,

Поплясали от души,

О ремеслах рассказали.

Ах, какие молодцы!


Ученик: Ярмарка закрывается,

Народ собирается

Домой поскорей.

С песней будет веселей!


Исполняется песня «Кубанские казаки»

Кубанские казаки – 2 раза

Казаки. – 4 раза

По станице гуляли – 2 раза

Гуляли. – 4 раза

Подарочки дарили – 2 раза

Дарили. – 4 раза

Подарочек не простой – 2 раза

Не простой. – 4 раза

С руки перстень золотой – 2 раза

Золотой. – 4 раза

Кубанские казаки – 2 раза

Орлики – казаки. – 4 раза


Спасибо за урок.









































  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель:

Сегодня на нашем уроке

Мы в прошлое края вернёмся.

Узнаем о быте казаков,

Традициях их и законах.

Чтоб помнили мы наших предков,

И гордо несли своё имя.

Чтоб край наш Кубанский вовеки,

Прославлен был во всём мире.

Учитель:

Прочитайте эти пословицы. Как вы их понимаете? (Ответы детей)

- Ребята, мы отправимся с вами в интересное путешествие в мастерские ремесленников, которые изготавливают для нас предметы быта, украшения нашего интерьера и одежды.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир Кубани, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что на Кубани чудо-люди – мастера!

2. Целеполагание и построение проекта урока.

- Тема нашего урока «Народные ремесла Кубани». Скажите, какие промыслы и ремёсла вы знаете? Какие из них распространены на Кубани?

1) Беседа.

- Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало их в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была кубанская природа. Она же представляла простейшие материалы – глину, дерево, камень, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия тем или иным мастерством овладевали целые семьи. Так рождались народные ремесла.

- Итак, мы отправляемся в путь.

2) Станция «Гончарная».

Гончарный промысел.

-Гончарное ремесло известно давно, и зародилось оно благодаря уникальным свойствам глины. Для производства гончарных изделий главным орудием служит гончарный станок или круг, на котором легко и удобно выделывать всякую посуду, имеющую круглое очертание.

- Гончарное ремесло на Кубани развивалось в тех местах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина. Из неё делали посуду, детские игрушки, кирпич, черепицу.

Керамика – (гончарное искусство) - изделия из глин и их смесей, закреплённые обжигом. Керамикой называют почти все изделия из простых грубых глин.

В крае была распространена керамика в Отрадненском, Мостовском и Лабинском районе, преобладала простая глиняная посуда: кувшины, миски, макитры, горшки, кубышки.

В названии утвари прослеживается украинское и русское происхождение населения: макитра, капысточка — в Черномории, миска, горшок — в линейных станицах. Сосуды, выполненные в украинской традиции, отличались от русской яркой многоцветной росписью. Сверху они обычно покрывались прозрачной поливной глазурью.

    В настоящее время в Лабинском районе традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Анатолия Штанько и Николая Надточиева.

3) Станция «Наковальная».

Кузнечное ремесло.

Душно в кузнице угрюмой,

И тяжёл несносный жар,

И от визга и от шума

В голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь,

Вьются искры у лица.

Взор отважный и суровый

Блещет радугой огней,

Словно взмах орла, готовый

Унестись за даль морей...

-На протяжении многих веков кузнецы были главными среди ремесленников и являлись универсальными мастерами. Они пользовались особым уважением и почётом в городах и станицах Кубани. О кузнецах слагались легенды.

Художественная ковка.

Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю.

Заслуживает упоминания и ма­стерство художественной ковки. На Кубани она так и на­зывалась - «ковань». Это тонкая высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решёток, ко­зырьков, оград, ворот. Для украшения ковали цветы, лис­тья, фигурки зверей.

Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях XIX в.-начала XX в. в станицах и городах Кубани.

4) Станция «Ткацкая»

Ткачество.

Каждая станица имела своих народных мастеров по ткачеству, которое развивалось в основном как кустарное производство.

Ткачество давало матери­ал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в каза­чьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя при­даное из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьём для ткацкого ремесла слу­жили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки — бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

5) Станция «Переплётная»

Плетение из природного материала.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажур­ного плетения в славянском стиле. Разнообразие плетённых изделий удивительно: от колыбелей до колясок, от шляп до корзин, от украшений до мебели.

На Кубани плели корзины в основном из вербы, раз­личавшиеся между собой по форме и утилитарному на­значению: бытовые, столбушки, клубничные и др.

Широко использовался в плетении рогоз. Из него плели подставки, хлебницы.

Плетение из соломы.

Использовалась для плетения солома. Народные ма­стера использовали преимущественно ржаную соломку, отличающуюся большой прочностью, гибкостью от дру­гих зерновых культур.

Из плоских соломенных плетенок («полоска», «лен­та») сшивали мужские шляпы «брыль». Плетением за­нимались мужчины.

Плетение из листьев початков кукурузы

Листья початков кукурузы являлись превосходным материалом для плетения и поэтому часто использова­лись мастерами при изготовлении корзинок, коробов, хлебниц.

Из листьев початков кукурузы (талаш) плели кошёл­ки. Часть листьев выкрашивали шелухой лука. Они при переплетении рельефно выделяли узор на изделии.

Кружевоплетение.

Кружево на Кубани выполнялось в основном крючком для украшения рушников, подзоров, наволочек.

Характерные особенности:

распространение повсеместно филейной техники вязания, наличие геометрического и растительного орнамента, создаваемого на основе вышивок.

6) Физминутка.

Народная игра «Подкова».

Существует старинное кубанское поверье: « Кто подкову найдет, тому она счастье принесет».

«У кого подкова останется в руках – жди счастья».

- Передавая подкову, вы от души желаете друг другу добра и счастья.

7) Станция «Узоры»

Вышивка.

Вышивка – наиболее развитый вид народного искусства, который был повсеместно распространен среди славянского населения Кубани. Переселенцы из разных губерний России и Украины принесли с собой свои традиции в украшении одежды и предметов быта. На Кубани можно увидеть богатство и разнообразие стилей орнамен­тов. К наиболее традиционным техникам, часто встречающимся на Кубани, можно отнести вышивку крестом (красным, черным), счетную гладь .

Орнаменты Кубанской вышивки, как правило, делят на такие виды:

Прямой линией обозначали поверхность земли.

Волнистой горизонтальной – воду.

Волнистой вертикальной – дождь.

Скрещивающимися линиями - огонь и молнию.

Круг, квадрат, ромб - Солнце и Луну.

Женская фигура символизировала образ матери-земли.

Олень, конь приносили счастье, веселье, благополучие.

Птица – символ счастья, богатства и радости.

8) Практическая работа.

- А теперь давайте поработает в парах. На альбомном листе составьте эскиз вышивки полотенца, используя орнаменты, характерные для Кубани .

9) Станция «Деревянная»

Резьба по дереву.

Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

10) Самостоятельная работа.

- Ребята. попробуйте представить себя мастером - художником по дереву.

- На листочках, которые лежат у вас на партах, нарисуйте эскиз деревянной чаши (3 минуты).

Петриковская роспись.

На Кубань петриковскую роспись привезли запорожские казаки. Они с любовью относились к промыслу своей родины..

Петриковка - старинное украинское село Днепропетровской области. В этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат, печи, фризы под потолком красочными цветочными узорами. Так же расписывали снаружи фризы под крышей, вокруг окон.

Они рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

11) Самостоятельная работа.

Роспись русской печи с использованием элементов Петриковской росписи.

Этапы работы:

1.Обведение по шаблону «русской печки»

12) Беседа.

-Какие промыслы и ремёсла наиболее распространены на Кубани?

-Какие названия профессий вы запомнили?

-Какие изделия создают люди этих профессий?

-А есть ли у вас дома какие-то предметы, созданные руками народных умельцев?

-Какой материал использовался для плетения на Кубани?

-Что плели из лозы?

-Где использовалась солома?

-Где использовались листья початков кукурузы?

-Какие виды резьбы вы знаете?

-Какие наиболее традиционные техники вышивки, часто встречающиеся на Кубани, вы знаете?

-Что вышивали цветной гладью?

-Какие цвета ниток использовались при вышивке рушников?

-Где применяется художественная ковка?

-Что изготовляли из глины?

3. Итог урока.

- И в заключение урока мне бы хотелось, чтобы вы прочитали замечательные слова..

мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.

-Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций Кубани и может быть, в будущем, своим трудом прославят своё имя и свой край…

Спасибо за урок.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!