СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок кубановедения по теме "Ремёсла и промыслы на Кубани"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока кубановедения по теме "Ремёсла и промыслы на Кубани" в третьем классе

Просмотр содержимого документа
«Правила-работы-в-группе»

Правила работы в группе


1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.


Правила работы в группе


1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.



Правила работы в группе


1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.



Правила работы в группе


1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.



Правила работы в группе


1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.



Правила работы в группе


1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.



Правила работы в группе


1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.



Правила работы в группе


1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.



Просмотр содержимого документа
«Урок для УГ 2016»

Цели:

Познавательная. Познакомить с видами ремесел на Кубани. Способствовать привитию интереса к урокам кубановедения.

Развивающая. Развивать любознательность, расширять кругозор, знания старины, творчество, трудовые навыки и умения.

Воспитательная. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, уважение к людям различных профессий.

Наглядность и оборудование: предметы быта (вышитые полотенца, гончарные изделия, плетеные изделия), аудиозапись, мультимедиа система, презентация, система голосования.


Этап

Деятельность учителя

Самоопределение к деятельности. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день. Я рада приветствовать вас на уроке кубановедения. В знак приветствия я машу вам рукой. Если вы готовы к сотрудничеству, помашите мне в ответ. Перед вами лежит маршрутный лист. Отметьте на нем начало урока.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Как называется край, в котором мы живем? А как его еще называют? Запомните слово КУБАНЬ. Это слово нам понадобиться.

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Вы ничего не слышите? (звучит песня «Ах, ярмарка»)

- Что такое ярмарка?

- Ярмарки проводились перед большим праздником. Собирался народ со всех сторон: кто покупал, кто продавал. А вы хотите побывать на ярмарке?

Ярмарка! Ярмарка!
Весёлая ярмарка!
Покупайте для души
Все товары хороши!

Сюда, сюда!
Почтенные господа,
Кто к нам поспешает –
Удовольствие получает.

Ну что же вы сидите?

Товар приобретите!

- От каждой группы я приглашаю по одному ученику за товарами на ярмарку. (Дети выходят, берут со стола один предмет быта или одежды и возвращаются к своей группе).

- Знаете ли вы, ребята, как называется тот предмет, который вы приобрели на ярмарке? А кто его сделал и из чего?

Постановка учебной задачи.

- Почему не смогли ответить на мои вопросы?

Чему должны научиться на уроке?

Работа в маршрутном листе. Определение темы, задач урока, оценка своей работы.

Построение проекта выхода из затруднения

- Для изучения купленного на ярмарке товара, я предлагаю вам продолжить работу в группах.

-Но сначала, я хочу познакомить вас с правилами работы в группе. (памятки)

Правила работы в группе

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.


Изучение предметов по карточкам-помощникам по плану.

План

  1. Название предмета

  2. Кто изготовил этот предмет?

  3. Из каких материалов изготовлен предмет?

  4. Где и как он используется?

Рассказ о предмете представителем группы.

-У меня еще остались товары на моей ярмарке? Расскажите о них по плану.


- Как вы думаете, сколько одинаковых изделий может сделать мастер? Почему? Занимается человек изготовлением каких-нибудь предметов. Продает свой товар в соседних станицах и хуторах. Эта традиция передаётся в его семье из поколения в поколение. Этого мастера можно назвать ремесленником. А его работу – ремеслом.

- Как вы думаете, а каким ремеслом могли заниматься казаки на берегу Азовского моря?

- Что было нужно казакам, чтобы заниматься ловлей рыбы? Ремёсла сетеплетение и изготовление лодок.

- Но как только вокруг него собираются такие же мастера, решают открыть предприятие по изготовлению однотипных изделий, их изделия пользуются спросом среди людей, их деятельность превращается в промысел.

Оценка своей работы в маршрутном листе.

Первичное закрепление.

- Давайте поиграем (Интерактивная презентация)

Оценка своей работы в маршрутном листе.

Первичный контроль

Мини-тест по теме урока.

Оценка своей работы в маршрутном листе.

Рефлексия деятельности (итог)

- Что нового для себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего урока? Чему научиться?

- Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу  работу сегодня на уроке кубановедения.

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Домашнее задание

- Откройте дневник. Запишите домашнее задание на следующий урок кубановедения:

У с.76-77, РТ с.

В учебнике, рассмотрев иллюстрацию, вы сможете увидеть, какими ремеслами занимались на Кубани.

В рабочей тетради – несколько заданий на закрепление этой темы.

Оценка своей работы в маршрутном листе.

Итог урока

Я рада была с вами познакомиться. Вы хорошо поработали. Желаю вам успехов в учебе.


Просмотр содержимого документа
«карточка-помощница»

Карточка - помощница

Вышивка, кружево, ткачество

Народные мастера вышивали рушники, (полотенца), скатерти, салфетки, наволочки, занавески, рубахи. В основном вышивка выполнена цветной и белой гладью, крестом красного и черного цвета, тамбурным швом. Большинство изделий имеют растительный орнамент.

Кружево выполнялось в основном крючком для украшения рушника, подзора, наволочки. Вязали крючком и коврики на скамейки.

В каждом доме вышивали, многие мастерицы ткали.

Рушни́кполотенце из домотканого холста. Предмет обыденного и ритуального назначения. Ширина рушника зачастую составляет 35-40 см, его длина – от 1,5 до 5 метров: его украшают не только вышивкой, но и кружевами, лентами, тесьмой. Рушник считался «лицом» домохозяйки: чем больше рушников в доме и чем они красивее, тем лучше было мнение о хозяйственных способностях женщины и ее дочерей.

Кушáк — деталь одежды, пояс из широкого куска ткани или шнура.


Ковка

Ковка - способ художественной обработки многих металлов, но чаще всего этот термин связан с кузнечным ремеслом, с обработкой железа. Кованые изделия, выполненные мастерами в прошлом веке, можно еще встретить в некоторых станицах и городах края, а также в Краснодаре. В основном это ажурная ограда, крылечки домов, оконные и дверные решетки. Причудливый орнамент состоит из завитков, розеток, медальонов. Часто в него вплеталась и дата изготовления изделия

Подкова — приспособление для предохранения копыт лошади. При работе лошади на твёрдом грунте копыта быстро изнашиваются. При повреждении копыта лошадь испытывает боль, начинает хромать, или вообще отказывается ступать на больную ногу. Подкова позволяет предохранить копыта от износа и защитить их от травм.


Лозоплетѐние

Лозоплетение – ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы, мебели (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Лоза – любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму. Лозоплетение на Кубань было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Мастера – лозоплетельщики плели: столбушки, корзины для овощей, клубничные, специальные корзины для стеклянного баллона (20 литров). Для ловли рыбы многие плели приспособление, которое называлось верша, для вареников и пельменей плелась специальная чалба (подсака). Использовали для плетения в основном вербу.

Корзина — это плетёное изделие из прутьев, проволоки, в которой носят грибы, продукты, хранят бельё.


Резьба по дереву

Резьба по дереву была распространена на Кубани. Часто можно было встретить резьбу на различных предметах быта. В Краснодарском государственном археологическом музее – заповеднике хранятся резные изделия: на деревянном блюде, прялке. Встречается резьба на ткацком станке, в убранстве домов: крылечки, подзоры, наличники. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом.

Ло́жка — столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку в виде небольшого мелкого сосуда-чашечки (черпала), соединённого перемычкой с держалом (рукояткой).

Пря́лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.


Плетение из соломы и листьев початков кукурузы.

Распространенным на Кубани было плетение из соломы и листьев початков кукурузы. Из соломы плели в основном шляпы мужские «брыль». Плели мужские из ржи, второе коленце стебля. Для готового изделия необходимо было 12-14 метров плетёной ленты, полоски-«зубатки». Затем сшивалась по форме простыми нитками. В знойное лето шляпа укрывала от жары во время сенокоса. Часто поля шляпы были большими, что создавало тень для плеч, сор не попадал за ворот во время скирдования.

Из листьев початков кукурузы (панухи) плели в основном кошелки.

Шляпа — головной убор, состоящий из тульи́ — части, покрывающей голову — и полей — выступающей за края тульи полосы материала.


Гончарное ремесло

Гончарное ремесло развивалось на Кубани в тех районах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина, пригодная для изготовления керамики. Из неё делали посуду, детские игрушки, кирпич, черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам. Многие гончары, известные на Кубани, умели в возрасте 7 – 10 лет лепить игрушки, помогали в подготовке глины, которую ещё надо было уметь правильно замесить и растереть, чтобы в ней не осталось ни одного мелкого камешка. Это была большая, трудоёмкая работа, требующая огромного терпения. Без неё не подпускали ученика к гончарному кругу. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий. Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины и толкал круг ногами или рукой. Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определённую форму. После того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах.

Форма сосудов была разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. В одной посуде хранились сыпучие продукты (зерно), другие использовали для варки пищи, а из какой – то ели.

Кри́нка (крынка) — расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока. Кринка похожа на широкий глиняный кувшин без ручки и крышки. Кринка, как правило, имеет форму шарообразную книзу и сужающуюся, чаще всего, более выпрямленную кверху


Валяние шерсти

Валяние шерсти (набивание) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Валка стриженной овечьей шерсти происходила при сдавливании и прокатывании шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна. Люди на производстве валенок традиционно называются пимокатами (раскатчиками, развальщиками войлока под формы обуви)

Ва́ленки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.


Литейщики — это люди, создающие множество изделий из металла. Чтобы получить готовые изделия, литейщики расплавляют металл до жидкого состояния и затем заливают в заранее приготовленную форму.

Чугу́н (чугуно́к) — крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента — ухватa, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. Объём разный — от 1,5 до 15 (полтора ведра) литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок.




Просмотр содержимого документа
«маршрутный лист ученика»

Маршрутный лист

Ф. И. ___________________________________________________________________


ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): __________________________________________________________________________________


ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


Этап


Учебная деятельность

Моё участие на данном этапе

(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)

Начало урока

Настрой на урок

  • включился с желанием узнать новое

  • включился с интересом

  • включился, потому что надо


1 шаг

Выполнение пробного задания - действия

  • попробовал выполнить задание, но не смог обосновать как

  • попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением

  • не попробовал выполнить задание

2 шаг

Построение проекта выхода из затруднения

  • активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта

  • с интересом участвовал в обсуждении построения проекта

  • согласился с большинством при обсуждении построения проекта

3 шаг

Реализация проекта выхода из затруднения

  • успешно работал в группе

  • работа в группе принесла удовлетворение

  • передал инициативу партнерам в группе

4 шаг

Первичное закрепление

  • отвечал у доски, применяя новое знание

  • с интересом наблюдал, как работают у доски другие

  • закреплять новое знание мне не интересно

5 шаг

Первичный контроль

  • выполнил самостоятельно задание без ошибок

  • выполнил самостоятельно задание с ошибками

  • не смог самостоятельно выполнить задание

6 шаг

Применение нового материала в системе знаний

  • принял активное обсуждение

  • участвовал в работе по мере своих возможностей

  • созерцал происходящее на данном этапе

7 - 8 шаги


Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

  • мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание

  • мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание

  • мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника.


Просмотр содержимого документа
«план описания предмета»

Опиши предмет по плану:

  1. Название предмета

  2. Из каких материалов изготовлен предмет?

  3. Кто изготовил этот предмет?

  4. Где и как он используется?


Опиши предмет по плану:

  1. Название предмета

  2. Из каких материалов изготовлен предмет?

  3. Кто изготовил этот предмет?

  4. Где и как он используется?



Опиши предмет по плану:

  1. Название предмета

  2. Из каких материалов изготовлен предмет?

  3. Кто изготовил этот предмет?

  4. Где и как он используется?



Опиши предмет по плану:

  1. Название предмета

  2. Из каких материалов изготовлен предмет?

  3. Кто изготовил этот предмет?

  4. Где и как он используется?



Опиши предмет по плану:

  1. Название предмета

  2. Из каких материалов изготовлен предмет?

  3. Кто изготовил этот предмет?

  4. Где и как он используется?



Опиши предмет по плану:

  1. Название предмета

  2. Из каких материалов изготовлен предмет?

  3. Кто изготовил этот предмет?

  4. Где и как он используется?



Опиши предмет по плану:

  1. Название предмета

  2. Из каких материалов изготовлен предмет?

  3. Кто изготовил этот предмет?

  4. Где и как он используется?



Опиши предмет по плану:

  1. Название предмета

  2. Из каких материалов изготовлен предмет?

  3. Кто изготовил этот предмет?

  4. Где и как он используется?



Опиши предмет по плану:

  1. Название предмета

  2. Из каких материалов изготовлен предмет?

  3. Кто изготовил этот предмет?

  4. Где и как он используется?



Опиши предмет по плану:

  1. Название предмета

  2. Из каких материалов изготовлен предмет?

  3. Кто изготовил этот предмет?

  4. Где и как он используется?


Опиши предмет по плану:

  1. Название предмета

  2. Из каких материалов изготовлен предмет?

  3. Кто изготовил этот предмет?

  4. Где и как он используется?


Опиши предмет по плану:

  1. Название предмета

  2. Из каких материалов изготовлен предмет?

  3. Кто изготовил этот предмет?

  4. Где и как он используется?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!