СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Производительность труда"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке изложена методика организации и проведения комбинированного урока, направленная на формирование у студентов практических навыков и умений по теме «Производительность труда».

Материал методической разработки предназначен преподавателям спец. Дисциплин.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Производительность труда"»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «ГОРЛОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ 37»














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


открытого занятия

по дисциплине

ОП.03 Основы экономики организации




По специальности: 22.02.06 Сварочное производство




ФИО

Грошевая Анна Ивановна

Образовательное учреждение

ГПОУ «Горловский многопрофильный техникум 37»

Должность

Преподаватель Экономики

Педагогический стаж

35 лет

Квалификационная категория

Высшая










2020г


Методическая разработка организации и проведения открытого учебного занятия – «Производительность труда» для студентов I курса, по профессии: 22.02.06 Сварочное производство

Составитель: Грошевая А.И., специалист высшей категории. Преподаватель экономики ГПОУ «Горловский многопрофильный техникум 37», 2020г - 14 стр.

В методической разработке изложена методика организации и проведения комбинированного урока, направленная на формирование у студентов практических навыков и умений по теме «Производительность труда».

Материал методической разработки предназначен преподавателям спец. Дисциплин.



Рецензенты:



Басова Г.Н., специалист высшей квалификационной категории, преподаватель-методист ГПОУ «Горловский многопрофильный техникум 37»»

Тимощенко С.Е., преподаватель биологии, специалист высшей квалификационной категории ГПОУ «Горловский многопрофильный техникум 37»»








Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии общественных дисциплин

протокол № __4__

от «09»11.2020 г.

Методист ГПОУ «ГМТ37»___________ Е.В .Микава

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

1. Методическое обоснование темы занятия 5

2.Методические рекомендации по проведению занятия 6

3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ 7

Структура занятия 8

3. СОДЕРЖАНИЕ И ПРОВЕДНИЕ ЗАНЯТИЯ 8

Выучить определение производительности труда и назвать факторы повышения производительности труда.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

ЛИТЕРАТУРА 14
























ВВЕДЕНИЕ



С началом нового тысячелетия все большее значение в педагогике приобретают интерактивные технологии обучения. Это позволяет студентам получать знания не только от преподавателя, но и самостоятельно, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своей работы. Целью изучения всех общественных дисциплин, в том числе и экономики, есть развитие мышления студентов, их знаний и навыков, в процессе изучения дисциплины развитие интереса к знаниям, формирование умений самостоятельно добывать знания, умение работать в коллективе.

Предложенная методика поможет молодым преподавателям сориентироваться в применении некоторых новейших технологий, рационально использовать их во время проведения своих занятий, сделать их эффективнее.

Основной целью методической разработки является изучение теоретических знаний и приобретение практических навыков по теме: «Производительность труда», формируя умения самостоятельно добывать знания, умение работать в коллективе. Именно исследовательские навыки обеспечивают готовность студентов к профессиональной деятельности, поэтому сформированы практические навыки и умения необходимые для изучения в общих чертах инженерных и специальных технических дисциплин на последующих курсах.

Актуальность: Перед преподавателем стоит непростая задача: сохранить целостность и системность учебной дисциплины за небольшое, жестко лимитированное учебное время, отпущенное на изучение темы. Использование групповой формы работы, компетентносно-ориентированного подхода, ИКТ на данном занятии позволит решить эти задачи. Главное достоинство такого занятия – групповая форма работы. Использование презентации. Это занятие дает возможность организовывать плодотворную работу студентов.

.













ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



  1. Методическое обоснование темы занятия



Данная тема занятия – «Производительность труда» связана с основной целью обучения экономики в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в том числе и техникуме – освоение знаний о производительности труда. Использование приобретённых знаний и умений необходимо для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, здоровью других людей и собственному здоровью.

Данная тема изучается в разделе «Персонал организации. Производительность труда». Тема3. «Производительность труда работников предприятия. Классификация и характеристика основных покзателей производительности труда». Реализация генетической информации». Темы уроков в этом разделе сложные, поэтому разработка и проведение таких уроков с одной стороны, вызывает много трудностей, с другой стороны они интересны студентам.

В данной методической разработке показана возможность использования дифференцированно - группового обучения для успешного усвоения учебного материала. Целью занятия по данной теме является изучение производительности труда факторы и резервы роста труда .

Цель занятия:

Изучить экономическое понятие “производительность труда”, показатели измерения производительности труда; приобрести навыки расчета выработки и трудоемкости; выявить факторы, повышающие производительность труда.

Для реализации этих задач особую важность приобретает овладение умениями обосновывать место и роль экономических знаний в практической деятельности человека.

2.Методические рекомендации по проведению занятия



При проведении занятия по теме «Производительность труда» целесообразнее использовать для актуализации опорных знаний фронтальную работу с элементами эвристической беседы, так как такой вид задания обеспечивает психологический настрой на учебную деятельность, способствует созданию доброжелательной атмосферы на занятии и способствует поддержанию интереса к дисциплине Биология.

Мотивация учебной деятельности – слово преподавателя о практическом применении достижений биохимии и постановка проблемного задания – нацеливает на необходимость понимания важности изучаемой темы в жизнедеятельности человека. Также преподаватель представляет так называемый Лист оценивания учебной деятельности студентов, который раскрывает критерии выставления оценки «накопительного» характера за работу студента в течение всего занятия и за все виды учебной деятельности.

Изучение нового материала состоит из таких чередующихся между собой этапов, направленных на формирование знаний умений по данной теме, закрепление учебных навыков:

- изложение преподавателем нового материала методом эвристической беседы, когда грамотно акцентируется внимание на самых важных и сложных моментах темы;

Цель:

 Изучить экономическое понятие “производительность труда”, показатели измерения производительности труда; приобрести навыки расчета выработки и трудоемкости; выявить факторы, повышающие производительность труда.

Характерными особенностями такого урока являются: групповая работа по материалам, усвоение  его на уроке, дифференциация домашнего задания, взаимопомощь и  взаимоответственность студентов в группах.

Данная форма организации учебной деятельности активизирует процесс мышления, способствует повышению самоорганизованности студентов, интереса к изучаемой дисциплине, формирует чувство ответственности за результаты своей работы в коллективе;

- в течение всего занятия студенты работают со структурно-логическими схемами, заданиями на установление соответствия, построение причинно-следственных связей. Это не только систематизирует и закрепляет знания, но и развивает у студентов внимательность, анализирующее мышление, навыки работы с заданиями частично-поискового и проблемного характера, способствует воспитанию самодисциплины;

- слайдовый материал, который сопровождает все этапы изучения нового учебного материала и дает студентам визуальное представление об излагаемом фактическом ма

ГПОУ «Горловский многопрофильный техникум 37»



3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ


Группа: 4с-87 “21” января 2021г.

По специальности: 22.02.06 Сварочное производство

Тема занятия: «Производительность труда»

Цель занятия:

Методическая (методика самостоятельного изучения нового материала) - Продемонстрировать методику применения групповой формы работы и решения компетентностно-ориентированных заданий по изучаемой теме

Применять современные технологии обучения, способствующие активизации студентов, их познавательной деятельности. Внедрять элементы личностно-ориентированного обучения путем привлечения студентов к выполнению творческих работ; совершенствовать методику проведения самостоятельной работы по группам. Реализация межпредметных связей

Дидактическая - (ознакомить, усвоить, уметь определять. научить анализировать, овладеть навыками, техникой выполнения, уметь исследовать и т.д.) сформировать систему знаний о производительности труда.

Воспитательная Воспитание чувства ответственности за результат коллективного труда, активности и самостоятельности в принятии решения.

Метод обучения: деловая игра.

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения: наглядный, практический, словесный, фронтальный, индивидуальный, групповой.

Межпредметные связи: математика, история, обществоведение.

Внутрипредметные связи: экономика

Оборудование: таблицы, навигатор к самостоятельному изучению материала, компьютер, проектор, раздаточный проверочный материал.

Литература:

Основная:Иванов В.В. Планирование деятельности предприятия: Учеб. Пособии – К.:Центр учебной литературы, 2006-423с

Дополнительная:

Сидун В.А. Экономика предприятия: Учеб. Пособие – К: Центр учебной литературы 2006-256с






Структура занятия






3. СОДЕРЖАНИЕ И ПРОВЕДНИЕ ЗАНЯТИЯ


1. Организационный момент 2 мин.

    1. Приветствие студентов.

    2. Подготовка аудитории к занятию, проверка отсутствующих и готовности группы к занятию

  1. Ознакомление студентов с темой и учебными целями занятия (план занятия) 2 мин.

Мотивация обучения Целью трудовой деятельности является получение продукта труда, т.е. производство и сбыт конкретной продукции, продажа товаров или оказание услуги. 2 мин.

На предприятии, где используются трудовые ресурсы, определяют производительность труда, то есть рациональное распределение знаний, умений и способностей работников.

3.Актуализация опорных знаний

Цель:

Изучить экономическое понятие “производительность труда”, показатели измерения производительности труда; приобрести навыки расчета выработки и трудоемкости; выявить факторы, повышающие производительность труда. 8 мин.

Производительность труда – это объём работ, выполняемых одним работником в определённых условиях. Для рассмотрения условий деятельности и способов расчета производительности труда проведём практическую деятельность и постараемся понять, как оценивается результат труда.



















Вступительное слово учителя


Целью трудовой деятельности является получение продукта труда, т.е. производство и сбыт конкретной продукции, продажа товаров или оказание услуги.

На предприятии, где используются трудовые ресурсы, определяют производительность труда, то есть рациональное распределение знаний, умений и способностей работников.

5. Изучение нового материала 2. Практическая часть.

Условия работы.

Для трудовой деятельности создается 2 команды с неравным количеством участников. Каждая команда является представителем отдельного предприятия, имеющего своё фирменное название (команды выбирают себе название и логотип). На всех предприятиях производится одинаковая продукция: сборка авторучек по установленному стандарту. Эталон готового изделия имеет вид: ручка с колпачком и бумажной биркой, на которой цветным маркером написано название фирмы и дата изготовления. Практическая часть выполняется в 3 тура.

Первый тур

Даётся задание первого тура: за 2 минуты собрать максимальное количество по указанному эталону. После команды “стоп” идет подсчет готовой продукции и данные заносятся в таблицу.

Далее перед командами ставится проблема: как рассчитать производительность труда и оценить работу каждой команды? Учащимся предлагаются варианты. В качестве сравнительного показателя взять:

Количество готовой продукции у каждой команды.

Количество готовой продукции, соотнесенной с численностью работников.

Правильный вариант второй, так как количество работников неодинаковое. Необходим средний результат работы, приходящийся на одного человека.

Такой показатель производительности труда называется выработкой. В ходе обсуждения выводится формула для расчета выработки.

V=Q / N,

где Q – количество произведённой продукции.

N – численность работников.

Учащимся предлагается самостоятельно рассчитать выработку и занести данные в таблицу.

Название фирмы

Количество работников  

Количество продукции  

Выработка








Второй тур

Результаты работы можно оценивать не только количеством готовой продукции, но и количеством затраченного времени. В этом случае задается производственная программа.

 Во втором туре команды получают следующее задание:

каждая фирма должна изготовить 10 ручек, при этом зафиксировать по времени начало и окончание работы. Показатели занести в таблицу.

 Перед учащимися снова ставится проблема: как определить результат труда по затраченному времени. В ходе коллективных обсуждений выводится показатель, который называется трудоемкость. Это время, затраченное на производство единицы продукции. Формула для расчета трудоёмкости имеет вид:

Tr = t / Q,

где t – время работы;

Q – количество готовой продукции.

Учащиеся рассчитывают показатель трудоёмкости и заносят данные в таблицу.

Название фирмы        

Количество продукции

Время работы

Трудоёмкость





Третий тур

Задачей любого предприятия является не только определение показателей производительности труда, но и постоянное улучшение достигнутых результатов.

 В 3-м туре предлагается изменить условия работы для того, чтобы учащиеся смогли сравнить изменения результатов и сформулировать факторы, влияющие на повышение их производительности. Условия меняются индивидуально для каждой команды:

1 команда: назначается руководитель фирмы, который должен распределить обязанности между всеми членами команды, т.е. осуществить разделение труда.

2 команда: выдаются детали ручек не беспорядочной россыпью, а разложенные по отдельным ячейкам.

Результаты работы снова заносятся в таблицу.

Название фирмы

Первоначальная выработка        

Изменённая выработка

Прирост производительности





        

3. Обсуждение результатов.

Показатели выработки и трудоёмкости должны измениться в сторону увеличения. Команды по очереди анализирует причины изменений и определяют фактор, повлиявший на позитивные изменения. В результате общения должны быть сформулированы следующие факторы:

- четкое руководство, специализация и кооперирование труда.

- рациональная организация рабочего места.

- оснащенность трудового процесса орудиями труда и механизмами.

- повышение квалификации и опыта работы.

Учащимся предлагается сформулировать дополнительные факторы повышения производительности труда, связанные с изучением таких учебных предметов, как менеджмент, социальная психология, этика, эстетика. Могут быть предложены следующие варианты:

Проведение конкурсов, смотров, соревнований с присвоением звания “Лучший по профессии”.

Материальное и денежное поощрение, премирование, повышение заработной платы.

Своевременная поставка комплектующих изделий.

Использование качественного сырья.

Создание комфортного психологического климата за счет эстетического оформления помещений.

Правильный подбор кадров с целью создания доброжелательных межличностных отношений.

Создание сферы услуг на территории предприятия: медицинский контроль, профилакторное обследование, стоматологические услуги, юридические, бытовые и прочие.

4. Самостоятельная работа.

После обсуждения дополнительных факторов повышения производительности труда,  записать в тетрадь все факторы, о которых шла речь на уроке и предложить свои варианты.

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: 

1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

2)Организовать рефлексию и самооценку студентами собственной учебной деятельности

Преподаватель

1)Задаёт вопросы о задачах урока.

2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?

  1. Какие цели урока были реально достигнуты?

  2. Трудным ли был теоретический материал по данной теме?

  3. В чём его трудность?

  4. Успешно ли вы с ним справились?

  5. В каких ситуациях могут пригодиться знания о механизмах реализации наследственной информации в клетке?

  6. Как бы вы оценили свою работу?

  7. Как справились с этой работой твои участники команды, с которыми ты работал в группе? Какие трудности они испытывали? 4мин

8. Итоги занятия

Прослушать отзывы студентов о выполненной работе и сложных моментах, с которыми они сталкивались во время изучения темы. Обобщающие выводы по работе, акцентирование внимания на сделанные ошибки. 3 мин


9. Домашнее задание:

Выучить определение производительности труда и назвать факторы повышения производительности труда. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



При объяснении темы «Производительность труда» используется словесно-иллюстративный метод и метод проблемного изложения учебного материала. Содержание теоретического материала разнообразно. В ходе занятия используются элементы ролевой игры, индивидуальной и групповой работы студентов.

Использование приобретённых знаний и умений необходимо для оценки последствий своей деятельности во время подсчета производительности труда.

В заключение занятия подводятся итоги, делаются выводы по тем вопросам, которые ставились перед студентами в начале и по ходу занятия.

Использование современных инновационных технологий на занятиях биологии путем проблемного изложения учебного материала и формирования анализирующего мышления студентов помогает научить самостоятельно, думать, рассуждать, делать обоснованные выводы, быть собранным, дисциплинированным и организованным в своей деятельности. А также формирует личность, помогает воспитывать образованных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом.



















ЛИТЕРАТУРА



Литература:

Основная:Иванов В.В. Планирование деятельности предприятия: Учеб. Пособии – К.:Центр учебной литературы, 2006-423с

Дополнительная:

Сидун В.А. Экономика предприятия: Учеб. Пособие – К: Центр учебной литературы 2006-256с





14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!