МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «ГОРЛОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ 37»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
по дисциплине
ОП.03 Основы экономики организации
По специальности: 22.02.06 Сварочное производство
ФИО | Грошевая Анна Ивановна |
Образовательное учреждение | ГПОУ «Горловский многопрофильный техникум 37» |
Должность | Преподаватель Экономики |
Педагогический стаж | 35 лет |
Квалификационная категория | Высшая |
2020г
Методическая разработка организации и проведения открытого учебного занятия – «Производительность труда» для студентов I курса, по профессии: 22.02.06 Сварочное производство
Составитель: Грошевая А.И., специалист высшей категории. Преподаватель экономики ГПОУ «Горловский многопрофильный техникум 37», 2020г - 14 стр.
В методической разработке изложена методика организации и проведения комбинированного урока, направленная на формирование у студентов практических навыков и умений по теме «Производительность труда».
Материал методической разработки предназначен преподавателям спец. Дисциплин.
Рецензенты:
Басова Г.Н., специалист высшей квалификационной категории, преподаватель-методист ГПОУ «Горловский многопрофильный техникум 37»»
Тимощенко С.Е., преподаватель биологии, специалист высшей квалификационной категории ГПОУ «Горловский многопрофильный техникум 37»»
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии общественных дисциплин
протокол № __4__
от «09»11.2020 г.
Методист ГПОУ «ГМТ37»___________ Е.В .Микава
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1. Методическое обоснование темы занятия 5
2.Методические рекомендации по проведению занятия 6
3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ 7
Структура занятия 8
3. СОДЕРЖАНИЕ И ПРОВЕДНИЕ ЗАНЯТИЯ 8
Выучить определение производительности труда и назвать факторы повышения производительности труда.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
ЛИТЕРАТУРА 14
ВВЕДЕНИЕ
С началом нового тысячелетия все большее значение в педагогике приобретают интерактивные технологии обучения. Это позволяет студентам получать знания не только от преподавателя, но и самостоятельно, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своей работы. Целью изучения всех общественных дисциплин, в том числе и экономики, есть развитие мышления студентов, их знаний и навыков, в процессе изучения дисциплины развитие интереса к знаниям, формирование умений самостоятельно добывать знания, умение работать в коллективе.
Предложенная методика поможет молодым преподавателям сориентироваться в применении некоторых новейших технологий, рационально использовать их во время проведения своих занятий, сделать их эффективнее.
Основной целью методической разработки является изучение теоретических знаний и приобретение практических навыков по теме: «Производительность труда», формируя умения самостоятельно добывать знания, умение работать в коллективе. Именно исследовательские навыки обеспечивают готовность студентов к профессиональной деятельности, поэтому сформированы практические навыки и умения необходимые для изучения в общих чертах инженерных и специальных технических дисциплин на последующих курсах.
Актуальность: Перед преподавателем стоит непростая задача: сохранить целостность и системность учебной дисциплины за небольшое, жестко лимитированное учебное время, отпущенное на изучение темы. Использование групповой формы работы, компетентносно-ориентированного подхода, ИКТ на данном занятии позволит решить эти задачи. Главное достоинство такого занятия – групповая форма работы. Использование презентации. Это занятие дает возможность организовывать плодотворную работу студентов.
.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Методическое обоснование темы занятия
Данная тема занятия – «Производительность труда» связана с основной целью обучения экономики в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в том числе и техникуме – освоение знаний о производительности труда. Использование приобретённых знаний и умений необходимо для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, здоровью других людей и собственному здоровью.
Данная тема изучается в разделе «Персонал организации. Производительность труда». Тема3. «Производительность труда работников предприятия. Классификация и характеристика основных покзателей производительности труда». Реализация генетической информации». Темы уроков в этом разделе сложные, поэтому разработка и проведение таких уроков с одной стороны, вызывает много трудностей, с другой стороны они интересны студентам.
В данной методической разработке показана возможность использования дифференцированно - группового обучения для успешного усвоения учебного материала. Целью занятия по данной теме является изучение производительности труда факторы и резервы роста труда .
Цель занятия:
Изучить экономическое понятие “производительность труда”, показатели измерения производительности труда; приобрести навыки расчета выработки и трудоемкости; выявить факторы, повышающие производительность труда.
Для реализации этих задач особую важность приобретает овладение умениями обосновывать место и роль экономических знаний в практической деятельности человека.
2.Методические рекомендации по проведению занятия
При проведении занятия по теме «Производительность труда» целесообразнее использовать для актуализации опорных знаний фронтальную работу с элементами эвристической беседы, так как такой вид задания обеспечивает психологический настрой на учебную деятельность, способствует созданию доброжелательной атмосферы на занятии и способствует поддержанию интереса к дисциплине Биология.
Мотивация учебной деятельности – слово преподавателя о практическом применении достижений биохимии и постановка проблемного задания – нацеливает на необходимость понимания важности изучаемой темы в жизнедеятельности человека. Также преподаватель представляет так называемый Лист оценивания учебной деятельности студентов, который раскрывает критерии выставления оценки «накопительного» характера за работу студента в течение всего занятия и за все виды учебной деятельности.
Изучение нового материала состоит из таких чередующихся между собой этапов, направленных на формирование знаний умений по данной теме, закрепление учебных навыков:
- изложение преподавателем нового материала методом эвристической беседы, когда грамотно акцентируется внимание на самых важных и сложных моментах темы;
Цель:
Изучить экономическое понятие “производительность труда”, показатели измерения производительности труда; приобрести навыки расчета выработки и трудоемкости; выявить факторы, повышающие производительность труда.
Характерными особенностями такого урока являются: групповая работа по материалам, усвоение его на уроке, дифференциация домашнего задания, взаимопомощь и взаимоответственность студентов в группах.
Данная форма организации учебной деятельности активизирует процесс мышления, способствует повышению самоорганизованности студентов, интереса к изучаемой дисциплине, формирует чувство ответственности за результаты своей работы в коллективе;
- в течение всего занятия студенты работают со структурно-логическими схемами, заданиями на установление соответствия, построение причинно-следственных связей. Это не только систематизирует и закрепляет знания, но и развивает у студентов внимательность, анализирующее мышление, навыки работы с заданиями частично-поискового и проблемного характера, способствует воспитанию самодисциплины;
- слайдовый материал, который сопровождает все этапы изучения нового учебного материала и дает студентам визуальное представление об излагаемом фактическом ма
ГПОУ «Горловский многопрофильный техникум 37»
3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Группа: 4с-87 “21” января 2021г.
По специальности: 22.02.06 Сварочное производство
Тема занятия: «Производительность труда»
Цель занятия:
Методическая – (методика самостоятельного изучения нового материала) - Продемонстрировать методику применения групповой формы работы и решения компетентностно-ориентированных заданий по изучаемой теме
Применять современные технологии обучения, способствующие активизации студентов, их познавательной деятельности. Внедрять элементы личностно-ориентированного обучения путем привлечения студентов к выполнению творческих работ; совершенствовать методику проведения самостоятельной работы по группам. Реализация межпредметных связей
Дидактическая - (ознакомить, усвоить, уметь определять. научить анализировать, овладеть навыками, техникой выполнения, уметь исследовать и т.д.) сформировать систему знаний о производительности труда.
Воспитательная – Воспитание чувства ответственности за результат коллективного труда, активности и самостоятельности в принятии решения.
Метод обучения: деловая игра.
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения: наглядный, практический, словесный, фронтальный, индивидуальный, групповой.
Межпредметные связи: математика, история, обществоведение.
Внутрипредметные связи: экономика
Оборудование: таблицы, навигатор к самостоятельному изучению материала, компьютер, проектор, раздаточный проверочный материал.
Литература:
Основная:Иванов В.В. Планирование деятельности предприятия: Учеб. Пособии – К.:Центр учебной литературы, 2006-423с
Дополнительная:
Сидун В.А. Экономика предприятия: Учеб. Пособие – К: Центр учебной литературы 2006-256с
Структура занятия
3. СОДЕРЖАНИЕ И ПРОВЕДНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент 2 мин.
Приветствие студентов.
Подготовка аудитории к занятию, проверка отсутствующих и готовности группы к занятию
Ознакомление студентов с темой и учебными целями занятия (план занятия) 2 мин.
Мотивация обучения Целью трудовой деятельности является получение продукта труда, т.е. производство и сбыт конкретной продукции, продажа товаров или оказание услуги. 2 мин.
На предприятии, где используются трудовые ресурсы, определяют производительность труда, то есть рациональное распределение знаний, умений и способностей работников.
3.Актуализация опорных знаний
Цель:
Изучить экономическое понятие “производительность труда”, показатели измерения производительности труда; приобрести навыки расчета выработки и трудоемкости; выявить факторы, повышающие производительность труда. 8 мин.
Производительность труда – это объём работ, выполняемых одним работником в определённых условиях. Для рассмотрения условий деятельности и способов расчета производительности труда проведём практическую деятельность и постараемся понять, как оценивается результат труда.
Вступительное слово учителя
Целью трудовой деятельности является получение продукта труда, т.е. производство и сбыт конкретной продукции, продажа товаров или оказание услуги.
На предприятии, где используются трудовые ресурсы, определяют производительность труда, то есть рациональное распределение знаний, умений и способностей работников.
5. Изучение нового материала 2. Практическая часть.
Условия работы.
Для трудовой деятельности создается 2 команды с неравным количеством участников. Каждая команда является представителем отдельного предприятия, имеющего своё фирменное название (команды выбирают себе название и логотип). На всех предприятиях производится одинаковая продукция: сборка авторучек по установленному стандарту. Эталон готового изделия имеет вид: ручка с колпачком и бумажной биркой, на которой цветным маркером написано название фирмы и дата изготовления. Практическая часть выполняется в 3 тура.
Первый тур
Даётся задание первого тура: за 2 минуты собрать максимальное количество по указанному эталону. После команды “стоп” идет подсчет готовой продукции и данные заносятся в таблицу.
Далее перед командами ставится проблема: как рассчитать производительность труда и оценить работу каждой команды? Учащимся предлагаются варианты. В качестве сравнительного показателя взять:
Количество готовой продукции у каждой команды.
Количество готовой продукции, соотнесенной с численностью работников.
Правильный вариант второй, так как количество работников неодинаковое. Необходим средний результат работы, приходящийся на одного человека.
Такой показатель производительности труда называется выработкой. В ходе обсуждения выводится формула для расчета выработки.
V=Q / N,
где Q – количество произведённой продукции.
N – численность работников.
Учащимся предлагается самостоятельно рассчитать выработку и занести данные в таблицу.
Название фирмы | Количество работников | Количество продукции | Выработка |
| | | |
Второй тур
Результаты работы можно оценивать не только количеством готовой продукции, но и количеством затраченного времени. В этом случае задается производственная программа.
Во втором туре команды получают следующее задание:
каждая фирма должна изготовить 10 ручек, при этом зафиксировать по времени начало и окончание работы. Показатели занести в таблицу.
Перед учащимися снова ставится проблема: как определить результат труда по затраченному времени. В ходе коллективных обсуждений выводится показатель, который называется трудоемкость. Это время, затраченное на производство единицы продукции. Формула для расчета трудоёмкости имеет вид:
Tr = t / Q,
где t – время работы;
Q – количество готовой продукции.
Учащиеся рассчитывают показатель трудоёмкости и заносят данные в таблицу.
Название фирмы | Количество продукции | Время работы | Трудоёмкость |
| | | |
Третий тур
Задачей любого предприятия является не только определение показателей производительности труда, но и постоянное улучшение достигнутых результатов.
В 3-м туре предлагается изменить условия работы для того, чтобы учащиеся смогли сравнить изменения результатов и сформулировать факторы, влияющие на повышение их производительности. Условия меняются индивидуально для каждой команды:
1 команда: назначается руководитель фирмы, который должен распределить обязанности между всеми членами команды, т.е. осуществить разделение труда.
2 команда: выдаются детали ручек не беспорядочной россыпью, а разложенные по отдельным ячейкам.
Результаты работы снова заносятся в таблицу.
Название фирмы | Первоначальная выработка | Изменённая выработка | Прирост производительности |
| | | |
3. Обсуждение результатов.
Показатели выработки и трудоёмкости должны измениться в сторону увеличения. Команды по очереди анализирует причины изменений и определяют фактор, повлиявший на позитивные изменения. В результате общения должны быть сформулированы следующие факторы:
- четкое руководство, специализация и кооперирование труда.
- рациональная организация рабочего места.
- оснащенность трудового процесса орудиями труда и механизмами.
- повышение квалификации и опыта работы.
Учащимся предлагается сформулировать дополнительные факторы повышения производительности труда, связанные с изучением таких учебных предметов, как менеджмент, социальная психология, этика, эстетика. Могут быть предложены следующие варианты:
Проведение конкурсов, смотров, соревнований с присвоением звания “Лучший по профессии”.
Материальное и денежное поощрение, премирование, повышение заработной платы.
Своевременная поставка комплектующих изделий.
Использование качественного сырья.
Создание комфортного психологического климата за счет эстетического оформления помещений.
Правильный подбор кадров с целью создания доброжелательных межличностных отношений.
Создание сферы услуг на территории предприятия: медицинский контроль, профилакторное обследование, стоматологические услуги, юридические, бытовые и прочие.
4. Самостоятельная работа.
После обсуждения дополнительных факторов повышения производительности труда, записать в тетрадь все факторы, о которых шла речь на уроке и предложить свои варианты.
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Цель:
1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
2)Организовать рефлексию и самооценку студентами собственной учебной деятельности
Преподаватель
1)Задаёт вопросы о задачах урока.
2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?
Какие цели урока были реально достигнуты?
Трудным ли был теоретический материал по данной теме?
В чём его трудность?
Успешно ли вы с ним справились?
В каких ситуациях могут пригодиться знания о механизмах реализации наследственной информации в клетке?
Как бы вы оценили свою работу?
Как справились с этой работой твои участники команды, с которыми ты работал в группе? Какие трудности они испытывали? 4мин
8. Итоги занятия
Прослушать отзывы студентов о выполненной работе и сложных моментах, с которыми они сталкивались во время изучения темы. Обобщающие выводы по работе, акцентирование внимания на сделанные ошибки. 3 мин
9. Домашнее задание:
Выучить определение производительности труда и назвать факторы повышения производительности труда. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При объяснении темы «Производительность труда» используется словесно-иллюстративный метод и метод проблемного изложения учебного материала. Содержание теоретического материала разнообразно. В ходе занятия используются элементы ролевой игры, индивидуальной и групповой работы студентов.
Использование приобретённых знаний и умений необходимо для оценки последствий своей деятельности во время подсчета производительности труда.
В заключение занятия подводятся итоги, делаются выводы по тем вопросам, которые ставились перед студентами в начале и по ходу занятия.
Использование современных инновационных технологий на занятиях биологии путем проблемного изложения учебного материала и формирования анализирующего мышления студентов помогает научить самостоятельно, думать, рассуждать, делать обоснованные выводы, быть собранным, дисциплинированным и организованным в своей деятельности. А также формирует личность, помогает воспитывать образованных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом.
ЛИТЕРАТУРА
Литература:
Основная:Иванов В.В. Планирование деятельности предприятия: Учеб. Пособии – К.:Центр учебной литературы, 2006-423с
Дополнительная:
Сидун В.А. Экономика предприятия: Учеб. Пособие – К: Центр учебной литературы 2006-256с
14