СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: «Смута в Российском государстве»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: «Смута в Российском государстве»»


Тема: «Смута в Российском государстве»

Цели:

Образовательные: выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты;

Развивающие: последствия; развивать навыки работы с источниками; анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос;

Воспитательные: продолжать способствованию патриотическому воспитанию.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Метапредметные: формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие внимательности при работе с текстами.

Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.

Формируемые УУД:

Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; заполнять таблицу.

Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану.

Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в группе; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.

Методы и формы: репродуктивный, игровые технологии, технология развития критического мышления, работа в парах, группах, дифференцированный подход.

Оборудование: учебник, источники, иллюстрированный материал, карточки

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Прием “Верное или неверное утверждение”, в форме игры «крестики-нолики»

  1. Главным противником Испания считала Турцию 0

  2. При Борисе Годунове усилилась дипломатическая активность России Х

  3. В 1591 году Менгли – Гирей вторгся в пределы России 0

  4. Донское казачество использовалось для борьбы с Крымским ханство Х

  5. Османская империя была соперником Персии Х

  6. Борис Годунов пытался заключить договор с Голландией 0

  7. Россия одержала победу в Ливонской войне 0

  8. В 1594 году была установлена беспошлинная торговля с Персией Х

  9. Сапега посол Речи Посполитой Х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Мотивация и целеполагание.

Звучит музыка.

Угадайте, какое слово зашифровано на доске

УТСМА

Ответ, смута

А Иван Грозный был царем, какого государства?

Российского, значит тема нашего урока: З./т Смута в Российском государстве

Прием «Ассоциации»

А какие у вас вызывает ассоциации это слово? Вражда, хаос, беспорядок, раздор

Рассказ учителя.

В исторической науке нет точного определения Смуты. Долгое  время этот период называли лихолетьем. Работа со словарем

Исходя из темы урока, предположите, какие цели и задачи мы сегодня должны на уроке.

Ответы учащихся

Формулирование проблемного вопроса урока: Была ли «смута» прямой угрозой государственности, т.е .угроза самому существованию государства?»

  1. Объяснение нового материала

  1. Причины (экономические трудности и народные выступлении)

Нам предстоит выяснить причины этого периода. Для этого нам необходимо проанализировать текст учебника и исторические документы Ознакомьтесь с ними в парах и распределите причины на 3 колонки: экономические, социальные, политические и заполнить таблицу.

Причины Смуты

Экономические

Социальные

Политические

Последствия опричнины и войн Ивана Грозного

Голод

Процесс закрепощения крестьян

Ломка социальной структуры

Борьба за власть среди бояр

Пресечение династии Рюриковичей

Вмешательство папской власти и поляков.

Защита таблицы (по желанию пар).

2. После смерти царя Федора на престол встал брат его жены Борис Годунов.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр.10. абзац 1

Работа со стихотворением

В глухие дни

В глухие дни Бориса Годунова,

Во мгле российской пасмурной страны,

Толпы людей скитались без крова

И по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам светило с неба,

Со свирепостью на дольний мир смотря.

И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»

Из тьмы лесов стремился до царя.

Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля,

И в эти дни Дмитрий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух перенеся.

Как Борис пытался бороться с этой проблемой (голод)?

Ответы

  1. Самозванец

Рассказ учителя

В накаленной до предела обстановке на исторической арене России появилась фигура Лжедмитрия I. Под этим именем, скорее всего, скрывался бывший холоп бояр Романовых, а затем монах Чудова монастыря в Москве Григорий Отрепьев, бежавший в Польшу.

Сообщение, опережающее задание

Приемы «Чтение с остановкой» и «Логическая цепочка»

Совместная работа учителя и учащихся, в результате комментированного чтения составляют цепочку

1601 г., объявление самозванца-1604 г., переход российской границы-1605г., смерть Годунова – возведение Федора-1 июня, свержение Федора Борисовича-освобождение престола

  1. Политика нового царя

Самостоятельная работа с текстом параграфа и составление схемы:

Какие ошибки допустил Лжедмитрий во время своего правления?

Физминутка

Гимнастика для глаз  

Север-юг, запад-восток.   

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

4.Боярский заговор

Рассказ учителя

К началу весны 1606 г. в Москве созрел заговор в целях свержения самозванца. Во главе заговора стояли Иван и Василий Голицыны, Василий, Дмитрий и Иван Шуйские, Михаил Татищев. Заговорщики готовы были пригласить на престол даже "нейтрального" претендента, сына Сигизмунда III Владислава, при условии поддержки польским монархом заговора.

17 мая 1606 г. приступили к осуществлению задуманного. 200 бояр и дворян под руководством Голицыных и Шуйских ворвались в Кремль. А накануне В. Шуйский приказал отворить тюрьмы, выпустить всех преступников и раздать оружие. В Кремле шла смена караула, и во дворце находилось не более 30 стражников. В Москве во всю звонили колокола. Народ с криками "Горит Кремль!" бежал к Красной площади. Поляки, почуяв неладное, схватили оружие и тоже бросились к Кремлю. Но их в Кремль не пустили.

Лжедмитрий воспользовавшись замешательством, попытался бежать, но выпрыгивая из окна сломал ногу. Стрельцы попытались защитить Дмитрия, но заговорщики схватили его, сорвали с него царский кафтан и застрелили. Тело, обвязав веревкой, потащили по земле из Кремля через Спасские ворота. Труп показали Марии Нагой, и царица отреклась от "сына". Тело еще два дня находилось не погребенным, и каждый желающий мог надругаться над ним.

  1. Царь Василий Шуйский. Рассказ учителя

19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского. Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.

Индивидуальное задание

Прием «Лови ошибку». Найдите ошибки, исправьте текст.

Царский престол пустовал недолго. В1608 году на Земском соборе, наспех собранном из жителей Новгорода, царем был «выкликнут» князь Василий Иванович Шуйский. Потомок ростовских князей при воцарении поклялся не допускать безгранично самовластия

Патриархов Русской православной церкви был избран сторонник Василия Шуйского – тверской митрополит Гермоген, который обеспечивал новому царю поддержку духовенства. Большинство дворян были довольны приходом к власти «боярского царя»

Найдите ошибки, исправьте текст.

Царский престол пустовал недолго. В1606 году на Земском соборе, наспех собранном из жителей Москвы, царем был «выкликнут» князь Василий Иванович Шуйский. Потомок суздальско – нижегородских князей при воцарении поклялся не допускать безгранично самовластия

Патриархом Русской православной церкви был избран сторонник Василия Шуйского – казанский митрополит Гермоген, который обеспечивал новому царю поддержку духовенства. Большинство дворян были недовольны приходом к власти «боярского царя»

Закрепление

В течение 3 минут

Работа в группах

1 группа – игра «Я знаю пять имен..»

Учащиеся называют пять имен, персоналий, которые относятся к данной теме.

2 группа – игра «Точность – вежливость королей»

Учащиеся записывают даты, которые встречаются в тексте учебника. К каждой дате надо дать ответы, которые должны быть точными и лаконичными.

3 группа – игра «Энциклопедисты»

Учащиеся записывают в тетради термины и понятия, которые встречаются в процессе изучения новой темы, и объясняют их.

4 группа – игра «Исторический портрет»

Составить характеристику двум историческим личностям в форме синквейна

Возвращение к проблемному вопросу

Рефлексия

Письмо другу, « У нас сегодня на уроке……»

  1. На уроке

  2. Я сегодня

3. На уроке я работал

4. Своей работой на уроке я

5. Урок для меня показался

6. Мое настроение

было интересно/ скучно

узнал много нового/ не узнал ничего

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

стало лучше / стало хуже

Домашнее задание

Составить кроссворд на 10 слов, с ключевым словом

Составить 15 тестов с 3 вариантами ответов

Электронная презентация «Смутное время Российского государства»



источники и ресурсы:

История России. 7 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2020.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!