СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по курсу: « История России». 7 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по курсу: « История России». 7 класс.

                                                             Разработала:

                                                             учитель истории

                                                             высшей категории

                                                             МКОУ « Дружбинской СОШ»

                                                     Багомедова Сарият Рамазановна

 

Тема урока:  « Смута» в Российском государстве.

Цели урока:

- раскрыть причины «Смуты» и ее признаки, показать  кризисные процессы во всех сферах жизни российского общества, выяснить особенности внутренней и внешней политики Бориса Годунова и последующих правителей, выяснить суть « самозванства»,  доказать , что период « смуты» был угрозой для существования российской государственности.

- развивать умения работать с историческими понятиями, документами, умения устанавливать причинно – следственные связи.

- воспитывать патриотические чувства на примерах борьбы русского народа с интервенцией..

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по курсу: « История России». 7 класс.»

Разработка урока по курсу: « История России». 7 класс.

Разработала:

учитель истории

высшей категории

МКОУ « Дружбинской СОШ»

Багомедова Сарият Рамазановна



Тема урока: « Смута» в Российском государстве.

Цели урока:

- раскрыть причины «Смуты» и ее признаки, показать кризисные процессы во всех сферах жизни российского общества, выяснить особенности внутренней и внешней политики Бориса Годунова и последующих правителей, выяснить суть « самозванства», доказать , что период « смуты» был угрозой для существования российской государственности.

- развивать умения работать с историческими понятиями, документами, умения устанавливать причинно – следственные связи.

- воспитывать патриотические чувства на примерах борьбы русского народа с интервенцией..

Оборудование урока:

Учебник : История России. 7 класс. в 2-х частях / под ред. А.П. Торкунова,-М. 2017.

Опорный конспект, раздаточный материал,презентация

Основные понятия: «смута», «эпоха самозванцев», «лихолетье»,

Основные даты:

- 1598-1613 г.г.- период « смуты»;

1609-Троице-Сергиев монастырь

1609- Речи Посполитая объявила войну России.

-1609 г. - осада Смоленска войсками Речи Посполитой;



Тип урока: комбинированный урок

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звучит музыка оперы « Борис Годунов»

Опрос домашнего задания:

Фронтальный опрос домашнего задания.

Учитель:

Актуализация:

  1. Что такое кризис государственности?

  2. Как в истории были связаны государственные кризисы с внешними завоеваниями? Приведите примеры.

  3. Что такое ополчение? В каких случаях издревле собиралось народное ополчение?

  4. Вспомните, почему правление Ивана Грозного было началом кризиса в государстве?

Ученик:

Смута- один из драматических периодов русской истории конца XVI - нач.XVII в.в. который начался в 1598 г. со смертью последнего правителя из династии Рюриковичей – Федора Ивановича. Переплетение разных по своей сложности исторических явлений, таких как кризис власти, кризис экономики, кризис духовности, кризис церкви, усложненные еще и гражданским противостоянием и иностранной интервенцией- все это историками определяется как период « смуты».

Учитель : Я предлагаю вам ознакомиться с разными точками зрениями историков по поводу причин смуты и составить кластер.

Работа с документами на странице 19.

1/Из «Курса русской истории» В. О. Ключевского

На престоле московских государей он был небывалым явлением… Он совершенно, изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжёлое, угнетательное отношение к людям… со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски… Своим образом действий он приобрёл широкую и сильную привязанность в народе…

Учащиеся: В отрывке идет речь о царе Борисе Годунове.

С мнением историка об этом человеке нельзя не согласиться.

2/Из «Московской хроники» немецкого мемуариста, очевидца Смуты К. Буссова

Жители города Москвы послали в лагерь к Болотникову такое требование: если тот Димитрий, который прежде был в Москве, жив и находится у него в лагере или где-либо в ином месте, то пусть Болотников покажет его или призовёт его к себе, чтобы они увидели его собственными глазами…Болотников ответил, что Димитрий действительно живёт в Польше и скоро будет здесь. Он сказал также: «Я у него был, и он сам лично назначил меня вместо себя старшим военачальником и отправил в Путивль с письменным распоряжением». Московиты сказали: «Это несомненно другой, мы того Димитрия убили» — и стали уговаривать Болотникова, чтобы он перестал проливать невинную кровь и сдался царю Шуйскому, а тот сделает его большим человеком. Болотников ответил: «Этому моему государю я дал нерушимую клятву не жалеть своей жизни ради него, что я и сдержу. Поступайте, как вам кажется лучше, если вы не намерены сдаться добром, я тоже вместо моего государя поступлю так, как мне кажется лучше, и скоро вас навещу».

Учащиеся:Цели участников восстания И. Болотникова: захватить власть, воцарить на престол Лжедмитрия I, в которого они верили. Цели противников И. Болотникова: сохранить власть В. Шуйского

Личность Ивана Болотникова характеризуется на основании данного отрывка как человека честного, порядочного, верного своему слову и смелого.

Учащиеся.

Мотивация:

4 ноября каждого года ( с 1995 г.) Россия отмечает День народного единства. Этот праздник учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай – город и освободило Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец сплоченности и героизма русского народа. Но спустя столько лет мало кто задумывается над тем, а какие же события предшествовали этому? Как и почему столица Русского государства оказалась в руках иностранных интервентов, и почему освобождало Москву народное ополчение , а не армия?


Основная часть.

В ходе урока нам необходимо будет решить проблему: была ли «смута» прямой угрозой российской государственности, т.е. угроза самому существованию Российского государства?

Рубеж 16 -17 века в народе называли лихолетьем, историки называли эпохой самозванцев, а современная наука дает определение данного явления и называет его смутой.

Учитель: Итак, в России вновь появляется самозванец Лжедмитрий II. Новый претендент на русский престол объявился на Брянщине при поддержке польских магнатов. 1608 г. - самозванец организовал поход на столицу и летом был у стен Москвы, но овладеть Москвой не смог; войско расположил в Тушино - от того и пошло его прозвище "тушинский вор". В Тушино прибыли польские магнаты и Марина Мнишек, которая "признала" в самозванце своего мужа, за это ей было обещано 3 тысячи рублей золотом и доход от 14 русских городов.

Задание классу: Прочитать пункт 9 стр.15 и выполнить задание.

Учитель:Армия Лжедмитрия II росла: примкнули остатки армии И. Болотникова, холопы, крестьяне, казаки. В тушинском лагере находились и представители видных российских аристократических родов, противники В. Шуйского. Среди русских при тушинском дворе главную роль играли Филарет Романов и Михаил Салтыков. Филарет стал тушинским патриархом. Салтыков вместе с князем Дмитрием Трубецким возглавил тушинскую Боярскую думу. Силы "тушинского вора" росли. Московские бояре перебегали и метались между Москвой и Тушином. Тушинское войско постоянно пополнялось за счет простого люда.

Учитель: Но скоро в настроении крестьян и посадских людей произошел резкий перелом. Тушинские поляки вели себя как завоеватели: продолжались грабежи, насилия, убийства, облагали население большими налогами, оскверняли православные святыни. Вера в "доброго Дмитрия" заколебалась. Население стало оказывать сопротивление тушинским войскам. Центрами сопротивления стали монастыри. Повсеместно стали создаваться народные ополчения .16месячную осаду героически выдержали Троицке-Сергиев монастырь.

В. Шуйский понимал, что его положение становится шатким. Осажденная Москва терпела голод, болезни, а московские купцы наживались на поставке в Тушино разнообразных припасов. Царь не решился опереться в борьбе с "тушинским вором" на силу и мощь народа. В такой обстановке правительство В. Шуйского заключило договор со Швецией об отправки в Россию наемного войска в обмен на уступку Швеции крепости Корелы с уездом. Весной 1609 г. шведско-русские войска под командованием родственника царя - Михаила Скопина-Шуйского - выступили из Новгорода. Летом 1609 г. они успешно освободили северо-восточную часть России. В июле разгромили тушинцев под Тверью и двинулись на Москву. Но шведы уклонились от дальнейших боевых действий, они потребовали незамедлительной оплаты, обещанного жалованья. Для этого пришлось вводить новые налоги, а это только усилило недовольство в народе правлением В. Шуйского.

Ситуация обострилась, когда польский король Сигизмунд, узнав о русско-шведском договоре, воспользовался этим как предлогом для открытого вторжения в Россию. В сентябре 1609 г. Речь Посполитая объявила войну России. Сигизмунд III осадил Смоленск. Оборону возглавил воевода М.Б. Шеин. В течении 21 месяца гарнизон, горожане, жители сел и деревень противостояли врагу. В июне 1610 г. по приказу короля Сигизмунда III часть польского войска двинулась из-под Смоленска на Москву. В бою под с. Клушином, близ Можайска, русское войско потерпело поражение. Путь к Москве для польских войск был открыт.

Бедственным положением России воспользовались шведы. Часть шведских наемных войск после клушинского поражения ушла на север. В 1611 г. шведские отряды захватили Новгород и все русское побережье Финского залива, силой добиваясь признания шведского принца русским царем.

Тем временем в Пскове некий Сидорка объявил себя новым "царем Дмитрием".

Закрепление новой темы :

-Итак, к 1610 г . страна оказалась на грани катастрофы. Вспомните наше проблемное задание, была ли угроза государственности России? Докажем это: ( отвечаем только да или нет)

- Была ли в России сильная государственная власть?

- Был ли законно избранный царь русской династии?

- Была ли сильная армия, способная отстоять государство перед внешним врагом?

- Была ли верхушка общества ,в лице бояр и дворян, способная защищать государственные интересы ?

- Сохранена ли была государственная независимость страны?

- Осталась ли столица государства Москва под контролем российского правительства?

Учитель: На все вопросы вы отвечали нет. На какой же вопрос вы готовы ответить да? Правильно, на проблемный вопрос. Таким образом мы с вами доказали крайнюю угрозу для существования Русского государства. И на следующем уроке мы выясним, как же в такой безвыходной ситуации удалось государство спасти и кто это сделал? И как с этим событием связан День народного единства?

Итог урока : Составить синквейн на тему: СМУТА.





Задание на дом выучить параграф 14-15.

Ответить на вопросы в конце параграфа .

И ознакомится с историческими личностями Кузьма Минин и князя Дмитрий Пожарский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!