Урок русского языка "Развитие речи в 7-м классе по теме "Описание действий"
Цели урока:
познакомить учащихся с ролью текстов-описаний в речи и ролью наречий в текстах с описанием действия;
пробудить интерес к текстам-описаниям;
научить составлять текст с описанием действия и познакомить с одним из видов такого текста.
Познакомить учащихся с одним из видов народного промысла через описание действий мастера.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вход в тему и объяснение нового материала.
Слайд № 1
В течение всей жизни человек поэтапно развивает и обогащает свою речь. Поэтому и мы с вами придаем огромное значение урокам развития речи. Наша задача – научиться составлять тексты разных типов.
Работу по развитию речи мы начинали с описания предмета, человека, животного, природы, картины. Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом сочинения-описания действий. А конкретнее мы с вами будем говорить об описании трудовых процессов.
- Уместны ли описания действий в других стилях речи, кроме художественного?
(разговорный стиль-рассказ-описание, например рыбалки)
Официально-деловой- инструкции, например, по работе с различными механизмами.
Научный стиль-описание порядка действий, например, в лабораторной работе.
Публицистический стиль -например, репортаж или интервью о каких-либо действиях, наиболее часто встречается в спортивной журналистике.
– Слова какой части речи преобладают в описании действий?
– Нужны ли нам для составления такого текста наречия? Почему?
– Какие тексты – описания действий человека вы подобрали дома? Давайте послушаем.
(Читаются тексты и обсуждаются, чей текст больше соответствует данному типу речи: описание действий человека.
На интерактивной доске появляется слайд № 2, где изображена схема, показывающая три основные момента описания действия. Слайд поможет учащимся оценить правильный выбор текста-описания действия в домашнем задании, зачитанного на уроке).
Слайд № 3. Лесенка описания действий. Начинаем восхождение по лесенке от начала до вершины (итог работы), обсуждая данную цепочку действий на каждом этапе работы.
3. Работа с художественным текстом, включающим описание действий человека. (Отрывок из рассказа М. Горького “Коновалов”).
Работал он артистически. Нужно было видеть, как он управлялся с семипудовым куском теста, раскатывая его, или как, наклонившись над ларем, месил, по локоть погружая свои могучие руки в упругую массу, пищавшую в его стальных пальцах.
Сначала, видя, как он быстро мечет в печь сырые хлебы, которые я еле успевал подкидывать из чашек на его лопату, – я боялся, что он насадит их друг на друга; но когда он выпек три печи и ни у одного из ста двадцати караваев – пышных, румяных и высоких – не оказалось “притиска”, я понял, что имею дело с артистом в своем роде. Он любил работать, увлекался делом, унывал, когда печь пекла плохо или тесто медленно исходило, сердился и ругал хозяина, если он покупал сырую муку, и был по-детски весел и доволен, если хлебы из печи выходили правильно круглые, высокие, “подъемистые”, в меру румяные. С тонкой хрустящей корочкой. Бывало, он брал с лопаты в руки самый удачный каравай и, перекидывая его с ладони на ладонь, обжигаясь, весело смеялся, говоря мне:
– Эх, какого красавца мы с тобой сработали…
И мне было приятно смотреть на ребенка, влагавшего всю душу в работу свою, – как это и следует делать каждому человеку во всякой работе…
– Какие средства художественной выразительности речи использовал автор? (Учащиеся находят эпитеты, сравнения, метафоры, фразеологизмы)
– Какую роль выполняют данные средства художественной выразительности речи в тексте?
Рассмотрим синтаксический и лексический фон: особое внимание – на профессиональную терминологию и диалектное богатство текста.
4. Подводим итог работы с текстом и переходим к практической части урока (мастерская).
Слайд № 4.
– Итак, что же необходимо для создания успешной творческой работы? (слайд не исчезает с доски в течение всей работы).
– Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где мы все вместе включимся в интереснейшую работу: опишем действия мастеров.
А вот каких мастеров вам предстоит угадать.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки)
Кто знает, почему куклу назвали Матрешкой?
Куклы часто имеют имена. А матрешка возникла именно как кукла. Назвали Матреной (Матрёшей - Матрешкой). Сергей Малютин, художник, который предложил идею такой куклы, выбрал имя Матрена, потому что оно в то время (19 век) было очень распространенным в российских деревнях.
В России, до революции очень распространенное имя в провинциях было Матрена, Матреша. В основе такого имени лежит слово Матерь, которое ассоциируется в народе с понятием мать большого семейства. Матрешка и по сегодняшний день считается символом материнства и плодородия. И русская игрушка Матрешка прекрасно олицетворяет собой таковую, потому как в одной матрешке скрывается многочисленное семейство этих прекрасных, маленьких кукол.
Вернемся к мастерам, которые изготавливают самый популярный в нашей стране сувенир – матрешку. (Работа над сочинением – миниатюрой).
Но сначала ,ребята, мы с вами выполним устно упражнение 238
Комментарий стр 123(методичка)
На столах – раздаточный материал: карточка со словосочетаниями.
Класс делится на три группы (по желанию). Учащиеся будут описывать:
1 группа: Действия мастера, изготавливающего форму матрешки из дерева.
2 группа: Действия художника, расписывающего фигурку матрешки.
3 группа: Действия работника технического контроля, оценивающего готовое изделие.
Мастер, изготавливающий форму матрешки | Художник, расписывающий фигурку матрешки | Работник отдела технического контроля, оценивающий готовое изделие |
1 | 2 | 3 |
берет кусок дерева; | готовит эскиз рисунка; | рассматривает фигурку; |
отмеряет; | подбирает краски; | разбирает матрешку; |
накладывает лекало; | находит нужные кисти; | измеряет каждый предмет игрушки-сувенира; |
обводит карандашом; | рисует лицо; | сравнивает с нормативами; |
сверяет по чертежу; | яркий сарафан; | сопоставляет эскиз; |
выпиливает форму; | передник; | ищет недостатки в работе (трещинки, пузырьки от лака и др.); |
отделяет верхнюю часть от нижней; | расписной платок; | составляет акт; |
вытачивает на станке; | одевает в яркие одежды; | ставит печать качества; |
шлифует | изображает русскую женщину; | отправляет на упаковку; |
делает игрушку объемной; (полой внутри); | традиционный орнамент; | заменяет бракованные изделия; |
удаляет внутреннюю часть; | в русских традициях; | принимается за следующую; |
обрабатывает деталь изнутри; | покрывает лаком; | |
устраняет древесные заусенцы; | прорисовывает детали; | |
доводит до совершенства; | высушивает готовую матрешку; | |
| | |
!!! Не забудьте добавить в свой текст наречия и художественные средства выразительности речи.
ИТОГ: Учащиеся, представители от каждой группы, по цепочке зачитывают свои творческие работы и получается целостный объемный текст – описание.
3. Домашнее задание:
Подобрать наречия, которые относятся:
А) к последовательности действий(сначала, потом, затем, после и др)
Б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, мастерски)
В) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, внимательно и др)