СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку по теме "Описание действий"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по развитию речи и презентация по теме "Описание действий"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Урок русского языка "Развитие речи в 7-м классе по теме "Описание действий"



Цели урока:

  • познакомить учащихся с ролью текстов-описаний в речи и ролью наречий в текстах с описанием действия;

  • пробудить интерес к текстам-описаниям;

  • научить составлять текст с описанием действия и познакомить с одним из видов такого текста.

  • Познакомить учащихся с одним из видов народного промысла через описание действий мастера.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вход в тему и объяснение нового материала.

Слайд № 1

В течение всей жизни человек поэтапно развивает и обогащает свою речь. Поэтому и мы с вами придаем огромное значение урокам развития речи. Наша задача – научиться составлять тексты разных типов.

Работу по развитию речи мы начинали с описания предмета, человека, животного, природы, картины. Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом сочинения-описания действий. А конкретнее мы с вами будем говорить об описании трудовых процессов.

- Уместны ли описания действий в других стилях речи, кроме художественного?

(разговорный стиль-рассказ-описание, например рыбалки)

Официально-деловой- инструкции, например, по работе с различными механизмами.

Научный стиль-описание порядка действий, например, в лабораторной работе.

Публицистический стиль -например, репортаж или интервью о каких-либо действиях, наиболее часто встречается в спортивной журналистике.

– Слова какой части речи преобладают в описании действий?

– Нужны ли нам для составления такого текста наречия? Почему?

– Какие тексты – описания действий человека вы подобрали дома? Давайте послушаем.

(Читаются тексты и обсуждаются, чей текст больше соответствует данному типу речи: описание действий человека.

На интерактивной доске появляется слайд № 2, где изображена схема, показывающая три основные момента описания действия. Слайд поможет учащимся оценить правильный выбор текста-описания действия в домашнем задании, зачитанного на уроке).

Слайд № 3. Лесенка описания действий. Начинаем восхождение по лесенке от начала до вершины (итог работы), обсуждая данную цепочку действий на каждом этапе работы.

3. Работа с художественным текстом, включающим описание действий человека. (Отрывок из рассказа М. Горького “Коновалов”).

Работал он артистически. Нужно было видеть, как он управлялся с семипудовым куском теста, раскатывая его, или как, наклонившись над ларем, месил, по локоть погружая свои могучие руки в упругую массу, пищавшую в его стальных пальцах.

Сначала, видя, как он быстро мечет в печь сырые хлебы, которые я еле успевал подкидывать из чашек на его лопату, – я боялся, что он насадит их друг на друга; но когда он выпек три печи и ни у одного из ста двадцати караваев – пышных, румяных и высоких – не оказалось “притиска”, я понял, что имею дело с артистом в своем роде. Он любил работать, увлекался делом, унывал, когда печь пекла плохо или тесто медленно исходило, сердился и ругал хозяина, если он покупал сырую муку, и был по-детски весел и доволен, если хлебы из печи выходили правильно круглые, высокие, “подъемистые”, в меру румяные. С тонкой хрустящей корочкой. Бывало, он брал с лопаты в руки самый удачный каравай и, перекидывая его с ладони на ладонь, обжигаясь, весело смеялся, говоря мне:

– Эх, какого красавца мы с тобой сработали…

И мне было приятно смотреть на ребенка, влагавшего всю душу в работу свою, – как это и следует делать каждому человеку во всякой работе…

– Какие средства художественной выразительности речи использовал автор? (Учащиеся находят эпитеты, сравнения, метафоры, фразеологизмы)

– Какую роль выполняют данные средства художественной выразительности речи в тексте?

Рассмотрим синтаксический и лексический фон: особое внимание – на профессиональную терминологию и диалектное богатство текста.

4. Подводим итог работы с текстом и переходим к практической части урока (мастерская).

Слайд № 4.

– Итак, что же необходимо для создания успешной творческой работы? (слайд не исчезает с доски в течение всей работы).

– Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где мы все вместе включимся в интереснейшую работу: опишем действия мастеров.

А вот каких мастеров вам предстоит угадать.

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
 

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки)

Кто знает, почему куклу назвали Матрешкой?

Куклы часто имеют имена. А матрешка возникла именно как кукла. Назвали Матреной (Матрёшей - Матрешкой). Сергей Малютин, художник, который предложил идею такой куклы, выбрал имя Матрена, потому что оно в то время (19 век) было очень распространенным в российских деревнях.

В России, до революции очень распространенное имя в провинциях было Матрена, Матреша. В основе такого имени лежит слово Матерь, которое ассоциируется в народе с понятием мать большого семейства. Матрешка и по сегодняшний день считается символом материнства и плодородия. И русская игрушка Матрешка прекрасно олицетворяет собой таковую, потому как в одной матрешке скрывается многочисленное семейство этих прекрасных, маленьких кукол.

 Вернемся к мастерам, которые изготавливают самый популярный в нашей стране сувенир – матрешку. (Работа над сочинением – миниатюрой).

Но сначала ,ребята, мы с вами выполним устно упражнение 238

Комментарий стр 123(методичка)

На столах – раздаточный материал: карточка со словосочетаниями.

Класс делится на три группы (по желанию). Учащиеся будут описывать:

1 группа: Действия мастера, изготавливающего форму матрешки из дерева.

2 группа: Действия художника, расписывающего фигурку матрешки.

3 группа: Действия работника технического контроля, оценивающего готовое изделие.

Мастер, изготавливающий форму матрешки

Художник, расписывающий фигурку матрешки

Работник отдела технического контроля, оценивающий готовое изделие

1

2

3

берет кусок дерева;

готовит эскиз рисунка;

рассматривает фигурку;

отмеряет;

подбирает краски;

разбирает матрешку;

накладывает лекало;

находит нужные кисти;

измеряет каждый предмет игрушки-сувенира;

обводит карандашом;

рисует лицо;

сравнивает с нормативами;

сверяет по чертежу;

яркий сарафан;

сопоставляет эскиз;

выпиливает форму;

передник;

ищет недостатки в работе (трещинки, пузырьки от лака и др.);

отделяет верхнюю часть от нижней;

расписной платок;

составляет акт;

вытачивает на станке;

одевает в яркие одежды;

ставит печать качества;

шлифует

изображает русскую женщину;

отправляет на упаковку;

делает игрушку объемной; (полой внутри);

традиционный орнамент;

заменяет бракованные изделия;

удаляет внутреннюю часть;

в русских традициях;

принимается за следующую;

обрабатывает деталь изнутри;

покрывает лаком;

 

устраняет древесные заусенцы;

прорисовывает детали;

 

доводит до совершенства;

высушивает готовую матрешку;

 

 

 

 



!!! Не забудьте добавить в свой текст наречия и художественные средства выразительности речи.



ИТОГ: Учащиеся, представители от каждой группы, по цепочке зачитывают свои творческие работы и получается целостный объемный текст – описание.

3. Домашнее задание:

Подобрать наречия, которые относятся:

А) к последовательности действий(сначала, потом, затем, после и др)

Б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, мастерски)

В) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, внимательно и др)

Просмотр содержимого презентации
«Описание действий»

Учитель русского и литературы Пушкова Н.А.

Учитель русского и литературы Пушкова Н.А.

Каков итог деятельности человека? Потом? … Далее? После этого? Что он делает сначала? Затем? Как выглядит человек при подготовке к действию?

Каков итог деятельности человека?

Потом? …

Далее?

После этого?

Что он делает сначала?

Затем?

Как выглядит человек при подготовке к действию?

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
1.Подобрать наречия, которые относятся: а) к последовательности действий (сначала, потом) б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, ) в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно) 2. Понаблюдать , как трудятся взрослые на работе, дома или описать последовательность своих действий на уроке труда.

1.Подобрать наречия, которые относятся:

а) к последовательности действий (сначала, потом)

б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, )

в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно)

2. Понаблюдать , как трудятся взрослые на работе, дома или описать последовательность своих действий на уроке труда.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!