Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
(полного дня художественно – эстетического направления)
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ 6 КЛАСС ( по образовательной системе «Школа2100»)
ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ.
Учителя математики
Гильмутдиновой З.В.
Сарапул. 2012.
Урок по математике в 6 классе (по образовательной системе «Школа2100») .
ТЕМА: Прямая и обратная пропорциональные зависимости..
Характеристика темы: Данный урок четвертый в главе IV «Пропорции» п. 4.4. «Прямая и обратные пропорциональные зависимости». /По учебнику С.А. Козлова, А.Г. Рубин. Математика. Учебник. 5 класс. Часть 1. Учебник для общеобразовательных учреждений . В 2 ч. – М.: БАЛАСС,2011./ Учащиеся изучили в этой главе отношение чисел и величин, деление числа в данном отношении, пропорции. Урок длится 90 мин. согласно блочной системе, принятой в нашей школе.
Цели урока:
1. Дидактическая:
способствовать формированию умений и навыков решения задач с помощью пропорций с учетом зависимостей между величинами.
научить выделять в условиях задач две величины и устанавливать вид зависимости между ними;
записывать краткую запись и составлять пропорцию;
закреплять навыки и умения решать уравнения, имеющие вид пропорции.
2. Развивающая:
3. Воспитательная:
воспитывать аккуратность, честность при оценивании, формировать интерес к математике;
воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, аргументировать свое решение, воспитание уверенности в себе, воспитание культуры общения, оценивать себя и других.
Оборудование: ТСО необходимые для презентации: компьютер и проектор, листочки для записи ответов, карточки для проведения этапа рефлексии (по три каждому), указка.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная работа.
Структура урока:
Организационный момент, приветствие, пожелания.
Вспоминаем все что знаем.
Открываем новые знания.
Развиваем умения.
Рефлексия. Подведение итогов.
Ход урока
Организационный момент. (слайд 1)
(Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному процессу, раздача листочков и карточек для проведения рефлексии, проверка подготовленности классного помещения к занятию, организация внимания школьника).
Учитель читает: (слайд №2 )
Математика – основа и царица всех наук,
И тебе с ней подружиться я советую, мой друг.
Ее мудрые законы если будешь выполнять,
Свои знанья приумножишь,
Станешь ты их применять.
Сможешь по морю ты плавать,
Сможешь в космосе летать.
Дом построить людям сможешь:
Будет он сто лет стоять.
Не ленись, трудись, старайся,
Познавая соль наук.
Все доказывать пытайся,
Но не покладая рук.
II. Вспоминаем все что знаем.
(выявляет проблемы в знаниях и способах деятельности учащихся и определяет причины их возникновения, устраняет в ходе проверки обнаруженные пробелы.)
1. Устный опрос: (слайд №3 )
Что называется отношением двух чисел?
Как найти дробь от числа?
Что такое пропорция?
Что показывает отношение двух чисел?
Как найти число по его дроби?
Основное свойство пропорции.
2. Устный счёт : (слайды № 4)
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Задание: Найди неизвестный член пропорции: (слайд №5)
Ответы: 1) 39; 24; 3; 24; 21.
2)10; 3; 13.
3. Этап обобщения и систематизации знаний. (слайд №6)
Задание. Составить пропорции для решения задач: (работают в тетрадях)
а) Велосипедист за 3ч проезжает 75км. За сколько времени проедет велосипедист 125км с той же скоростью?
б) 8 одинаковых труб заполняют бассейн за 25 минуты. За сколько минут заполнят бассейн 10 таких труб?
в) Бригада из 8 рабочих выполняет задание за 15 дней. Сколько рабочих сможет выполнить это задание за 10 дней, работая с той же производительностью?
г) Из 5,6 кг помидоров получают 2 л томатного соуса. Сколько литров соуса можно получить из 54 кг помидоров?
Меняются тетрадями и проверяют правильность с помощью слайдов и выставляют отметки в оценочные таблицы, которые есть у групп.
Проверить ответы. (Слайд № 7 ) ( самооценка: поставить + или – карандашом в тетради; проанализировать ошибки)
Ответы: а) 3:х=75:125 в) 8 : х=10 : 15
б) 8 :10= Х :2 5 г) 5,6 :54=2 : Х
III. Открываем новые знания.
1. Обучающиеся организовываются в группы. Задания в конвертах. Им предлагается провести исследования некоторых ситуаций и заполнить таблицы. Сделать выводы по данным. (Слайд №8.)
2 раза 3раза
(Слайд № 9) 2 раза 3раза
2 раза 2 раза
(Слайд № 10) 2 раза 2 раза
III группа: Найти периметр Р квадрата и заполнить таблицу.
2 раза 4 раза
2 раза 4 раза
(Слайд № 11)
IV группа: Заполните таблицу, если S = 25 км.
2 раза 3раза
2 раза 3раза
После определенного времени, группы выступают пред всеми со своими решениями и выводами. Остальные слушают, задают вопросы, оценивают. Записываем в тетрадь.
- Тема нашего урока «Прямая и обратная пропорциональные зависимости». Обучающиеся ещё раз проговаривают определения и записывают в тетради.
- Составим план действий на урок. (Учитель записывает на доске).
(Слайд № 12) Пропорциональности:
Прямая: если при увеличении (уменьшении) одной величины в несколько раз, другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз.
Обратная: если при увеличении (уменьшении) одной величины в несколько раз, другая величина уменьшается (увеличивается) во столько же раз.
.
2. Графический диктант (слайд 13).
«Да» и «нет» не говорите,
А значком изобразите.
«Да» значком «+», нет значком «-».
Учащиеся, работают самостоятельно. Ответы записывают на листочках. Самопроверка, и взаимопроверка. По окончании урока учитель просматривает листочки.
Слайд № 14-15.
Если площадь прямоугольника постоянная величина, то его длина и ширина – обратно пропорциональные величины.
Рост ребенка и его возраст прямо пропорциональны.
При постоянной ширине прямоугольника его длина и площадь прямо пропорциональны.
Скорость автомобиля и время его движения обратно пропорциональны.
Скорость автомобиля и его пройденный путь обратно пропорциональны.
Выручка кассы кинотеатра прямо пропорциональна количеству проданных билетов, проданных по одной и той же цене.
Грузоподъемность машин и их количество обратно пропорциональны.
Периметр квадрата и длина его стороны прямо пропорциональны.
При постоянной цене стоимость товара и его масса – обратно пропорциональные величины.
Ответ: + - + + - + + - - (Слайд №16 )
Получи оценку.(слайд №17)
9 правильных ответов – «9б»; 8 - правильных ответов – «8б»; 7 - правильных ответов – «7б»;
6- правильных ответов – «6б»; 5 - правильных ответов – «5б»; 4- правильных ответов – «4б»;
3 - правильных ответов – «3б»; 2 - правильных ответов – «2б».
3. Физкультминутка. (слайд № 18 - 22)
Из-за парт мы быстро встали
И на месте зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Сели – встали, сели – встали
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево повернитесь
И за парту вновь садитесь.
3) Решите задачу (слайд № 23)
после разбора решить самостоятельно; взаимопроверка, затем решение отображается на экране слайд № 24)
1. Для отопления здания школы заготовлено угля на 180 дней при норме расхода 0,6т угля в день. На сколько дней хватит этого запаса, если его расходовать ежедневно по 0,5т?
Слайд № 24.
Решение:
Краткая запись:
| Масса (т) за 1 день | Количество дней |
По норме | 0,6 | 180 |
| 0,5 | х |
Составим пропорцию:
; ; дней
Ответ: 216 дней.
(поле разбора самостоятельно; самоконтроль.
( Слайд №25)
2. В железной руде на 7 частей железа приходится 3 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73,5т железа?
Решение: (слайд №26)
| Количество частей | Масса |
Железо | 7 | 73,5 |
Примеси | 3 | х |
; ;
Ответ: 31,5 кг примесей.
6) Подведение итогов итого этапа. (слайд №27)
Алгоритм решения задач на прямую
и обратную пропорциональные зависимости:
Неизвестное число обозначается буквой х.
Условие записывается в виде таблицы.
Устанавливается вид зависимости между величинами.
Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками.
Записывается пропорция.
Находится её неизвестный член.
(слайд №28) Решите уравнение.
IV. Развиваем умения. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
(слайд №29-33). На слайде № 29 сформулированы задачи для самостоятельной работы. На слайде № 30-31-32 предлагаются решения задач для проверки. Затем дополнительная задача для желающих (для тех, кто раньше всех решил задачи) и её решение на слайде № 33.
Самостоятельная работа (10 – 15 мин)(Взаимопроверка: по готовым слайдам учащиеся друг у друга проверяют самостоятельную работу, выставляя при этом отметки в таблицы).
Решите задачи, составляя пропорции.
№1. На путь от одного поселка до другого со скоростью 12,5 км/ч велосипедист затратил 0,7 ч. С какой скоростью он должен был ехать, чтобы преодолеть этот путь за 0,5 ч? Решение: Краткая запись:
| Скорость (км/ч) | Время (ч) |
| 12,5 | 0,7 |
| х | 0,5 |
Составим пропорцию:
; ; км/ч
Ответ: 17,5 км/ч
№2. Из 5 кг свежих слив получается 1,5 кг чернослив. Сколько чернослива получится их 17,5 кг свежих слив? Решение:
Краткая запись:
| Сливы (кг) | Чернослив (кг) |
| 5 | 1,5 |
| 17,5 | х |
Составим пропорцию:
; ; кг
Ответ: 5,25 кг
№3. Автомобиль проехал 500 км, истратив 35л бензина. Сколько литров бензина потребуется, чтобы проехать 420 км? Решение:
Краткая запись:
| Расстояние (км) | Бензин (л) |
| 500 | 35 |
| 420 | х |
Составим пропорцию:
; ; л
Ответ: 29,4 л.
№4. За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 ч?
Ответ: ответа не существует т.к. эти величины ни прямо пропорциональны, ни обратно пропорциональны.
№5 Шесть маляров могут выполнить некоторую работу за 18 дней. Сколько еще маляров надо пригласить, чтобы работа была выполнена за 12 дней?
Решение:
Краткая запись:
| Количество маляров | Время (дни) |
| 6 | 18 |
| х | 12 |
Составим пропорцию:
; ; маляров выполнят работу за 12 дней.
1) 9 -6=3 маляра нужно ещё пригласить.
Ответ: 3 маляра.
Дополнительная(слайд №33)
№6. Горнорудному предприятию требуется закупить на определённую сумму денег 5 новых машин по цене 12 тыс. руб. за одну. Сколько таких машин сможет купить предприятие, если цена за одну машину станет15 тыс. рублей?
Решение: Краткая запись:
| Количество машин (шт.) | Цена (тыс.руб.) |
| 5 | 12 |
| х | 15 |
Составим пропорцию:
; ; машины.
Ответ: 4 машины.
Подведение результатов самостоятельной работы.
V. Рефлексия. Подведение итогов.
Капитаны групп подсчитывают баллы и подводят итоги. Остальные отвечают на вопросы учителя.
Что мы узнали на уроке? (Понятия прямой и обратной пропорциональной зависимости двух величин)
На все ли пункты нашего плана мы ответили.
Приведите примеры прямо пропорциональных величин.
Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
Приведите примеры величин, у которых зависимость не является ни прямо, ни обратно пропорциональной.
Рефлексия (слайд 34).(Учащиеся поднимают карточку, соответствующую их состоянию)
- Оцените свою работу на уроке.
- Удовлетворены ли вы результатом своей работы?
Да Нет Не знаю.
Задание на дом: (слайд 35). Стр. 154 Н: № 13 (а, б), П: № 13 (в, г), М: № 14, №15
Если позволяет время, то обсудить задания.
Спасибо за урок ( слайд №36).
9