СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе во 2 классе на тему «Авторский поэтический текст. С.Есенин. «Зима»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок (по Л.В. Занкову) на семинаре учителей начальных классов «Повышение результативности начального образования  в рамках реализации ФГОС. Проблемы и решения»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе во 2 классе на тему «Авторский поэтический текст. С.Есенин. «Зима»»

Районный отдел образования Кармаскалинского района РБ







Разработка урока литературы

во 2 классе на тему:

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»

Н.И.Рыленков «После дождя»

(открытый урок по самообразованию)






Разработала и провела:

учитель начальных классов

ГОУ СОШ №1 д.Улукулево

Паниченко А.А.






д.Улукулево

2006 год

Тема. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…». Н.И.Рыленков «После дождя».

Цели:

пробудить интерес к творчеству Ф.И.Тютчева и Н.И.Рыленкова;

развивать интерес к самостоятельному чтению, умение подтверждать своё мнение выдержками из текста;

обогащать словарный запас учащихся;

формировать умение выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения.

Оборудование: портрет Ф.И.Тютчева, кроссворды, тетради, карандаши.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вот садимся все за парты.

Спинку прямо держим мы.

Поудобней ножки ставим,

Кладём руки. Ну, как вы?

Все готовы, вы, к уроку?

Так вперёд, друзья мои!

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают рисунки к рассказу Н.Носова «Как Незнайка стихи сочинил» и зачитывают цитаты к ним.

III. Подготовка к восприятию.

  1. Разгадывание кроссворда:

а) Без рук, без ног, а ворота вмиг откроет.

(Ветер.)

б) То ревёт, то завывает

Собой землю укрывает.

(Вьюга.)

в)


МЕТ

г

)


УРОЧКА




д) Без крыл, а летает.

Без ног, а блуждает.

Во дворе скапливается.

В избе тает.

(Снег.)

е

)


ОВИК





(Читают ключевое слово - Тютчев)

в

е

т

е

р


в

ь

ю

г

а

м

е

т

е

л

ь

с

н

е

г

у

р

о

ч

к

а



с

н

е

г


с

н

е

г

о

в

и

к



- И так, мы сегодня будем работать над произведение Ф.И.Тютчева.

2. Рассматривание портрета.

- Если бы этот поэт смог дожить до сегодняшних дней, то ему было бы уже 202 года. К сожалению, он умер, не дожив четырёх месяцев до своего 70-летия.

Ф.И.Тютчев рос в очень хорошей семье, где всегда царила спокойная, благожелательная обстановка. (…Смотря на Тютчевых, - записывал в своём дневнике один из его университетских приятелей, - думал о семейном счастии. Если бы все жили просто, как они…)

Отец слыл человеком спокойным, рассудительным, со здравым взглядом на вещи, отличался необыкновенным благодушием, мягкостью, редкой чистотою нравов, но, к сожалению, не обладал ни ярким умом, ни талантами.

Сын же его – Феденька, не достигнув ещё и одиннадцати лет, сумел воспеть его добрые качества в своих стихах. Написано оно было ко дню рождения отца и называлось «Любезному папеньке».

Конечно, не только для того, чтобы сделать отцу приятное в день рождения. Сын в этом стихотворении называет его «Друг истинный добра и бедных покровитель».

За добрым советом, зная, что редко получат отказ, шли к нему дворовые крестьяне и соседские. Был он хлебосольным хозяином, мог поделиться с нуждающимися деньгами. Не только дети и жена, но и слуги не слышали от него худого слова.

Четырнадцати с половиною лет Федя был принят в сотрудники Общества любителей российской словесности.

В пятнадцать лет впервые было опубликовано одно из его стихотворений.

Фёдор Иванович очень любил свою Родину и , находясь очень далеко от родных мест.

Надо сказать, что около двадцати лет он прожил в Мюнхене.

Тютчева недаром называют певцом русской природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его деревню, с тихих, застенчивых лугов и рощ, необозримых голубых небес Брянщины.

А.А.Фет очень любил стихи Тютчева и считал, что он обладает космическим сознанием, Каждое его стихотворение – солнце, то есть, самобытный светящийся мир.

IV. Чтение и анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

  1. Чтение стихотворения учителем.

- Поделитесь своими мыслями, чувствами.

2. Лексическая работа: засуетилось, нудит, трезвон, хлопочет, пуще, наперекор.

3. Беседа.

- Какой период отображён в стихотворении? (Конец зимы, начало весны.) – Какой вы увидели зиму? А весну?

- Ответы на вопросы страницы 27.

- Эта картина сказочная или реалистическая? (Сказочная. Потому что присутствуют признаки сказки. Зима и весна ведут себя как люди. Реалистическая – потому что описывается реальная картина зимне-весенних событий).

Чтение стихотворения двумя – тремя учащимися.

- Как вы объясните запись верхней части страницы – «Весна на цыпочках крадется».

- Какой поэтический прием использует поэт в стихотворении? (олицетворение).

V. Физкультминутка.

VI. Подготовка к работе со стихотворением Н.Рыленкова. «После дождя».

  1. Логическое упражнение:

- Составьте слово из указанных букв из слов:

а) Первая буква из слова, обозначающего профессию человека, который в сказке А.Пушкина ходил ловить рыбу.

б) Последняя буква из слова. В стихотворении С.Михалкова они встретились на мосту и утонули, так и не уступив дорогу друг другу. (Бараны.)

в) Первая буква. В стихотворении Басе она похожа на свежий срез спиленного дерева. (Луна.)

г) Первая буква. В рассказе Н.Носова мальчишки всю ночь варили кашу, потому что очень хотели… (Есть.)

д) Первая буква. Он сочинил такие стихи:

«Зайка шел гулять на речку.

Перепрыгнул через овечку». (Незнайка.)

е) Первая буква. Герой сказки Ш.Перро, ходивший в сапогах. (Кот.)

ж) Первая буква. У этих обезьян нос похож на овощ. Такой нос им нужен, чтобы громче кричать. (Огурец.)

з) Первая буква. В стихотворении С.Есенина «Зима» они… «Как дети сиротливые прижались у окна…» (Воробьи.)

- Какое слово получилось? (Рыленков.)

VII. Чтение и анализ стихотворения Н.Рыленкова «После дождя».

  1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

  2. Словарно-лексическая работа.

  3. Чтение стихотворения одним из учащихся.

  4. – Какую картину можно нарисовать к этому стихотворению?

  5. Выразительное чтение стихотворения учителем.

  6. Беседа по вопросам на странице 28.

- Что объединяет оба этих стихотворения? (Поэты используют одинаковый прием – олицетворение.)

VIII. Итог урока.

- Какое чувство у вас осталось после работы на уроке?

- Какое стихотворение понравилось больше? Почему?

- Чем поэт отличается от обычных людей?

Домашнее задание.

- Выучите стихотворение (по желанию) или научитесь красиво и выразительно читать.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!