СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Республика Башкортостан, Кармаскалинский район, МОБУ СОШ д. Улукулево
Работаю в системе образования с 1978 года. Очень люблю свою работу. Стараюсь идти в ногу со временем. Делюсь опытом с коллегами. Использую в своей работе новинки молодых коллег. Люблю читать и писать стихи.О себе хочу сказать так:
«Чтоб радуга ярче сияла…»
Какое прекрасное зрелище
Когда в небе радуга! То
Каким ярким сказочным цветом
Исходят полоски её.
Задумался ль раз, ну хоть кто-то,
Откуда истоки её?
Ну, скажут, что солнце, что дождик
И семь ярких красок, и всё.
Да семь и не меньше, не больше.
Попробуй одну хоть убрать,
И яркой красивой картинки
Нам больше уже не видать.
А, если усилить их яркость,
Я каждой имею ввиду.
Та радуга ярче лишь станет
И будет дарить красоту.
Причем же здесь радуга? Так ведь?
А то и сказать я хочу,
Что с радугой этой по жизни
Уже тридцать лет я дружу.
С детьми я работаю в школе,
И дети - все краски мои.
Я им помогаю раскрыться,
Чтоб радугой вспыхнуть могли.
* * *
Из года в год на нашу землю
Приходит так много людей,
Но как понять, кто кем тут станет,
Кто? - гений он или злодей?
Его судьба от тех зависит,
Кто рядом с ним, - как повезёт…
Случиться всякое тут может,
Кругом такой разный народ!
Один его как брата примет,
С собой по жизни поведёт.
А ведь возможно и такое,
Что кто-то просто оттолкнёт.
Страшнее ж тот, кто равнодушно
Даже в беде мимо пройдёт.
* * *
Мечта любого учителя –
Ребенок из полной семьи.
В реальности нет часто папы,
А то и нет вовсе семьи.
И часто такое встречается –
Есть все и огромна родня,
Но в ней то загульные пьянки,
То драки, что нет даже дня,
Когда бы не трясся ребенок
От холода, страха, когда,
Сидел, тихо в угол забившись,
Без света, еды и тепла.
Что можно тут ждать от ребёнка,
Когда у бедняги того
Шести – семилетний стаж горя,
Хорошего нет ни-че-го?
И вот тот малыш пошёл в школу
И разницу сразу познал:
Есть очень счастливые дети,
А он лишь обузою стал.
Одних привезли на машинах,
Они во всём новом, в цветах,
Заботливы мамы и папы
И радость на лицах, что, ах!
А этот прижался к забору
Иль жмётся от страха к стене,
А рядом ни папы, ни мамы,
От страха ладошки в воде.
Таких иль соседи приводят,
Иль кто-то привёл из семьи,
Оставил у стенки у школы
И скрылся, а он - как хоти.
Не просто войти к нему в душу,
Стать другом, поддержкою стать,
В мечты научить твёрдо верить,
Без страха, спокойно дышать.
* * *
Но я ведь учитель. Да трудно
Теперь им быть даже в селе,
Когда его статус занижен.
Везде сейчас деньги в цене.
Они очень многих испортили.
Да, это сила и власть.
Остаться порядочным трудно,
Быть честным, другим помогать.
И, как бы то ни было, всё-таки,
Свою я работу люблю.
С надеждой хожу на работу,
Что делом своим помогу
Оттаять душою, раскрыться
Малышке иль пусть малышу,
Поверить, что всё может сбыться
И надо стремиться к тому.
Конечно, не всё сразу ладно
У каждого крохи пойдёт,
Пока он в себя, в свои силы
Поверит, поймёт и пойдёт.
* * *
Мы всё начинаем с картинок
О Родине, школе, семье
И палочки пишем, крючочки,
Овалы, кружочки, тире…
Не менее важно, считаю,
Знать нужно свою шежере.
Истоки проблем и талантов
Зарыты глубоко в семье.
С семьёй мы знакомимся рано,
Задолго до школы уже,
С одними знакомимся в садике,
С другими же прямо в семье.
Нередко случается так, что
Ты с всею роднёю знаком,
Учил одного ты ребенка,
Учил и второго потом.
Кого-то три года учил ты,
Кого-то четыре уже,
Двоюродных, третьих, четвёртых
И свой человек уж в семье.
С одной стороны, вроде ясно,
Они все друг другу родня
И незачем здесь напрягаться, -
Природа тут, гены - беда.
А что же ты скажешь ребенку,
Мол, гены у вас… - навсегда,
Не стать тебе Пушкиным, Квантом,
А вдруг пред тобой Фарада?
Да, много намешано в семьях,
Родится в них всякий народ,
Но каждый малыш пусть, свою лишь,
Свою лишь дорогу найдёт.
И в этом моё назначенье,
Чтоб каждого в жизнь повести,
Его лишь дорогою жизни,
Не дать опуститься, сойти…
* * *
Прекрасно, когда в родословной
Из года в год, из века в век,
Родится только лишь успешный,
Весьма талантливый народ.
Их имена всегда известны
И всей родне, и слава, и почёт,
И им хвалу народ, нередко,
Уже авансом раздаёт.
А если нет в семье героев,
Нет знаменитых, как им быть?
Ведь каждый хочет, и полезным,
Да и желанным людям быть.
Да, много полезных, желанных.
Любимых, красивых, лихих,
Как часто, трагичны их судьбы,
Давайте-ка вспомним о них.
* * *
Как много талантов в России!
Взять Нику – поэт Турбина.
Пяти лет лишь от роду вспыхнула
Её звонкой славы звезда.
Талант её, ярко так вспыхнувший,
Вдруг стал ни с чего угасать,
А ей так хотелось всю жизнь бы
Людей удивлять и блистать.
Никто не сказал этой девочке,
У гениев жизнь коротка.
Пятнадцать лет жизни возвышенной
И нет её. Смерть. Из окна…
Вы помните девочку Киру?
Из трудной семьи, как стрела
Летела по льду фигуристка,
Летела, сгорела, была…
Погибла на пике карьеры,
Душой очень хрупка была
И справиться с трудностью в жизни
Готова она не была.
Гимнастка красивая, Мухина,
Какою изящной была!
Калекой, в забвении полном,
Она умирала одна.
Кумиров калечат так часто,
Талант, выжимая до дна,
Но время прошло, их забыли
И новых настала пора.
* * *
К таланту приближайтесь осторожно,
Чтоб мог бы он сто лет своих прожить,
Не растерять его до сроков и, конечно,
Себе подобных, нам простым дарить.
Талант в сто лет раз нарождается.
Талант, он из тысяч один.
Талант, наших сроков не знает
И сам он себе господин.
Талант невозможно измерить
И время ему указать,
Его можно чувствовать, верить
И ждать, терпеливо так ждать.
Нельзя талант себе в угоду
Эксплуатировать, преступно подгонять.
Талант порой годами дремлет зрея,
И ждёт свой час, когда придёт блистать.
Как часто мы ошибку допускаем,
Момент успеха, за талант приняв,
И человека так загнать умеем,
Амбиции свои так не уняв.
К таланту приближайтесь осторожно,
Не торопите, дав ему дозреть,
Ведь у кого-то в пять, а у кого-то в двадцать,
Бывает что и в семьдесят, но есть.
Дозреть ему дайте – таланту
И ждите, что время придёт.
А время придёт, он как гейзер
Фонтаном до неба забьёт.
* * *
Вот новое веянье в школе,
Все в поиске, ищем детей
Судьбой одарённых талантом,
И много хороших идей.
Мы ищем и часто находим
Весьма негативный талант:
Ну что ж, будем много работать,
Чтоб стал тот талант угасать.
Талантливо кто-то читает,
Талантливо кто-то поёт,
Талантливо кто-то играет,
А кто-то талантливо бьёт.
Талантливо кто-то рисует,
А кто-то талантливо шьёт,
Талантливо кто-то танцует,
А кто-то талантливо лжёт.
Мне вовремя надо увидеть
Таланта любого ростки,
А если их нет у кого-то,
Не дать им замкнуться внутри.
Мне вовремя надо увидеть,
Мне надо его поддержать,
Мне надо оценивать, верить,
Таланту расти помогать.
Мне надо его не обидеть,
Когда буду я убеждать,
Советовать, слушать внимательно,
А в чем-то и разубеждать.
Учить и не перестараться,
Не дать и зазнайкою стать,
Реально оценивать силы,
Чтоб было за что восхвалять.
* * *
Напомню, как важно, считаю
Знать нужно свою шежере
Истоки проблем и талантов
Зарыты глубоко в семье
* * *
К истокам предков обращаясь,
С детьми спешим скорей узнать:
Кто из родни, с каким талантом
Тот приходил и доказать,
Что их потомки их не хуже,
Им тоже есть, что всем сказать,
Что их следы не затерялись,
Но надо чуть лишь подождать.
Порою слышишь, что возьмёшь с них,
У них толковых нет в роду.
Вот тут я с ними не согласна.
И я тут прямо всем скажу,
Нет Менделеевых, конечно,
Но это ж жизни не табу.
Ну что ж, не жить им всем прикажешь?
В ответ: «Я просто говорю...».
Нельзя клеймо с рожденья ставить.
Не все плохие ведь в роду.
Пусть не сверкал талантом прадед,
Но честен был и на виду.
Прабабка скромной и простою
Среди сельчан своих слыла,
Детей таких же скромных, честных,
Душой красивых родила.
Пусть все в роду учились плохо,
Причин тут много, как всегда,
Зато в семье всегда спокойно,
Хватает всем любви, тепла.
Пусть не всегда в семье достаток,
Порой нет даже и куска,
Но не завидуют соседям
И в сердце нет ни капли зла.
Вот из таких семей выходит
Основа общества, - скала.
Они в беде стеною станут,
Удел их труд и доброта.
* * *
Учитель должен постараться,
И так бывает нелегко,
Увидеть, вырастить, взлелеять
Рациональное зерно.
Учитель, он же: мама, скульптор,
Художник, многое ещё.
Он учит, любит, направляет,
Жалеет детище своё.
Он лечит раны души детской,
Мечтать научит, и простит,
И терпеливо ждёт, когда в ребенке
Таланта искра возгорит.
* * *
С лихвою мой труд окупается,
За тридцать почти лет моих
Хорошие выросли люди,
Хоть нет Галилеев средь них.
Их много: работают в школах,
В больницах и в детских садах,
Простые водители, в банках –
Они мамы – папы в трудах.
Их много, еще подрастают,
Они, дети - краски мои
Мы радугу вместе создали,
Чтоб все любоваться могли.
* * *
Мне краски природа дарила,
Я яркость лишь им придала,
Чтоб радуга яркою стала,
Во всю свою мощь расцвела.
Они все танцуют и лепят,
Мечтая, рисуют, поют,
Играют на сцене и, словом,
Основу себе создают.
Ведь жить, ничего не умея,
Убогих лишь жалкий удел.
Они хорошо это знают,
И каждый уже преуспел.
Чтоб радуга радостей детских
Над нами всходила всегда,
Должны улыбаться детишки,
Звучать детский смех, голоса.
Чтоб радуга ярче светила
Я радость дарить им должна,
Надежду на лучшее в жизни
И веру в победы добра.
Чтоб радуга ярче сияла,
Для творчества базу творю.
И пусть мои детки стремятся
К успехам, к победам, к добру!
* * *
Чтоб радуга ярче сияла
Для радостей дайте им шанс,
И дети во всем преуспеют,
Обгонят в успехах и нас!
Благовещенское педагогическое училище, 1978
Высшее, г. УФА, БГПИ, 1993 г.