СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе в 10 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Эпическое и лирическое начала в романе в стихах «Евгений Онегин»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе в 10 классе»

Тема: Эпическое и лирическое начала в романе в стихах «Евгений Онегин»

Цель: представить общую характеристику романа; провести обзор содержания романа;

ознакомить учащихся с приемами анализа лиро-эпического произведения.. Формировать навыки синтеза и анализа литературно-художественного материала.



Планируемые результаты обучения

1) личностные сохранять доброжелательное отношение к собеседнику;

2) предметные : применять на практике полученные знания

3) метапредметные понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать свое мнение, осуществлять деятельность в соответствии с планом, оценивать результаты своей деятельности


Оборудование: мультимедийная презентация, текст произведения, индивидуальные карточки

тип урока: освоение новых знаний

1.Орг.момент

2.Целеполагание

--Что такое жанр художественного произведения?

     б/ На какие три рода делятся произведения художественной литературы?

     в/ На какие виды делятся эпические произведения? 

     г/ Чем отличается эпическое произведение от лирического?

     д/ Можно ли роман «Евгений Онегин» отнести чисто эпическим произведениям? А к чисто лирическим?

     е/ Какое же это произведение?

         - Лиро-эпическое.

Назовите тему, цель урока

Как в романе изображена жизнь России в 20-ые годы XIX века?

                - Реалистически. 

           з/ Что сказал Белинский о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

             - Роман-дневник.

Вывод:

Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина – лиро-эпическое произведение, реалистический роман в стихах, роман-дневник.

--Какое определение этому произведению дал В.Белинский? (Энциклопедия русской жизни) Почему? (Роман знакомит нас с разнообразными картинами русской жизни, с разными классами и группами русского общества, с русской природой, театром, торговлей, литературой.)

«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». И далее еще откровеннее: «Пишу его с упоением, что еже давно со мной не бывало».

Пушкинский роман слагался долго. Поэт сам указал срок — 7 лет 4 месяца 14 дней, сказав с восторгом: «Это лучшее мое произведение». С этими словами нельзя не согласиться.

Учитель. Войдем в художественный мир романа «Евгений Онегин», узнаем историю его создания, совершим вместе с поэтом удивительное путешествие по страницам произведения.

работа в паре.

  1. Вы познакомились с литературоведческими понятиями: жанр, роман, проблематика. Докажите, что произведение А.С.Пушкина — это роман (хотя и в стихах).

--Вспомним, краткий сюжет романа.

--Сегодня на уроке мы рассматриваем не только героев, их поступки, а скорее раздумья, чувства самого автора

--Кто такой автор?

3) Автор - образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей; может быть предельно сближен с биографическим или намеренно отдален от него (образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

кто автор – повествователь или рассказчик? Свой ответ аргументируйте.

  • Автор – повествователь, от его лица ведется повествование.  И он не связан с речью какого-либо персонажа. Повествователь, от чьего имени ведется рассказ, присутствует в романе наравне с другими персонажами.

    Хотел бы я тебе представить...

    Собранье пестрых глав,

    Полусмешных, полупечальных,

    Простонародных, идеальных,

    Небрежный плод моих забав,

    Бессонниц, легких вдохновений,

    Незрелых и увядших лет

    Ума холодных наблюдений

    И сердца горестных замет.



Я прочитала фрагмент произведения. Как он связан с сюжетом?

  • Это рассуждения автора, которые он делает по ходу повествования.

Учитель: Такие рассуждения называются лирическими отступлениями 



Что такое лирическое отступление? (запись в тетради)

  • Лирические отступления - внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям.

Специалисты насчитывают в романе Пушкина 27 лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы.

Как связаны лирические отступления с образом автора?

  • Лирические отступления создают образ автора.

Работа в группах:

Вопрос:

Какие темы лирических отступлений вы можете назвать? (ответы детей)

Лирические отступления можно разделить на несколько групп:
Авторские отступления.
(Воспоминания о юношеской любви в первой главе, рассуждения о «ножках». Воспоминания о московской «красавице» в 7 главе . Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке романтических ценностей в «Отрывках из путешествия Онегина») .
Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах)
Разговоры на житейские темы («роман требует болтовни») . Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т. д.
Пейзажные лирических отступления. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения

Отступления на гражданскую тему – о героической Москве 1812 года.
Некоторые отступления – «смешенного» типа (включают в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы.)

--Какова роль лирических отступлений в романе «ЕвгенийОнегин»?

Итоги. Таким образом, Пушкин многосторонне, объективно, емко и лаконично показал всю жизнь России, всю современную ему действительность. Не случайно В.Г.Белинский напишет: «“Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Мы с вами нашли в тексте и эпическое и лирические начала, которые составляют основу произведения.

Итоги. Рефлексия

Домашнее задание. Читать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Определить темы его произведений


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!