СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 8 классе «Сложные человеческие отношения» Урок - беседа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 8 классе

 «Сложные человеческие отношения»

Урок - беседа

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 8 классе «Сложные человеческие отношения» Урок - беседа»

Автор: учительница русского языка и литературы Хабибуллина Ф.Т.



Разработка урока литературы в 8 классе

«Сложные человеческие отношения»

Урок - беседа

Цели урока:

1. Образовательная: познакомить учащихся с К .Паустовским и историей создания рассказа , проследить за авторской позицией, раскрыть сложность человеческих отношений выявить способы авторской характеристики Насти, определить, что писатель ценит в людях.

2. Развивающие:; совершенствовать навыки речевого общения, анализировать текст.

3.Воспитательная:

 воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям и окружающим;

воспитывать грамотного читателя.

Оборудование:

портрет К. Г. Паустовского, выставка книг, эпиграф-цитата из стихотворения А. Я.Яшина, карточки-информаторы.

Спешите делать добрые дела.

А. Я. Яшин.

Ход урока.

1.Слово учителе о писателе П.К.Паустовском

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968 гг.)

Русский советский писатель. Родился в Москве, в 1898 году семья возвращается на Украину, в Киев, где будущий писатель окончил гимназию и в 1911 г. поступил на естественно-исторический факультет Киевского университета.

В 1913 Паустовский прервал обучение и переехал в Москву, чтобы продолжить его на юридическом факультете Московского университета, однако не окончил и его, ибо жажда писательства целиком завладела им.

С 1913 до 1929 гг сменил множество профессий: был водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом.

Первый роман «Романтики» он писал с 1916 по 1923гг., но опубликовал только в 1935 г Тогда же вышли и романы «Блистающие облака» и «Черное море».

Страсть Паустовского к путешествиям привела к созданию книг «Кара-Бугаз», «Колхида». Другой ипостасью его творчества в 30-е гг стали исторические повести «Судьба Шарля Лонсевиля», «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко».

В послевоенные годы Паустовский написал книги о писательском труде «Золотая роза» и автобиографическую «Повесть о жизни».

Автор большого количества очерков и новелл, Паустовский заслужил высокую оценку своего творчества, данную виднейшими деятелями и писателями нашей эпохи. Многие произведения переведены на немецкий, французский и английский языки.

Умер в Москве.

- 2.Анализ рассказа.

- Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу? (Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду)

- Куда, кому и кем они были отправлены? (На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.)

1 – дочери Насте в Ленинград: «Катя умирает. Тихон».

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

- Какую телеграмму имел в виду автор? Почему?  (Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти)

- А выполнили они своё предназначение? (Одна — опоздала, другой — не поверили).

- Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?

- Каково ваше впечатление от рассказа «Телеграмма» Паустовского?


- Паустовский -мастер пейзажной прозы. А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Нет… Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях.) Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя их роль иная, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего урока — определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.

- Подумаем, почему автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
(Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения, создает тональность повествования.)

 - Каков, по-вашему, ритм прозы писателя? (Ритм прозы ощущается сразу же. Фразы короткие, от них веет каким-то холодом и безысходностью. И только выбивается из этого ритма предложение о подсолнечнике, который « все доцветал и никак не мог доцвесть»)


- Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

(У читателя создается ощущение теплого маленького солнышка на фоне серого, черного неба)

- А какие детали еще выделяет, подчёркивает автор? Одинокий подсолнух, озябший клён, позабытые звёзды — вот приметы этой холодной осени.

- Через какой приём они показаны? (Олицетворение - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.)

- Зачем автор обращается к олицетворению? (Клён — это не просто осенняя картина, это память Катерины Петровны, видя его, она вспоминает себя.)

- Выражает ли автор прямое сочувствие героине? ( Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне «стало еще труднее вставать по утрам» - значит и без того было трудно.)

- Как соответствует безотрадная картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Паустовский, следуя традиции отечественной литературы, соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человека, наступает медленное увядание.)

- А какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? («Горький запах» нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар.)

ВЫВОД: За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине. ( слайд МАТЬ)

МАТЬ - Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? (высказывания учащихся)

- Восстановите прошлое по ряду точных деталей? (Прошлое – в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго.» Это была счастливая и насыщенная событиями жизнь, отсвет ее в эскизе к «неизвестной» Крамского (подарок самого автора отцу героини). Катерина Петровна живет воспоминаниями, они бы могли скрасить ее одиночество. Но и они тускнеют, как «потускнели от времени» картины на стенах. Автор своим подтекстом подчеркивает, что «сумрачно» не только в опустевших комнатах, но и душе героини.)

- Для чего хранит Катерина Петровна «сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу», а потом дарит их Маняше? (Все это случайно. Дарит эти вещи героиня Маняше, чтобы отблагодарить ее. Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое. Но то, что для Катерины Петровны милые реликвии – частицы жизни и судьбы, для деревенской девочки лишь старая и ненужная ветошь. «Сдам в утиль, - решила Маняшка, забирала все и уходила», а Катерина Петровна оставалась наедине со своим одиночеством).

- Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини? (Плохо видит, сгорбленная, маленькая).- Подберите синоним к слову «маленькая» (Беззащитная).

- Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как Катерина Петровна пытается оправдать дочь? Найдите строки в тексте. («Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие писем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как небрежно перебирает Катерина

Петровна принесенные почтарем деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе).

- Как относятся к Катерине Петровне окружающие? (С уважением, заботясь о ней, оказывают посильную помощь).


- Что узнали о жизни Насти, её работе? (Живёт в Ленинграде).

- Есть ли здесь описание природы? Почему (Не в этом дело. В Ленинграде есть парки, скверы. Насте некогда было всё это увидеть, т.к. она постоянно работала).

- Что узнали о работе Насти? (Она секретарь Союза художников. Работает много. Устройство выставок - всё это делается через её руки. Даже письмо матери некогда написать).


- Каково авторское отношение к Насте? (По тексту мы видим, что прямых авторских оценок нет, но Паустовский отмечает очень важную деталь в портрете Насти – Глаза) А мы с вами знаем, что глаза – зеркало человеческой души

- Найдите в тексте как характеризует автор глаза Насти? (Деталь: большие холодные глаза. Значит получается, если глаза холодные – холодное сердце)

- В чем раздвоенность сознания Насти?

(Не почувствовала вовремя, что нужна матери, которая возможно умирала в те часы, когда ее хвалили за внимание к человеку)

1. Настя в мастерской Тимофеева.

- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя? (Гоголь в роли судьи. Настя не может вынести укоризненный взгляд. Почувствовала насмешливый взгляд скульптуры). Какое это средство выразительности?

Находим олицетворение, с помощью которого выражается авторская позиция. " Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя .."Текст. - Почему именно Гоголя? (Сатирик, обладающий удивительной способностью угадывать человека)

- Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны? (И молодой талантливый художник, и старая женщина переживают душевную драму, причина которой – человеческое равнодушие и непонимание).

- Случайна ли цифра 3 в рассказе?

(3 года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года проводит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же 3 года живет вдали от матери Настя, живет, по ее словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо»).


Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза Художников.- Бездушна ли, по-вашему, Настя? (Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки).

- Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темы Настиной жизни. («Горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором, «приходила в отчаяние». Неужели это та самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма? Сколько душевных сил потратила).


- Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая всяких оценок. («Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала о переполненных поездах, пересадка на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней»).

телеграмма

- Давайте вспомним, как Настя принимает телеграмму? (Спокойно. Она даже не поняла, о какой Кате идет речь).- Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждалась похвалой, у нее умирает мать).- Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»? (Неприятное известие, не вовремя, это нарушило ее планы).- В чем раздвоенность сознания Насти?

(Не почувствовала вовремя, что нужна матери, которая возможно умирала в те часы, когда ее хвалили за внимание к человеку)

- Успела ли Настя приехать к живой матери? (Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей):

ЗАЧИТАТЬ стр. «День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега. Впервые в пейзаже появляются не мрачные, а светлые, живые штрихи.

Появляется образ молодой учительницы:

- Зачем Паустовский вводит его? (Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы». Она тоже уехала из дома, оставив родных. Сцена похорон Катерины Петровны как наказ ей - не повторить ошибок Насти).

Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте, Настиному «недочувствию».

- В конце рассказа мы слышим слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему он обращается именно Манюшке? (Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте. «…не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.

- Какой смысл вкладывает в эти слова автор? Это и авторское напутствие читателям)


-  Наступит ли время раскаяния для  Насти? (Наступит, но будет поздно.  Любимого родного человека уже не вернуть).

- Ваше впечатление о «Телеграмме» К.Г. Паустовского?

- О чём этот рассказ?

(Основная тема – взаимоотношения родителей и детей. вопрос Тихона о Насте – завязка. Также в рассказе речь идёт о милосердии, об ответственности человека за свои поступки.)

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: определить, как построен рассказ, и выделить 3 основные части, озаглавить каждую и подобрать эпиграфы.

Постижение авторской позиции. (Работа с текстом.)

Повествователь в «Телеграмме» как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое его присутствие ощущается в каждом слове. Обратимся к тексту рассказа. Перечитаем его начало (от слов «Октябрь

- Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

(Слово продиктовано чувством ритма. У читателей создаётся: единое, тёплое маленькое солнышко на фоне серого, чёрного неба.)

Вывод: за простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.

  1. Роль художественных деталей в тексте.

К.Г. Паустовского считают мастером детали.

- Подумайте, какой многоязычный смысл заключён в данных выражениях?

1. «Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота».

(С одной стороны, в этом словосочетании смысл обычный – жестяной ящик пуст. Но в тексте значение углубляется: пустота – Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота – бездушие, неоправданная жестокость дочери.)

2. «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».

(Ночник – «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, её боль, грусть. Керосиновый ночник подчёркивает безмерность одиночества героини. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.)

  1. «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, ещё девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

Вывод: Мастерство К.Г. Паустовского в использовании детали поразительно. С её помощью автор создаёт определённое настроение и передаёт психологическое состояние героев.

  1. Характеристика Катерины Петровны. Работа по опорной схеме «План – характеристика литературного героя».

Мы выяснили, что «мелодия прозы» способствует созданию образа пожилой одинокой женщины.

- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?

- Восстановите прошлое героини по ряду точных деталей?

(Прошлое – в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Это была счастливая и насыщенная событиями жизнь, отсвет её в эскизе к «Неизвестной» Крамского (подарок самого автора отцу героини). Катерина Петровна живёт воспоминаниями, они бы могли скрасить её одиночество. Но и они тускнеют, как «потускнели от времени» картины на стенах. Автор своим подтекстом подчёркивает, что «сумрачно» не только в опустевших комнатах, но и в душе героини.)

- Для чего хранит Катерина Петровна «сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу», а потом дарит их Маняше?

(Всё это не случайно. Дарит эти вещи героиня Маняше, чтобы отблагодарить её. Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое. Но то, что для Катерины Петровны милые реликвии – частицы жизни и судьбы, для деревенской девочки лишь старая и ненужная ветошь. «Сдам в утиль, - решала Маняша, забирала всё и уходила», а Катерина Петровна оставалась наедине со своим одиночеством.)

- Что подчёркивает Паустовский во внешнем облике героини?

(Плохо видит, сгорбленная, маленькая.)

- Подберите синоним к слову «маленькая».

(Беззащитная.)

- Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? Найдите строки в тексте.

(«Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать». )

- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

(С уважением, заботясь о ней, оказывают посильную помощь.)

- Завершающим аккордом первой части становится сообщение о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала?

  1. Чтение учителем письма наизусть.

Писатель приглашает нас, читателей, домыслить то, что осталось в подводном течении рассказа. Женщине мог напомнить о приближении конца «облетевший, озябший» клён, который она посадила ещё «девушкой - хохотушкой», Её могла испугать собственная слабость: ведь Катерина Петровна еле добрела до калитки и с величайшим трудом вернулась обратно. Да и в самом стуке, почудившемся старой женщине, есть что-то мистическое: не восприняла ли его Катерина Петровна как весть о скорой смерти?

  1. Характеристика Насти. Работа с портретом:

- Что в её внешнем облике подчёркивает автор?

(«Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг – в переводе означает «Солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза – зеркало души человека. Что-то подобного мы и ожидали.)

  1. Анализ эпизодов, изображающих отношения Насти к художникам.

а) Настя в мастерской Тимофеева.

- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?

(Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый человек. Настя видела, как на виске его бьётся тонкая склеротическая жилка», «А письмо –то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх ты, сорока», В душе героини происходит внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное, сиюминутное – осталось главное: мать и её одиночество.)

- Какая внутренняя связь между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны?

(И молодой талантливый художник, и старая женщина переживают душевную драму, причина которой – человеческое равнодушие и непонимание.)

- Случайна ли цифра 3 во фразе, вложенной автором в уста Тимофеева: «Ночи не спишь! Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся?»

(3 года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года проводит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же 3 года живёт вдали от матери Настя, живёт, по её словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо».)

- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно («будем драться») помогает скульптору Тимофееву? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матери?

б) Выставка Тимофеева.

Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза художников.

- Бездушна ли, по-вашему, Настя?

(Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.)

- Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темы Настиной жизни.

(«горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором, «приходила в отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма? Сколько душевных сил потратила.)

- Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая всяких оценок.

Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передаёт нежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах – «неизбежных» - выдаёт Настино раздражение. Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.

- Как Настя принимает телеграмму?

(Спокойно. Она даже не поняла, о какой Насте речь.)

- Почему Настя не открыла старому художнику правду?

(Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.)

- Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?

(Неприятное известие, не вовремя, это нарушило её планы.)

  1. Чтение и анализ эпизода «Настя под «хмурым» небом».

Этот внутренний монолог героини – кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Её горькие слёзы – это слёзы очищенья. Но с просветленьем души пришло и твёрдое понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!» и по-детски милое «мама», впервые произнесённое за последние годы, мы готовы простить всё Насте за её раскаяние.

- Успела ли Настя приехать к живой матери?

(Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний её путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей: «День побелел», и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмёрзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и весёлым запахом снега. Впервые в пейзаже появляются не мрачные, а светлые, живые штрихи.)

  1. Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте, Настиному «недочувствию».

  1. Работа над эпиграфом к уроку.

- В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно Манюшке?

(Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте.)

- Какой смысл вкладывает в эти слова автор?

(«… не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного. Это и авторское напутствие читателям.)

- Какие факты свидетельствуют о том, что совесть и Насти всё же пробудилась?

(Бросив всё, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый (как на душе у Насти) рассвет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, «не смог снять с ней непоправимой вины, невыносимой тяжести».)

  1. Смысл рассказа. Обсуждение мнений учащихся.

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать её в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у неё прощения.

Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком» - говорит Паустовский. – «За добро плати добром!»

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру на тему :

Какие «зарубки на сердце» оставил у меня этот рассказ.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!